Как эволюционируют школьные газеты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как эволюционируют школьные газеты.



Существующие оценки противоречивы. Уменьшается ли значимость чтения? Может быть. А если экран приходит на помощь печатному слову?

"Людей молодых и совсем юных притягивает информатика", - объясняет Жак Ламбер, - "и прежде, чем замкнуть обучение на компьютер, надо научиться использовать все разнообразие применения этой техники. Школьная газета, изготовляемая на компьютере, может быть отличным решением проблемы в будущем" (Ouest-France, 14 avril, 1988).

Поэтому уже сейчас необходимо начинать кампанию по созданию условий для производства информации юными. На этих позициях стоит Фернанд Ланда, сотрудница КЛЕМИ, которая в своей статье, посвященной эволюции школьных газет, пишет следующее: "В школьных газетах всегда есть юные журналисты, которые с упоением пишут лишь о жизни класса, но общие тенденции развития прессы, реклама, увеличение доли графических элементов делают ребят более требовательными. Они хотят делать "настоящую газету". И это заставляет пересмотреть как "содержимое", так и "содержащее". К подстрекательству средств массовой информации, возможно, также добавляется эволюция самовыражения детей: в нашем жестком обществе, основанном на постоянной конкуренции, человек дважды подумает, прежде чем раскрыть состояние своей души. Содержательное самовыражение рискует быть стерилизовано новизной и заботой о форме. Время, уделяемое газете в классе, всегда было моментом ремесленнического счастья, одним из тех редких моментов, когда ребенок, подросток может изготовить свой собственный продукт. Профессиональная техника ввела в класс идею макета, эскиза. Введение в обиход копировальной техники, доступ к пишущим машинкам, лучшие модели которых предоставляют возможность выбора шрифтов - от элегантного италика до крупных шрифтов для заголовков и меньших для объявлений - все эти достижения позволяют произвести продукт, качество которого уже не допускает незамысловатой аляпистости. Развитие коммуникативной техники, очевидно, подталкивает учителя открыть свой класс прессе, информации. Взять интервью у ответственного лица из "СОС Расизм"18… Интервьюировать или редактировать - почему бы и нет? Писать для настоящего читателя, значит, открыть неожиданные потребности в письменном творчестве.

Это понимание различных форм письменного языка. Ясно, что даже составление маленького объявления не допускает неточности - ведь недостаточно сказать, что некто хочет обменять кассеты… к этому необходимо добавить массу уточнений, если хочешь получить ответ - какие кассеты, каковы условия обмена. Написанное приобретает полезность. Анализ газетной заметки, информационного сообщения приводит, на новом витке, к традиционной схеме редактирования. Прежде всего, надо выделить главное, потому что читатель газеты всегда торопится… Прямые контакты с профессиональными журналистами, издателями позволят открыть детям различия между выпуском печатного издания и его распространением. Газета - продукт коллективного труда. Ее форма и содержание разрабатываются на редакционном совете, где нужно определиться в непростом выборе с учетом размещения материалов на пространстве полос. Необходим бюджет. В придачу к деньгам, выделяемым проектом ПАЕ19, не поискать ли денег на стороне, у местных коммерсантов и предпринимателей? Именно так поступили в Бурже, и редакция газеты "Болтунишка из Жибжонка" смогла продолжать выпускать и бесплатно распространять свои номера на 12 страницах, благодаря рекламе!

Газета, более ясно осознающая своего читателя, более открыта для новых партнеров. Соблюдается строгий ритм выхода. Так, "Ланжевенская Газета" из города Авьона, что находится близ Лилля, выходит регулярно раз в неделю, информируя читателей коллежа и своего ближайшего квартала. А газета "Полевой цветок" из окрестностей Ниццы, выпускается ежедневно, сообщая о жизни класса и его проектах…

Приняв во внимание строгие эстетические требования, вызванные конкуренцией в средствах массовой информации, школьная газета вплотную приблизилась к компьютеру. Вплотную приблизилась? Да нет: "Мы уже написали несколько простых программ на Бейсике, помогающих издавать газету… Поскольку у нас не хватает денег на покупку профессиональных программных пакетов, мы используем на нашем "Макинтоше", в основном, простейшие редакторы - текстовый и графический" (выдержка из газеты "Малиновка", г.Карос). Маленький экран, мерцающий теперь во многих классах, значительно облегчает макетирование - задача, которая, безусловно, очень сильно зависит от имеющихся в распоряжении информационно-технических возможностей - программного обеспечения, печатающих устройств - это позволяет осуществить быстрое нахождение конкретных вариантов на экране и быстро внести необходимые исправления. Затем принтер выводит текст в выбранной форме с выверенным расположением колонок и титров - остается лишь разрезать напечатанное и собрать макет. Но наверное, последним словом в развитии этого направления является телекоммуникационная газета. В коллеже Барбе в Бордо один из классов выпустил № 16 газеты Телемедиатеки20 Регионального центра педагогической документации (Centre Rйgional de la Documentation Pйdagogique - CRDP). И вновь приятная игра на клавиатуре наталкивается на ограничения: экран "Минителя"21 и школа. Редактирование платежной ведомости - занятие малозанимательное: 12 строк из 25 позиций. После получения информации все здесь доставляет удовольствие: надо просчитать поля и пробелы, перенос слов, расположение текста на странице. "Читабельность" вписывается в непосредственную приемлемую реальность, зависящую как от корректности текста, так и от визуальной эстетики. Но прежде чем успех будет достигнут, необходима обычная верстка печатного текста, исправление ошибок. Экран и здесь приходит на помощь. Визуализация помогает увидеть все оплошности, однако, возможность их исправить, не оставляя и малейшего следа ошибки, приводит к тому, что все это воспринимается как малозначимое происшествие, фактически исключающее чувство субъективной вины - исправление превращается в естественный конструктивный элемент. Постоянно напряженное внимание приводит к увеличению скорости чтения, более эффективного, более прагматичного. Есть и другие факторы, способствующие изменению отношений между обучающими и обучаемыми: быстрая природная приспосабливаемость детей к новинкам техники заставляет взрослого пересмотреть свою роль в педагогическом процессе и более глубоко осмыслить концептуальные основания своей деятельности… Благодаря развитию техники, газета еще остается - и видимо, надолго - педагогическим орудием выбора, а также средством открытости, неформального литературного и журналистского творчества и возможностью для ребенка, осознавшего жесткую дисциплину производства, найти свою дорогу в нужном потоке различных средств коммуникации".

Статья Фернанд Ланда появилась в бюллетене Академической комиссии культурных акций (Comission acadйmique d'action culturelle) при Региональном центре педагогической документации города Кретей в апреле 1986 года.

Школьная газета, какими бы путями ни шло ее развитие, несомненно, остается магическим орудием!

 

КТО ОНИ, ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ?

Как результаты различных исследований, так и мнения взрослых о молодёжи "вообще", не должны заставить нас забыть о том, что молодежь - далеко не однородное множество, что в нем существуют многочисленные слои. Так кто же они, лицейские журналисты? Среди них, разумеется, есть "дети из приличных семей", порвавшие со своей буржуазной средой. Они-то как раз составляют большинство среди тех, кто открыто выражает своё недовольство лицеем и царящими там порядками, так как этот своеобразный "инкубатор", в котором "куются будущие кадровые работники", вызывает у них "аллергию". Есть среди них и выходцы из народной среды, которые всегда воспринимали школу как средство, способствующее продвижению вверх по социальной лестнице. Наверное, есть и такие дети, родители которых принадлежат к среднему классу и которые, как правило, ориентированы в своём поведении на более высокие социальные группы. Довольно трудно ответить на вопрос, каких же подростков больше. Исследование, проведенное в 1976-77 годах по заказу одной телепередачи на основе более 20 лицейских газет, позволило доказать, что вопреки общепринятому мнению, девушки в этих командах более многочисленны, чем юноши (60 девушек и 52 юношей). Но информация об их социальном происхождении оказалась гораздо более труднодоступна. Подростки, и это, пожалуй, стоит отметить особо, чаще всего отказываются отвечать на какие-либо вопросы на эту тему. При этом они всегда с энтузиазмом воспринимают предложение поработать с профессионалом, скажем, для того, чтобы помочь им усовершенствовать их идею издания газеты.

Тем не менее, на основе всех фактов, которые мне удалось собрать, можно с уверенностью утверждать, что большинство юных журналистов составляют дети из средних и высших социальных слоев. Получение более точных сведений затруднительно по многим причинам. Доверительная беседа с подростками, вхождение в доверие, установление взаимопонимания, откровенный обмен мнениями требуют большого количества времени, но только при таких условиях можно выделить и внимательно проанализировать и учесть те исключительные случаи, которые так необходимы, чтобы на фоне случайно проявляющихся фактов выделить характерные и постоянные тенденции.

И если разное социальное происхождение подростков объясняет их весьма несхожее отношение к учебному заведению как к таковому, то желание участвовать в создании газеты, т.е. побуждение к такого рода деятельности (например, жажда власти, желание самоутвердиться или самоопределиться, потребность в коллективном творчестве, постижение смысла существования и т.п.) часто замаскировано и не поддаётся анализу. Но эти факторы добавляют такой параметр измерения к изучаемой нами проблеме, который затрудняет или даже делает невозможной классификацию, упрощающую и объясняющую её. В этом случае следует, однако, подчеркнуть те исключения, которые вообще не стоит принимать во внимание. Речь идёт о газетах, которые имеют непосредственное отношения к политическим организациям взрослых, например к Коммунистической Лиге или Объединённой Социалистической партии. Такие газеты имеют скрытую функцию пропаганды, к которой подавляющее большинство лицеистов относятся крайне отрицательно. Стиль подобных газет, в принципе, легко узнаваем. И не только потому, что они лишены вкуса, оригинальности, и в них отсутствует искренность и "наивность" обычных лицейских газет, но также и потому, что по содержанию они чаще всего инспирированы, т.е. написаны "под диктовку" тех организаций, с которыми они связаны. Эти организованные структуры, как правило, начинают с самого простого - с листовок такого типа: "Что означает право на обучение, если неравенство остаётся основной линией политики правительства в сфере национальной системы образования? Шансы получить высшее образование варьируются от 75% у детей, чьи родители принадлежат к среде профессионалов высокой квалификации в индустриальной сфере, до 8% у детей из рабочей среды", - сообщает листовка движения Коммунистической молодёжи в марте 1972 года, повторяя слово в слово анализ, проведённый еженедельником этой же партии и опубликованный неделей раньше. "Движение лицеистов далеко от того, чтобы быть похожим на взрыв. Скорее его быстротечность можно сравнить с нарывающей болячкой. Но и это свидетельствует о глубоком кризисе буржуазного общества. Понять и объяснить происхождение этого кризиса - вот основная задача революционеров. И сделать это необходимо для того, чтобы предоставить движению лицеистов достойное место в борьбе за социалистическое общество", - читаем мы в другой листовке "Красного Комитета".

Это засилие "политики", борьбы взрослых за власть - в общем-то довольно неприглядно смотрится в молодёжных газетах подобного типа. Чаще всё-таки редколлегия лицейских газет внимательно следит за тем, чтобы акцент в их газетах был сделан на выражение собственно лицейских проблем, на их собственные требования, чтобы газета не становилась бы участником борьбы, в которой лицеисты могут быть только заложниками, так как, если она и касается их, то только мимоходом. Отказ лицеистов от газет такого типа обнажает беспокойство подростков о сохранении собственного "Я", своей индивидуальности, настаивая при этом на необходимости признания обществом своего существования, своей неповторимости, своих требований. Листовка "Фронта освобождения молодёжи", опубликованная в 7О-х годах, выражает эти требования в несколько юмористическом тоне:

"Мы молоды, нас много, мы умеем за себя постоять. Но нам пора научиться терпеть друг друга везде и повсюду и каждый день.

Давайте попробуем улыбаться друг другу в метро и приветствовать друг друга на улицах… Надоели оплеухи, хватит к нам придираться, довольно нас шантажировать!

Мы не боимся возраста, но нам страшно состариться. Это вы, буржуа, вы нас заставляете стареть!

Однако одну вещь стоит прояснить: мы не против стариков, но мы против того, что их сделало старыми. Ведь жить - это не значит выживать!"

Так, благодаря этому обращению к обществу, становится очевидным тот интерес, который проявляется у подростков по отношению к общественным институтам, а особенно к институту школы, а также показательной является частота обращения их к старшим вообще, к преподавателю, к родителям и, в целом, к образу взрослого. Если считать бесспорным факт расслоения молодёжной среды, и если предположить, что те подростки, которые участвуют в создании собственной газеты, не являются исключением из этого правила, то в таком случае настойчивость и постоянство выражения этой заинтересованности вскрывает смысл существования лицейских газет: прежде всего их страницы предоставляют возможность дать ответ, но также - и возможность задать свои собственные вопросы.

ВСПЛЕСК ЛИЦЕЙСКИХ ГАЗЕТ

Новый феномен 6О-7О-х годов заключается в резком увеличении числа ученических газет, появившихся в большинстве европейских стран. До сих пор нет возможности точно ответить на вопрос о том, сколько же их было и есть в настоящее время, т.к. отсутствуют точные данные о том, в каких учебных заведениях они выпускаются, и не организованы архивы. Исключением, пожалуй, является ФРГ. Чтобы хотя бы приблизительно представить себе динамику этого явления во Франции, необходимо, как это сделал Ж.-Л.Беннамья, сослаться на лицейское движение 1968-1973 годов, которое совпало с волнениями народных масс. В те времена проявления активности в обществе были настолько велики, что не было особой необходимости в появлении лицейских газет.

А вот после 1973 года наступает период затишья:

"Мало-помалу лицейские выступления прекращаются; в лицеях начинают понимать, что они ломятся в открытые двери, что им недостает чего-то очень важного, а именно - информации". И в этот период газета уже необходима, так как отвечает потребности в информации, свидетельствует о желании высказаться за изменения в обществе и служит ареной для обмена мнениями между лицеистами. Она позволяет им соотнести свои взгляды на разные проблемы современности с мнением сверстников:

"В настоящее время можно утверждать, что среди лицеистов преобладают пессимистические настроения (под лозунгом "здесь нам нечего делать"), большинство из них чувствуют, что их заманили в ловушку. В самом деле, ситуация такова, что лицеи утратили свое место в общей борьбе. В таком случае лицейская газета представляет собой попытку "создать что-нибудь новенькое", придумать новую форму активной деятельности. Все это представляет собой нечто совершенно отличное от того, что было в 1969-1973 годах, потому что это попытка отойти от каждодневной действительности, от жизненных перипетий с целью дать возможность людям выразить свои чувства, свои мысли. Это и в самом деле что-то совершенно новое, так как является внутренним порывом, тогда как 1969-1973 годы характеризовались внешним проявлением душевного смятения, и это выражалось в разного рода массовых выступлениях" [1]

Первое, что бросается в глаза в диалоге между поколениями, и газеты как раз свидетельствуют об этом, - непонимание: молодое и старое поколения говорят на разных языках: "Я бы хотел их послушать, чтобы понять, но они говорят на языке, который я не понимаю", - так пишет один ученик в газете "Надежда".

Жерар Венсан справедливо полагает, что для того, чтобы понять подростков, нужно прежде всего попытаться расшифровать язык, на котором они говорят: "Анализ содержания высказываний лицеистов (по проективным тестам, сочинениям, интервью и т.п.) наводит нас на мысль о том, что и дети, и взрослые используют подчас совершенно одинаковые слова, вкладывая в них разный смысл, наделяя их совершенно различной "силой" (в поэтическом смысле слова). Лозунг "Сэ-Эр-Эс - Эс-Эс" ("CRS-SS")22 - оригинальное звуковое совпадение - вызывает негодование у старшего поколения, которое было свидетелем, а иногда и непосредственной жертвой фашистского террора. Для отцов - "вдумчивых сторонников левых взглядов" и читателей Маркса - "свобода" означает "выбрать то, что осознано, как необходимое", а вовсе не "принять желаемое за действительное". Рабочему слово "забастовка" напоминает о возможном сокращении заработной платы или даже о потери рабочего места; в представлении его сына "организовать забастовку" означает прервать нормальную работу учебного заведения и попытаться организовать "праздник". Для лицеиста слово "риск" скорее всего, означает вероятность быть исключенным из учебного заведения или просто быть переведенным в другой лицей; для его отца, бывшего участника движения Сопротивления - если он считает себя таковым - "риск" означает вероятность пытки или даже физического уничтожения, а, возможно, и концлагерь. О девальвации слова в некоторых лицейских высказываниях свидетельствует также знаменитый лозунг, известный еще с июня 1968 года: "Довольно действия и слов". Какое-нибудь крепкое непечатное ругательство, расцениваемое взрослыми как смертельное оскорбление, в разговоре подростков используется совершенно запросто, как обычное и не очень сильное бранное словосочетание" [2].

Этот язык существует как система распознавания, узнавания "своих среди чужих", и присутствует буквально на каждой странице школьной прессы, которая служит своего рода лабораторией для выработки нового образа мыслей и новой манеры выражать свои взгляды (это утверждение относится также и к рисункам, помещённым в этих газетах).

Все перечисленные особенности, так же, как и трудности нахождения общего языка между детьми и родителями, лишний раз подтверждают то, что многие социологи пытаются описать как совершенно новое явление: подростки стали в полном смысле слова полноправными действующими лицами в самопроизвольно развертывающейся социальной драме. Ставки в этой игре велики. Согласно Маргарет Мид, мы находимся в беспрецедентной ситуации, которую она называет "префигуративная культура", и это надо иметь в виду, иначе "как и все первопроходцы-колонизаторы, мы упрямо верим в то, что наши дети в конце концов станут похожи на нас… Мы ясно отдаем себе отчет в том, что нам самим пришлось пережить. Но в таком случае следует признать, что у нас нет потомков, а у наших детей нет предков" [3]23. И хотя этот бунт переходного возраста не является неизбежной стадией развития, и большинство поколений не знало его, нам следует в полной мере оценить новизну этого явления. Как отмечает Бруно Беттельгейм:

"В течение многих тысячелетий потомки без труда следуют по пути, проложенным для них старшими поколениями. И основной причиной бунта подростков является тот факт, что общество пытается слишком долгое время задерживать молодое поколение на стадии зависимости от старших - слишком долго, если учесть их раннее половое созревание и ярко выраженное стремление к независимости. В те времена, когда мальчики в 12-14 лет уже начинали самостоятельную жизнь и могли рассчитывать только на себя, а девочки в этом возрасте уже выходили замуж, уже просто не оставалось времени на проявление бунтарских настроений. Это также не характерно для общества с твердыми устоями или для такого общества, где каждый человек с незапамятных времен действует согласно тем священным заветам, которым строго следовали его предки, и никакие изменения не предвидятся" [4]. Учитывая чувствительность подростков, можно предположить, что в этом "предвосхищённом" обществе, где родители будут знакомить своих детей с будущим, которого эти дети не только ещё не знают, но и боятся, и согласно Беттельгейму, уже собрались воедино три основных условия, необходимых для взрыва в среде молодёжи.

"Строгий ошейник предписанных норм и обычаев предков разорван окончательно, Относительное благополучие "общества потребления" позволяет ему обойтись без использования труда детей и подростков, которых, однако, держат в экономической зависимости от старших. Общество настаивает на том, чтобы молодежь воздержалась от сексуальных отношений в постпубертатный период" [5].

Этот трудный вопрос о том, как взрослые умеют навязывать подросткам свой порядок, часто присутствует не только в лицейских, но и школьных газетах.

До тех пор, пока взрослые будут уверены, что понять современную молодежь можно лишь через анализ собственного опыта, вспоминая свою молодость, как это делали родители и учителя прошлых времен, "они будут заблуждаться, - говорит Маргарет Мид, - они не услышат, даже если будут внимательно слушать; они все равно не смогут понять то, что стремится выразить юное поколение" [6].

НАСМЕШКА

В этой проблеме взаимонедопонимания между детьми и взрослыми совершенно не остается пространства для маневров; возможно, это одна из причин того, что школьные и лицейские газеты, выпускаемые подростками 14-16 лет, часто содержат множество насмешек, иронии. Вот как, например, это выразил один мальчик в школьной газете:

Если б птицей я был,
Меня в клетку впихнули б.
Если б вором я был -
За решетку швырнули б.
Если б был я собакой -
На цепь посадили б,
Если б психом я был,
То в дурдом поместили б.
Но не псих я, не вор,
Не собака, не птица.
Я - простой лицеист.
Я обязан учиться
И прилежно зубрить,
Что такое "свобода",
Чтобы не получить
"Пару" под конец года!24
Ален ("Школьная газета", г.Ла-Тур-дю-Пен).

Внутри такого рода общности подростки пытаются установить замысловатые отношения обольщения-отвращения между теми, кто создает эти газеты, и теми, кто их получает: привлекательность оригинального опыта, который стремятся разделить несколько членов редакционной группы. Прежде всего, такое "чтиво" предназначено для подростков же. Почему следовало бы выделить эту группу?

"Потому что "Боф-поколение", - говорят подростки из редакции газеты "Лупа" в Тулузе, - "это миф, и его надо показывать в реальной жизни, а не на фоне декораций; его надо показывать в грандиозной борьбе за солидарность, а не в кипящем волнении лабораторного эксперимента. В каждом лицее, в каждом классе слова и рисунки просят только о возможности проверить себя. Потому что в каждом из нас сидит искатель приключений, авантюрист, легко вступающий в споры со своими "собратьями". Газета "Лупа" была задумана и осуществлена без какой бы то ни было помощи взрослых - нас побудили жажда эксперимента, предпринимательский азарт, желание доказать что-нибудь как другим, так и самим себе, и абсолютное нежелание слышать фразы типа: "боюсь, что не умею писать", "не знаю, до чего это может довести", "это потрясающе"; а также потребность пройти все стадии процесса: от поэзии к продаже через создание макета - каждый на своем месте в совместной работе.

Потому что "Лупа" может быть одним из способов познания жизни, даже если никто из нас не захочет стать журналистом, художником, макетчиком или разносчиком газет. В современном мире, крайне медиатизированном, очень хорошо иметь возможность "наблюдать жизнь через собственную лупу".

Потому что, прежде всего, мы находимся в возрасте страсти…".

Впрочем читатели тоже могут стать участниками. На них смотрят, в зависимости от обстоятельств, либо с симпатией (и тогда вскоре они присоединяются к группе), либо с подозрением, либо с осуждением (если они себя не проявляют).

И конечно, не случайно, обложка газеты "Воспламенимый" № 3 представляет отношения "журналист-читатель" в крайне радикальном варианте ("Эй, придурок-читатель, газета тебя достанет"). Эти отношения любви-ненависти свидетельствуют скорее, о потребности быть прочитанным.

Очевидно, что журналист существует только через взгляд читателя, но то, что добавляется в подростковом возрасте - это стремление дать "подсмотреть" свои наисокровеннейшие секреты: юный журналист, вне всякого сомнения, чаще дает информацию о себе, чем о других. Он обнажает в газете то, что не решается сказать никому.

МОТИВАЦИЯ И ПЛАНЫ: ПЕРЕДОВИЦЫ

Лицейские газеты выражают мысли лишь небольшой социальной группы (лицеистов, создающих свои газеты), но группы, наиболее активной. Не претендуя на то, чтобы считать себя рупором остальных лицеистов, те из них, которые делают эти газеты, демонстрируют частично осознание ситуации среди молодежи вообще. Несомненно лишь то, что здесь проявляется подтверждение права делать газету, писать и распространять свои мысли.

Обычно проекты заявляются, а часто и разрабатываются в передовицах. Юные журналисты концентрируют в нескольких строчках основные идеи: что заставило их выпускать газету, каковы ожидания и надежды. Подростки оказываются между реальностью и мечтой (реальность - это газета, которая существует и которая вырывается из-под принуждения взрослых, мечта - о другом отношении к информации) - то есть, в совершенно необычном для них состоянии. Передовица имеет связь со всем номером. Она не может быть понята иначе, как часть целого, с обязательным продолжением в других частях газеты. Кроме передовицы, большое значение имеет мысль, заложенная в названиях и заголовках. В самом деле, само название лицейской газеты - это ее дыхание. Здесь часто подбирается одно звучное, эффектно произносящееся слово (например, "Тсс!", "Кыш!", "Ба-бах!", "Хлоп!") - такое слово, значение которого тут же легко воспринимается и ассоциируется с какими-то событиями. Часто передовица обыгрывает название газеты, чтобы объяснить намерения редакции. Таким образом, происходят колебания между словами грубыми и изысканными, которые сразу же послужили бы точкой отсчета для дискуссии: "Тур" - почему именно это слово в названии? "Потому что именно так альпинисты или изыскатели называют пирамиду из камней, которая служит меткой, обозначающей их маршрут".

Желание оставить след, найти значение отрочества, этого периода в жизни, который с самого начала обозначен как переходное состояние. И все названия нужны лишь для того, чтобы подтвердить странное влечение-отвращение перед этим, еще не познанным состоянием. Но вскоре они начинают настаивать на изменениях, на эволюции, как на "Указателе на развилке"; это - одновременно и открытая дверь к воображаемому, сдвиг, но уже от этого освоенного ориентира, ставшего "указателем", к иному образу жизни в непознанных местах, который позволяет вырваться из сиюминутной реальности; вскоре это желание забыть повседневную жизнь, которое вызывают названия типа: "Ам'незия" - орфографическая рекомпозиция, ассоциирующаяся со словами "Ам" (Ame, фр.- душа - Ред.) и "амнезия", т.е. с понятиями "душа" и "забвение" - как на часто встречающихся, типичных рисунках - человек в консервной банке, т.е. изолированный от других - которые, как лейтмотив, часто присутствуют в лицейских газетах.

Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что все названия имеют только негативный оттенок. Такие названия, как "Радость жизни", "Дверь отворится только тому, кто стучится", "Эмиль", "Открывашка", демонстрируют стремление к открытости, к созиданию, заявляемые на первых же страницах. Но есть и такие названия, в которых наблюдается соединение противоречивых элементов; если заголовок "Открывашка" несет в себе идею открытия/открытости (т.е. выхода из своего "кокона"), то рисунок, иллюстрирующий это название нагромождением распечатанных консервных банок на фоне каких-то неопределенных персонажей, создает тягостное впечатление, обусловленность, от которой трудно избавиться. К тому же, дверь вовсе и не собирается открываться тому, кто в нее стучит. Рисунки на обложке чаще всего показывают людей, в бешенстве захлопывающих дверь и не желающих на самом деле ее открывать.

В этом мире, где они, порой, неистово ищут свой особый смысл, наиболее часто используемое ими оружие - насмешка. Насмешка над рассуждениями взрослых (например, "Лапша на уши", "Подворотня", "Сифилис" и др.), а также насмешка над своими собственными рассуждениями, т.к. часто иллюстрация на первой же странице изображает лицеиста, читающего данную газету чаще всего со скучающим видом или с гомерическим смехом, как будто ее содержание не более, чем грубая шутка. Эта насмешка касается, прежде всего, "высоких принципов" воспитания. "Отречемся от старого" - это наверняка противопоставление некой идее Родины, которая не очень находит отклик у этих юных журналистов25. "Злой волчище" - это отрицание всех известных басен на тему морали с отпечатком страха как, кстати, и "Сидите дома" - разоблачительный заголовок некоторых идей общества. А вот насмешка, приближающаяся по смыслу к акту насилия - в газете "Клыки наружу!" или в другой - "Взорвем-ка!" Пока еще точно не известно, исходит ли агрессивность, скорее, от внешнего мира (клыки наружу - не только для того, чтобы кусать, нападать, но и для того, чтобы защищаться; взорвем-ка! - это выбор внутреннего разрушения в мире, который не признает самовыражения). Здесь мы находим одну из ключевых идей произведений Германа Гессе, влияние которого на молодежь во всем мире в 1970-х годах было столь ощутимо: "Поскольку мир не изменится, мне придется внутренне измениться самому". Но вот что характерно: данный выбор был пережит крайне негативно; потому что такая терминология - взорвать, уничтожить - внушает мысль о тотальном разрушении лицея.

Было бы несправедливо ограничиваться чтением названий этих газет только под таким углом зрения: разумеется, газеты 16-18-летних, прежде всего, стремятся утвердить свое право на существование, и названия часто обращают этот призыв ко взрослым. Но мы уже видели, что некоторые названия, иной раз весьма изысканные, например, "Тур", действуют, скорее, как код посвящения в тайну, как пароль, который позволяет отыскать "братьев по разуму". Эта функция коструктивного приобщения или конструктивной насмешки не так уж и редка. Во втором случае она иногда даже граничит с розыгрышем, издевкой; например, в таких названиях, как "Техлюбомент" или "Куль и бяка"26, где сразу же афишируется стремление запутать след. Итак, "ключа", который бы позволил абсолютно точно понять заголовок лицейской газеты, не существует. Единственное, что возможно - это сформулировать ряд гипотез:
- названия газет, изобретаемые подростками более младшего возраста, чаще представляют собой словесные конструкции, устремленные в будущее ("Радость жизни", "Гипотенуза"; или с намеками на программу действия - "Рука помощи" и т.п.);
- для более старших подростков, наиболее частыми являются названия, происходящие не столько от стремления к внешнему, сколько от насмешки над морализированием, нотациями взрослых: "Лапша на уши", "Злой волчище", "Прозревший крот", "Общипанный аист", "Информашка";

- чем резче газета, тем выше соответствие содержания названию, а если это не удается сразу, то редколлегия не замедлит сменить заголовок, чтобы обнажить скрытый смысл (например, "Чуткое ухо" таким образом превращается в "Лапшу на уши").

Если же название играет роль программного указателя газеты, то тогда только передовица может осведомить нас о сути проекта. Анализ передовиц, хотя и довольно краткий, позволяет обнаружить некоторые закономерности.

ПРАВО НА ДРУГУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Прежде всего, пример "другой" информации, принадлежащей лицеистам: "Вот ваша газета "Печная труба". Она открыта для всех, кому есть, что сказать. В обществе, где мы живем, нам нужна другая информации, противостоящая телевидению, радио и газетам. Как раз этим мы и собираемся заняться. Вообще идея издавать газету не оригинальна, но для нас - это новое дело: изо дня в день, перед каждым новым шагом. Наблюдать жизнь редакции, спешку перед выпуском - как это увлекательно" ("Печная труба" № 1).

Информация, создаваемая ребятами. Как подчеркивает автор редакционной статьи газеты "Тур": "Каждый из нас имеет кое-что сказать: это делается потихоньку - человек к человеку, статья к статье, камень к камню. Так и получается группа людей или газета, или тур.

Тур, как пишут в словаре - это небольшая пирамида из камней, сооружаемая альпинистами как ориентир или как метка для обозначения маршрута.

Каждому из нас есть что сказать, что написать, что сделать. Вот где мы с нашей группой, нашей газетой, нашим "туром", даже если толком не знаем, куда все это ведет.

Нам бы хотелось, чтобы последовала реакция на то, что мы пытались сказать. И если появится второй "Тур", может быть, его сделаете вы…" ("Тур" № 1).

Это информация, которая призывает к участию, т.е. к тому, чтобы читатель "открыл глаза", участвовал в собраниях, был бы активным:
"Газета, которую мы предлагаем организовать, должна стать делом всех лицеистов, которые желают творить, самовыражаться, почувствовать себя свободными.

Она должна зависеть только от вас, и потому ваше участие в ее создании - решающий фактор успеха. Мы признаем, что газета содержит значительное число ошибок и неточностей, может быть, несколько больше в техническом плане, чем по содержанию. Также мы просим вас просмотреть газету заинтересованным, но в то же время критическим взглядом. Мы стараемся преследовать ту же цель, что и "Отвязанная утка", выходившая в прошлом году, но с некоторыми изменениями. О месте и времени собрания будет сообщено на стенах лицея. Откройте глаза!" ("Катапульта" № 2).

Самовыражение? Информация? Часто эти два понятия тесно связаны друг с другом: чтобы информировать, надо прежде всего завоевать право на самовыражение: "В лицее все валяют дурака.

Смотрят, разинув рот, как чередой проходят учителя и часы… Наконец, долгожданный звонок. Однако, когда лицеисты "самовыражаются", они говорят примерно так: "Все маются дурью, потому что…" - и на то есть причины. И начинают мечтать о школе, которая бы не была закрыта для всего того, что ежедневно происходит в регионе, в городе, в семье, а также в других классах; о школе, которая бы не была более "Миром тишины", но действительно стала бы открыта жизни.

Итак, в нашей газете "Есть одна загвоздка" мы предлагаем вам небольшой материал о свободе самовыражения и две страницы свободы самовыражения, чтобы возбудить у вас аппетит. Затем, поскольку вы уже вошли во вкус, "Есть одна загвоздка" предложит вам в этом триместре сочное досье о проблемах радиоактивности, которое должно радиоактивизировать ваше пищеварение" ("Есть одна загвоздка").



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.053 с.)