Возрождение культурной среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрождение культурной среды



Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда ста­ла расширяться материальная база для осуществления инициа­тив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических Памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций, развитию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого). Предлагались необычные формы прочтения историко-культурных традиций (исторические этнографические инсценировки, формирование узнаваемого лица города и региона), на этой основе развивало культурный туризм. После болезненного периода перехода коммерческие принципы хозяйствования появились возможнос­ти для возрождения многих исчезнувших ремесел, развития на­родных промыслов — глиняной и деревянной игрушки (дым­ковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды.

Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и ма­лых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Пе­тербурга, 1100 -летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.

Масштабные выставки вернули имена выдающихся дея­телей культуры прошлого, в первую очередь русского авангар­да, в современное культурное пространство. Персональные вы­ставки большинства выдающихся художников начала XX в. и известных представителей «другого искусства» 60—70-х гг. прошли в ведущих музеях страны.

Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, СМ. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла не­известные массовому читателю страницы отечественного духов­ного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончив­ших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, Вяч. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и историческ памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмеева. Домой возвратились некоторые представители послереволюционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова писатель Й.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вер­нулся А.И. Солженицын.

Непрерывность нравственной, духовной и интеллектуаль­ной традиции воплощает отечественное культурное наследие. На рубеже нового тысячелетия заметно вырос интерес к творческо­му прочтению этого наследия. К массовому зрителю были обра­щены экранизации произведений русских писателей, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф.М.Достоевского, реж. В.В. Бортко, 2003, «В круге первом» по роману А.И. Солже­ницына, реж. Г.А. Панфилов, 2006, и др.) собрали многомил­лионную аудиторию.

Огромный интерес вызвали произведения нового рос­сийского кино, посвященные осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание ху­дожественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягин­цева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпоч­тений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экра­не религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкрет­ного художественного произведения.

 

 

 

Религиозная жизнь

Рост религиозного сознания

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессийпра­вославия, ислама, иудаизма, буддизма.

Большинство населения страны относило себя к право­славному вероисповеданию. Особенно заметно выросло число воцерковленных людей — тех, кто регулярно посещает богослуже­ния, участвует в церковных таинствах. Русская православная Церковь имеет сегодня более 27 тыс. приходов (в 1988 г. — ме­нее 7 тыс.) и более 700 монастырей (в 1988 г. — 21), и их чис­ло продолжает расти. При многих храмах работают библиотеки и воскресные школы для детей. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной кон­цепции», сформулировавшей взгляд церкви на государство, на­цию, культуру и науку и на такие вызывающие в современном обществе споры проблемы, как биоэтика, регулирование семьи. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации стали заниматься обустройств детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты православные молодежные центры. Развивалась сфера религиозного об­разования (общее число духовных школ в 2007 г. достигло 87) книгоиздания, началось возрождение церковной науки (в част­ности, было начато издание 25-томной «Православной энцикло­педии»). Полным ходом шло восстановление разрушенных хра­мов и монастырей, обустройство церковной жизни. Впервые за долгие годы были построены и освящены новые храмовые зда­ния. Возрождалось религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы занимались возрождением иконописи и фресковой живописи.

Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церк­ви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова 1200 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Церкви были переданы почитаемые святыни.

 

 

Литургия в храме Христа Спасителя в Москве →

В 2007 г. произошло долгожданное историческое собы­тие — после почти 90-летнего разделения и отчуждения было восстановлено церковное единство русского православия. Оно было закреплено подписа­нием Акта о каноническом общении РПЦ и русской Православной Церкви Заграницей.

Рост религиозного самосознания на­иболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещавших мечети рос­сийских мусульман составляет 45 лет. В стране действует более 7 тыс. мечетей (в 1991 г. было зарегистрировано 870 мече­тей), больше всего — на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии, и более 100 цент­ров исламского образования.

 

 

Мечеть Кул-Шариф в Казани→

Важнейшей их задачей является под­готовка мусульманских священнослужите­лей и специалистов по различным направлениям исламской нау­ки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность со­вершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религи­озные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.

В регионах традиционного распространения буддизма про­исходило возрождение религиозных практик. К настоящему вре­мени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Буря­тия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправля­ют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.

Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиоз­ных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог Развернулась деятельность культурно-просветительских центров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Ак­тивно развивались связи с зарубежными еврейскими организа циями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское врем позднее выехало немало граждан еврейской национальности большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с русской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряд других стран). Были опубликованы фундаментальные исследо­вания на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва

Новые общины появились у Армяно-григорианской церк­ви, католиков, представителей различных протестантских церк­вей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы Старообрядческим общинам разных согласий также передава­лись закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).

Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сай­ты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о переда­че церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в цер­ковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе.

В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церков­ные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подго­товки священнослужителей, которых не хватает для открываю­щихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но глав­ной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодействия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного общества и размывания устойчивых ценностных ориентиров.

Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процес­сы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взве­шенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются при­оритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих про­цессах, задачи государственной политики в развитии культуры.

Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему сво­его народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполага­ет личную ответственность за становление гражданского и пра­вового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.

Работа с текстом

Социолог М.В. Конкин о проблемах российской молодежи:

В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплоща­ющему консерватизм, пассивность и социальное иждивенчество. Од­нако молодежь является частью общества, ее ценности, культурный и образовательный уровень, а также все проблемы и противоречия определяются состоянием общества в целом. Поэтому невозможно решать проблемы молодежи изолированно от других групп населения и от оздоровления состояния всего социума.

Вопросы для обсуждения:

Определите проблемы молодежи в современной России и пу­ти их решения.

Вопросы по теме

1) Какие перемены произошли в духовной жизни России в кон­це XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?

 

2) Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?

 

3) Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?

 

4) Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?

 

5) Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?

 

6) Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?

 

7) Какие изменения произошли в религиозном сознании населе­ния России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?

 

8) Какие изменения произошли в культуре потребления? Что но­вого появилось в этой сфере?

 

 

Задание для самостоятельной работы

Соберите и оформите в виде реферата или презентации информацию об одном из новых направлений искусства в современный период.

 

Литература

Основная

1. История России, 1945-2008 гг. (А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев и др.); под ред. А.А. Данилова. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с.

 

Дополнительная

1. Бакштейн И. О будущем искусства в России

Интернет ресурс: Иосиф Бакштейн о будущем искусства в России

2. Малашенко А. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Том I. Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Издательство «Логос», 2004. – 328 с.

3. Постмодернизм и культурное пространство России

Интернет ресурс: http://www.nasledie.ru/kyltyra/4_4_2/article.php?art=21

 

 

Раздел 7. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.028 с.)