Как определяется стоимость товара, или о равновесии интересов потребителя и производителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определяется стоимость товара, или о равновесии интересов потребителя и производителя



 

Из предыдущего анализа вам уже известно, что стоимость есть потребительская оценка относительного полезного эффек­та данного вида блага. В этой оценке заключены интересы потребителей в данном товаре, или СПРОС на какой-нибудь товар.

 

Вывод 1. СПРОС — ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ТОВАРЕ, ИХ ЖЕЛАНИЕ ЕГО КУПИТЬ.

 

Если спросить у прохожего: «Курага нужна?», то девять из десяти закричат: «Где дают?». Ответьте: «На Черемушкинском рынке, по 15 000 руб.» «А-а, по 15000. Нет, не нужна».

Оказывается, что товар нужен не вообще, а по приемлемой цене, т.е. по цене до определенной границы. С учетом бюджет­ных ограничений потребителя приходится говорить не об аб­солютном спросе вообще, а о ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОМ СПРОСЕ.

 

Вывод 2. ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС — ЭТО ОТ­РАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ТОВАРЕ, ПОДКРЕП­ЛЕННЫХ ДОХОДОМ (ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ) ПОТРЕБИТЕЛЯ.

 

Такое определение спроса (как платежеспособного спроса) означает, что потребитель не только хочет, но и может купить этот товар.

 

Вывод 3. СПРОС ВЫРАЖАЕТСЯ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ И ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОЛИЧЕ­СТВОМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, СОГЛАСНЫХ КУПИТЬ ТОВАРЫ И УСЛУГИ ПО ОПРЕ­ДЕЛЕННЫМ ЦЕНАМ.

 

Для формирования спроса потребителей на тот или иной товар необходимо уметь воздействовать на них так, чтобы создать у них ПОТРЕБНОСТЬ В ДАННОМ ТОВАРЕ, сделать так, чтобы у них возникло неодолимое желание его купить.

Отвлекаясь от прочих условий, можно отметить, что коли­чество товаров и услуг, приобретаемых потребителями, будут зависеть от цен на эти товары и услуги. Покупатель при прочих равных условиях отдает предпочтение товару с мень­шей ценой.

Товары не падают на рынок с неба. Их производят ПРОИЗ­ВОДИТЕЛИ, без помощи которых вряд ли ПОТРЕБИТЕЛИ нашли бы что-нибудь на рынке. Производство товара означает затраты, на которые идут производители. Для упрощения ситуации можем одновременно считать их и ПРОДАВЦАМИ. Продавцы ПРЕДЛАГАЮТ товары и услуги.

 

Вывод 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ВСЯ СОВОКУПНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА РЫНКЕ В КАЖ­ДЫЙ ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ ТОВА­РОВ И УСЛУГ.

 

Предложение объединяет всех продавцов (производителей) и включает два элемента:

1) готовность производителя к отчуждению данного товара или услуги;

2) совокупность условий, при которых продавец готов продать этот товар или услугу.

 

Понятно, что главным условием, определяющим готов­ность продавца к продаже, является ЦЕНА товара.

 

Вывод 5. ЦЕНА ТОВАРА — ЭТО СТОИМОСТЬ ТОВА­РА, ВЫРАЖЕННАЯ В ДЕНЬГАХ.

 

Стоимость товара, с точки зрения потребителя, определя­ется через предельную полезность. С точки зрения производи­теля, о цене нельзя говорить, не касаясь проблемы ИЗДЕР­ЖЕК ПРОИЗВОДСТВА.

 

Вывод 6. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЗАТРАТЫ ТРУДА, ЗЕМЛИ, ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО ДАННОГО ТОВАРА.

 

Производить один и тот же товар можно при самых разных величинах издержек. Но стоимость — это не всякие, а лишь ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМЫЕ ИЗДЕРЖКИ, уровень которых устанавливается РЫНКОМ. Определить, какие именно без учета полезного эффекта товара, произведенного с по­мощью этих затрат. Как же работает рыночный механизм?

Каждый потребитель имеет свою ЦЕНУ СПРОСА на тот или иной товар. Графически зависимость цены спроса от количества товаров выражена в виде КРИВОЙ СПРОСА. Кривая спроса ДД понижается слева направо, отражая тот факт, что увеличение количества товаров вызывает понижение цены и наоборот (рис. 4.6). Зависимость предложения от цены выражается в виде КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ SS. Ее пони­жение справа налево говорит о том, что при высокой цене предложение товаров максимально: участвуют все предпри­ятия, производящие данный товар, как с высокими, так и с низ­кими издержками. При низкой цене только предприятия с низ­кими издержками будут производить товар, и поставлять его на рынок. Отсюда каждому количеству товаров и услуг соответствует своя ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Рис. 4.6. Кривые спроса и предложения

 

В зависимости от уровня цен возможны следующие ситуации на рынке.

Ситуация 1. Высокие цены (Р>Р’): большое предложение, небольшой спрос, результат — затоваривание и необходи­мость снижать цены.

Ситуация 2. Низкие цены (Р < Р’): большой спрос, низкое предложение, результат — дефицит и необходимость повыше­ния цен для увеличения производства (предложения).

Ситуация 3. Оптимальные цены = Р’): кривые спроса и предложения совпали в точке R. Этой точке соответствуют Цена Р' и количество товара Q1 т.е. рынок определил цену и количество, при которых СОВПАЛИ СПРОС И ПРЕДЛО­ЖЕНИИ

 

Вывод 7. НА УРОВНЕ СОВПАДЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЦЕНА СООТВЕТСТВУ­ЕТ СТОИМОСТИ, Т.Е. ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМЫМ ЗАТРАТАМ.

 

Общий СТОИМОСТЬ ЕСТЬ РАВНОВЕСИЕ ИНТЕ-вывод. РЕСОВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ПРОДАВЦОВ, Т.Е. РАВНОВЕСИЕ ЦЕНЫ СПРОСА, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗ­НОСТЬ, И ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩЕЙ ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА.

Реальные цены отклоняются от стоимости (равновесия) в зависимости от соотношения спроса и предложения.

 

· ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

1. Никого не интересуют ваши затраты, если они произведены без ориентации на спрос, на потребности общества.

2. Изучайте потребности и стимулы, воздействующие на них, формируйте новые потребности, приспосабливайте к ним свой товар.

3. Сделайте потребность в вашем товаре как можно более насущной для потребителей. Чем приоритетней потребность в вашем товаре, тем выше его полезность, тем больше шансов, что ваш товар будет продан.

4. Чтобы быть всегда «на коне», необходимо своевременно предвидеть, предугадывать изменения в предпочтениях потребителей.

 

· ЗАПОМНИ ПОНЯТИЯ

Товар, полезность, потребительная стоимость, меновая сто­имость; предельная полезность; кривая безразличия, бюджетное ограничение, эффект замещения, эффект дохода; спрос, пред­ложение, цена, издержки производства.

 

· ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Что такое товар? Какими свойствами он обладает?

2. Что лежит в основе «парадокса Смита» и как он может быть разрешен?

3. Чем определяется ценность товара или услуги:

а) с точки зрения потребителя;

б) с точки зрения производителя.

4. Что лежит в основе пропорций, по которым обмениваются товары?

5. Каков механизм рационального потребительского выбора?

6. Могут ли кривые безразличия пересекаться?

7. Как изменяется потребительский выбор, если уровень дохода потребителя остается неизменным, а уровень цен изменяется?

8. Как изменится потребительский выбор, если уровень цен останется неизменным, а уровень дохода потребителя изменится?

9. Какие затраты лежат в основе стоимости товара?

· ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ, РЕШИ

1. На основании данных, представленных в табл. 4.1, определите последовательность, в которой будет потребляться ка­ждая единица из пяти благ:

 

Таблица 4.1

 

Единицы блага Предельная полезность единицы блага
А В С Д Е
           
           
           
           
           
           

 

Определите общую полезность каждого блага. Сколько единиц каждого блага надо употребить, чтобы общая полез­ность каждого блага составила 34? Сколько единиц каждого блага будет потреблено до достижения величины общей полез­ности всех благ, равной 130?

 

2. Представьте себе две ситуации.

Ситуация 1. Может быть это и фантастика, но допустим, что вы вдруг получили наследство от богатого дедушки, про­живавшего в США, в виде 10 различных автомобилей. Как вы будете использовать каждый автомобиль? Определите пре­дельную полезность автомобилей для себя.

Ситуация 2. Вы проработали уже 30 лет на одном предпри­ятии и, наконец-то, ценой невероятных усилий и лишений купили себе автомобиль. Как вы будете его использовать? Какова его предельная полезность?

От чего в этих ситуациях зависит предельная полезность автомобиля? Составьте таблицу общей (суммарной) и пре­дельной полезности автомобилей (количество автомобилей увеличивается от одного до десяти). Нарисуйте графики общей (суммарной) и предельной полезности автомобилей (по оси ох откладывайте количество автомобилей, по оси оу — величину полезности — общей для первого графика и предельной — для второго). Какие выводы вы можете сделать из таблиц и графиков?

3. По данным отчета американской ассоциации планирования за 1983 г. средняя американская семья из четырех человек ежедневно потребляла 1310 дм3 (1,31 м3) воды. В отчете это количество подразделяется на 890 дм3 для внутреннего использования и 420 дм3 — для внешнего. Из общего объема «внутренней» воды около 360 дм3 в день расходовалось на спускание воды в туалете. На питье и приготовление пищи расходовалось от 34 до 38 дм3 в день. Плата за воду везде разная, но она редко превышает 0,03 цента (0,003 дол.) за 1 дм3. Может ли повышение цены на воду в 2 или даже в 4 раза принести серьезные лишения бедным людям? Объясните это с точки зрения теории предельной полезности.

4. Одна из популярных газет установила следующие расценки за публикацию рекламы: при размере рекламного объявления во всю печатную полосу — 500 тыс. руб.; в 1/2 полосы — 300 тыс. руб.; в 1/4 полосы — 180 тыс. руб.; в 1/8 полосы — 100 тыс. руб.; в 1/16 полосы — 60 тыс. руб.; в 1/32 полосы — 40 тыс. руб. Объясните этот факт с точки зрения теории предельной полезности.

5. На основании данных, представленных в табл. 4.2, постройте кривые безразличия таким образом, чтобы общая полезность комбинации двух благ составила: а) 250 единиц полезности; б) 268 единиц; в) 280 единиц; г) 290 единиц; д) 320 единиц. Могут ли пересекаться кривые безразличия? Обоснуйте свой ответ на последний вопрос задачи.

 

Таблица 4.2

Единицы блага Предельная полезность благ
тетрадь ученическая авторучка шариковая
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

6. Допустим, что равнозначные комбинации потребления хлеба и картофеля представлены точками, расположенными на кривых безразличия, которые в свою очередь заданы формулами:

Х1= X2= Х3= Х4=

где Х1 Х2, Х3, Х4 — объем потребления хлеба на разных кривых безразличия, кг;

К1, К2, К3, К4 — объем потребления картофеля на разных кри­вых безразличия, кг.

Потребитель расходует на покупку хлеба и картофеля доход, равный 20 денежным единицам. При этом цена килограмма хлеба составляет 1 денежную единицу, а картофеля— 5 денеж­ных единиц.

 

Вопросы.

1. Постройте карту кривых безразличия. Найдите равновесие потребителя (точку Е1) графически и проверьте ответ алгебраически.

2. Определите равновесие потребителя (точку Е2), если цена хлеба увеличится в 3,33 раза, а доход и цена картофеля останутся неизменными.

3. Определите равновесие потребителя (точку Е3), если цена хлеба увеличится в 3,33 раза, доход возрастет на 3/4, а цена картофеля останется неизменной.

4. Определите равновесие потребителя (точку Е4), если цена хлеба увеличится в 3,33 раза, доход возрастет на 23,3 денежной единицы, а цена картофеля останется неизменной.

5. Определите равновесие потребителя (точку Е5), если цена хлеба увеличится в 3,33 раза, цена картофеля уменьшится в 2 раза, а доход останется неизменным.

6. Определите равновесие потребителя (точку Е6), если цена хлеба увеличится в 3,33 раза, цена картофеля уменьшится в 2 раза, а доход увеличится на 5,82 денежной единицы.

Определите эффект дохода и эффект замещения в вопро­сах 2—6.

Равнозначные комбинации потребления яблок и апельсинов представлены точками, расположенными на кривых безразличия, которые в свою очередь являются заданными по формулам:

а1= а2= . а3= а4=

где а1, а2, а3, а4 —объем потребления апельсинов на разных кривых безразличия, кг;

r1, r2, r3, r4 — объем потребления яблок на разных кривых без­различия, кг.

 

Потребитель расходует на покупку яблок и апельсинов доход, равный 30 денежным единицам. При этом цена 1 кг яблок составляет 2 денежные единицы, а апельсинов — 6 де­нежных единиц.

 

Вопросы.

1. Постройте карту кривых безразличия. Найдите равновесие потребителя (точку Е1), графически и проверьте ответ алгебраически.

2. Определите равновесие потребителя (точку Е2), если цены на апельсины упадут на 48,5%, а цена яблок и доход потребителя останутся неизменными.

3. Определите равновесие потребителя (точку Е3), если цены на апельсины упадут на 48,5%, доход сократится на 32,7%, а цена яблок останется неизменной.

4. Как должны измениться цены на яблоки и апельсины, чтобы при доходе в 30 денежных единиц равновесие потребителя переместилось из точки Е1 в точку Е4 с координатами: 4 кг яблок; 7 кг апельсинов?

5. Как должен измениться доход в 30 денежных единиц, чтобы при ценах, обеспечивающих равновесие в точке Е4 (4 кг яблок; 7 кг апельсинов), равновесие потребителя переместилось в точку Е5 с координатами: 2 кг яблок; 5 кг апельсинов?

6. Определите эффект дохода и эффект замещения в заданиях 2 и 3.

Глава 5. ДЕНЬГИ

Он любил и страдал. Любил деньги

и страдал от их недостатка.

Илья Ильф, Евгений Петров

О рождении денег

 

Начнем со сказки. Однажды шла Красная Шапочка к своей бабушке по темному-претемному лесу и несла в корзинке ровно 10 пирожков, испеченных ее мамой. Вдруг из-за кустов выскакивает Волк и вежливо говорит Красной Шапочке: «Отдай мне твои пирожки». Красная Шапочка, скептически посмо­трев на хищника, отвечает вкрадчиво-загадочным голосом: «Господин Волк, если я отдам вам пирожки просто так, то это будет элементарный грабеж. А вот обменять пирожки я могла бы на... (На что бы?), ну, хотя бы на вашу шляпу. Согласны?» «По рукам, т.е. по лапам, — ответил Волк и совершил предложенный обмен. И пошел Волк пить чай с пирожками, а Красная, теперь уже Волчья, Шапочка гордо пошла на сельскую дискотеку...

Итак, исторически товарный обмен начинается с ПРО­СТОЙ (СЛУЧАЙНОЙ) ФОРМЫ СТОИМОСТИ. Продукты производятся, как правило, для себя и обмениваются от случая к случаю. Формула такого обмена:

10 пирожков = 1 шляпа Волка

Товар А = Товар В

ТА = ТВ

Проанализируем логику Красной Шапочки. Она нашла у Волка ту вещь, которая, на ее взгляд, соответствовала стоимости 10 пирожков, иначе говоря, была ЭКВИВАЛЕНТНА стоимости пирожков. Шляпа выступила в роли ЭК­ВИВАЛЕНТА.

Любой товар, выступающий в роли эквивалента, имеет одно очень интересное свойство: его полезность как бы раздва­ивается:

1. Полезность шляпы как шляпы, т.е. ее способность защитить голову от неблагоприятной внешней среды.

2. Полезность шляпы как эквивалента, т.е. способность шляпы выразить стоимость другого товара (10 пирожков).

В раздвоении полезности товара-эквивалента содержится КЛЮЧ к пониманию рождения ДЕНЕГ.

С развитием товарного производства в обмен втягивается все большее количество товаров, и он приобретает более или менее регулярный характер. Каждый товар может вы­разить свою стоимость через множество других товаров каждый из которых может стать эквивалентом. Простая форма стоимости сменяется ПОЛНОЙ (РАЗВЕРНУТОЙ) Ее формула такова:

 

1 шляпа Тв

10 пирожков = 2 топора, или ТА = Тс

0,1 коровы Тд

0,5 пары сапог ТЕ

 

Но отнюдь не всегда вы сможете сразу в одном акте обмена получить желаемый товар, совсем как с обменом квартир. Чаще всего получится целая цепочка последователь­ных обменов, пока доберетесь до нужной вещи, что неудобно.

Как же разрешились эти трудности в процессе развития обмена?

Постепенно из всего мира товаров выделились наиболее ходовые товары, т.е. те, имея которые, можно было купить все остальные товары. У разных народов такую роль играли скот, меха, зерно, соль и др. Так, на смену полной форме стоимости пришла ВСЕОБЩАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ с ее формулой:

100 пирожков ТА

1 корова = 1 кг соли, или ТВ = ТХ

10 шлап = ТС

5 пар сапог ТД

 

Товар же, который беспрепятственно обменивался на любой другой, получил название ВСЕОБЩЕГО ЭКВИВА­ЛЕНТА.

С течением времени роль всеобщего эквивалента прочно закрепилась за ДЕНЕЖНЫМ ТОВАРОМ, или ДЕНЬГАМИ. Это привело к утверждению ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЫ СТОИМОСТИ.

ТА

Тв = Д

Тс

Роль денег закрепилась за благородными металлами — зо­лотом и серебром. Почему? Мы уже помним, что любой товар, выступающий в качестве эквивалента, имеет двойную полезность, т.е. полезность товара как товара и полезность товара как эквивалента. У товарных денег (скот, мех, соль, вино) эти две полезности равноправны и вступают в про­тиворечие друг с другом. Люди нашли такой товар, у которого полезность как товара намного ниже, чем полезность как эквивалента. Этому критерию удовлетворяли благородные ме­таллы, они и стали деньгами.

Что делают с деньгами

 

Английский политик Гладстон шутил, что даже любовь не свела с ума такое большое число людей, как мудрство­вание по поводу сущности денег. По подсчетам известного австрийского экономиста К. Менгера, проблемам денег и де­нежного обращения, начиная с Аристотеля и заканчивая ис­следованиями начала нынешнего столетия, было посвящено 5—6 тыс. специальных работ. И их число с каждым днем растет.

Обобщив материал предыдущего параграфа, мы можем ответить на вопрос, что же такое деньги!

 

Вывод 1. ДЕНЬГИ — ЭТО ОСОБЫЙ ТОВАР, СЛУЖАЩИЙ ВСЕОБЩИМ ЭКВИВАЛЕНТОМ.

 

Таким образом, деньги — это прежде всего всеобщий эк­вивалент. По образному выражению К. Маркса, каждый то­вар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выра­зить свою стоимость через денежный материал в виде цены. Деньги — это «ТОВАР ТОВАРОВ», непосредственно обмени­ваемый на все товары.

Деньги обслуживают процесс обращения посредством вы­полнения ими ряда функций: 1) меры стоимости; 2) средства обращения; 3) средства образования сокровищ и накопления; 4) средства платежа; 5) мировых денег.

ДЕНЬГИ КАК МЕРА СТОИМОСТИ. Все товары изме­ряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно, т.е. в ИДЕАЛЬНЫХ ДЕНЬГАХ. ЦЕНА — показатель вели­чины стоимости товара. Рыночная цена товаров, как прави­ло, не совпадает с их стоимостью по величине.

ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ. Деньги иг­рают роль ПОСРЕДНИКА в обмене товаров (Т—Д—Т): осуществив продажу товаров (Т—Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д—Т). Средством обращения выступают только РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ.

Посредническая роль денег в процессе обращения мимоле­тна. Продавец придает значение не тому, имеют ли деньги собственную стоимость, а тому, в какой степени они пользу­ются общественным признанием. Возникает возможность за­мены денег из благородных металлов условными знаками — бумажными деньгами.

Справка. Первоначально для денег использовались слитки, поэтому, «крестными» многих денежных единиц были меры веса. От мер веса произошли английский фунт стерлингов, немецкая марка, итальянская лира, китайский юань. Исполь­зование слитков металла затрудняло и замедляло расчеты: их приходилось взвешивать, определять пробу, делить на ча­сти. Ситуация несколько упростилась с появлением чеканки монет.

МОНЕТА — это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены поставленным на нем штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимо­сти, так как затраты на их печатание незначительны. Лишь в процессе обращения бумажные деньги приобретают пред­ставительную стоимость в отличие от полноценных денег, совершающих оборот благодаря собственной внутренней сто­имости.

В сфере обращения всегда должно находиться определенное количество денег, которое регулируется ЗАКОНАМИ ДЕ­НЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. В самом общем виде закон денеж­ного обращения может быть сформулирован так:

 

Закон. КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ТОВАРООБОРОТ, ДОЛЖНО НАХОДИТЬСЯ В ПРЯМОЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИ­МОСТИ ОТ СУММЫ ЦЕН ТОВАРНОЙ МАС­СЫ И В ОБРАТНОЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СКОРОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ.

 

К=

где К—количество денег, необходимое для товарного обращения;

Ц—сумма цен реализуемых товаров;

О—число оборотов одноименных денежных единиц.

 

Допустим, что в обращении находится 100 кг апельси­нов по 1 дол. за 1 кг, 50 кг изюма по 2 дол. за 1 кг и мужские брюки стоимостью 100 дол. за единицу. В итоге сумма цен товаров составит: 100-1 + 50 • 2 4- 100 • 1 = 300 дол.

Если 100 дол. будут последовательно обслуживать об­ращение товаров, приводя их в движение один за другим, то 100 дол. реализуют сумму цен в 300 дол., совершив при этом 3 оборота. Таким образом, количество денег, необ­ходимое для товарного обращения, составит:

К=

ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СОКРО­ВИЩ И НАКОПЛЕНИЯ. Если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, НАКАПЛИ­ВАЕТ их, ОБРАЗУЕТ СОКРОВИЩА.

Накопление денег в виде сокровищ определяется стрем­лением каждого товаропроизводителя иметь известный денеж­ный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний рыночной конъюнктуры. Причем функцию средства образования сокро­вищ -могут выполнять только ПОЛНОЦЕННЫЕ и РЕАЛЬ­НЫЕ деньги: золото и серебро в виде монет и слитков. Кроме того, накопление сокровищ осуществляется в виде предметов роскоши, изготовленных из золота и серебра, принимая так называемую «ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ФОРМУ СОКРОВИЩА». Можно, конечно, копить и бумажные деньги, но они подвер­жены обесценению.

Сокровища накапливают частные лица и государство — в форме государственных (национальных) золотых запасов, хранящихся в центральном банке страны.

В условиях рыночной экономики сокровище как форма накопления богатства («праздно лежащие», «пребывающие в покое» деньги) имеет второстепенное значение, поскольку главное — это оборот, ускорение движения денег.

ДЕНЬГИ КАК СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА. Товары не обязательно продавать и покупать только за наличные сред­ства. У покупателя не всегда имеются наличные деньги, продавец иногда заключает сделки по продаже будущих то­варов. В общем, в силу различных причин возникает необ­ходимость купли-продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

При продаже товаров в КРЕДИТ средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. По истечении срока действия обязатель­ства ЗАЕМЩИК обязан уплатить КРЕДИТОРУ указанную в обязательстве сумму. Выполняя роль средства погашения долгового обязательства, деньги реализуют функцию средства платежа. Эта функция может осуществляться не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств: выплате заработной платы, возврате де­нежных ссуд, уплате налогов.

Из функции денег как средства платежа возникает особая форма денег — КРЕДИТНЫЕ ДЕНЬГИ. Основными видами кредитных денег являются: ВЕКСЕЛЬ, БАНКНОТА, ЧЕК, КРЕДИТНАЯ КАРТОЧКА.

ВЕКСЕЛЬ — это письменное обязательство заемщика об уплате определенной суммы денег кредитору по истечении указанного в нем срока. Векселя бывают двух видов: простые и переводные. Простой вексель — это долговое обязательст­во, выданное заемщиком кредитору. Переводной вексель вы­писывается кредитором и представляет собой письменный приказ кредитора должнику об уплате ему или третьему лицу определенной суммы денег по истечении указанного в нем срока.

БАНКНОТА — это вексель эмиссионного банка. Банкноты выпускаются взамен учтенных или принятых в качестве залога коммерческих (торговых) векселей.

ЧЕК — это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными или переводе на текущий счет другого лица определенной суммы денег. Чеки бывают имен­ные (на определенное лицо) и предъявительские (на предъяви­теля).

Справка. В странах с развитой рыночной экономикой чеки являются основным платежным средством как для физических лиц (населения), так и для юридических лиц (фирм). Особенно широкое распространение чековая система расчетов получила в США, где ежедневно выписывается более 100 млн. чеков. На душу населения в этой стране приходится более 200 выписан­ных чеков на общую сумму 228 тыс. дол (т.е. на 1135 дол. каждый).

КРЕДИТНАЯ КАРТОЧКА — платежно-расчетный доку­мент, выдаваемый банком своим вкладчикам и дающий им право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором ука­зываются фамилия ее владельца, образец подписи владельца, номер счета в банке, срок действия кредитной карточки. Осу­ществив покупку товара в торговых точках, входящих в сферу обращения кредитных карточек, владелец предъявляет ее про­давцу, который в свою очередь выписывает счет с указанием номера кредитной карточки, фамилии ее владельца и даты покупки. Регулярно владельцу кредитной карточки присылает­ся общий счет за все произведенные покупки с приложением копий отдельных счетов.

МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между страна­ми. Деньги в этом случае обращаются на мировом рынке и выступают при этом:

МЕЖДУНАРОДНЫМ ПЛАТЕЖНЫМ СРЕДСТВОМ — при погашении долговых обязательств, возникающих между странами;

МЕЖДУНАРОДНЫМ ПОКУПАТЕЛЬНЫМ СРЕД­СТВОМ — при покупке товаров за границей за наличные;

ВСЕОБЩИМ СРЕДСТВОМ ПЕРЕНЕСЕНИЯ БОГАТСТ­ВА ИЗ ОДНОЙ СТРАНЫ В ДРУГУЮ — при уплате военных контрибуций, предоставлении внешних займов.

Как правило, в роли мировых денег выступает ЗОЛОТО. Однако в современных условиях произошла утрата золотом своего монопольного статуса международного расчетного сре­дства. Все шире используются в качестве мировых денег конвертируемые валюты.

 

• ЗАПОМНИ ПОНЯТИЯ

Стоимость, простая (случайная), полная (развернутая), все­общая, денежная формы стоимости; деньги, всеобщий экви­валент, функции денег; вексель, банкнота, чек, кредитная кар­точка.

 

• ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1) Каковы основные этапы появления денег? Почему именно благородные металлы стали деньгами?

2) Какие функции выполняют деньги? В чем заключается их содержание?

3) Каково самое общее содержание закона денежного обращения?

4) Какое количество денег необходимо для обращения?

 

• ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ, РЕШИ

1) На рынке обращаются товары А, Б, В, Г и Д. Обмен товаров и соизмерение их стоимостей осуществляются посредством товара Г. Какую роль выполняет товар Г?

2) Расположите представленные ниже формы стоимости в соответствии с историческим развитием процесса товарного обмена. Дайте краткую характеристику каждой из этих форм стоимости.

 

а) 1 копье = 20 клыков кабана б) 15 головок сыра

5 мешков зерна

10 топоров = 1 руб.

8 бобров

в) 5 мешков зерна 10 топоров = 10 г золота 1 бык 8 бобров   г) 15 головок сыра 1 бык = 5 мешков зерна 10 топоров 8 бобров

 

3) В Исландии функцию денег выполняла рыба: цены товаров выражали свою стоимость в штуках трески, и все товары продавались и покупались за треску. Почему в этой северной стране функцию денег выполняла рыба, а не скот, зерно или меха, за которыми была закреплена роль денежного материала у многих народов, населяющих территорию современной Европы?

4) Один европеец, путешествовавший по тропической Африке в середине XIX в., писал в своих путевых заметках: «Забавно было видеть, как мне пришлось платить наемную плату за лодку на рынке в Кавеле, на берегу Танганьики. Агент Саида требовал уплаты слоновой костью, которой, однако, у меня не было; тогда я узнал, что Магомет Ибн-Салиб располагал слоновой костью и желал иметь сукно; однако это известие принесло мне еще немного пользы, пока, наконец, я не услышал, что Магомет Ибн-Гариб имел сукно и желал иметь проволоку. Эта последняя у меня, к счастью, была, и, таким образом, я дал Магомету Ибн-Гарибу требуемое количество медной проволоки, он передал Магомету Ибн-Гарибу сукно, а этот последний дал агентам Саийда требуемую слоновую кость; тогда только я получил от последнего право воспользоваться лодкой».

Назовите причины, вызвавшие большие затруднения в об­мене товаров в описанной выше ситуации. Разрешаются ли трудности в товарном обмене с появлением денег?

5. Назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

а) выплате заработной платы;

б) покупке товаров за наличные деньги;

в) покупке товаров в кредит;

г) оплате коммунальных услуг;

д) установлении цены товара;

е) уплате долговых обязательств;

ж) расчетах во внешней торговле;

з) помещении денег в банк.

6. Кадка меда обменивается на товар-эквивалент — 20 шкурок бурундука. Как изменится стоимость кадки меда относительно стоимости шкурок бурундука:

а) при неизменной стоимости шкурок бурундука и уменьшении стоимости кадки меда в 2 раза;

б) при неизменной стоимости кадки меда и уменьшении стоимости 20 шкурок бурундука в 2 раза;

в) при одновременном изменении стоимости кадки меда и 20 шкурок бурундука: стоимость кадки меда уменьшилась в 4 раза, а стоимость 20 шкурок бурундука уменьшилась в 2 раза.

ЕЩЕ РАЗ О ДЕНЬГАХ, или ЭТО СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ

Первые бумажные деньги появились в Китае в 12601263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпуще­ны в 1690 г. английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались сначала для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (ассигнации) стали выпускаться в 1767 г.

Название «монета» (от латинского глагола «монес»со­ветовать) происходит от первого монетного двора, учрежден­ного в Риме в V в. до н.э. при храме Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы).

Самыми тяжелыми металлическими монетами по праву считаются шведские медные монеты достоинством в 10 тале­ров. Они чеканились в XVIII в., и вес одной такой монеты равнялся 19 кг 710 г.

Самой крупной по стоимости монетой была индийская золо­тая монета в 200 мохуров, выпущенная в 1654 г. Ее масса составляла 2 кг 177 г, а диаметр достигал 136 мм.

Неужели есть что-то общее между газетой и разменной монетой? Оказывается, знакомое всем слово «газета» обязано своим происхождением мелкой медной монете «газета», кото­рую чеканили в XVI в. Венецианская республика. Когда в 1566 г. в Венеции появилось первое печатное издание («Письменные ведомости»), то его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты прочно закрепи­лось за названием издания. А из итальянского слово «газета» перешло в другие языки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.131 с.)