Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как устанавливается рыночная цена
Уже рассмотрены две стороны рыночного обмена — СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, исследованы факторы, влияющие на каждую из этих сторон в отдельности. Между тем реальная купля-продажа товара возможна только при соединении (уравновешивании) спроса и предложения. Как же осуществляется МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОЙ КООРДИНАЦИИ? Совместим известные кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 7.1). Линия DD — кривая спроса, которая отражает функцию спроса от цены товара. Линия SS — кривая предложения, отражающая функцию предложения от цены. Обе кривые пересекаются в точке R, в которой как спрос, так и предложение равны одинаковому количеству товара (Q *) при одинаковом уровне цены (P*). Можно сказать, что спрос и предложение в этом случае находятся в состоянии РАВНОВЕСИЯ. Объем спроса равен объему предложения. Рис. 7.1. Состояние равновесия
ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ — ЭТО ЦЕНА, ПРИ КОТОРОЙ УРАВНОВЕШИВАЮТСЯ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: В состоянии равновесия рынок СБАЛАНСИРОВАН. Однако это взаимное приспособление спроса и предложения недолговечно. Как только уравновешивающие его факторы изменятся не станет и ситуации равновесия. Состояние равновесия НЕУСТОЙЧИВО. Например, если реальная рыночная цена (P1) выше цены равновесия (Р*), объем спроса составит величину Q , а объем предложения — Q . Понятно, что в таком случае Q > Q . Возникает ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( QS), равный: QS=Q - Q Если цена на рынке не фиксируется, а устанавливается свободно, то это приведет к снижению продавцами цены предложения, чтобы не допустить затоваривания.
Закон. ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЕТ В СТОРОНУ ПОНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ.
Однако существует и другой путь, благодаря которому можно обойтись без снижения цены. Производители в этом случае должны сократить предложение до такого объема, который будет соответствовать объему спроса при сложившемся уровне цены (объему Q ), т. е. сдвинуть кривую предложения ВЛЕВО в положение S1S1. И так будет происходить до установления нового равновесия на том или ином уровне. (ВСПОМНИМ! В каких случаях происходит движение по кривой предложения, а в каких — движение самой кривой предложения? На какие факторы и в каком направлении следует воздействовать, чтобы сдвинуть кривую предложения влево?)
Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия (Р*) (рис. 7.2), то при этой цене объем спроса достигает значения Q , а объем предложения — Q . В отличие от предыдущей ситуации спрос больше предложения (Q > Q ). Возникает ИЗБЫТОК СПРОСА, т.е. ДЕФИЦИТ ( QD), равный: QD = — QS. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар, лишь бы получить товар, которого для всех желающих не хватает при этой цене.
Закон. ДЕФИЦИТ ДЕЙСТВУЕТ В СТОРОНУ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕНЫ.
Давление это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т. е. пока дефицит не станет нулевым ( QD = 0). Рис. 7.2. Избыток предложения. Дефицит
Равновесие на рынке может быть достигнуто и другим путем. Сокращается в целом спрос на данный товар, т. е. когда осуществляется сдвиг кривой спроса влево в положение DXDX. Тогда спрос установится на более низком, но равновесном уровне Qs.
(ВСПОМНИМ! В каких случаях происходит движение по кривой спроса, а когда — движение самой кривой спроса? На какие факторы и в каком направлении следует воздействовать, чтобы сдвинуть кривую спроса влево?) ОБЩИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ. ФАКТОР ЦЕНЫ НА ДАННЫЙ ТОВАР В СИТУАЦИИ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ НЕ ВЕДЕТ К ЕГО НАРУШЕНИЮ, ТАК КАК ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДЕФИЦИТ РАВНЫ НУЛЮ. QS = QD = 0 при Р = Р* Однако рыночное равновесие может быть нарушено вследствие сдвига кривой спроса или кривой предложения, т. е. j в результате изменений вкусов и предпочтений потребителей, I их доходов, технологии производства товаров, цен на другие товары, политики государства и т. д. Возникает вопрос: СМОЖЕТ ЛИ ВНОВЬ УСТАНОВИТЬСЯ РАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ? Допустим, что в результате снижения доходов потребителей кривая спроса сместилась из положения DD в положение D1D1 (рис. 7.3). Новое состояние равновесия будет достигаться в точке R1. Если цена останется прежней (P*), то возникает отклонение от равновесия i?, в виде избытка предложения, т. е. предложение станет больше спроса. Этот избыток будет давить в сторону понижения цены и снижения объема предложения до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие R1. Такое равновесие называется СТАБИЛЬНЫМ.
Рис. 7.3. Стабильное равновесие
СТАБИЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ — ЭТО ТАКОЕ РАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ, ОТКЛОНЕНИЕ ОТ КОТОРОГО ПРИВОДИТ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ЭТО ЖЕ СОСТОЯНИЕ. Стабильность равновесия во временном аспекте показана на рис. 7.4. Отклонившаяся в ту или другую сторону цена постепенно с. течением времени возвращается к первоначальному равновесному значению. Под влиянием различных факторов равновесие может стать и НЕУСТОЙЧИВЫМ, что показано на рис. 7.5. НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ — ЭТО ТАКОЕ РАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ, ОТКЛОНЕНИЕ ОТ КОТОРОГО НЕ ПРИВОДИТ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ЭТО СОСТОЯНИЕ. Следствием неустойчивости равновесия является несовпадение спроса и предложения более или менее продолжительный период. Рассмотрим пример неустойчивого равновесия. Известно, что многие государственные предприятия в России являются монополистами. Они заинтересованы в росте цен на свою продукцию. Причем при этом росте они имеют возможность получать больший объем доходов, даже сокращая количество выпускаемых товаров. Например, предприятие по производству мыла может выпускать дешевое мыло (по 10 руб. за один кусок) и дорогое (по 100 руб.). Будет ли оно выпускать 10 тыс. кусков дешевого или 1 тыс. кусков дорогого мыла, все равно выручка будет одинакова — 100 тыс. руб. Повысив цену на дорогое мыло до 120 руб. (а кто помешает предприятию это сделать?) и снизив количество выпускаемого мыла до 0,9 тыс. кусков, предприятие увеличит свою выручку до 108 тыс. руб. Этот эффект российской экономики получил название «вымывание дешевого ассортимента». Рис. 7.4. Влияние временного фактора на стабильное равновесие
Рис. 7.5. Неустойчивое равновесие
В этой ситуации линия предложения превращается из «нормальной» в «загибающуюся» (рис. 7.6). Это приводит к тому, что появляются две точки равновесия — R1 R2. Равновесие R2 — типичный случай стабильного равновесия, а равновесие R1 — нет. Что произойдет, если цена хотя бы немного понизится от равновесной (R1)? Предложение станет больше спроса, следовательно, возникнет ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Согласно сформулированному закону избыток предложения давит в сторону понижения цены. А это значит, что рыночная цена будет все более и более удаляться от равновесной. Если же цена хоть немного станет больше равновесной, то спрос будет больше предложения. Возникнет дефицит, который будет толкать рыночную цену вверх от равновесной. Современная российская ситуация характеризуется не только вымыванием дешевого ассортимента, но и ростом доходов, порожденных инфляцией. Рост доходов приводит к сдвигу кривой спроса ВПРАВО. Такое развитие процесса приводит к ситуации, представленной на рис. 7.7. Равновесие единственно (точка R), но является ПОЛУ СТАБИЛЬНЫМ, т. е., с одной стороны, стабильным, а с другой — нестабильным. Рис. 7.6. Модификация кривой предложения из «нормальной» в «загибающуюся»
Если доходы и дальше будут расти, то может возникнуть ситуация, когда вообще НЕ БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ РАВНОВЕСИЯ РЫНКА. С такой ситуацией сталкивается в настоящее время российская экономика (рис. 7.8).
Рис. 7.7. Полустабильное Рис. 7.8. Отсутствие равновесия
В нашем случае это означает, что СПРОС ВСЕГДА БОЛЬШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, т. е. какова бы ни была цена товара, объем спроса будет всегда больше объема его предложения. Эту ситуацию можно назвать АБСОЛЮТНЫМ ДЕФИЦИТОМ, который, как и любой дефицит, толкает цену все выше. Какой выход из положения? Их два:
1) «пощипать» доходы населения и сдвинуть кривую спроса влево до достижения ситуации, показанной на рис. 7.6. Но где гарантия, что эта кривая опять не «пойдет» вправо? 2) более радикальный выход — попытаться распрямить загнувшуюся в прямом и переносном смысле кривую предложения. Тогда включится рыночный механизм координации спроса и предложения и установится равновесие. Пусть на высоком уровне, но ЕДИНСТВЕННОЕ и СТАБИЛЬНОЕ! 1. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Равновесная цена несет в себе информацию, необходимую как производителям, так и потребителям. Она является необходимым механизмом координации поведения участников рыночных связей. 2. МОГУТ СУЩЕСТВОВАТЬ УСТОЙЧИВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОБЪЕМОВ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ ЦЕН ОТ РАВНОВЕСНЫХ. В зависимости от характера этих отклонений выделяют два основных типа рынка — РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЯ (ПОКУПАТЕЛЯ) и РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (ПРОДАВЦА). РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЯ — ЭТО РЫНОК, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ УСТОЙЧИВЫМ ПРЕВЫШЕНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАД СПРОСОМ. На рынке потребителя конкурируют (соревнуются) друг с другом производители. Идет борьба за покупателя. Главное — наилучшим образом удовлетворить потребности покупателя. РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ — ЭТО РЫНОК, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ УСТОЙЧИВЫМ ПРЕВЫШЕНИЕМ СПРОСА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. Присуща ли данному типу рынка конкуренция? Да, и очень острая! Только конкурируют друг с другом не производители, а потребители «за свой кусок мяса».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.014 с.) |