Характеристика отдельных элементов маркировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика отдельных элементов маркировки



Ассортиментные номера и знаки. Имеют важное значение при идентифика­ции пищевых продуктов. Применяются в основном как элемент маркировки кон­сервной продукции. Выштампованный на крышке номер позволяет без вскрытия банки определить вид рыбных, мясных, молочных и других консервов.

Ассортиментный номер для мясных и мясорастительных консервов ука­зывается во втором ряду условных знаков согласно ГОСТ 13534-89 «Консервы мясные и мясорастительные. Упаковка, маркировка и транспортирование». Мар­кировка плодовой, ягодной, овощной и грибной консервированной продукции осуществляется в первом ряду цифр, вместе с обозначением номера смены-бри­гады (ГОСТ 13799-81, регламентирующий упаковку, маркировку, транспорти­ровку и хранение данной продукции).

Для консервов, изготовляемых рыбной промышленностью, принята нуме­рация от 001 (белуга натуральная) до 987 (сардинелла натуральная с добавле­нием масла).

Примеры некоторых ассортиментных номеров рыбных кон­сервов:

081 — котлеты из частиковых рыб в томатном соусе

116 — печень трески в томатном соусе

186 — сайра бланшированная в масле

316 — паштет шпротный

352 — кильки в томатном соусе (без обжарки)

381 — ставрида копченая в масле

414 — тюлька с овощами

447 — печень налима натуральная

455 —паштет из сайры

503 — икорно-овощная солянка

546 — треска с морковью

611 — кальмар натуральный с головой и кожей

627 — кальмар с копчением в масле

633 — кальмар натуральный без кожицы

710 — паштет из печени налима

803 — завтрак туриста

854 — мойва жирная специального посола

898 — суп рыбный — рассольник

913 — сардинелла бланшированная в масле.

 

Для консервов из рыбы приняты следующие буквенные обозначения:

«А» — горбуша натуральная

«AM» — ассорти морское из нерыбных морепродуктов

«АС» — горбуша в томатном соусе (без обжарки)

«Б» — кижуч обжаренный в томатном соусе

«В» — чавыча натуральная

«Г» — кета натуральная

«ГС» — кета в томатном соусе (без обжарки)

«МК» — морская капуста с кабачками и т. д.

Данная информация особенно важна, если отсутствует этикетка на банке. Для экспортируемой продукции приняты следующие ассортиментные знаки:

«Р» — горбуша натуральная

«Т» — кижуч натуральный

«Э» — краб в собственном соку, сорт «экстра»; для первого сорта — соот­ветственно обозначение «А» и т. д.

 

Для консервов из молока приняты следующие ассортиментные знаки:

76 — сгущенное молоко цельное с сахаром

78 — какао со сгущенным молоком и сахаром

79 — кофе натуральный со сгущенным молоком и сахаром

87 — сливки сгущенные с сахаром

80 — сгущенное стерилизованное молоко без сахара

90 — кофе натуральный со сгущенными сливками и сахаром

91 — какао со сгущенными сливками и сахаром

77 — сухое цельное молоко

85 — сухое обезжиренное молоко 82 — сливки сухие

101 — сухая диетическая простокваша 100 — сухое молоко для детей грудного возраста.

В обозначения на консервах из молока включают номера заводов, например: 27 — Люблинский; 48 — Кореновский; 94 — Верховский и др.

 

Ассортиментные знаки, присвоенные некоторым видам мясоконсервной продукции:

01 - говядина тушеная

02 - баранина тушеная

03 - свинина тушеная

07 - гуляш говяжий

22 - свинина пряная

29 - филе куриное в желе

30 - рагу куриное в желе

34 - паштет печеночный со сливочным маслом

41 - язык говяжий в желе

50 - почки в томатном соусе

52 - колбасный фарш «Любительский»

102 - бефстроганов

709 - свинина жареная с рисом

КГ - конина тушеная.

Для продукции мясоконсервной высшего сорта принято прибавлять букву «В» к ассортиментному номеру.

Каждое ведомство использует собственную индексацию консервной продук­ции, обозначающую предприятие-изготовитель:

ММ — мясная промышленность

К — пищевая промышленность

ЦС — потребкооперация

МС — сельскохозяйственное производство

ЛХ — продукция предприятий лесного хозяйства

МП — местная промышленность и т. д.

(Полный перечень ассортиментных номеров и знаков публикуется в специ­альных справочниках по производству отдельных видов пищевых продуктов).

Маркировка пищевой и энергетической ценности - основная характерис­тика пищевых продуктов. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 401-ст утвержден ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребления. Общие требования». При разработке этого документа учтены ос­новные принципы рационального питания, требования в области культуры пита­ния и здорового образа жизни.

Пищевая и энергетическая ценность дается из расчета на 100 г продукта, иногда на массу единицы упаковки. Количество пищевых веществ указывается, как правило, в граммах и миллиграммах. Данные о пищевой и энергетической ценности должны быть результатом специальных исследований, и эта ценность должна обеспечивать необходимый «запас прочности» для потребителя с учетом особенностей рецептуры, технологии изготовления, хранения, реализации и употребления продукта. Использование «Справочных таблиц химического состава пищевых продуктов» и расчетных методов может служить для получения ориентировочных сведений.

Согласно требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 сведения о содержании белков, жиров, углеводов и энергетической ценности приводятся в том случае, когда их количество в 100 г (мл) пищевого продукта превышает 2 % от рекомендуемой суточной потребности, минеральных веществ и витаминов - 5 %. В алкогольных напитках указывается содержание алкоголя (этанола). Для продуктов специального назначения и биологически активных добавок к пище дополнительно приводятся сведения о пищевых веществах, характеризующих особые свойства продукта (содержание пищевых волокон, подсластителей, незаменимых жирных кислот, витаминов, минеральных веществ и др.), с учетом их естественного содержания и потерь в процессе изготовления и хранения. Оценить, в какой мере содержание пищевых веществ покрывает суточную по­требность, можно по «Нормам физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии».

При расчете энергетической ценности пищевых продуктов используются следующие коэффициенты, ккал/г: белки, углеводы — 4, жиры — 9, органичес­кие кислоты — 3, алкоголь (этанол) — 7.

Содержание белка рассчитывают по формуле:

 

белок = общий азот по Кьельдалю х К,

где К — коэффициент пересчета, соответствующий данному продукту (см. «Хи­мический состав пищевых продуктов», кн. 2); для комбинированных продуктов, а также тех, для которых фактор пересчета не установлен, принимают К = 6,25.

Наряду с информацией о пищевой ценности на упаковку пищевых продук­тов наносят другие виды маркировок, характеризующие их качество.

Знак соответствия — подтверждает соответствие маркированной им про­дукции установленным требованиям стандарта, других нормативных докумен­тов. Разрешение или лицензия на пользование знака соответствия выдается ор­ганом по сертификации в установленном порядке.

Товарный знак — специальное обозначение, по которому можно отличить товары и услуги одних фирм от однородных товаров и услуг других фирм. Разра­ботка, утверждение и применение товарного знака регулируется Законом РФ <<и товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (1992 г.).

Право пользования товарным знаком принадлежит только его владельцу. Другие организации и фирмы могут применять чужой товарный знак по лицензионному договору и платить определенную сумму за это право. Отечественная продукция в настоящее время широко маркируется знаком соответствия и товарным знаком. Эти элементы маркировки обеспечивают производителю конкурентоспособность его продукции, так как гарантируют качество продукта, облегчают покупателю поиск нужного товара, убеждают купить именно этот товар, что, в конечном счете, приносит фирме более высокие прибыли.

Во многих странах составляются специальные каталоги и коммерческие справочники с указанием различных фирм, приводятся знаки соответствия и товарные знаки, которыми маркируется их продукция.

В последнее время широкое распространение получила специальная маркировка потребительских товаров, разрабатываемая в рамках Европейских сообществ (ЕС), других европейских и международных организаций, которая включает:

а) знаки соответствия установленным требованиям качества и безопасности;

б) экологическую маркировку;

в) предупредительную маркировку.

Наиболее распространенным международным знаком из первой группы специальной маркировки является знак соответствия нормам Европейских сообществ - «СЕ» (или «СЭ»). Его наличие гарантирует качество продукции, соответствующее международным требованиям, это визитная карточка для бес­препятственного продвижения товара на рынке. Каждая страна разрабатывает и утверждает в установленном порядке свои национальные знаки соответствия.

Экологическая маркировка обозначается специальным экознаком, который служит для потребителя указанием об экологической чистоте приобретаемого продукта, а также о безопасности его упаковки для окружающей среды. Реше­ние о присвоении экознака принимает компетентный орган стран — членов ЕС. Заключается контракт с каждым соискателем, проводится экспертиза экологичности изделия-кандидата, в случае положительной оценки утверждается экознак на конкретный продукт или упаковку. Введение единой экомаркировки в Евро­пе должно способствовать разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих среду на протяжении всего жизненного цикла продукта.

Примером экознака может служить «Зеленая точка» (Der Grime Punkt). Этим знаком маркируются, главным образом, товары из Германии. Он означает, что соответствующая компания дает гарантию приема для вторичной переработ­ки маркированного упаковочного материала. Это направлено на решение про­блемы бытовых отходов.

В настоящее время широкое применение при маркировке пищевых продук­тов получил знак «Е» (Europe), информирующий потребителя о пищевых добав­ках. Буква «Е» сопровождается индексом, который соответствует определенной группе пищевых добавок (более подробно об этом см. в четвертой главе).

Количество национальных и международных знаков специальной маркировки постоянно увеличивается, они систематизируются, публикуются в специальных изданиях, помогая изготовителю, потребителю и третьей стороне ориентироваться в сложном мире рыночных отношений.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.011 с.)