Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей



Исследование закономерностей индивидуального и группо­вого поведения людей заложило основы прикладных наук — социологии и политологии. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем — от изучения интересов социаль­ных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.

Выводы ученых-политологов начала XX в. были дополнены благодаря изучению огромного фактического материала о со­циальном и политическом развитии почти двухсот государств. Исследования американских политологов Дэвида Истона и Гэбриэла Алмонда, социолога Толкотта Парсонса значительно раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития по­литических систем. Работы французского политолога Мориса Дюверже, американского философа и социолога итальянского происхождения Джованни Сартори внесли большой вклад в изучение функционирования демократии.

Крупный немецкий психолог и социолог Эрих Фромм в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. В 1933 г. ученый эмигрировал в США. Опираясь на психоанализ, идеи неомарксизма и экзистенциализма, он создал свою собственную социальную философию. В широко известной книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал фашизм и при­роду тоталитарного общества как социального явления, рас­крыл суть и формы проявления человеческой потребности к свободе. Большое место в его трудах занимает проблема отчуж­дения человека в современном обществе и поиск путей ее пре­одоления.

Структурализм как направление современной философской мысли

В 1960-е гг. во Франции большое распространение получи­ло такое направление современной философской мысли, как структурализм. Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, ми­фология, мода, реклама и т.д.) состоит из ряда элементов, на­ходящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс, считающийся «отцом структурализма», сравнивал различные культуры и мифологические системы. Например, исследуя мифы индейцев Северной и Южной Аме­рики, он реконструировал мышление первобытных людей, внеся важный вклад в изучение истории формирования чело­веческого сознания.

  1. От конца идеологии к реидеологизации

Концепция «конца идеологии»

В1960—1970-е гг. в странах Запада стала популярной концеп­ция «конца идеологии», выдвинутая учеными-социологами аме­риканцами Даниелом Беллом и Сеймуром Липсетом, французом Раймоном Ароном и другими. Они полагали, что точное научное знание об экономических и социальных процессах, техноло­гиях управления и методиках разрешения кризисов сводит к минимуму влияние на общественную жизнь культуры, лично­сти человека и духовной сферы. Например, в предвыборных кампаниях главное внимание уделялось так называемому пиа­ру, скандальным разоблачениям, популистским обещаниям для избирателей. Однако уже конец 1970-х — начало 1980-х гг. в развитых странах стали периодом реидеологизации. У власти оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), опиравшиеся на традиционные духовные ценности ли­беральной демократии.

Действительно, несмотря на рост научных знаний, вопрос о том, как люди воспринимают окружающую реальность, что они считают оправданным и справедливым, приобрел в конце XX в. неоспоримую важность.

Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного че­ловека порой не находит рационального объяснения. Иррацио­нализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяс­нить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияр и другие. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. По их мнению, ре­альный (материальный) мир и его восприятие нашим сознани­ем (через понятия, символы и образы) не тождественны.

Любые символы, включая написанные слова и тексты, не­сут на себе отпечаток той культуры, к которой принадлежит исследователь (автор), а также его социальной среды и жиз­ненного опыта. На вопрос о том, можно ли найти универсаль­ные символы для описания реальности, правильно ли поймут автора люди иной культуры, постструктуралисты дают отрица­тельный ответ.

Идеология, особенно политическая, в значительной мере основана на символике. В условиях демократии, получающей все большее распространение, поддержка избирателями поли­тических партий в конкурентной борьбе на выборах не обеспе­чивается научными аргументами. Они, как правило, непонят­ны рядовому гражданину. Для него важен общий имидж политических партий и их лидеров, общее предста вление о Ценностях и идеях, которые они отстаивают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.235.209 (0.005 с.)