Е и движение за типографию в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е и движение за типографию в школе



1-го января 1920 года Френе назначается учителем двухклассной школы в городок Ле-Бар-сюр-Лу - в департаменте Приморские Альпы. Неопытный учитель, он впервые попадает в одну из классных комнат, которые переживут еще век: расположенные рядком парты, возвышение для учителя, плащ на стене, черная классная доска на подставке. Неприспособленность условий работы и пособий, используемых детьми - уже изобличенных с такой силой Марией Монтессори - вызовет очень быстро со стороны Френе конкретные предложения по улучшению. Френе впервые открывает для себя детей, и в своем блокноте, который заменил ему военный ежедневник, он день за днем записывает оригинальные заметки о своих "воробушках" - наблюдения, движения бытия, так, как они происходят. Официальное установление традиционного преподавания, которое требует чрезмерной концентрации, противоестественного ритма - это непосильно для ребенка.

И Френе задает себе вопросы об уроках, которые никогда не исходят из мотивации ребенка, об этой "культуре", которую он должен передавать, в то время как Жозеф, маленький ученик, всегда одетый в одну и ту же рубашку, и одни и те же штаны, подвязанные веревкой, летом с босыми ногами, забывает придти в класс, потому что он наблюдает, как зачарованный, за голубой гусеницей на соседней стене.

Е ОТКРЫТИЕ ПЕЧАТНОГО СТАНКА (1924)

Элиз Френе простодушно рассказывает о том, как учитель, стирая с доски, внезапно приходит к идее печатной страницы.

Жозеф, ученик, вечно таскающий в кармане или в коробке какую-нибудь живность (майских жуков, кузнечиков, ящериц, божьих коровок…) устроил под партой гонки улиток. Учителю забавно смотреть, как возбужденные ребята спорят: один болеет за серо-зеленую, другой - за коричневую, третий - за темно-серую.

"Вот так! Выиграла серо-зеленая! Серо-зеленая выиграла!" Весь класс наполнен жизнью, руки тянутся, желая схватить улиток… Но Жозеф ревностно собирает свое хозяйство и укладывает его в коробку.

Учитель уже у доски:

- Отлично! Пишем на доске: соревнование улиток" [31].

С этого момента больше не остается ничего. Печатная страница, напротив, дает иной масштаб события. Кроме того, она есть источник письма, если ее сочи

няют сами, источник чтения, новых открытий: она может стать отпечатком жизни… Френе едет в город Грас в типографскую мастерскую и рассказывает о своей идее полиграфистам. Они отговаривают его от "авантюры": ученики быстро растеряют весь шрифт, а, может быть, и украдут его… Но будучи одержим своей идеей, он неожиданно наталкивается на рекламу небольшого печатного станка и заказывает его. Покупку привозят через несколько дней, и начинается "магия типографии", которую открывает для себя учитель вместе с учениками: литеры, верстатки, первый отпечатанный листок. Чтобы купить печатный станок, Френе истратил все свои деньги и даже был вынужден выписать вексель. Нехватка денег на бумагу привела к совершенно невероятным вещам: например, пришлось печатать на станке бюллетени для голосования перед выборами депутатов, журналы-реестры для Баварского кооператива… Но день ото дня, экспериментируя с материалами (шрифтами, красками и т.п.), Френе и его ученики постепенно набирают опыт - уже чувствуются результаты, хотя пока совсем скромные. В журнале "Кларте" он позже опишет, после покупки маленькой типографии в Грасе и небольшого запаса бумаги - за счет экономии на каникулах - и после ежедневного экспериментирования с техникой, прочувствования "магии" владения орудием труда для детей, первый теоретический подход к своей работе: "Эту обновленную технику (типографию) еще предстоит открыть… Меня поразил один факт. Когда я просмотрел заголовки на двух страницах "книги жизни" (сборник текстов, отпечатанных за первые два триместра13, я обратил внимание на то, что распределение тем в этой книге примерно такое же, какое предлагают сторонники "центров интереса".14 Вот осень - фрукты, грибы, ветер; здесь же призывники в армию… Затем зима - описание способов защиты от холода. Весна, так богатая впечатлениями - сильные дожди, град, оползни; но и первые цветы, цветочные баталии, богато украшенные цирки, но здесь же и описание болезней, периодически опустошающих наши классы.

И я с удовлетворением и умилением отметил, что такое распределение по интересам, доминирующим среди детей, распределение, которое никак не менее значимо, чем гений Декроли, это распределение существует совершенно естественно в живом классе, в котором я не предлагал никакой темы вообще, довольствуясь только тем, что слушал, руководил дискуссией, обобщал и упорядочивал мысли моих учеников" [32].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.004 с.)