Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е и движение за типографию в школе
1-го января 1920 года Френе назначается учителем двухклассной школы в городок Ле-Бар-сюр-Лу - в департаменте Приморские Альпы. Неопытный учитель, он впервые попадает в одну из классных комнат, которые переживут еще век: расположенные рядком парты, возвышение для учителя, плащ на стене, черная классная доска на подставке. Неприспособленность условий работы и пособий, используемых детьми - уже изобличенных с такой силой Марией Монтессори - вызовет очень быстро со стороны Френе конкретные предложения по улучшению. Френе впервые открывает для себя детей, и в своем блокноте, который заменил ему военный ежедневник, он день за днем записывает оригинальные заметки о своих "воробушках" - наблюдения, движения бытия, так, как они происходят. Официальное установление традиционного преподавания, которое требует чрезмерной концентрации, противоестественного ритма - это непосильно для ребенка. И Френе задает себе вопросы об уроках, которые никогда не исходят из мотивации ребенка, об этой "культуре", которую он должен передавать, в то время как Жозеф, маленький ученик, всегда одетый в одну и ту же рубашку, и одни и те же штаны, подвязанные веревкой, летом с босыми ногами, забывает придти в класс, потому что он наблюдает, как зачарованный, за голубой гусеницей на соседней стене. Е ОТКРЫТИЕ ПЕЧАТНОГО СТАНКА (1924) Элиз Френе простодушно рассказывает о том, как учитель, стирая с доски, внезапно приходит к идее печатной страницы. Жозеф, ученик, вечно таскающий в кармане или в коробке какую-нибудь живность (майских жуков, кузнечиков, ящериц, божьих коровок…) устроил под партой гонки улиток. Учителю забавно смотреть, как возбужденные ребята спорят: один болеет за серо-зеленую, другой - за коричневую, третий - за темно-серую. "Вот так! Выиграла серо-зеленая! Серо-зеленая выиграла!" Весь класс наполнен жизнью, руки тянутся, желая схватить улиток… Но Жозеф ревностно собирает свое хозяйство и укладывает его в коробку. Учитель уже у доски: - Отлично! Пишем на доске: соревнование улиток" [31]. С этого момента больше не остается ничего. Печатная страница, напротив, дает иной масштаб события. Кроме того, она есть источник письма, если ее сочи няют сами, источник чтения, новых открытий: она может стать отпечатком жизни… Френе едет в город Грас в типографскую мастерскую и рассказывает о своей идее полиграфистам. Они отговаривают его от "авантюры": ученики быстро растеряют весь шрифт, а, может быть, и украдут его… Но будучи одержим своей идеей, он неожиданно наталкивается на рекламу небольшого печатного станка и заказывает его. Покупку привозят через несколько дней, и начинается "магия типографии", которую открывает для себя учитель вместе с учениками: литеры, верстатки, первый отпечатанный листок. Чтобы купить печатный станок, Френе истратил все свои деньги и даже был вынужден выписать вексель. Нехватка денег на бумагу привела к совершенно невероятным вещам: например, пришлось печатать на станке бюллетени для голосования перед выборами депутатов, журналы-реестры для Баварского кооператива… Но день ото дня, экспериментируя с материалами (шрифтами, красками и т.п.), Френе и его ученики постепенно набирают опыт - уже чувствуются результаты, хотя пока совсем скромные. В журнале "Кларте" он позже опишет, после покупки маленькой типографии в Грасе и небольшого запаса бумаги - за счет экономии на каникулах - и после ежедневного экспериментирования с техникой, прочувствования "магии" владения орудием труда для детей, первый теоретический подход к своей работе: "Эту обновленную технику (типографию) еще предстоит открыть… Меня поразил один факт. Когда я просмотрел заголовки на двух страницах "книги жизни" (сборник текстов, отпечатанных за первые два триместра13, я обратил внимание на то, что распределение тем в этой книге примерно такое же, какое предлагают сторонники "центров интереса".14 Вот осень - фрукты, грибы, ветер; здесь же призывники в армию… Затем зима - описание способов защиты от холода. Весна, так богатая впечатлениями - сильные дожди, град, оползни; но и первые цветы, цветочные баталии, богато украшенные цирки, но здесь же и описание болезней, периодически опустошающих наши классы.
И я с удовлетворением и умилением отметил, что такое распределение по интересам, доминирующим среди детей, распределение, которое никак не менее значимо, чем гений Декроли, это распределение существует совершенно естественно в живом классе, в котором я не предлагал никакой темы вообще, довольствуясь только тем, что слушал, руководил дискуссией, обобщал и упорядочивал мысли моих учеников" [32].
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.004 с.) |