Почему изменяется предложение товаров. Закон и функция предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему изменяется предложение товаров. Закон и функция предложения



 

Предложение товаров на рынке является результатом про­изводственного процесса и выражается во всей товарной массе, предназначенной для продажи. Оно отражает желание произ­водителей продать свой товар. Естественно, что это желание зависит от многих факторов. Как правило, цель продажи — получение какой-либо выгоды или прибыли. Что влияет на достижение этой цели, т. е. от чего зависит решение производи­теля о начале производства определенного количества какого-то товара?

Предположим, вы хотите выращивать лошадей на продажу. Вы уже разузнали у знакомых коневодов, что дело это очень хлопотное, но все же надеетесь, что оно окажется чрезвычайно выгодным. Что же будет определять количество выращива­емых лошадей? Прежде всего вы должны узнать цены на лошадей на мировом рынке, выяснить, достаточно ли они высоки для элитных пород. Но если вы будете поставлять свой живой товар в местные районы, то не мешает узнать цены и на осликов, которые в ряде случаев вполне могут заменить ло­шадь. Далее, вам надо поинтересоваться вообще возможностя­ми выращивания лошадей в данном регионе и т. д.

Таким образом, производитель стремится узнать возмож­ную зависимость между предложением своего товара и его сбытом на рынке.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ЭТО ВЗАИМОЗАВИСИ­МОСТЬ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ТОВАРА И ОПРЕДЕ­ЛЯЮЩИМИ ЕГО ФАКТОРАМИ.

В самом общем виде функция предложения может быть определена в виде формулы

QSA = (PA, PB,...,PZ, K,L, N),

где QSA - объем предложения (supply) товара А в единицу времени;

РА — цена товара А;

PB,...,PZ — цены других товаров (включая цены на ресурсы);

К — применяемая технология;

L — налоги и Дотации;

N — природно-климатические условия.

 

При изменении значений указанных факторов изменяется объем предложения (QSA).

ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ЭТО ТО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КОТОРОЕ ПРОДАВЕЦ ЖЕЛАЕТ ПРОДАТЬ ПРИ ДАННЫХ УСЛОВИЯХ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ (за день, неделю, месяц, год).

Если все факторы, кроме первого — цены данного това­ра, принять за неизменные, то от общей функции предложе­ния можно перейти к ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ЦЕНЫ:

QSA = (PA, PB,..., PZ, K,L, N),

принимаются за постоянные

QSA = (Ра).

где QSA — объем предложения товара А;

РА — цена товара А.

 

Какова же зависимость предложения от цены товара? Если цена, например, на кофе будет установлена на чрезвычайно низком уровне, то эту цену смогут выдержать лишь немногие производители, чья технология производства кофе наиболее эффективна. Чем выше будет цена, тем большее количество производителей смогут возместить свои затраты и получить необходимую прибыль (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Цена Р, денежных единиц          
Предложение QS, тыс. т в месяц 0,5 Q Q 1.5 Q 2 Q 2,5 Q

Изобразим функцию предложения от цены графически (рис. 6.8).

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ SS показывает, какое количе­ство товара производители продали бы при различных уровнях цены Р. Она выражает цену предложения.

Рис. 6.8. Функция предложения от цены

 

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ЭТО МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА, ПО КОТОРОЙ ПРОДАВЦЫ СОГЛАСНЫ ПРЕД­ЛОЖИТЬ НА РЫНОК ДАННОЕ КОЛИЧЕСТВО ТО­ВАРА.

Аналогично закону спроса формулируется и ЗАКОН ПРЕД­ЛОЖЕНИЯ.

 

Закон. ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРА УВЕЛИЧИ­ВАЕТСЯ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ЦЕНЫ И УМЕНЬ­ШАЕТСЯ ПРИ ЕЕ СНИЖЕНИИ. КАК И В СЛУ­ЧАЕ СО СПРОСОМ, ВАЖНО ПОМНИТЬ ПРА­ВИЛО.

 

Правило. НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕ­НИЯ) И ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛО­ЖЕНИЯ: ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕНЯ­ЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ИЗМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬ­КО ЦЕНА ДАННОГО ТОВАРА; ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕНЯЕТСЯ ТОГДА, КО­ГДА ИЗМЕНЯЮТСЯ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ ПРИНИМАЛИСЬ ЗА ПОСТОЯН­НЫЕ.

 

Графически изменение объема предложения выражается в «движении по кривой предложения»: так, с изменением цены с Р1 до Р2 движение происходит вверх по кривой предложения SS, что показывает увеличение объема предложения с Q1 до Q2 (рис. 6.9). Напомним, что такое движение будет происходить только в том случае, когда все факторы, кроме цены товара, постоянны.

Рис. 6.9. Изменение объема предложения

 

Однако на предложение могут оказать влияние и другие факторы, а не только цена. В этом случае будет происходить сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема предложения, а изменение самой функции предложе­ния. Предположим, что изобретена новая технология (способ производства товаров), позволяющая при тех же затратах выпускать больше продукции. Тогда кривая предложения сдвинется ВПРАВО в положение S1S1. Это будет означать, что ПРИ КАЖДОЙ ЦЕНЕ будет предложено большее количество товара (при цене Р1 —количество Q > Q2, при цене Р2 — количество Q > Q2).

Рис. 6.10. Варианты сдвига кривой предложения

 

Можно предположить, что если производителям придется платить более высокие налоги или более высокую плату за пользование ресурсами, то кривая предложения сдвинется ВЛЕВО (рис. 6.10). Соответственно ПРИ КАЖДОЙ ЦЕНЕ будет предложено меньшее количество товаров (при цене Р1 — количество Q < Q1 при цене Р2 — количество Q < Q2)-

Третий и наиболее распространенный случай сдвига кривой предложения связан с изменением цен на ресурсы, из которых изготавливается товар, т.е. с изменением ИЗДЕРЖЕК ПРО­ИЗВОДСТВА. Очевидно, что увеличение издержек производ­ства приведет к сдвигу кривой предложения ВЛЕВО, а умень­шение издержек — к сдвигу ВПРАВО.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.008 с.)