Зачем предпринимателю знать, какова эластичность спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем предпринимателю знать, какова эластичность спроса и предложения



 

Случалось ли вам настраивать гитару или слушать, как это делает кто-либо другой? Если приходилось, то вы должны были заметить, что разные люди по-разному воспринимают чистоту звучания. В то время как одному кажется, что гитара настроена хорошо, другой ощущает «грязь» в звуке. Один не способен воспринять отклонение от нормального звучания и в один, и в два тона, другой ощущает тончайшие нюансы звука, готов колдовать над ним до бесконечности, пока не добьется абсолютно точной высоты звука.

Спрос и предложение разных товаров также по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ — ЭТО СТЕПЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬ­НОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ФА­КТОРАМ.

Рассмотрим сначала ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА. Глав­ным фактором, влияющим на спрос, является ЦЕНА.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (ПРЯМАЯ ЭЛА­СТИЧНОСТЬ СПРОСА) — ЭТО СТЕПЕНЬ ЧУВСТВИТЕ­ЛЬНОСТИ СПРОСА НА КАКОЙ-НИБУДЬ ТОВАР К ИЗ­МЕНЕНИЮ ЦЕНЫ НА ЭТОТ ТОВАР.

ПРЯМАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ ПОКА­ЗЫВАЕТ, НА СКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ УВЕЛИЧИТСЯ (УМЕНЬШИТСЯ) СПРОС ПРИ УМЕНЬШЕНИИ (УВЕЛИЧЕ­НИИ) ЦЕНЫ НА ДАННЫЙ ТОВАР НА ОДИН ПРОЦЕНТ. Математически прямая эластичность может быть выраже­на в виде следующего коэффициента эластичности:

lD= .

 

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ чего бы то ни было показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины (рис. 6.11).

 

Рис. 6.11. Относительное изменение объема спроса и цены

 

Относительное изменение объема спроса =

где QD — изменение объема спроса при изменении цены с Р1 доР2;

QD — объем спроса (или Q , или Q , или ).

Относительное изменение цены = ,

где Р — изменение цены;

P — цена (или Р1, или Р2, или ),

 

Теперь введены все необходимые понятия, чтобы записать математическую формулу ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ:

lD= ¸ , или lD=

Какой знак будет иметь это математическое выражение? В нашем примере цена понижалась, следовательно, Р <0. Объем спроса соответственно повышался. Отсюда QD >0.

Так как цена и спрос движутся в противоположных направле­ниях, то эластичность спроса по цене отрицательна. Поэтому обычно оперируют с абсолютным значением прямой эластич­ности спроса (I lD I).

На рис. 6.12 изображены графики спроса, которые имеют различную эластичность по цене.

Рис. 6.12. Графики спроса с различной эластичностью по цене

Ситуация 1. I lD I = 0. Кривая спроса расположена верти­кально. Это значит, что спрос абсолютно не чувствителен к цене. Как бы продавец ни изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным. Такой спрос называется АБСОЛЮТНО НЕЭЛАСТИЧНЫМ.

Ситуация 2. I lD I = µ. Кривая спроса расположена горизон­тально. Это означает, что любое сколь угодно малое повыше­ние цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к измене­нию цены, поэтому он называется АБСОЛЮТНО ЭЛАСТИЧНЫМ.

Ситуация 3. I lD I = 1. При увеличении (уменьшении) цены товара на 1% спрос уменьшится (увеличится) ровно на 1%. Такой спрос называется ЕДИНИЧНЫМ (УНИТАРНЫМ).

Ситуация 4. I lD I > 1. Спрос ЭЛАСТИЧЕН: при увеличе­нии (уменьшении) цены товара на 1 % объем спроса уменьшит­ся (увеличится) более чем на 1%.

Ситуация 5. 0< I lD I < 1. Спрос НЕЭЛАСТИЧЕН: при уве­личении (уменьшении) цены товара на 1 % объем спроса умень­шается (увеличивается) менее чем на 1%.

 

От чего зависит эластичность спроса?

 

Правило 1. ЧЕМ БОЛЬШЕ У ТОВАРА ЗАМЕНИТЕ­ЛЕЙ (СУБСТИТУТОВ) И ЧЕМ БЛИЖЕ ИХ ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА, ТЕМ ВЫШЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ЭТОТ ТО­ВАР.

 

Одним из самых неэластичных товаров является соль. Чем ее можно заменить? Ничем. Поэтому можно установить цену в 10 коп. и в 1 руб., и 10 руб., и 25 руб. за 1 кг. Все равно объем спроса изменится незначительно. Эластичен спрос на отдель­ные марки одного и того же товара. Например, при повыше­нии цены на шампунь одной марки покупатели могут переклю­чить свой спрос на марку шампуня, цена которого равна старой цене первого шампуня.

 

Правило 2. ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ВОЗ­МОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАН­НОГО ТОВАРА, ТЕМ ВЫШЕ ЭЛАСТИЧ­НОСТЬ СПРОСА НА НЕГО.

 

Например, печь на хлебозаводе: как бы цена на нее ни повышалась, при реконструкции завода все равно придется покупать эту печь, иначе хлебозавод станет. Спрос на печи, таким образом, не эластичен. Другое дело — универсальное оборудование, к примеру, молоток-гвоздодер. В случае повы­шения цен на него спрос может переключиться на молотки и гвоздодеры.

При этом у разных потребителей, покупающих один и тот же товар, будет различная эластичность спроса по цене.

Так, снижение цен на вареную колбасу может вызвать значительное увеличение спроса на нее у рядовых покупателей, но не вызовет соответствующей реакции у заготовителей про­дукции в ресторанах, так как для посетителей в ресторане вареная колбаса — не основной продукт питания.

Правило 3. ЧЕМ НАСУЩНЕЕ ПОТРЕБНОСТЬ, УДО­ВЛЕТВОРЯЕМАЯ ТОВАРОМ, ТЕМ НИЖЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ЭТОТ ТО­ВАР.

Спрос на хлеб будет менее эластичен, чем спрос на туристи­ческие путевки. Это правило относится и к тем товарам, потребление которых не может быть отложено (спрос на елки к Новому году, на цветы или торт к 8 Марта).

 

Правило 4. ЧЕМ БОЛЕЕ ОГРАНИЧЕН ДОСТУП К ТОВАРУ, ТЕМ НИЖЕ ЭЛАСТИЧ­НОСТЬ СПРОСА НА ЭТОТ ТОВАР.

 

Это правило характерно для ситуации дефицита. Дефицит для потребителя означает одно — ограничение свободы выбо­ра, что выражается в принципе: «Бери, что дают». Тут, как говорится, уже не до цены. Главным становится сам факт получения товара. Близким по смыслу является и ЭФФЕКТ ОЧЕРЕДИ. Вы записались на мебель и стоите в очереди на ее получение, периодически отмечаясь по ночам. Покинете ли вы очередь накануне дня покупки, если узнаете, что цена на мебельный гарнитур возросла в 1,5 раза?

 

Правило 5. ЧЕМ БОЛЕЕ АГРЕГИРОВАН ТОВАР, ТЕМ НИЖЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА.

 

Что понимается под агрегированием? Это объединение то­вара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы. Рассмотрим перечень товаров:

1) вареная колбаса «Останкинская» в магазине на Московском проспекте Санкт-Петербурга;

2) вареная колбаса «Останкинская»;

3) вареная колбаса;

4) колбаса;

5) мясо и мясопродукты;

6) еда.

Степень агрегированности нашего товара возрастает при движении от первого пункта к шестому. Спрос на наиболее агрегированный товар — еду — будет абсолютно неэластич­ным. Эластичность за счет возможности замен будет постепен­но повышаться от конца к началу данного перечня товаров. Правило 6. СПРОС СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ЭЛАСТИЧНЫМ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ.

Резкое повышение цены на электроэнергию не сможет сразу привести к такому же резкому снижению спроса на нее со стороны производителей. Им требуется время, чтобы закупить новое энергосберегающее оборудование. Только тогда их спрос на электроэнергию станет более эластичным.

Зачем предпринимателю знать, какова эластичность спроса по цене на его товар? Ответ прост — для выбора цены. Но ведь чем выше цена, тем лучше производителю. Оказывается, это не так. Подтверждение данного заключения можно увидеть на рис. 6.13. На нем изображена КРИВАЯ НЕЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА. Допустим, что производитель продает свой товар по цене P1 Если он полностью насыщает спрос на свою продукцию, то он сможет реализовать количество Q1.

Рис. 6.13. Неэластичный спрос и выручка предпринимателя

 

Какую выручку получит в этом случае производитель? Величина выручки, очевидно, будет равна произведению цены на количество реализованного товара, т.е. равна площади прямоугольника OP1D1Q1. Если производитель решит поднять цену, то его выручка увеличится (SOP2D2Q2 > SOP1D1Q1)-

 

Правило 7. В СЛУЧАЕ НЕЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА ПРОИЗВОДИТЕЛЮ ВЫГОДНО ПОВЫ­ШАТЬ ЦЕНУ ТОВАРА, ТАК КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ ЕГО ВЫРУЧКА УВЕЛИЧИВА­ЕТСЯ.

 

А если спрос эластичен? Кривая эластичного спроса представлена на рис. 6.14. Если производитель в этом случае повысит цену с Р1 до Р2, то его выручка существенно упадет (SOP1D1Q1 > SOP2D2Q2)- Производителю будет выгоден обрат­ный процесс — снижение цены.

 

Правило 8. В СЛУЧАЕ ЭЛАСТИЧНОГО СПРОСА ПРОИЗВОДИТЕЛЮ ВЫГОДНО ПОНИ­ЖЕНИЕ ЦЕНЫ, ТАК КАК В ЭТОМ СЛУ­ЧАЕ ЕГО ВЫРУЧКА БУДЕТ ВОЗРАСТАТЬ.

 

Правило 7 и 8 можно представить в виде табл. 6.3.

Таблица 6.3

 

 

Изменениецены СПРОС
эластичный неэластичный
Рост Снижение невыгодно выгодно выгодно невыгодно

 

На спрос влияет не только цена данного товара, но и другие факторы, например доходы потребителей. Что же представляет собой ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ?

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ — ЭТО СТЕ­ПЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СПРОСА НА КАКОЙ-ЛИ­БО ТОВАР К ИЗМЕНЕНИЮ ДОХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХО­ДУ ПОКАЗЫВАЕТ, НА СКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ УВЕЛИЧИТСЯ (УМЕНЬШИТСЯ) СПРОС ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ (УМЕНЬШЕНИИ) ДОХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА 1 %.

lJ=

lJ= или lJ=

где QD, QD — изменение объема спроса и объем спроса на товар;

J, J — изменение доходов и доходы потребителей.

Рис. 6.14. Эластичный спрос и выручка предпринимателя

 

Для изучения эластичности спроса по доходам необходимо группировать потребителей по более или менее одинаковому уровню дохода. Как правило, выделяют группы лиц с высо­ким, средним и низким уровнями дохода. В целом рост до­ходов увеличивает платежеспособный спрос, т.е. приводит к сдвигу кривой спроса ВПРАВО. Это значит, что чаще всего рост дохода потребителя означает и рост объема спроса. Сле­довательно, эластичность спроса по доходу в большинстве случаев является положительной.

Варианты зависимости спроса от дохода могут быть раз­личны (рис. 6.15).

Кривая АА (0< lJ< 1). Спрос НЕЭЛАСТИЧЕН ПО ДОХОДУ- Это означает, что с ростом дохода на 1% спрос возрастает менее чем на 1%. Такие товары называются ТОВА­РАМИ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. Неэластичный по до­ходу спрос на эти товары обусловлен во многом «физиологи­ческим» уровнем потребителя. Можно быть миллионером, можно принадлежать к среднему классу и потреблять одина­ково по «4 куска хлеба» за обедом.

Кривая ВВ (lJ > 1). Спрос ЭЛАСТИЧЕН ПО ДОХОДУ. Это означает, что с увеличением дохода на 1 % спрос возраста­ет более чем на 1%. Такие товары называются ПРЕДМЕТА­МИ РОСКОШИ: спрос на них чрезвычайно чувствителен к до­ходу потребителя.

Кривая СС (О < lJ < 1 при J < Jo; lJ < 0 при J > Jo). До определенного уровня дохода спрос на такой товар НЕЭЛА­СТИЧЕН ПО ДОХОДУ (и на этом участке не отличается от товаров первой необходимости). После определенного уровня дохода эластичность спроса на такой товар становится ОТ­РИЦАТЕЛЬНОЙ. Это значит, что с ростом дохода спрос на этот товар уменьшается. Такие товары называются НИЗКО­КАЧЕСТВЕННЫМИ, т. е. такими, которые при высоком уро­вне дохода могут быть заменены другими.

Например, вареная колбаса лицами с высоким уровнем доходов будет заменяться в потреблении копченой колбасой или ветчиной. Так что спрос на вареную колбасу при высоких доходах будет уменьшаться.

Не меньшее влияние на спрос на определенный товар ока­зывают ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ (ВЗАИМНАЯ) ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — ЭТО СТЕПЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СПРО­СА НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ТОВАР К ИЗМЕНЕНИЮ ЦЕНЫ ДРУГОГО ТОВАРА. КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПОКАЗЫВАЕТ, НА СКОЛЬКО ПРОЦЕН­ТОВ ИЗМЕНИТСЯ СПРОС ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ ДРУГОГО ТОВАРА НА 1 %.

lX =

lX = или lX =

 

где QDA, QDA — изменение объема спроса и объем спроса на то­вар А;

РB, РB — изменение цены и цена товара В.

Рис. 6.15. Варианты зависимости спроса от дохода

 

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, является ли товары ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫМИ, ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫМИ или НЕЙТРАЛЬНЫМИ ДРУГ Эти варианты рассмотрены на рис. 6.16.

Рис.6.16. Зависимость коэффициента перекрестной эластичности от взаимозаменяемости товаров

 

Кривая ВВ (lХ < 0). Отрицательная перекрестная эластичность означает, что с ростом цены на товар В объем спроса на товар A сокращает и наоборот. В этом случае товары являются ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫМИ, например автомобиль и бензин, лошадь и овес, фотоаппарат и пленки к нему, магнитофон и аудиокассеты, туристические путевки и железнодо­рожные билеты.

Кривая СС (lХ > 0). Положительная перекрестная эластичность показывает, что при росте цены на товар С объем спроса товар А увеличивается, т. е. происходит как бы переключе­ние спроса с товара С на товар А. В таком случае товары являются ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫМИ (ТОВАРАМИ-СУБСТИТУТАМИ), например конфеты и торты, автобус и метро, мыло и шампунь.

Кривая НН (lХ» 0). Нулевая или близкая к нулевой пере­крестная эластичность означает, что изменение цены товара Я никак или очень мало отразится на спросе на товар А. Такие товары называются НЕЗАВИСИМЫМИ, или НЕЙТРАЛЬ­НЫМИ, например, рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки.

Следовательно, понятие эластичности весьма полезно при анализе спроса, т.е. реакции потребителей на те или иные факторы. В зависимости от степени эластичности спроса пред­приниматели могут ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПОВЕДЕНИЕ СВОИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Наряду с эластичностью спроса существует и ЭЛАСТИЧ­НОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Схема анализа эластичности пред­ложения подобна схеме анализа эластичности спроса. Однако здесь имеется ряд особенностей, например зависимость эла­стичности предложения от фактора времени.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ — ЭТО СТЕПЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ИЗ­МЕНЕНИЮ ЦЕНЫ ТОВАРА. КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧ­НОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ ПОКАЗЫВАЕТ, НА СКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ УВЕЛИЧИТСЯ (УМЕНЬШИТСЯ) ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ (УМЕНЬШЕНИИ) ЕГО ЦЕНЫ НА 1%.

lS = ,

где QS, Qs — изменение объема предложения и объем предложе­ния товара;

Р, Р — изменение цены и цена данного товара.

Для предложения характерны те же закономерности, что и для спроса, только в обратной зависимости: величина пред­ложения обычно повышается по мере роста цен, поэтому эластичность предложения по цене выражается положитель­ными величинами.

Эластичность предложения зависит от различных факто­ров, таких, как степень загрузки производственных мощно­стей, размер товарных запасов, способность к новым инвести­циям и сроки их реализации и т. д.

Для понимания эластичности предложения необходимо учитывать его большую зависимость от ФАКТОРА ВРЕМЕ­НИ (рис. 6.17). По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

МГНОВЕННЫЙ (РЫНОЧНЫЙ) ПЕРИОД — ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ УЖЕ ПРОИЗВЕДЕННОГО ПРОДУКТА НА РЫНКЕ.

В рыночный период предложение товаров задано посто­янно: ТОВАР УЖЕ ПРОИЗВЕДЕН. Вследствие этого пред­ложение может подстраиваться под спрос, только изменяя цену. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (кривая SMSM на рис. 6.17). Это означает, что пред­ложение в мгновенном периоде АБСОЛЮТНО НЕЭЛА­СТИЧНО (lS = 0).

КОРОТКИЙ (КРАТКОСРОЧНЫЙ) ПЕРИОД — ПЕ­РИОД, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ПРЕДПРИЯТИЕ МОЖЕТ ПОДСТРОИТЬСЯ ПОД СПРОС, ИСПОЛЬ­ЗУЯ БЛИЖАЙШИЕ РЕЗЕРВЫ И ПОВЫШАЯ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ БОЛЬШЕЙ ЗАГРУЗКИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИНТЕНСИФИКАЦИИ ТРУДА И ПРОДАЖИ ИМЕЮЩИХСЯ ЗАПАСОВ. ПРИ ЭТОМ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО В КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕ­РИОД ПРЕДПРИЯТИЕ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НИКАКИХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В РЕКОНСТРУКЦИЮ (МОДЕРНИЗАЦИЮ) ПРОИЗВОДСТВА.

Кривая предложения в краткосрочный период (SKSK на рис. 6.17) постепенно начинает отклоняться от строго вер­тикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положи­тельной (/s > 0). Однако существует определенный предел «подстройки» предложения в краткосрочный период. Прибли­жаясь к этому пределу (объем QS), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Что сделать, что­бы «снять» этот предел? Необходимы расширение и реконст­рукция производства, что и осуществляется в долгосрочный период.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ (ДОЛГОСРОЧНЫЙ) ПЕРИОД — ПЕ­РИОД, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ПРЕДПРИЯТИЕ ФОРМИРУЕТ НОВЫЙ СПРОС, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЕ-

РЕСТРОЙКУ ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ ЗАМЕНЫ СТАРОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА НОВОЕ, БОЛЕЕ ПРО­ИЗВОДИТЕЛЬНОЕ, ЗА СЧЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА НО­ВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. В ЭТОТ ПЕРИОД ПРОИСХО­ДИТ ТАКЖЕ РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ ПОЯВЛЕНИЯ НА РЫНКЕ НОВЫХ ФИРМ—ПРО­ИЗВОДИТЕЛЕЙ ДАННОГО ТОВАРА. В долгосрочный период «препятствия» для роста эластич­ности сняты, и она достигает максимальных величин (кривая SDSD на рис. 6.17).

Таким образом, ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ВО ВРЕ­МЕНИ.

Рис. 6.17. Влияние на эластичность предложения фактора времени

Спрос и предложение денег

 

Как известно, движение товарного потока обслуживается деньгами, ревностно выполняющими при этом свои функции. Следовательно, на деньги всегда имеется определенный спрос. Чем же определяется спрос на деньги? В истории исследования денег и денежного обращения сформировались три подхода к ответу на поставленный вопрос.

1. Согласно КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ спрос на деньги зависит от трех факторов: а) абсолютного уровня цен; б) уровня реального объема производства; в) скорости об­ращения денег в движении доходов.

2) В модели известного американского ученого Дж. М. Кейнса спрос на деньги является функцией таких факторов, как: а) трансакционный мотив хранения денег, или желание иметь деньги как средство платежа; б) мотив предосторожности, отражающий потребность в деньгах как в покупательном средстве; в) спекулятивный мотив, или возможность выиграть, имея деньги, на повышении нормы процента. Вывод: величина спроса на деньги растет с падением нормы ссудного процента на рынке ценных бумаг.

3) В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ СПРОСА НА ДЕНЬГИ учитываются следующие факторы: а) расширение форм активов (в собственности могут быть облигации, недвижимость, акции, товары длительного пользования); б) ликвидный актив (высокая мобильность денег в реализации); в) рост богатства отдельного индивида в целом (деньги — одна из составляющих богатства); г) изменения в ожиданиях тех или иных ситуаций на рынке денег; д) наличие инфляции.

Графически спрос на деньги выражается в виде КРИВОЙ СПРОСА (рис. 6.18). По оси «х» откладываются значения количества денег, находящихся в обращении (в соответству­ющих денежных единицах), по оси «у» — номинальная норма процента (процент — цена за пользование богатством в денеж­ной форме).

Спрос на деньги увеличивается при уменьшении номиналь­ной нормы процента и наоборот. Если увеличивается НОМИНАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (суммарный доход, полученный семейными хозяйствами страны, включая всю сумму заработной платы, ренты, процентных выплат и прибы­ли), то кривая спроса на деньги сдвигается ВПРАВО; если номинальный национальный доход уменьшается, то кривая спроса на деньги смещается ВЛЕВО.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ДЕНЬГИ ПО ПРОЦЕН­ТУ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПРОЦЕНТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА НА ДЕНЬГИ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ НОРМЫ ПРОЦЕНТА НА 1%.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ осуществляется государством, проводящим конкретную денежно-кредитную политику. В США главным органом, формирующим подобную полити­ку, является Федеральная резервная система. Выпуск новых денежных единиц в обращение называется ДЕНЕЖНОЙ ЭМИССИЕЙ и осуществляется ТОЛЬКО ГОСУДАР­СТВОМ.

Графически предложение денег можно представить как (рис. 6.19):

ВЕРТИКАЛЬНУЮ КРИВУЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕ­НЕГ — в обращении поддерживается неизменное количество денег;

ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ КРИВУЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕ­НЕГ — количество денег в обращении изменяется так, чтобы сохранить неизменным уровень номинальной нормы процента;

Рис. 6.18. Кривая спроса на деньги

 

НАКЛОННУЮ КРИВУЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГ — количество денег в обращении растет, но недостаточно для поддержания фиксированного уровня номинальной нормы процента.

Рис. 6.19. Кривые предложения денег

 

Если сдвиг в спросе на деньги в основном происходит из-за изменений в скорости обращения денег, то исходя из практики мировой кредитно-денежной политики предложение денег должно быть таковым, чтобы обеспечить постоянный уровень номинальной нормы процента (горизонтальная кривая пред­ложения).

При сдвиге кривой спроса на деньги вследствие изменений в реальном объеме производства необходимо удерживать в обращении стабильное количество денег (вертикальная кри­вая предложения) или растущее количество денег и увеличива­ющуюся норму процента и наоборот (наклонная кривая).

Когда сдвиг в спросе на деньги определяется растущим уровнем цен, то в обращении надо поддерживать фикси­рованное количество денег (вертикальная кривая предло­жения).

 

• ЗАПОМНИ ПОНЯТИЯ

Спрос, функция спроса, объем спроса, кривая спроса, закон спроса, цена спроса; качество товара, престижная цена, ажиотаж­ный спрос; предложение, функция предложения, объем предложе­ния, кривая предложения, закон предложения, цена предложения; эластичность, эластичность спроса по цене, доходу, норме проце­нта, прямая и перекрестная эластичность; взаимозаменяемые, взаимодополняемые товары; эластичность предложения; корот­кий, мгновенный, длительный периоды; номинальная норма про­цента, номинальный национальный доход.

 

• ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1) Какие факторы и каким образом влияют на объем спроса и на объем предложения?

2) Что показывают кривая спроса и кривая предложения?

3) В каких случаях происходит движение по кривой спроса (предложения), а в каких — движение самой кривой — ее сдвиг?

4) Как качество товаров влияет на спрос? Как этот процесс можно изобразить графически?

5) Почему исключения из закона спроса являются мнимыми? В чем содержание этих «исключений»? Как производитель может использовать их в своих интересах?

6) Что показывает эластичность спроса по цене?

7) От чего зависит эластичность спроса по цене?

8) Всегда ли производителю выгодно повышать цену? (В ответе на вопрос необходимо использовать понятие «эластичность спроса».)

9) Что показывает эластичность спроса по доходу? Какие возможны варианты зависимости спроса от дохода?

10) Что показывает перекрестная эластичность спроса? От чего зависит знак коэффициента перекрестной эластичности спроса?

11) Что показывает эластичность предложения по цене?

12) Как влияет фактор времени на эластичность предложения?

13) От каких факторов зависит спрос на деньги? Как графически выражается спрос на деньги?

14) Каковы вырианты возможного предложения денег?

 

• ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ, РЕШИ

1. Общий объем спроса и общий объем предложения на один из видов металлов в течение недели на бирже металлов характеризуются следующими данными (табл. 6.4).

Таблица 6.4

Объем спроса, т Цена за 1 т, усл. ед. Объем предложения, т
     
     
     
     
     
     

а) постройте графики спроса и предложения;

б) при цене на металл на уровне 92 тыс. руб. за 1 т каков будет объем продаж? Будет какое-то «лишнее» количество алюминия или его не хватит — определите эту величину алюминия в натуральном и денежном выражении.

2) В нашей речи часто используется выражение: «Этот товар пользуется высоким спросом». Что такое «высокий спрос»? Какое явление за ним скрывается?

3) Означает ли возникновение избытка предложения какого-либо товара, что он никому не нужен? Означает ли возникновение дефицита какого-либо товара, что он всем крайне необходим? Аргументируйте свою позицию по данным вопросам. Кому и в каких случаях может быть выгоден избыток предложения товаров? Каковы последствия дефицита, избытка предложения? Может ли дефицит товаров быть выгодным потребителям? Может ли избыток предложения товаров быть выгодным производителям? Приведите примеры этих ситуаций.

4) После ажиотажного понижения курса рубля в 1991 — начале 1992 гг. началось его стремительное повышение, что фиксировалось на торгах Московской межбанковской валютной биржи (табл. 6.5).

Таблица 6.5

 

Дата торгов Начальный курс рубля, руб. за 1 дол. Объем спроса на валюту, млн. дол. Объем предложения валюты, млн. дол. Объем продаж валюты, млн. дол. Конечный курс рубля, руб. за 1 дол.
07.04 160,0 6,35 8,50 6,87 159,7
14.04 155,7 4,29 6,69 4,56 155,0
16.04 155,0 3,90 5,94 3,93 154,0
21.04 154,0 7,72 9,83 8,85 150,5
23.04 150,5 5,54 6,01 5,54 150,0
28.04 150,0 7,79 13,38 8,25 143,6
06.05 143,6 6,47 11,86 7,30 128,0

а) постройте по имеющимся данным графики спроса и предложения валюты на каждый день торгов (по оси ох откладывайте объемы в млн. дол., по оси ох — валютный курс — цену валюты в руб.;

б) проанализируйте графики и дайте объяснение колебаниям спроса и предложения с точки зрения эффекта ожидаемой динамики цен.

5) Чем больше дефицит, тем сильнее тяга к припрятыванию товара в торговле. Почему?

6) Эластичность спроса на картофель по цене равна 0,3, на кефир — 1,0, на мебель — 1,2. Кто пострадает больше от введения косвенного налога, уплачиваемого с единицы проданного товара: производители или потребители? В ответе используйте графические построения.

7) В каком периоде —- мгновенном, коротком или длительном — налоговое бремя производителей больше? Почему? Проиллюстрируйте ответ графиками.

• ВЫВОДЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1) Чем выше цена, тем меньше, при прочих равных условиях, спрос на ваш товар. И наоборот. Выпускайте свой товар в РАЗЛИЧНЫХ МОДИФИКАЦИЯХ. Покупатели, которые готовы заплатить и более высокую цену, но только за ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫЙ ИЛИ ПРЕСТИЖНЫЙ ТОВАР, всегда найдутся. Вы сможете более полно охватить всю кривую спроса.

2) Формируя и стимулируя спрос на свой товар, помните, что у вас на руках имеются не только ценовые, но и НЕЦЕНОВЫЕ факторы, влияющие на спрос. Используя для этого «МНИМЫЕ» исключения из закона спроса, можно добиться желаемых эффектов.

3) На спрос влияет очень много факторов, среди которых не последнее место занимает представление потребителя о товаре, удовлетворяющем его потребность. Постарайтесь все узнать об этом представлении и создать соответствующий товар или скорректировать потребность потребителя, «навязав» ему представление о своем товаре как о необходимости. Следовательно, на покупателя надо воздействовать не только экономически, но и ПСИХОЛОГИЧЕСКИ.

4) Ресурсы ограничены: использовав средства на реализацию одного проекта, уже нельзя будет истратить их на другой.

5) Выбирая товары для своего производства и отоирая товарные рынки, не забудьте, что одни и те же ресурсы в разных отраслях и на разных рынках эффективны неодинаково, т. е. дают неодинаковую прибыль.

6) Не всегда повышение цены ведет к росту доходов. Это возможно только при неэластичном спросе на товар.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.114 с.)