Какой объем продукции следует произвести, чтобы получить максимальную прибыль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой объем продукции следует произвести, чтобы получить максимальную прибыль



 

Деятельность любой фирмы развертывается отнюдь не в безвоздушном пространстве, а в постоянно меняющейся экономической ситуации. В зависимости от отрасли, рынка, государственного регулирования фирма оказывается в услови­ях той или иной рыночной модели в чистом виде или в сме­шанных формах. И каждый раз перед фирмой встают стан­дартные вопросы:

1) СЛЕДУЕТ ли производить?

2) Если да, то в каких КОЛИЧЕСТВАХ?

3) На какую ПРИБЫЛЬ можно рассчитывать? Какой УБЫТОК придется покрывать?

Набор ответов на совокупность этих вопросов примени­тельно к той конкретной рыночной ситуации, в которой дей­ствует фирма (чистая конкуренция, монополия, монополисти­ческая конкуренция, олигополия), представляет собой МО­ДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ. В нашем анализе мы рассмот­рим исходную для всех других моделей — модель поведения фирмы в условиях чистой конкуренции в краткосрочном периоде.

Цель любого предпринимателя на рынке — получение мак­симальной экономической прибыли. Однако, выходя со своим товаром на рынок, предприниматель планирует прежде всего получить определенную денежную выручку; покроет ли данная денежная выручка издержки или не покроет — уже второй (но главный!) вопрос.

Экономисты выделяют три вида ВЫРУЧКИ: валовую (об­щую), среднюю и предельную.

ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА — денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара:

 

Валовая выручка = Цена товара • Количество проданного товара;
TR = РQ.

 

СРЕДНЯЯ ВЫРУЧКА — выручка, приходящаяся на единицу проданного товара:

 

Средняя выручка = AR = .

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЫРУЧКА — прирост выручки, получа­емый продавцом при продаже дополнительной единицы товара:

 

Предельная выручка = MR = .

 

Обычно AQ принимают равным 1.

То, как изменяется валовая, средняя и предельная выручка, зависит от конкретного типа рыночной структуры, в которой действует наше предприятие. Представим продавца помидо­ров на рынке, окруженного еще девяносто девятью такими же продавцами, реализующими такие же помидоры. Как извест­но, в ситуации чистой конкуренции цена продукта задается самим рынком и не зависит от объема производства каждого отдельного производителя (так как доля отдельного произ­водителя в общем объеме продаж чрезвычайно низка). Вспом­ним также, что, рассматривая чистую конкуренцию, мы счита­ем продаваемые на рынке продукты абсолютно однородными, т.е. мы отвлекаемся от качественных различий между ними: продавцы, торгующие спелыми, перезрелыми, не совсем спе­лыми, зелеными и гнилыми помидорами, в данном случае для нас абсолютно одинаковы при условии, что на все эти «стан­дарты» помидоров сложилась единая рыночная цена. Итак, спрос на продукцию нашего отдельного продавца абсолютно ЭЛАСТИЧЕН (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Спрос на продукцию отдельного продавца на конкурентном рынке

 

Абсолютная эластичность спроса на продукцию отдель­ного продавца означает, что если наш продавец хоть на рубль превысит цену, стихийно сложившуюся на рынке, то он мгновенно лишится всей своей клиентуры и объем его продаж снизится до нуля. Конечно, бывают такие покупа­тели, которые из двух рядов стоящих лоточников выбирают того, у кого цена товара выше. Но в условиях чистой кон­куренции покупатель ориентируется исключительно на цену, поэтому для простоты не будем замечать такое ненормальное поведение.

Если же наш продавец хоть на рубль понизит цену, то тем самым он перетянет к себе весь рынок. Объем его продаж в этом случае мог бы увеличиваться до бесконечности, если бы этому не мешал малый объем его производства. В результате снижения цены ниже рыночной продавец получил бы меньшую выручку (увеличить ее за счет увеличения объема продаж, как мы сказали, он не может). Поэтому продавцы на конкурент­ном рынке все-таки предпочитают придерживаться сложив­шейся на рынке цены либо добровольно, либо под воздействи­ем нерыночных сил, удерживающих цены на выгодном для себя уровне (государственное регулирование цен, рэкет и про­чие «контролеры» рынка).

В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ ЦЕНА ТО­ВАРА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РЫНКОМ И НЕ ЗАВИСИТ ОТ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТ­ДЕЛЬНОГО ПРОДАВЦА, ПОЭТОМУ СПРОС НА ТОВА­РЫ ОТДЕЛЬНОГО ПРОДАВЦА АБСОЛЮТНО ЭЛАСТИЧЕН.

Р = const

(для отдельного продавца в условиях чистой конкуренции).

 

Из данной теоремы нас может заинтересовать ряд следст­вий (рис. 10.2).

Следствие 1. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного им товара.

Следствие 2. Средняя выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.

AR = P.

Следствие 3. Предельная выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.

MR = P.

 

Рис. 10.2. Валовая, средняя и предельная выручка производителя в условиях чистой конкуренции

 

Достоверность следствий можно проверить с помощью числового примера (табл. 10.1). Допустим, что цена на поми­доры на рынке установилась в 75 денежных единиц за 1 кг. Так как цена 1 кг помидоров не изменяется с увеличением продаж отдельного производителя, то его валовая выручка становится пропорциональной количеству проданных помидоров, средняя выручка равна 75 денежным единицам, а с ростом объемов продаж на 1 кг выручка увеличивается на 75 денежных единиц (предельная выручка).

Таблица 10.1

 

Количество проданной продукции (Q) Цена (Р) Средняя выручка (AR) Валовая выручка (TR) Предельная выручка (MR)
         
         
         
         
         
         
    75 '    
         
         
         
         

Правильно ли, что чем больше продаст продавец, тем больше он увеличит свою прибыль? Для ответа на этот вопрос необходимо сопоставить то, как изменяется выручка, и то, как изменяются издержки производителя при увеличении объемов выпуска и продаж. Для упрощения примера будем считать, что объем производства равен объему продаж произведенных то­варов (все, что производится, продается).

Данные об издержках и выручке представлены в табл. 10.2.

Простым вычитанием из данных по столбцу валовой вы­ручки валовых издержек можно найти такое количество про­дукции, выпуск которого дает максимальную прибыль. В на­шем случае максимальная прибыль достигается при продаже 7 кг помидоров. Отметим важную закономерность: предель­ная выручка и предельные затраты в точке максимума прибыли совпадают (если при увеличении производства с 6 до 7 кг издержки возрастают на 70 денежных единиц, а при увеличении производства с 7 до 8 кг — на 80 денежных единиц, то предельные издержки непосредственно в точке 7 кг — есть среднее значение между 70 и 80, т.е. 75 денежных единиц).

 

 

Таблица 10.2

Закон. ФИРМА ДОСТИГАЕТ МАКСИМУМА ПРИБЫЛИ ПРИ ТАКОМ ОБЪЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПРИ КОТО­РОМ ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЫРУЧКА РАВНА ПРЕДЕЛЬ­НЫМ ИЗДЕРЖКАМ.

МС = MR.

 

Для условий чистой конкуренции из настоящего закона имеет­ся весьма важное следствие.

Следствие. Так как в условиях чистой конкуренции пре­дельная выручка равна цене товара, то фирма достигает мак­симума прибыли, когда предельные издержки становятся рав­ными цене.

Так как MR = Р и MR = МС, то МС = Р в точке максимума прибыли.

Закон и следствие из него могут быть проиллюстрированы графиками (рис. 10.3). На верхнем графике необходимо найти такую точку на оси ох (объем производства), которой соответ­ствовало бы наибольшее расстояние между графиками вало­вых издержек и выручки. Этой же точке соответствует пересе­чение графика предельной выручки (спроса на продукцию отдельной фирмы) и графика предельных издержек (нижний график).

ДО ДОСТИЖЕНИЯ ФИРМОЙ МАКСИМУМА ПРИБЫ­ЛИ ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЫРУЧКА БОЛЬШЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ. ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ТОЧКИ МАКСИМУМА ПРИБЫЛИ ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЫРУЧКА МЕНЬШЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ.

Данное замечание имеет очень важное значение в практике предпринимательства.

Пример 1. Домохозяйка Иванова любила на досуге возделывать на своем садовом участке черную смородину. В конце каждого дачного сезона, заготовив в достаточном количестве соков, варенья и джемов, она направлялась на базар для получения скромного денежного вознагражде­ния за свои летние труды. Допустим, что на момент прибытия гражданки Ивановой на личном автомобиле «Мерседес» на рынок со своим товаром цена одного литра сока составляла 5000 руб. После продажи первых ста литров сока домохозяйка Иванова, вытащив из широких штанин калькулятор «Ситизен 888», решила подвести не­которые итоги. «Если я продам еще один литр сока, — думала домохозяйка, — то мои издержки возрастут еще на 4000 руб. Так надо ли мне продолжать торговлю, чтобы увеличить свою прибыль, или лучше сохранить товар для продажи до лучших времен?».

Рис. 10.3. Максимизация фирмой прибыли

 

Помогая домохозяйке, дадим ей совет — конечно, продолжать торговлю, так как в ситуации чистой кон­куренции, в которой она оказалась (рядом стоят и торгу­ют соками еще десятки таких же простых граждан), ее предельные издержки (4000 руб.) меньше сложившейся на рынке цены (5000 руб.). Следовательно, увеличивая про­дажи, домохозяйка увеличивает и свою прибыль.

Пример 2. Председатель рыболовецкого колхоза «Зо­лотая рыбка» собрал на планерку главных специалистов: бухгалтера, экономиста, главного инженера-рыбака и свою жену для решения сложного экономического воп­роса. Цена 1 кг рыбы, сложившаяся на городском рынке, составляет 800 денежных единиц. В настоящее время кол­хоз продает 300 кг рыбы ежедневно, при этом издержки производства и обращения на такой объем составляют 150000 денежных единиц. Получаемой прибыли едва хва­тает для починки сетей, латания коптильных камер и стро­ительства новой дачи для председателя колхоза. В планах колхоза — скорейшее внедрение достижений научно-тех­нического прогресса в дело управления рыболовным про­цессом. Для этого необходимо, как считает председатель, срочно переоборудовать контору правления и оснастить ее стандартным набором бизнесмена: «телекс, телефон, телефакс». В свою очередь, для этого нужна прибыль. Колхоз может увеличить добычу рыбы, тем более что в его территориальные воды недавно забрел новый косяк. Известно, что при продаже 350 кг рыбы ежедневно из­держки составляют 190000 денежных единиц, а при прода­же 400 кг — 235 000 денежных единиц.

Помогая правлению колхоза, решим и эту задачку. Прежде всего возьмем за единицу веса не 1 кг, а 50 кг. Цена такой единицы веса составит 40 000 денежных единиц (800 ∙ 50). Если производство увеличится с 300 до 350 кг (с 6 до 7 весовых единиц), то затраты возрастут на 40000 денежных единиц, что точно соответствует цене 50 кг рыбы. При увеличении производства еще на одну весовую единицу (с 350 до 400 кг) издержки возрастут на 45000 денежных единиц, что на 5000 денежных единиц больше цены 50 кг рыбы. Следовательно, до объема 350 кг рыбы в день прибыль колхоза будет возрастать, а сверх этого объема — уменьшаться. Желая получить большую прибыль, чем тот максимум, который реально достижим в настоящее время, колхоз будет вынужден заменить су­ществующую технологию добычи на более совершенную, а также сократить непроизводительные утечки прибыли (дача, излишнее офисное оборудование). Закон максимизации прибыли фирмы (МС = MR) в том виде, в котором мы его сформулировали, действует не только в условиях чистой конкуренции, но и в любой другой рыноч­ной структуре (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). Другое дело, что во всех, кроме чистой конкуренции, рыночных структурах производитель имеет возмож­ность оказывать то или иное влияние на цену: в случае моно­полии производитель определяет цену; в случае олигополии производитель либо контролирует цену с помощью тайного сговора с другими олигополистами, либо каким-либо образом реагирует на изменение цен другого олигополиста (следование или неследование за ценовым лидером); в случае монополисти­ческой конкуренции возможности влияния производителя на цену ограничены рамками рыночной ниши, в которой он дей­ствует. Возможность контроля производителя над ценой при­водит к тому, что цена продукта начинает изменяться в зави­симости от объемов выпуска каждого отдельного производителя.

Для нашей модели важно то, что при условиях, отличных от чистой конкуренции, предельная выручка станет:

как и предельные затраты, переменной величиной, завися­щей от объема выпуска продукции (в случае чистой конкурен­ции она была постоянна и равнялась цене продукта);

будет величиной, отличной от цены товара.

Расширение закона максимизации прибыли фирмы. ПРИ­БЫЛЬ ФИРМЫ В ЛЮБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУК­ТУРЕ (КАК В СЛУЧАЕ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ, ТАК И В СЛУЧАЯХ МОНОПОЛИИ, ОЛИГОПОЛИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ) БУДЕТ МАКСИ­МАЛЬНА ПРИ ТАКОМ ОБЪЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПРИ КОТОРОМ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ РАВНЫ ПРЕ­ДЕЛЬНОЙ ВЫРУЧКЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

Расширение следствия из закона максимизации прибыли: чем больше степень контроля производителя над ценой, тем больше последняя отклоняется в точке максимума прибыли от вели­чины, равной предельной выручке или предельным издержкам.

В случае чистой конкуренции контроля над ценой со сторо­ны производителя нет, поэтому цена равна предельным издерж­кам и выручке в точке максимума прибыли (МС = MR — Р). Во всех же остальных случаях цена начинает превышать равенство предельных издержек и выручки (МС = MR < Р). Прибыль, ко­торую получает производитель за счет этого превышения цены, можно назвать монопольной прибылью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.171 (0.029 с.)