Цена равновесия, избыток предложения, избыток спроса (дефицит); стабильное равновесие, неустойчивое равновесие; рынок потребителя, рынок производителя; косвенный налог, дотация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена равновесия, избыток предложения, избыток спроса (дефицит); стабильное равновесие, неустойчивое равновесие; рынок потребителя, рынок производителя; косвенный налог, дотация.



 

• ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1) Как избыток предложения и дефицит воздействуют на свободные цены?

2) В каких ситуациях говорят о стабильном равновесии, в каких — о нестабильном?

3) Каковы последствия дефицита при фиксировании цен государством?

4) Выгодны ли косвенные налоги (цитации) потребителям, производителям? Как влияют косвенные налоги (дотации) на рыночное равновесие?

 

• ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ, РЕШИ

1) Имея в кармане 5000 тыс. руб., вы пришли на рынок с желанием купить хорошие джинсы. Ваше желание купить их подешевле вполне естественно. Тогда на сэкономленную сумму можно будет купить что-нибудь еще. Долгие поиски, наконец, закончились. Вы нашли тот товар, внешний вид которого вас вполне устраивает. Проблема только с ценой, которая равна 7000 тыс. руб. Вы используете все свое обаяние, все возможные аргументы в пользу снижения цены. Продавец покорен и соглашается даже снизить цену до 4000 тыс. руб. Как называется эта цена и данное состояние рынка?

2) Рассмотрим рынок мужских плащей. Как скажется в течение одного месяца каждая из следующих ситуаций на:

а) спросе; б) предложении; в) равновесном объеме спроса и предложения; г) равновесной цене мужских плащей?

Варианты ответов: (+) — увеличивается; (—) — уменьшается; (0) — остается неизменным; (+/—) — возможно как увеличение, так и уменьшение.

Ситуации.

· На швейную фабрику «Стежок» поступила более дорогая, но менее качественная плащевая ткань.

· В результате длительного давления на государственные отраслевые органы администрация фабрики «Стежок» добилась дотаций из государственного бюджета в размере 40% от продажной цены плащей, в то же время фабрика стала получать пуговицы от частной фирмы «Интерпуговица лимитед» по цене на 40% ниже рыночной.

· Мужские плащи неожиданно вышли из моды, одновременно снизилась цена женских плащей, изготавливавшихся по той же технологии.

· Органы телевидения и радио объявили о приватизации центрального городского универмага, в результате чего потребители ожидают к концу месяца рост цен на товары, продающиеся в этом универмаге, в том числе и на мужские плащи, на 20—50%; в результате забастовки рабочие швейной фабрики «Стежок» добились повышения заработной платы в 2 раза.

• Пресса рекламирует ожидающуюся в конце месяца сезонную распродажу товаров весенне-осеннего ассортимента в центральном городском универмаге со скидкой 15—20%; государственными органами мужские плащи отнесены к предметам роскоши, а потому производители этих товаров вынуждены уплачивать государству налог (акциз) в размере 100% к цене товара (теперь цена одного плаща с учетом налога равняется двум ценам плаща без учета налога).

· Численность мужского населения, находящегося в зрелом возрасте, возрастает, поэтому в городе наряду со швейной фабрикой «Стежок» появляется аналогичная фирма «Тонкая игла», выпускающая точно такие же мужские плащи.

· Мэрия принимает решение о выплате всем работникам государственных предприятий единовременной компенсации в размере 1 млн. руб.; на бирже отмечено падение цены швейных ниток на 18,3%.

· Администрация швейной фабрики «Стежок» ожидает снижения биржевой цены мужских плащей к концу месяца; цена курток в центральном городском универмаге упала на 15%.

· Администрация швейной фабрики «Стежок» ожидает повышения рыночной цены плащей на 10% к концу месяца; не выдержав налогового пресса и трудностей первоначального финансирования производства, разоряется фирма «Тонкая игла».

· Наступило жаркое лето. Цена плавок и купальников возросла на 200%.

· Мужские плащи вновь вошли в моду, но одновременно с этим повысились цены на мужские брюки и шляпы.

3. Истории известно множество случаев, когда в условиях экономического кризиса (спада производства) производители (продавцы) не просто припрятывают товар, а скорее готовы его уничтожить, чем пустить в свободную продажу. Чего стоят телерепортажи о целых свалках колбас, кур, других продуктов питания в то время, как остро ощущается их недостаток, а население стоит на грани нищеты! Объясните такое поведе­ние производителей, если эта ситуация наблюдается: а) при свободных рыночных ценах; б) в условиях фиксированных государственных цен. Используйте графические построения.

4) Как отражается введение нормированного распределения (карточек, талонов, купонов и т.д.) в государственной торговле на ценах коммерческой (свободной) торговли? Почему? Какие цели преследует государство, вводя нормированное распределение товаров? Что достигается в результате?

5) Предположим, что функция спроса населения на свежие огурцы описывается формулой: QD = 26 — 4 Р, а функция предложения огурцов: QS = —10 + 8Р, где QD, QS — объем спроса и объем предложения свежих огурцов, тыс. т. в месяц; Р — цена 1 кг свежих огурцов, руб.

Определите: 1) равновесную цену; 2) равновесный объем спроса и предложения; 3) равновесный объем продаж в денеж­ном выражении.

Что произойдет, если государство установит фиксирован­ную цену на уровне: а) 20000 руб.; б) 40000 руб.

6. Предположим, что функция спроса на помидоры равна: QD = 20— Р; функция предложения помидоров: Qs= —5 + 4 Р, где QD, Qs — объемы спроса и предложения помидоров, тыс. т в месяц; Р — цена 1 кг помидоров, руб.

Определите равновесную цену и равновесный объем спроса и предложения до и после следующих государственных меро­приятий:

1) Правительство вводит косвенный налог, который уплачивается продавцом, в размере 1 500 руб. с каждого проданного килограмма помидоров.

2) Государство вводит косвенный налог, который уплачивается продавцом, в размере 25% от цены, которую уплачивает покупатель за каждый приобретенный килограмм.

3) Государство вводит порядок, согласно которому за каждый проданный килограмм помидоров производители получают дотацию из государственного бюджета в размере 1 500 руб.

4) Государство вводит порядок, согласно которому за каждый проданный килограмм помидоров производители получают дотацию из государственного бюджета в размере 25% от цены, уплачиваемой покупателем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.008 с.)