Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли



Первый этап развития м-та начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора, основателем классической школы «научного менеджмента». Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Второй этап развития м-та (1920-1950) классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль. По Файолу, управлять значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Файоль рассматривал упр-е (в его терминологии – администрирование) как совок-ть принципов, правил, приемов, направленных на осущ-е ПД наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возм-и фирмы. Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:

• технической, т. е. осуществлению пр-ного процесса;

• коммерческой (закупка всего необходимого для создания Т и У и сбыт ГП);

• финансовой (привлечение, сохранение и эф-ное исп-е ден. ср-тв);

• бухгалтерской (статистические наблюдения, инвентаризация, составление балансов);

• административной (оказывать воздействие на работников);

• ф-и защиты жизни, личности и собст-ти людей.

Он рассматривал упр-е как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных ф-й, таких, как план-е, орг-я, подбор и расстановка кадров, рук-во (мотивация) и контроль.

Ему принадлежит также разработка 14 принципов упр-я пр-вом (разделение труда; власть – отв-ть; дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение персонала; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала).

Третий этап развития м-та стал называться "неоклассическим", рождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", где уделяется внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Маслоу.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.

Шестой этап развития м-та можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории упр-я, смысл к-х сводится к тому, что орг-я – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (орг-и) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили устан-я взаимосвязей между типами сред и различными моделями упр-я.

Седьмой этап относится к 80-м гг., к-е ознаменовались появлением новых подвидов в упр-й, неожиданным для многих открытием "орг стр-ры" как мощного механизма упр-я, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия упр-кими методами.

Восьмой этап развития м-та относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

• возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного пр-ва;

• создание соц поведенческих элементов - усиление внимания не только к орг-ной культуре, но и к различным формам демократизации упр-я, участие рядовых работников в прибылях, в осущ-и упр-ких ф-й в других сферах деят-ти;

• усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, орг-и современной деят-ти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.004 с.)