Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об условиях чтения и основной цели газеты
Короткая статья, озаглавленная "Две жертвы "Прав молодежи", содержит любопытные сведения: "Мы получили приведенное ниже сообщение; однако воздержимся от того, чтобы выдать коллеж, где имело место данное событие: в этом мире все еще есть жертвы; каждый из нас по очереди платит дань - мой друг Х и я кое-что знаем об этом. Мы достали по странной случайности, которая всегда выпадает тем, кому приходится расплачиваться за свои поступки, второй номер "Прав молодежи". Мы спокойно читали его на перемене, и вскоре вокруг нас образовалась целая группа ребят. Издали нас замечает надзиратель9. Он видит наши лица, сияющие от удовольствия, и говорит себе: "Ученики, должно быть, забавляются. Испорчу-ка я им настроение". Сказано-сделано. Он приближается медленным шагом, изображая полное безразличие, чтобы застать нас врасплох. Но он не учел, бедолага, что ученики тоже хитры на выдумки. Короче, я успел передать газету моему другу Х, который раз-два - да и спрятал ее в карман. Страж порядка - представитель администрации - обращается ко мне, заикаясь (и это лишь самый незначительный из его недостатков): "Да-да-давай га-га-газе-ту-ту чи-читал, кар-кар-карман". Вы что-нибудь поняли? Сомневаюсь. Что касается нас, то мы к этому уже привыкли. Я ответил ему: "Мсье, в моем кармане нет газеты". И это была правда. "Ка-ак, отка-аз?" - спросил он. "Мсье, - сказал я ему, я не могу дать вам то, чего у меня нет". "Я на-напи-пишу ра-ра-рапорт", - ответил он и ретировался. Мы готовимся продолжать чтение газеты, когда наш персонаж возвращается, красный от гнева: "Здесь вам не-не кло-клоб". К несчастью, заика, произнося слова, только усиливал свой пароксизм (в конце концов, легко понять, что "клуб" - это английское слово, и никто его чисто по-английски не произносит). Мой друг Х не может удержать смех, и вот следствие: "По-по-поднима-майтесь… вы на-на-ка-казаны, де-дерзость". Заключение: Х и я были лишены права выхода в город в воскресенье10. Честное слово, мы сами осознанно приняли решение поступить так, а не иначе в этой ситуации, и поскольку оставаться в коллеже в воскресенье довольно скучно, мы сказали себе: расскажем эту историю нашим товарищам с Юга и покажем им, что лицеисты Севера готовы от всего сердца поддержать их во всех манифестациях.
Вы, дорогие товарищи, призываете нас к спокойствию и сдержанности; мы соблюдаем ваши предписания, но иногда все же мы будем позволять себе показывать преподавателям и администрации, что всему есть границы и что нельзя уделять особое внимание всем в равной степени без разбора. Лицемерие во все времена было отвратительно всем учащимся лицеев, и потому они всегда настроены реагировать против недостойных приемов некоторых персон. Итак, смелее! И не забывайте, что солидарность между лицеистами существовала во все времена! Сан Карло" [6]. ЕДИНЫЙ ТОН Эта смесь дерзости, требований своих прав и, одновременно, ответственности придает лицейским газетам совершенно особую тональность, которую уже не найти в газетах студенческих, более близких по духу к официальной прессе. Тем не менее можно проследить связи между первыми и вторыми. В 1890 г. бельгийский исследователь Поль Бергманс насчитывает 107 студенческих газет (8 - в Германии, 1 - в Австро-Венгрии, 51 - в Бельгии, 1 - в Бразилии, 1 - в Испании, 1 - в США, 21 - во Франции, 19 - в Голландии, 2 - в Италии, 2 - в Швейцарии). Книга Бергманса будет опубликована позже в городе Гент. Вероятнее всего, составленный им список, не претендуя на полноту, подразумевает существование в то время гораздо большего числа студенческих газет в странах, удаленных от Бельгии. Это позволяет предположить, что период 1880-1900 гг. был богат как в созидательном, творческом плане, так и в плане требований своих прав! Взрослые были отнюдь не расположены признать эти требования, и следует крайне осторожно интерпретировать появление "школьных" газет в этот период как признак проявления гражданской активности, ответственности детей. Когда обнаруживаешь подборки газет, выпущенных в школах (так, в Лондоне имеется коллекция из 595 школьных газет, созданных между 1874 г. и 1923 г.), то за ними угадывается почерк учителей и директоров учебных заведений, озабоченных тем, чтобы поддержать "марку" школы - здесь "газета" используется, скорее, как орган связи с общественностью для того - чтобы утвердить свои успехи в общественном мнении.
А САМЫЕ ЮНЫЕ? Во всяком случае, достоверно лишь то, что студенты и лицеисты, обладая умением самоорганизоватся, в состоянии издавать газеты, где они выражают свои взгляды. Совершенно иначе дело обстоит в более младшем возрасте, когда ребята могут выпускать свои газеты только под влиянием глубоких преобразований в школе, проводимых в жизнь педагогическими идеями движения "Новое воспитание", в частности, теоретическими размышлениями и практикой Поля Робена, Джона Дьюи, Януша Корчака, Овида Декроли и Селестена Френе. Тогда дети в полной мере могут почувствовать себя издателями газет. Мы не станем здесь подробно рассматривать все этапы развития школьной прессы, которые позже заставили педагогов задаться вопросом о потребностях детей и предложить образовательные и воспитательные концепции, основанные на понятии "мотивация". Мы остановимся лишь на основных текстах и педагогических экспериментах, которые обусловили появление на свет школьной газеты в том понимании, в каком оно было сформулировано Селестеном Френе в 1925 г. Можно констатировать, что все основные элементы существовали и до Френе; более того, в случае Януша Корчака, они были уже достаточно серьезно проработаны. "ИНТЕГРАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ": ПОЛЬ РОБЕН В работе, опубликованной в 1900 г. под названием "Сампюи" ("Cempius") по названию небольшого поселка в департаменте Уаза, где находился сиротский приют, руководимый Полем Робеном, бывший питомец приюта Габриель Жиру описывает педагогическую практику, внедренную Полем Робеном. В этой работе ничего не сказано о школьной газете, но на странице 137 [7] мы находим фотографию мастерской "типографии-литографии", где изображены работающие ученики. Эта прекрасно оборудованная мастерская удивительно напоминает профессиональную типографию. Следовательно, можно предположить, что в Сампюи ученики печатали, как и в американских школах, разного рода брошюрки, листовки, инструкции и т.п. Разница состоит в том, что американские школы, которые несколько позже опишет Джон Дьюи, являются частными, в то время как приют, руководимый Полем Робеном - общественное заведение, где автор книги "Об интегральном обучении" последовательно борется с неравенством и несправедливостью. В своем опусе по интегральному обучению он предлагает использовать такие методики, такую технику, которые позволили бы ребенку приобрести "через практику привычку иметь полную свободу разума". Далее он уточняет: "То, о чем мы упомянули относительно искусства говорить, применительно и к искусству писать для других, и следовало бы добавить: когда произведение должно быть напечатано. Мы не должны игнорировать одну, часто забываемую точку зрения - искусство писать для самого себя. Почти всегда необходимо придти на помощь памяти, чтобы вспомнить в течение более или менее длительного времени прочитанное или основные тезисы для устного выступления. Чтобы достичь этой цели, нужно научиться делать заметки - вещь не совсем заурядная, которой детей особенно не обучают. Никто не станет оспаривать, что здесь самая краткая запись будет наилучшей. И если мы замечаем, что ребенок начинает конспектировать сам себя до того, как станет писать свои сочинения, чтобы просвещать себе подобных, появится новый аргумент в пользу приведенного тезиса - что первичной системой письма для обучения должна стать стенография" [8].
Итак, можно констатировать: в течение всего этого периода конца XIX века была распространена утопия равенства шансов, надежда на то, что "каждый человек должен иметь в качестве базы не отдельную порцию разрозненных человеческих знаний, а их множество… И мы движемся к осуществлению этой прекрасной мечты" [9] и внедрению высокоточной техники, которая не зависит более от мечты, а определяется экспериментом и строгими наблюдениями, особенно в том, что касается ручного труда. Таким образом, типография в школе рассматривается как ручной труд, дисциплина, которая интересовала и Поля Робена во Франции, и Виктора Делла-Воса в Москве и Гораса Манна в США. В своей книге об истории развития образования в Соединенных Штатах Америки Эдвин Грант Декстер поясняет влияние русского метода, названного "Делла-Вос", который получил распространение в США вследствие связей с Санкт-Петербургом в 1872 г. Он уточняет, что, начиная с 1875 г., ручной труд стал распространяться в США [10] (Высшая Техническая школа в Москве, заместителем директора которой был Делла-Вос, организовала в 1875 г. в Филадельфии выставку работ своих учеников и представила методы обучения). Сочетание ручного труда и движения "Новое воспитание" привело к появлению первых школьных газет. НОВЫЕ ШКОЛЫ: ДЖОН ДЬЮИ Первые печатные школьные газеты, выпускаемые детьми под руководством учителей, вероятнее всего, появились в Соединенных Штатах в "новых школах". В книге "Школы будущего", написанной на основе изучения практики американских школ своего времени в сотрудничестве с Эвелин Дьюи, своей дочерью, Джон Дьюи, профессор Колумбийского университета, приводит следующие сведения: "Во многих школах устроены небольшие типографии, всецело находящиеся в руках школьников. Открывают типографии вовсе не для обучения детей типографскому делу, - нет, типографии нужны, чтобы школа могла сама печатать брошюры, объявления, программы и вообще все необходимое в школьном обиходе. Не говоря о том, как увлекательно набирать текст, печатать, получать готовые экземпляры, - вся работа прекрасное подспорье для занятий родным языком. Взять хотя бы только набор: тут и правописание, и пунктуация, и разбивание текста на параграфы, грамматика и т.п. Самая мысль о том, что текст надо печатать, заставляет детей избегать ошибок, - тут действует стимул, абсолютно отсутствующий в обыкновенных письменных упражнениях для учителя. Чтение корректур - другое полезное упражнение. В школах, где утвердилось печатанье, школьная пресса издает весь нужный печатный материал, включая и списки слов для уроков правописания, программы, доклады и т.п" [11].
В ПОИСКАХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ Книга Дьюи была опубликована в Лондоне в 1919 г. На французский язык она была переведена Р.Дюти лишь в 1931 г.11 В предисловии к французскому изданию Дьюи уточняет: "Пятнадцать лет назад мы с дочерью написали эти главы, касающиеся различных школ, которые попытались применить принципы новой психологии в Соединенных Штатах и адаптировать обучение к требованиям современной жизни, как научным, так и социальным. С тех пор школы такого типа приумножались, и выражение "новая школа" вошла в повседневный язык; в Соединенных Штатах существует даже ежемесячный журнал под названием "Новое воспитание" - в нем можно найти список из примерно сорока новых школ, расположенных в разных уголках страны" [12]. Другими словами, Дьюи описывает практику, существовавшую в 1900-1915 гг. И этот университетский профессор, который вскоре создаст экспериментальную школу в Чикаго, прежде чем вернуться к преподаванию философии в Колумбийском университете, лишен какого бы то ни было шовинизма. Обобщая достижения практики, он уточняет: "Я привожу эти факты не для того, чтобы внушить читателю, что данное движение родилось в Соединенных Штатах или что оно там распространено более, чем в других странах - это противоречило бы истине. Впрочем, если бы новое воспитание было известно только в одной стране, это было бы серьезным основанием, чтобы усомниться в ценности этого движения. В самом деле, сегодня, благодаря легкости интеллектуального обмена, все то, что имеет некоторую нравственную ценность, быстро передается, и культура с каждым днем все больше становится частью общего достояния разных наций" [13]. ОБЩЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ Есть все основания считать, что Дьюи описывает самые первые опыты использования печатного станка в школе, ставшие "частью общего достояния разных наций". Однако, насколько можно утверждать, что школьные газеты, о которых рассказывает Дьюи, сходны со школьными газетами, которые несколько позже начнет издавать Френе? Несомненно одно: их общий дух. Р.Дюти в предисловии к переводу книги Дьюи уточняет, что читатель найдет в ней введение в теорию и практику педагогики новых школ, и он характеризует общее направление работы автора: "Традиционное воспитание, формирующее у ребенка покорность и повиновение, годится для автократического государства… В демократическом обществе существует столько препятствий на пути к процветанию как самого общества, так и правительства. Дети в школе должны пользоваться свободой, чтобы когда им придется участвовать в управлении страной, они знали, что делать с этой свободой; необходимо развивать в них такие качества, как инициативность, независимость, находчивость, если мы хотим, чтобы исчезли недостатки и злоупотребление демократией" [14].
Эти строки, говорит Дюти, принадлежат Дьюи, но какой европейский воспитатель, приверженный идеалам демократии, отказался бы подписаться под ними? И свой перевод, в том месте, где Дьюи описывает школьную типографию, Дюти сопровождает ремаркой, в которой ссылается на опыт Френе. Различие - и им нельзя пренебречь - состоит в том, что Дьюи описывает опыт, существовавший как минимум за 10 лет до первой школьной типографии, организованной Френе в городке Ле-Бар-сюр-Лу. Но в педагогическом проекте Дьюи типография не занимает центральное место. Она появляется, в некотором роде, лишь как вид ручного труда, как элемент, обеспечивающий активное поведение ребенка в школе. Два примера демонстрируют то значение, которое придает Дьюи этому методу обучения: "Метод для всякой работы один и тот же. Сначала с помощью учителя дети суммируют все то, что они знают о предмете изучения. Если это, например, пища, каждый ребенок имеет возможность что-нибудь сообщить товарищам: что едят дома, откуда приходит к нам пища, как она сохраняется, что заметили в лавке зеленщика, бакалейщика и т.п. Потом весь класс с учителем отправляется в лавку и, может быть, пробудет там все утро; каждый ребенок делает свои независимые наблюдения и изыскания. Перед посещением лавки учитель может обратить внимание класса на то, что продукты в лавке продаются по весу, по мере, потому что в связи с настоящей лавкой меры и вес приобретают для детей совершенно особый интерес. В лавке и потом детям предлагается замечать и сравнивать цены, приносить из дома запись расходов на стол, если родители ничего не имеют против. Возвратившись в класс, дети снова обсуждают, что они видели; умеющие писать составляют списки продуктов и цен, и описывают свое посещение; иногда учитель со слов детей диктует описание экспедиции. Ученики, которые не умеют писать, займутся рисованием, изобразят увиденную лавку или устроят урок чтения по прейскуранту, захваченному из магазина" [15]. В МАНЕРЕ ФРЕНЕ Если бы кто-нибудь захотел представить продолжение в манере Френе, то достаточно было бы добавить единственную фразу к приведенному отрывку о бакалейной лавке: возвратившись в класс, они пишут статьи для школьной газеты… Здесь в меньшей степени прорисовывается родственная связь (в собственном смысле слова), которая приводит Френе к "открытию" школьной газеты, создаваемой и распространяемой детьми, чем общая атмосфера, помогающая отчасти объяснить генезис этого педагогического изобретения. Джон Дьюи сообщил нам, что "школьные газеты" существовали в частных школах Соединенных Штатов Америки в конце XIX века, Поль Робен нашел достойное место для типографской мастерской в своей педагогической системе в детском приюте Сампюи для "интегрального обучения". Конечно, можно было бы приумножить эти примеры, которые позволили бы еще лучше соотнести движение за "новое образование" с Песталоцци, Клапаредом, Фрёбелем, Монтессори, Кузине. Два крупных имени в педагогике нам представляются совершенно необходимыми для того, чтобы лучше понять историю газет, создаваемых школьниками. Это Януш Корчак и Овид Декроли.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.013 с.) |