Новые индустриальные страны (НИС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые индустриальные страны (НИС)



Сингапур и Гонконг (последний в 1997 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) еще до Второй мировой войны были крупнейшими портами и торговыми центрами. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В 1960—1970-е гг. была создана легкая промышленность.
Появились филиалы ТНК, выпускавшие одежду и обувь, радиоэлектронику, предназначенную для экспорта в развитые страны. Привлекалась исключительно дешевая рабочая сила из соседних государств. Благодаря этому цены на товары, произведенные в Сингапуре и Гонконге, были намного ниже, чем на продукцию стран Западной Европы, Японии и США.

Особенности развития Южной Кореи и Тайваня состояли в том, что во время войны на их территории размещались тыловые базы японской армии. Оккупационные власти способствовали возникновению промышленности и развитию транспорта. После Второй мировой войны на смену японским войскам в Южную Корею и Тайвань пришли американские. Военные базы США играли роль гарантов политической стабильности, что способствовало притоку иностранных капиталов в эти страны. Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью — все это облегчило модернизацию. Продуманная налоговая политика, скупка лицензий и технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили успешное развитие национальных корпораций, быстро освоивших рынки развитых стран. Они поставляли туда не только продукцию легкой и текстильной промышленности, но и автомобили, компьютеры, бытовую электронику В итоге Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, уровню жизни, характеру социальной структуры населения. Это открыло путь к демократизации. В 1993 г. в стране прошли свободные президентские выборы.

Особенности развития НИС состояли в создании с участием иностранного капитала предприятий по сборке дешевой, ориентированной на экспорт продукции. Первоначально при ее производстве использовались узлы и компоненты, поступавшие из развитых стран. Со временем доходы от экспорта позволили улучшить жизнь людей, повысить образовательный уровень в стране.

Этот опыт пытались использовать Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия. Однако их зависимость, наряду с НИС, от рынков Западной Европы и США в конце концов привела к тяжелым последствиям. В 1997—1998 гг., когда развитые страны оказались не в состоянии поглотить все товары, производимые государствами Юго-Восточной Азии, этот регион охватил масштабный экономический кризис. Кроме того, в 1990-е гг. в мире стремительно возросла роль Китая как производителя самой разнообразной промышленной продукции. Он имел значительные конкурентные преимущества в виде огромного количества дешевой рабочей силы, поддержки крупнейших ТНК, собственного военно-политического влияния в мире. Все это снизило шансы «новых» НИС на успешное экономическое развитие.

Послевоенное развитие Индии

Индия — крупнейшее государство Азии, прошедшее сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся порой на совершенно разных уровнях социально-экономического развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью по сравнению с остальными развивающимися государствами мира. Особенности страны диктовали индийскому правительству осторожность в проведении социально-политических преобразований. В первую очередь предстояло преодолеть наиболее архаичные пережитки в жизни общества. По конституции 1950 г. были уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Ограничивалось крупное помещичье землевладение. Арендаторы получили возможность выкупа обрабатываемых ими земель. Землевладельцы лишились права собирать налоги с крестьян. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни. В деревнях сохранилась система натурального и полунатурального хозяйства. Плантации, принадлежавшие колонизаторам, перешли в собственность государства. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. проводилась политика зеленой революциивнедрения передовых приемов землепользования. Она позволила добиться самообеспечения страны продовольствием.

Большое значение придавалось поддержанию социально-политической стабильности, необходимой для привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в доходах 20 % богатейших и 20 % беднейших семей в Индии составляет всего 4,7 к 1, что близко к показателям Швеции. Таких результатов удалось добиться благодаря продуманной социальной политике. Ее основные направления — внедрение программ по борьбе с бедностью и создание новых рабочих мест. Адресная материальная помощь оказывается городской бедноте, женщинам, сельской молодежи в возрасте от 18 до 35 лет сельским ремесленникам. Значительную роль в поддержке неимущих играет государственная система распределения продовольствия по сниженным ценам, которая существует уже более 60 лет.

Основой экономических преобразований стал протекционизм, государственная поддержка перспективных отраслей промышленности, в том числе и путем предоставления льгот вкладывающим в них средства индийским и иностранным предпринимателям. Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80% наемных рабочих всей индийской промышленности.

Итогом политики модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Подобные очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя в стране сложились и центры современного аграрного производства). До половины взрослых неграмотные, не умеет ни читать, ни писать. Эти люди живут в деревнях, где нет ни канализации, ни водопровода, ни электричества. Но при огромной численности населения (1 027 млн. человек) общее количество ученых и людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира. Так, в начале ХХI в. индийские вузы ежегодно оканчивают 350 тыс. инженеров, тогда как, например, американские — 70 тыс. Быстрыми темпами растет средний класс, его численность достигла 350 млн. человек.

Характерной чертой индийского общества является то, что именно сельское, неграмотное и малограмотное население обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Крестьянство не охвачено стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствуется малым и отрицательно относится к любым переменам. На выборах оно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными. Показательно, что партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние, когда ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. Сельские избиратели расценили это как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.

Многие ученые считают, что Индия — одна из супердержав ХХI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.

 

5. Исламский мир

Страны исламского мира (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Пакистан, Индонезия) значительно различаются по своему облику. Среди них есть монархии (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко и другие), страны, где утвердились демократические режимы (Турция, Египет и другие), государства с авторитарными формами правления (Ливия, Пакистан и другие). Неодинаково и их экономическое положение. Нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и другие), получая большие прибыли от экспорта нефти, по среднему уровню доходов на душу населения приближаются к показателям Евросоюза. В то же время в государствах, не обладающих нефтяными богатствами (Египет, Пакистан и другие), уровень жизни намного ниже.

Несмотря на эти различия, а также религиозные трения между суннитами и шиитами исламские страны имеют много общего. Прежде всего это большое влияние религии на повседневную жизнь граждан (в том числе и в светских государствах) и огромный авторитет духовенства. Значительное воздействие на взаимоотношения исламских стран во второй половине ХХ в. оказали арабо-израильские конфликты.

В ходе войны 1947—1949 гг. Израиль оккупировал палестинские земли, на которых ООН планировало создать арабское государство. В 1964 г. возникла Организация освобождения Палестины, боровшаяся за независимость арабского народа, бессменным руководителем которой в 1969—2004гг. был Ясир Арафат. В 1994 г. после трудных палестино-израильских переговоров на части земель, оккупированных Израилем, была создана Палестинская автономия. Однако вопрос о ее окончательном статусе до сих пор не решен.

Требования палестинцев о возвращении родных земель поддерживал весь мусульманский мир. Солидарность с арабским народом Палестины стала основой консолидации исламских стран. Даже те из них, которые считались союзниками США (Саудовская Аравия и Пакистан), весьма прохладно относились к Израилю. В 1972 г. 26 государств Северной Африки и Азии создали Организацию «Исламская конференция» (ОИК).
Огромное влияние на мусульманские страны оказала исламская революция 1979 г. в Иране.

Ее причиной стал провал политики модернизации, проводившейся монархическим, шахским режимом при поддержке США. В 1960—1970-е гг. по темпам экономического роста (13—14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Строились центры современной индустрии, внедрялась европейская система светского образования, женщины были уравнены в правах с мужчинами. В деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства. Реформы ломали традиционный, привычный уклад жизни многих людей. Несмотря на рост благосостояния части населения (знать, предприниматели, городской средний слой) усиливалось недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. В 1979 г. массовые протесты под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватили всю страну. Шах бежал за границу, власть перешла к правительству, в котором решающую роль играли представители духовенства. Иран был провозглашен Исламской республикой. Ее главой стал аятолла Хомейни — духовный лидер мусульман страны.

Основой политики Ирана стал фундаментализмстрожайшее соблюдение религиозных норм (законов шариата). Во многих странах возникли или усилились фундаменталистские группировки, многие из которых прибегают к террору для достижения своих целей. Они не скрывают, что стремятся к установлению Всемирного исламского халифата, а главным противником считают США и другие развитые страны Севера, а также Израиль.

Влияние ислама сильно и в странах, которые идут по пути модернизации, таких, как богатые нефтью Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Однако даже их правительства не решаются затрагивать образ жизни и традиции относительно малочисленного коренного населения. В бурно развивающейся нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, строительной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов — выходцев из Палестины, индусов, иранцев, филиппинцен, китайцев и других).

Власти большинства стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки учитывают опыт революции в Иране. Модернизируя экономику они стремятся избегать конфликтов с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения со странами Запада, правительства которых негативно относятся к исламскому фундаментализму.

6. Страны Центральной и Южной Африки

Задачи преодоления экономической отсталости приобрели в странах Африки исключительную остроту. Несмотря на значительные запасы полезных ископаемых, большинство из них (кроме ЮАР) обладали слаборазвитой промышленностью и малопроизводительным сельским хозяйством. Капиталы, необходимые для подъема экономики, отсутствовали. Зарубежные корпорации, учитывая политическую нестабильность на континенте, воздерживались от крупных инвестиций в африканскую экономику.

Благодаря помощи ООН были достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, удалось снизить детскую смертность. Это вызвало стремительный рост численности населения, опережавший увеличение производства продовольствия. Из 30 самых бедных стран мира 22 находятся на Африканском континенте. Значительная часть их населения не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и населенных пунктах, лишенных канализации, хронически недоедает. Без зарубежной помощи не могут обойтись жители Анголы, Ботсваны, Мали, Буркина-Фасо, Лесото, Мозамбика, Чада. Это усиливает остроту внутренних социальных и этнических конфликтов. Проблема беднейших государств Африки в последнее десятилетие все больше превращается в глобальную и международную.

С одной стороны, эти страны не в состоянии сами преодолеть бедственное положение. Внутренние ресурсы для модернизации у них отсутствуют. Не сложился и социальный слой, способный стать ее движущей силой.

С другой стороны, проблемы беднейших стран порождают сложности для всего международного сообщества. Гражданские войны, перевороты, вооруженные столкновения становятся обычным явлением. Остро стоит проблема беженцев и эмигрантов из зон социального бедствия и районов межэтнических конфликтов. Страны, охваченные хаосом, в которых отсутствует сильная центральная власть, притягивают внимание международных преступных синдикатов. Они используют их территорию для производства наркотиков. Там создаются базы экстремистских и террористических организаций. Из-за слабости системы медицинского обслуживания населения, его безграмотности в вопросах гигиены эти государства являются очагами возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний.

Преодоление этих трудностей требует совместных усилий самих народов Африки, государств Запада и международных организаций. Ведущие страны Запада избегают вкладывать средства в африканские государства. Туда направляется лишь 7 % инвестиций, предназначенных для стран Юга. Инвестирование в страны Азии, обладающие дешевой и квалифицированной рабочей силой (Китай, Индия и другие), приносит в 10 раз больше прибыли.

На рубеже ХХ—ХХI в. усилилось стремление африканских государств к сотрудничеству. В 1999 г. участники существовавшей с 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ) приняли Декларацию о намерении учредить Африканский союз (АС). Последняя заключительная сессия ОАЕ состоялась в Дурбане (ЮАР) в 2002 г. На ней было объявлено о роспуске ОАЕ и создании АС.

АС, по замыслу его создателей, должен стать более сплоченной организацией, чем ОАЕ. Его высший орган — Ассамблея глав государств и правительств стран-участниц. Созданы Панафриканский парламент, Африканский суд. Большое значение АС придает поддержанию мира на континенте и борьбе с международным терроризмом. Однако в отношении к конкретным конфликтам позиции членов АС нередко расходятся.

Латиноамериканские страны

В 1980-е — начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.

В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г, после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990г. ушел в отставку генерал А. Пиночет.

Можно ли считать утверждение демократии в латиноамериканских странах окончательным? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Однако уже сейчас очевидно, что в их развитии наметились новые черты.

Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации, демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря повышению уровня жизни населения Южной Америки увеличилась емкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития. Если в 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7 % в год, то в 1990-е гг. он увеличился до 3,2 %. Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие ХХ в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5 до 69,9 % ВНП) и Аргентины, курс валюты которой был жестко привязан к доллару.
В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.

В начале ХХI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияние левых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, который считал себя учеником Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступавший за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливии президентом впервые стал индеец по происхождению Эб’о Моралес, лидер движения «Вперед к социализму». Рост влияния сторонников левых идей наблюдается также в Аргентине, Эквадоре, Никарагуа, Чили.

В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», более известного как МЕРКОСУР. На его долю приходилось почти половина населения и промышленного производства Латинской Америки. Деятельность МЕРКОСУР оказалась довольно эффективной: всего за пять лет (1990—1995) удельный вес взаимной торговли между его членами увеличился с 8,9 до 22 % их товарооборота.

Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учрежденное в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки — Южноамериканский союз.

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединенных Штатах. Еще в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн. человек. Это обеспечило бы Соединенным Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об ее учреждении сорвались: левые правительства Венесуэлы и Бразилии, ориентированные на социальные реформы, подвергли американский проект резкой критике.

В 2008 г., по инициативе У. Чавеса и Л. де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок — Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США.

 

Работа с текстом

Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):

Мы ставим себе цель создать к концу ХХ века общество со среднезажиточным уровнем жизни <...> достижение этого уровня означает, что к концу нынешнего века валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов <...> Миллиардное население Китая возрастет к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов человек, а валовой национальный продукт — до триллиона американских долларов.

При капиталистическом способе распределения эта сумма мало что значит и не избавила бы нашу страну от бедности и отсталости — иными словами, зажиточной стала бы жизнь нескольких процентов населения, остальные 90 с лишним процентов постоянно пребывали бы в нужде.
При социалистическом принципе распределения жизненный уровень всего народа страны достигнет среднезажиточного уровня. Вот почему мы твердо придерживаемся социализма. Без социализма в Китае не создать общество со среднезажиточным уровнем жизни.

Вопросы для обсуждения:

Какую цель ставил Дэн Сяопин перед страной? Что он
1 — понимал под среднезажиточным уровнем жизни населения Почему он связывает его достижение с социализмом?

Из конституции Японии (1947):

Мы японский народ действуя через посредство наших представителей в Парламенте и Исполненные решимости обеспечить для себя и своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны < > провозглашаем настоящей Конституцией суверенную власть народа

Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть < > Все действия Императора относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета Кабинет несет за них ответственность <...>

Искренне стремясь к миру между народами, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как права нации, от угрозы или применения вооруженной силы как средства решения международных споров <...>
Никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы <...> Право на ведение государством войны Конституцией не признается.

Вопросы для обсуждения:

Как изменила новая конституция политический строй страны? Какой стала роль императора? В чем заключается особенность военной политики?


Из документа «Государственная стратегия Японии.

Цели Японии в ХХI в.

Внутренняя граница: развитие личности и лучшее управление в новом тысячелетии» (2007):
Если прошлый век был веком организации, то ХХI будет веком личности <...> длительное время Японцы считали семью или род основой своего бытия. <...> После Второй мировой войны сильные либеральные тенденции казалось разрушили родовую систему», но вместо этого японцы создали новые конструкты, выполняющие те же функции. Классическим примером являются компании...> Принадлежность к ним дает людям удовлетворение, они служат этому <роду» верой и правдой <.:.>
Эта тенденция расценивать гармонию организации, к которой принадлежишь, как момент первостепенной значимости, сделала возможным создание нации с минимальным разрывом в уровне благосостоянии и высоким уровнем безопасности, по сравнению с другими развитыми странами. Однако в качестве основы для максимально полной реализации способностей и творческого потенциала индивидуумов эта система не очень эффективна и стала бременем.

В ХХI веке, заметной чертой которого станет разнообразие в контексте тенденций глобализации и информационно-технологической революции, принципиальной необходимостью для японцев является развитие индивидуальности. <;..>

Кроме того, необходимый тип индивидуума прежде всего такой, который творит легко и открыто, внутренне дисциплинированный, уверенный в себе, опирающийся на себя. Эта крепкая, но гибкая личность берет на себя риски и ответственность и подходит к достижению личных целей с духом новаторства.

Из доклада группы экспертов, посвященного анализу отношений Японии со странами Европы, опубликованном во влиятельной японской газете «Нихон кэйдзай симбун» (2008):


Следует ожидать, что уже в ближайшее время в Японии может развернуться дискуссия по поводу того, каким путем — американским или европейским — ей продвигаться в будущее. Вряд ли стоит при этом напрочь отбрасывать американский опыт и американские ценности. Но элементы сотрудничества, коллективизма, заложенные в капитализме европейской модели, гораздо ближе японскому менталитету.

Люди, участвовавшие в Реставрации Мэйдзи, ознаменовавшей прорыв Японии из Средневековья к современности, многому учились у европейцев. Теперь на рубеже нового столетия японцам не грех было бы вновь обратиться к Европе за советом.

Вопросы для обсуждения:

Сравните два документа. Какая проблема стоит в центре общественно-политических дискуссий современной Японии? Какие способы ее разрешения предлагают авторы документов?
Почему авторы второго документа считают европейскую модель
развития более отвечающей особенностям Японии?

Вопросы по теме

1) Проанализируйте развитие Китая после Второй мировой войны. Охарактеризуйте сущность политического режима КНР. Дайте оценку «прагматическим реформам«. В чем проявились особенности китайской модели развития? Как бы вы объяснили ее экономическую эффективность

2) В чем вы видите причины быстрого экономического подъема Японии после Второй мировой войны?

3) Назовите особенности экономического и политического развития Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга. Как экономические успехи Южной Кореи отразились на политическом развитии страны?

4) В чем состояли особенности модернизации новых индустриальных стран? Насколько эффективен избранный ими путь развития?

5) Что позволило Индии добиться значительных успехов в модернизации? Приведите примеры отраслей, в которых индийская экономика добилась особенных успехов.

6) Назовите особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки.

7) Что стало причиной экономического подъема в странах Латинской Америки во время Второй мировой войны и после нее?
Задание для самостоятельной работы

Преобразовать текст лекции в форму сравнительной таблицы: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки на пути модернизации»

Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:

Регион Страна Модернизация
Азия Китай «Китайская модель» - рыночная экономической система, политическая приверженность демократизации, новый стиль партийного руководства, формирование гражданского общества
   

Литература

Основная

1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. – С. 330-372.

 

Дополнительная

1. Всемирная история – Новейший период (1939-2007 г.)

Интернет ресурс: http://www.ukrmap.kiev.ua/index.php?id=716&lang=ru

2. Ланьков А. Модернизация в Восточной Азии 1945-2010.

Интернет ресурс: http://www.polit.ru/lectures/2010/03/11/lankov.html

3. Страны Азии и Африки в ХХ веке

Интернет ресурс: http://www.iaas.msu.ru/projects/prog_cours/prog1.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.064 с.)