Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессный, системный и ситуационный подходы в упр-и
Процессный подход. Процесс – опр-ная сов-ть действии, напр-х на преобраз-е ресурсов в рез-ты. Упр-е рассм-ся как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют упр-ми ф-ми. Каждая упр-кая ф-я тоже предс-т собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс упр-я яв-ся общей суммой всех ф-й. В настоящее время считается, что процесс упр-я состоит из ф-й план-я, орг-и, мотивации и контроля. Эти 4 ф-и упр-я объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Ф-я план-я предполагает решение о том, какими должны быть цели орг-и и что должны делать члены орг-и, чтобы достичь этих целей. Ф-я план-я отвечает на 3 вопроса: 1. Где мы находимся в наст. время? Необх-мо оценивать сильные и слабые стороны орг-и. 2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возм-ти и угрозы со стороны окр. орг-ю среды. 3. Как мы собираемся сделать это? Решение, что должны делать члены орг-и для вып-я целей. Организовать - значит создать некую стр-ру. Т.к. в орг-и работу выполняют люди, рук-ль подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы орг-и. Задача ф-и мотивации: члены орг-и выполняли работу в соотв-и с делегированными им обязан-ми и сообразуясь с планом. Контроль - это процесс обесп-я того, что орг-я действительно достигает своих целей. Четыре ф-и упр-я имеют 2 общие хар-ики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация. Чтобы орг-я могла четко работать, рук-ль должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возм-тей. Выбор 1ой из альтернатив - решение. След-но, принятие решения - это выбор того, как и что план-ь, орган-ть, мотивировать и контролировать. Осн-м требованием для принятия объективного реш-я яв-ся наличие адекватной точной инфо, единственным способом получения к-й яв-ся коммуникация. Коммуникация - процесс обмена инфо, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Системный подход Система – сов-ть элементов, нах-ся в отношении и связях друг с другом, к-ые образуют нек-ю целостьность. Системный подход позволяет рассматривать орг-ю как систему, состоящую из опр-ного кол-ва взаимосвязанных элементов.
Системы бывают закрытыми (относительная независимость от внешней среды) и открытыми (взаимодействует с внешней средой). Все орг-и - открытые системы. Крупные составляющие сложных систем наз-ся подсистемами (в орг-х - это отделы). С позиции м-та особое значение имеет изучение соц. систем. Их возникновение и целостность опр-ся взаимодействием людей. А взаимосвязи в соц. системах хар-ся наличием общих целей. Люди объединяются в коллектив, орг-ю, потому что каждый сам по себе не может удовлетворить какую-либо потребность, решить опр-ную задачу. Но задачи системы в целом отличаются от задач отдельных элементов, составляющих эту систему. Имея намерение решить свою проблему, люди уже для этого должны решать задачи всей системы, к-е необязательно будут входить в их личные интересы. Т.о., в составе соц. системы, будучи ее элементами, люди, попадают в опр-ную зависимость от рез-тов деят-ти других. Между людьми в составе соц. системы складываются опр-ные отношения. Роль рук-ля в соц. системе вызвана разделением труда. Задача менеджера: упр-е отношениями для достижения целей всей орг-и и реализации интересов отд. работников. Ситуационный подход Заключается в том, что для каждой пр-ной ситуации присущи свои конкретные методы упр-я. Поскольку на орг-ю влияет множество внутренних ф-ров и ф-ров внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ею управлять. Наиболее эф-ным сп-бом упр-я в конкретной ситуации яв-ся тот, к-й будет оптимальным для данной ситуации. Осн. аспектом в СП яв-ся ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, к-е сильно влияют на орг-ю в данное конкретное время. Ситуация нах-ся в центре внимания рук-ля, что вынуждает его мыслить ситуационно. СП не отрицает правильности концепции процесса упр-я, характерной для всех орг-й. Но он утверждает, что хотя общий процесс одинаков, конкретные методы воздействия, к-е исп-т рук-ль для достижения цели орг-и, могут быть абсолютно разными. Методология СП заключается в том, что рук-ль должен: 1. Быть знаком со ср-ми проф. упр-я. 2. Знать сильные и слабые стороны каждой из упр-ких концепций и предвидеть последствия от их применения.
3. Уметь правильно понимать ситуацию, опр-ть наиболее важные ф-ры в данной ситуации и какой эффект может повлечь за собой их изменение. 4. Уметь увязывать конкретные приемы к конкретной ситуации, чтобы обеспечить достижение целей самым эф-ным путем.
5.Сущ-ть и содержание упр-го цикла. Упр-кий цикл – повторяющаяся сов-ть последовательно осущ-мых упр-ких операций или стадий, по мере и в ходе реализации к-х субъект упр-я достигает желаемых рез-тов (промежуточных или конечных). Управленческий цикл содержит в себе 4 ф-и: это план-е, орг-я, мотивация, контроль. Эти ф-и охватывают все виды упр-кой деят-ти по созданию материальных ценностей, финан-ю, маркетингу и т. д. План-е. Эта процесс подготовки решений. Этапы план-я: а) постановка целей и задач; б) опр-е исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана. Орг-я. нацелена на упорядочение деят-ти менеджера и исполнителей. Это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, опр-е потенциальных возм-тей каждого работника, расстановка сил и т. д. Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях исп-ся: а) стимул-е, т. е. внешнее побуждение работников (мат. и моральное стимулирование); б) мотивирование, внутренне побуждение работников (заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовл-я от трудовой деят-ти). Контроль - процесс проверки и сопоставления фактических рез-тов с заданными. Круговорот упр-ого цикла. Как известно, менеджер постоянно занят осущ-м упр-ких ф-й. Если он хочет обеспечить будущее своему предприятию, ему надо серьезно включаться во все детали упр-я. И начинать нужно с план-я. Каждый профессионал планирует свою работу: · продавец тщательно обдумывает свой процесс общения с покупателями; · плотник, прежде чем сделать надрез на куске дерева, производит разметку. Он следует мудрому совету: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники подготовлены к целенаправленной деят-ти. Они должны иметь четкую линию поведения и понимать, что их ждет впереди. Работники тянутся к детальному осознанию своей работы, они открываются для делового контроля своих пр-ных операций. Отсюда - необходимость в контроле. Он включает: а) простой и понятный план деят-ти; б) эф-ные и ненавязчивые методы контроля; в) обратную связь, т. е. надежную инфо о прогрессе работы; г) корректирующие действия. Довольно часто коррекция обеспечивается без каких-либо усилий: подчиненному достаточно услышать от руководителя какую-либо побудительную фразу или даже слово: «Так держать!», «Будь внимательней!» «Хорошо!» Все это воздействует на эмоциональную сферу работника. Значительно труднее осущ-ть коррекцию, если приходится обращаться к орг-ным ф-рам. Скажем, работник уяснил суть своей деят-ти, включился в работу, но успеха не последовало. Проблема может состоять в том, что работы оказалось больше, чем ожидалось. Здесь требуется перегруппировка усилий, а может быть, и соотв-щая помощь. Иногда возникает необх-ть введения изменений в план-е.
Как видно, все 4 ф-и упр-я нах-я в опр-ном круговороте. Сделаем выводы. А) деят-ть менеджера заключена в 4 основных ф-я.Б) поскольку менеджер достигает целей орг-и с помощью своих подчиненных, то ф-я мотивации сегодня яв-ся самой существенной. В) цели орг-и могут быть достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, т. е. при осущ-и надежного контроля. Эф-ный контроль - совет, помощь, современная подсказка, поощрение, одобрение. Г) все основные ф-и м-та цементируются действиями менеджера по принятию решений. Они яв-ся существенным элементом каждой из ф-й упр-я.
Лидерство и стили упр-я. Лидерство – ср-во, с помощью к-го рук-ль влияет на поведение людей, заставляя их вести себя опр-ным образом. Лидер - человек, умеющий убедить др. людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Различают лидерство: - формальное - процесс влияния на людей с позиции, занимаемой в орг-и должности; - неформальное - процесс влияния через сп-ти и умения или др. ресурсы, необходимые людям. Три подхода к теориям лидерства: Личностный подход: лучшие из менеджеров обладают опр-ным набором общих для всех личных качеств: ур-нь интеллекта и знания, привлекательная внешность, честность, здравый смысл, инициативность, хорошее образ-е, высокая ст-нь уверенности в себе. Поведенческий подход: эффективность опр-ся не личными качествами менеджера, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении менеджера, желающего направить работающих на достижение целей орг-и. Ситуационный подход основан на предположении, что для эф-ного упр-я стили поведения и личные качества менеджера должны соотв-ть конкретным ситуациям. Менеджер-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Стиль управления - манера поведения рук-ля по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей орг-и. · Демократический стиль хар-ся распределением полномочий, инициативы и отв-ти между рук-лем и заместителями, рук-лем и подчиненными. Рук-ль всегда выясняет мнение коллектива по важным вопросам, принимает коллегиальные реш-ия. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Рук-ль стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
· Авторитарный стиль хар-ся высокой централизацией рук-ва, доминированием единоначалия. Рук-ль требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами упр-я яв-ся приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль рук-ва отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и отв-ти работников. · Либеральный стиль управления хар-ся отсутствием активного участия рук-ля в упр-и коллективом. Такой рук-ль «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную отв-ть. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль рук-ва предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самост-тью и творческой индивидуальностью. Не существует «плохих» или «хороших» стилей упр-я. Конкретная ситуация, вид деят-ти, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль рук-ва. В работе эф-ого рук-ля в той или иной ст-ни присутствует каждый из трех стилей рук-ва.
План-е и контроль в системе м-та. План-е - опр-е целей орг-и и путей их эф-ого достижения. План-е - один из способов, с помощью к-го рук-во обеспечивает единое направление усилий всех членов орг-и к достижению ее общих целей. В ходе план-я эк. деят-ти каждого предприятия необходимо достижение полного объема пр-ва и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное исп-е человеческого потенциала, пр-ных фондов, мат. запасов, раб. времени, ден. средств, инф-ных возможностей. Осн. задачами план-я яв-ся: 1)обеспечение целенаправленного развития орг-и и всех её подразделений; 2)координация деят-ти подразделений и работников орг-и; 3)инфор-ное обеспечение участников орг-и. Назначением план-я как ф-и яв-ся учёт как внутренних, так и внешних ф-ров, к-е обеспечивают условия для нормальной работы орг-и. Основными элементами план-я яв-ся: оценка среды (внешней и внутренней);оценка возможностей; Опр-е целей; оценка и выбор варианта развития орг-и. В зависимости от целевой ориентации выделяют план-е: стратегическое – заключается в опр-и миссии орг-и, разработке системы целей, устан-е стратегии, ориентировано на 5 и более лет; оперативное – устан-е ср-тв реализации принятой стратегии. В зависимости от сроков выделяют: краткосрочный план (месяц, квартал); среднесрочный (1-5лет); долгосрочный план (5-более лет).
В процессе план-я участвуют различные ур-ни орг-и: высшее рук-во, среднее звено (занимается разработкой тактики, целей) и участвуют низшее звено. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей орг-и. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. Цели контроля: 1)выявление слабых мест и ошибок в процессе пр-ва и упр-я, своевременное их исправление и недопущение повторения; 2)обеспечение соотв-я между намеченными планами и проводимыми мероприятиями. Объекты контроля: ср-ва и предметы труда; персонал; пр-ные и упр-кие процессы. Для осущ-я контроля необходимо: · наличие планов, поскольку невозможно определить эф-ть чьей-либо деят-ти, если неизвестны ее цели; · наличие орг-ной стр-ры, поскольку для осущ-я контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы. Существует три аспекта упр-кого контроля: устан-е стандартов - точное опр-е целей, к-е должны быть достигнуты в опр-ный отрезок вр-ени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе план-я; измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; подготовка необходимых корректирующих действий; Основные виды контроля: · предварительный контроль осущ-ся до начала деят-ти во время опред-я ее целей и планов реализации. Целью такого контроля яв-ся опр-е оптимальности разработанных планов путем моделирования будущей деят-ти. · текущий контроль производится от начала деят-ти до момента получения рез-та. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов. · заключительный контроль осущ-ся после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение инфо о деят-ти работников, к-х необх-о поощрить за достигнутые рез-ты.
Теория корпоративного упр-я Корпоративное упр-е – упр-е организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией орг. стр-р, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соотв-вии с принятыми целями. (для себя: Корпора́ция (объединение) - юр. лицо, к-е яв-ся объединением физ. лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). Главная ф-я: обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации фин. ресурсы. Принципы: · Соблюдение баланса интересов различных групп; · Четкое разграничение компетенции м/у органами акционерного общества (общим собранием акционеров, совет директоров и исполнительным органом). · Подконтрольность акционером деят-ти исполнительных органов и совета директоров; · Раскрытие инфо и обеспечение прозрачности (открытости) деят-ти; · Независимость контрольных органов акционерных обществ. Сущность корпоративного упр- я состоит в реализации цикла корпоративного упр-я для достижения мах-ой эф-ти ф-рования корпорации, к-ая яв-ся основным критерием корпоративного упр-я. Для упр-я корпорацией исп-ся расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей – пла-е – орг-я – мотивация – диспетчирование – контроль – релу-е – анализ. Для осущ-я цикла упр-я управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, стр-ру и объем инфо о ф-ровании. Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий направления деят-ти своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами. Следует отметить присутствие смешения понятий корпоративного упр-я и корпоративного м-та. Подчеркнем, что м-т яв-ся более узким понятием, к-е включает в себя корпоративное упр-е. Кроме того, корпоративный м-т осущ-ся исключительно м-том компании (высшим руководящим звеном), а корпоративное упр-е осущ-ся всеми органами правления компании (акционеры, совет директоров, генеральный директор и м-т). Корпоративное упр-е носит стратегический х-р и нацелено на успешное ф-рование компании во внешней среде (защита прав акционеров, взаимодействие с органами власти, партнерами, кредиторами и т.д.) Система корпоративного упр-я представляет собой орг-ную модель, с помощью к-й корпорация должна представлять и защищать интересы своих акционеров. Это система взаимодействия и взаимоотчетности акционеров, совета директоров, менеджеров и других заинтересованных сторон (сотрудники, кредиторы, поставщики, местные власти, общественные орг-и), целью к-й яв-ся увеличение прибыли при соблюдении действующего законодательства и с учетом международных стандартов. Потоки в системе распределены следующим образом: · от Акционеров к Ген. Директору (Правление) и м-ту поступает капитал, Ген. директор и м-т обязуется предоставлять Акционерам прозрачную фин. отч-сть. · от Акционеров исходит контроль за деят-тью Совета директоров, а Совет директоров предоставляет инфо и индивидуальную отч-ть Акционерам. · Ген. директор и менеджмент предоставляют оперативные данные и инфо о ходе реализации стратегии Совету директоров (Наблюдательный совет), а он в свою очередь осущ-т надзор за деят-тью компании и ген. директора.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.053 с.) |