![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страны Восточной Европы и ЕвросоюзСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вступление в Европейский союз - стратегическая цель стран Восточной Европы. Для ее реализации необходимо достигнуть такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные с их вхождением в ЕС, не были высокими. В отношении вступления стран Восточной Европы в ЕС имеются различные подходы. Первый из них - отложить членство до достижения этими странами соответствующих экономических и политических параметров. Предлагается определенный переходный период, на первом этапе которого произошло бы объединение стран, претендующих на членство в ЕС, в сфере свободной торговли промышленными товарами. Этот этап должен включать также образование институциональных структур, обеспечивающих усиление политического и экономического участия ЕС в процессе интеграции со странами Восточной Европы. На втором этапе должен произойти полный доступ стран Восточной Европы к единому рынку ЕС без формального членства. И только к 2020 г. страны Восточной Европы могут стать полноправными членами ЕС. Второй вариант - полное и быстрое членство в ЕС. По мнению сторонников этого подхода, расширение ЕС может стать новым импульсом для экономического и политического усиления влияния этого интеграционного образования. Экономические выгоды для ЕС от интеграции со станами Восточной Европы связаны со следующими факторами: 106 млн населения и тысячи предприятий в странах ЦВЕ создадут мощный рынок для производителей из Западной Европы. Возможность для западноевропейских предпринимателей размешать предприятия в странах с низкими производственными издержками. Усиление конкуренции на рынках ЕС будет способствовать росту производительности труда и укреплению европейской экономики. На деле имеющиеся противоречия между странами Восточной Европы и ЕС в области сельскохозяйственной политики, таможенно-тарифного регулирования и т.д. свидетельствуют о том, что процесс интеграции стран Восточной Европы и ЕС будет довольно длительным и будет проходить индивидуально по мере разрешения противоречий и достижения определенных экономических результатов каждой страной, претендующей на вступление в ЕС. В настоящее время основные торговые партнеры стран Восточной Европы - страны ЕС, на них приходится 65% импорта и примерно 70% экспорта стран Восточной Европы. Важным направлением сотрудничества стран ЕС с государствами Восточной Европы является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны Восточной Европы технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях--на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики. Населению стран Восточной Европы предстоит научиться правилам жизни и поведения в рыночной системе. Они нуждаются в средствах коммуникации, техники и технологиях, навыках управления. Страны Восточной Европы стремятся к развитию отношений со странами ЕС на недискриминационной основе. Политические и экономические условия предоставления западной помощи должны быть ясными. Цели и пределы ее предоставления целесообразно регулировать в рамках международной координированной программы. Страны Западной Европы списали половину внешнего долга Польше и Болгарии. Усилился приток частного капитала в Венгрию, Польшу и Чехию. Шагом на пути расширения экономических связей ЕС со странами Восточной Европы явилось положение 1993 г. «О создании в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров». Поскольку промышленность стран Центральной и Восточной Европы переживает сложный период, предусмотрена асимметричность обязательств: в первые 5 лет ЕС снижает пошлины для стран Восточной Европы. В период существования Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) основными торговыми партнерами стран Восточной Европы были СССР и другие социалистические государства. После распада СССР и переориентации стран Восточной Европы на Западную Европу внешнеэкономические связи партнеров по СЭВ сократились в несколько раз. В настоящее время товарооборот Восточной Европы со странами СНГ составляет 13-15%. В целом структура российского экспорта и импорта со странами Центральной и Восточной Европы считается нерациональной, так как значительную долю в экспорте России занимают сырьевые ресурсы (до 80%), а в импорте - продовольственные товары и товары широкого потребления (более 40%). Тем не менее, возобновление экономических связей со странами СНГ на новой взаимовыгодной основе - одно из направлений внешнеэкономического курса стран Восточной Европы.
Вопросы по теме 1) Какое влияние на положение в Восточной Европе оказала начавшаяся в СССР перестройка? 2) Как выдумаете, почему избиратели восточноевропейских стран отказали в поддержке реформированным коммунистическим партиям в конце 1980-х г? Как им удалось вернуть себе доверие населения? 3) Перечислите ход демократических революций в странах Восточной Европы. 4) Какие сложились два основных подхода в реформировании экономики в странах Восточной Европы? Какой подход, по вашему мнению, наиболее эффективный? 5) Почему история Восточной Европы пересекается с историей Евросоюза? Как они взаимосвязаны? Приведите примеры. Литература Основная 1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. – С. 310-318. Дополнительная 1. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия// Менеджмент в России и за рубежом. - № 3, - 2001. Интернет ресурс: http://www.cfin.ru/press/management/2001-3/10.shtml 2. Беляев М.И. Тема 19. Восточная Европа Интернет ресурс: http://www.milogiya2007.ru/mireconom19.htm
Тема 2.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки: Проблемы модернизации План 1. Китай и китайская модель 2. Японское «экономическое чудо» 3. Новые индустриальные страны (НИС) 4. Послевоенное развитие Индии 5. Исламский мир 6. Страны Центральной и Южной Африки 7. Латиноамериканские страны 8. Работа с текстом 9. Вопросы по теме 10. Задание для самостоятельной работы 11. Список литературы
Китай и китайская модель
Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведенные излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны, на территории которых снижались налоги и таможенные тарифы. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни. Произошедшие в 1989 г. выступления студенчества в Пекине с требованием демократизации страны были подавлены военной силой. Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980—2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — около 10 %. Китай, население которого является самым многочисленным в мире — 1 млрд. 300 млн. человек, полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии. Китай становится индустриальной страной. Удельный вес городского населения за последние десятилетия возрос, но по прежнему значительная часть рабочей силы (ок. 50 %) занята в сельском хозяйстве. В то же время за счет промышленного производства в КНР создается около половины ВВП.
Китайская модель преобразований с 1987 г. стала с успехом использоваться во Вьетнаме. Политика вьетнамских властей принесла значительные плоды: страна не только начала обеспечивать себя продовольствием, но и стала одним из крупнейших экспортеров риса. С участием иностранного капитала быстрыми темпами (ок. 10 % в год) развивалась промышленность. однако Вьетнам по-прежнему остается аграрной страной (ок. 75 % населения занято в сельском хозяйстве). Довольно широко распространена точка зрения, будто «китайская модель» реформ могла быть применена и в СССР вместо перестройки. При этом не учитывается, что Китай располагал огромным ресурсом для реформирования экономики: многосотмиллионым крестьянским населением, не утратившим навыка работы на себя. Поэтому как только были сняты ограничения на проявления личной предпринимательской инициативы, начался бурный экономический подъем. Это обеспечило правящей партии полную и безоговорочную поддержку населения В СССР подобных условий не было. Кроме того, конкурентным Преимуществом Китая на мировых рынках является существование многочисленных общин — выходцев из этой страны в США, большинстве стран Юго-Восточной Азии, России. Многие из живущих за рубежом китайцев сохраняют тесные связи со своей родиной. Они переводят значительную часть заработанных средстств своим родственникам, что обеспечивает дополнительный приток иностранной валюты в Китай. Представители китайских общин, получившие образование в университетах стран Запада работавшие в их научных центрах, потом нередко возвращаются в Китай. Это обеспечивает ему постоянный приток квалифицированных специалистов и получение передовой научно-технической информации. Относительно новая проблема для Китая — рост социального неравенства. Возник новый слой имущих граждан — зажиточных крестьян, городской буржуазии. Увеличилось число чиновников, обогащающихся за счет служебного положения. Власти ответили на это кампаниями по борьбе с коррупцией, которые сопровождались массовыми казнями. Увеличилась неравномерность в развитии регионов страны. Приморские провинции, связанные с передовыми отраслями промышленности, вырвались вперед. В аграрных регионах возросла безработица. В тех районах страны, где проживают национальные меньшинства (Тибет, Синцзянь-Уйгурский автономный округ), усилились сепаратистские настроения. С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. Важным для КНР событием стало воссоединение с Гонконгом (1997) по соглашению с Великобританией, у которой истек срок аренды этого порта и прилегающих земель. После присоединения к Китаю Гонконга возросло его участие в международном разделении труда. Внешнеторговый оборот КНР достиг 40 % ВВП. При этом 74 % китайского экспорта составляют трудоемкие промышленные товары (в 1975 г. их доля в экспорте составляла лишь 36 %). В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику автомобили и военную технику. Особенно тесные отношения у Китая сложились с соседними государствами, принявшими социалистическую модель развития. В 1980-е гг. нормализовались отношения с Вьетнамом. Традиционно дружеские отношения Китай поддерживал с Северной Кореей. Правящая в ней Трудовая партия стремится к построению социализма с корейской спецификой. Успешно развиваются российско-китайские отношения. Ониначали улучшаться еще при М.С. Горбачеве. В 1992 г. состоялся визит Б.Н. Ельцина в Пекин. В 1996 г. в Шанхае произошло подписание соглашения о мерах доверия в зоне границы, дополненное договоренностью 1997 г. России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. В 2001 г. эти страны, на очередной встрече в Шанхае, учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Ее участники обязались углублять экономическое сотрудничество и согласовывать свои усилия в борьбе с международным терроризмом. Это имеет для Китая большое значение, поскольку на его территории проживает ряд этнических меньшинств, а их наиболее радикальные представители борются за независимость, используя методы террора. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы. Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной техники и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России. Переселенцы из Китая, довольствующиеся низкой, по российским представлениям, заработной платой, постепенно замещают рабочие места в Сибири, на дальнем Востоке.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.96 (0.016 с.) |