Значение движения за типографию в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение движения за типографию в школе



Если до 50-х годов было невозможно исследовать проблемы школьных газет и использование печатного станка в школе без постоянных ссылок на движение Френе и на работы автора книги "Школьная газета" ("Journal scolaire"), то в период с 1950 г. по 1960 г. намечается поворот к более широкому признанию школьной газеты. Все более и более многочисленные эксперименты разворачиваются вне Кооперативного института современной школы. Многие учителя, вдохновившись опытом Френе, однако, не входя формально в какие-то бы ни было движения, начинают выпускать газеты просто потому, что это эффективное средство для создания коммуникационного канала взаимодействия школы с ее социальным окружением. В 1972 г. Ф.Делеам предлагает провести анкету "Пятьдесят лет после Ле-Бар-сюр-Лу". 186 собранных им ответов позволяют воссоздать детальную картину состояния школьной прессы. Общая тенденция такова: письменная речь, наряду с устной, по-прежнему представляет ценность, а печатная страница "сохраняет свое богатство и величие". Таким образом, школьная газета остается актуальной, несмотря на развитие других методик обучения и воспитания, а также возникновения новых средств коммуникации: "Школьная газета - это более, чем простое средство мотивации; она стала средством информации, поддержкой творчества, движением мысли, инструментом для выражения мнения… т.е. настоящим помощником школы в том, чтобы сделать ее открытой современному миру" [46].

Приведем два замечания, высказанные по поводу актуальности школьной газеты:

- "Печатное слово имеет более весомый характер по сравнению с преходящим, мимолетным характером других средств коммуникации. Печатная страница остается перед глазами. Условие: качество, подача, содержание… Типография сохраняет ремесленный характер, близкий к тому, чтобы придать результату индивидуальной или коллективной работы что-то вроде авторского клейма, гарантирующего высокое качество" (Бианкарелли, г.Порто-Веккьо).:

- "Ребенок, текст которого напечатан, переполнен гордостью. Печатный станок (или лимограф) имеет большую ценность. Здесь дети работают не для отметки в дневнике. То, что они делают, будет распространяться и будет прочитано. Отсюда гордость и желание делать лучше" (Бакле, г.Фер-ан-Тарденуа).:

Ф.Делеам так обобщает результаты исследования ценности печатного станка в школе: "Все, кто использует типографию в школе, высоко ценят те преимущества, которые она предоставляет ребенку. Она необходима для обучения навыкам чтения через разделение слов на составляющие, на слоги. Она помогает освоить орфографию. Она обучает пунктуации, этому способу отделить одну мысль от другой. Составление текста формирует умение расположить материал в пространстве, а также такие качества, как старательность, внимание, вкус, трудолюбие и настойчивость. Этому же способствует и макетирование. Поскольку дети работают в группе, им необходимо время от времени проявлять инициативу, чтобы суметь сорганизоваться. Результат: из их рук выходят живые страницы, интересные для всех окружающих. Ремесленная работа соединила опыт ручного труда и интеллектуальное развитие" (L'imprimerie а l'йcole, cinquante ans aprиs Bar-sur-Loup// L'Educateur, № 14, 1er avril 1972, p.11.). Учителя отмечают, что дети любят буковки-литеры ("трогают их, составляют из них слова, придумывают свои сочетания") и всякий раз подчеркивают достижение качества работы - формирование ловкости, координации движений (терапевтический эффект в случае нервозности, дислексии). Мадам Гамбар из города Сен-Лон-ле-Мин оценивает типографию, как "фундаментальное средство для развития детей-дебилов, детей-инвалидов или детей асоциального поведения. Триада - цвет, прессовка, разделение труда - часто позволяет детям организовывать деятельность безо всякой помощи учителя. Это великолепно работающая мастерская, без ссор и выяснения отношений, где легко изменить роли участников процесса". В анкете Ф.Делеама предлагалось также дать советы практиков по усовершенствованию техники. Поражает обилие предложений (держатель верстатки с зеркалом, увеличение ставневого пресса печатного станка через удлинение рычага между осью деревянной рукоятки и осью ставня, изобретение сушильного башмака для укладывания в стопки отпечатанных листов) и фантазия школьных печатников. Печатный станок - это магическое орудие, необходимое всем тем, кто его испробовал хоть раз. Вот как выражает эту мысль в заключение опросника один учитель, Роже Крузе: "Школьная газета, наша школьная газета - мы привязаны к ней, потому что делаем ее своими руками, все вместе, дети и взрослые. И именно в этом, на мой взгляд, ее глубокий смысл, ее великая педагогическая сила. Это - социализирующий аспект нашей техники, ведь составление газеты требует усилий четырех-пяти человек, создание тиража - усилий трех-четырех человек; в результате - можно охватить практически всех… Это настоящий человеческий труд с осязаемым результатом; если работа сделана кое-как, то это сразу будет заметно. Это еще и коллективный труд: если кто-то схалтурит, то это сразу же скажется на результате. Я думаю, что в случае школьной газеты все происходит так же, как и в случае любого другого большого дела, организуемого взрослыми вместе с детьми. Всегда надо надеяться на успех, стараться, а остальное придет, и все трудности будут преодолены" (L'imprimerie а l'йcole, cinquante ans aprиs Bar-sur-Loup// L'Educateur, № 14, 1er avril 1972, p.40.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.004 с.)