Как устанавливается рыночная цена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как устанавливается рыночная цена



Уже рассмотрены две стороны рыночного обмена — СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, исследованы факторы, влия­ющие на каждую из этих сторон в отдельности. Между тем реальная купля-продажа товара возможна только при соедине­нии (уравновешивании) спроса и предложения. Как же осуще­ствляется МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОЙ КООРДИНАЦИИ?

Совместим известные кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 7.1). Линия DD — кривая спроса, которая отражает функцию спроса от цены товара. Линия SS — кривая предложения, отражающая функцию предложения от цены. Обе кривые пересекаются в точке R, в которой как спрос, так и предложение равны одинаковому количеству товара (Q *) при одинаковом уровне цены (P*). Можно сказать, что спрос и предложение в этом случае находятся в состоянии РАВНО­ВЕСИЯ. Объем спроса равен объему предложения.

Рис. 7.1. Состояние равновесия

 

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ — ЭТО ЦЕНА, ПРИ КОТОРОЙ УРАВНОВЕШИВАЮТСЯ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

В состоянии равновесия рынок СБАЛАНСИРОВАН. Однако это взаимное приспособление спроса и предложения недол­говечно. Как только уравновешивающие его факторы изменят­ся не станет и ситуации равновесия. Состояние равновесия НЕУСТОЙЧИВО.

Например, если реальная рыночная цена (P1) выше цены равновесия (Р*), объем спроса составит величину Q , а объем предложения — Q . Понятно, что в таком случае Q > Q . Возникает ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( QS), равный:

QS=Q - Q

Если цена на рынке не фиксируется, а устанавливается свободно, то это приведет к снижению продавцами цены предложения, чтобы не допустить затоваривания.

 

Закон. ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЕТ В СТОРОНУ ПОНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ.

 

Однако существует и другой путь, благодаря которому можно обойтись без снижения цены.

Производители в этом случае должны сократить предложе­ние до такого объема, который будет соответствовать объему спроса при сложившемся уровне цены (объему Q ), т. е. сдви­нуть кривую предложения ВЛЕВО в положение S1S1. И так будет происходить до установления нового равновесия на том или ином уровне.

(ВСПОМНИМ! В каких случаях происходит движение по кривой предложения, а в каких — движение самой кривой предложения? На какие факторы и в каком направлении следует воздействовать, чтобы сдвинуть кривую предложения влево?)

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия (Р*) (рис. 7.2), то при этой цене объем спроса достигает значения Q , а объем предложения — Q . В отличие от предыдущей ситуации спрос больше предложения (Q > Q ). Возникает ИЗБЫТОК СПРОСА, т.е. ДЕФИЦИТ ( QD), рав­ный:

QD = — QS.

В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар, лишь бы получить товар, которого для всех желающих не хватает при этой цене.

 

Закон. ДЕФИЦИТ ДЕЙСТВУЕТ В СТОРОНУ ПОВЫ­ШЕНИЯ ЦЕНЫ.

 

Давление это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т. е. пока дефицит не станет нулевым ( QD = 0).

Рис. 7.2. Избыток предложения. Дефицит

 

Равновесие на рынке может быть достигнуто и другим путем. Сокращается в целом спрос на данный товар, т. е. когда осуществляется сдвиг кривой спроса влево в положение DXDX. Тогда спрос установится на более низком, но равновесном уровне Qs.

 

(ВСПОМНИМ! В каких случаях происходит движение по кривой спроса, а когда — движение самой кривой спроса? На какие факторы и в каком направлении следует воздействовать, чтобы сдвинуть кривую спроса влево?)

ОБЩИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ. ФАК­ТОР ЦЕНЫ НА ДАННЫЙ ТОВАР В СИТУАЦИИ РЫ­НОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ НЕ ВЕДЕТ К ЕГО НАРУШЕ­НИЮ, ТАК КАК ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДЕФИ­ЦИТ РАВНЫ НУЛЮ.

QS = QD = 0 при Р = Р*

Однако рыночное равновесие может быть нарушено вслед­ствие сдвига кривой спроса или кривой предложения, т. е. j в результате изменений вкусов и предпочтений потребителей, I их доходов, технологии производства товаров, цен на другие товары, политики государства и т. д. Возникает вопрос: СМОЖЕТ ЛИ ВНОВЬ УСТАНОВИТЬСЯ РАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ?

Допустим, что в результате снижения доходов потреби­телей кривая спроса сместилась из положения DD в положение D1D1 (рис. 7.3). Новое состояние равновесия будет достигаться в точке R1. Если цена останется прежней (P*), то возникает отклонение от равновесия i?, в виде избытка предложения, т. е. предложение станет больше спроса. Этот избыток будет да­вить в сторону понижения цены и снижения объема предложе­ния до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие R1. Такое равновесие называется СТАБИЛЬНЫМ.

Рис. 7.3. Стабильное равновесие

 

СТАБИЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ — ЭТО ТАКОЕ РАВНО­ВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ, ОТКЛОНЕНИЕ ОТ КОТОРОГО ПРИВОДИТ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ЭТО ЖЕ СОСТОЯНИЕ.

Стабильность равновесия во временном аспекте показана на рис. 7.4. Отклонившаяся в ту или другую сторону цена постепенно с. течением времени возвращается к первоначаль­ному равновесному значению.

Под влиянием различных факторов равновесие может стать и НЕУСТОЙЧИВЫМ, что показано на рис. 7.5.

НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ — ЭТО ТАКОЕ РАВ­НОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ, ОТКЛОНЕНИЕ ОТ КОТО­РОГО НЕ ПРИВОДИТ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ЭТО СО­СТОЯНИЕ.

Следствием неустойчивости равновесия является несовпа­дение спроса и предложения более или менее продолжитель­ный период.

Рассмотрим пример неустойчивого равновесия. Извест­но, что многие государственные предприятия в России являются монополистами. Они заинтересованы в росте цен на свою продукцию. Причем при этом росте они имеют возможность получать больший объем доходов, даже сокращая количество выпускаемых товаров. Например, предприятие по производству мыла может выпускать дешевое мыло (по 10 руб. за один кусок) и дорогое (по 100 руб.). Будет ли оно выпускать 10 тыс. кусков дешевого или 1 тыс. кусков дорогого мыла, все равно выручка будет одинакова — 100 тыс. руб. Повысив цену на дорогое мыло до 120 руб. (а кто помешает предприятию это сделать?) и снизив количество выпускаемого мыла до 0,9 тыс. кусков, предприятие увеличит свою выручку до 108 тыс. руб. Этот эффект российской экономики получил название «вымывание дешевого ассортимента».

Рис. 7.4. Влияние временного фактора на стабильное равновесие

 

Рис. 7.5. Неустойчивое равновесие

 

В этой ситуации линия предложения превращается из «нор­мальной» в «загибающуюся» (рис. 7.6). Это приводит к тому, что появляются две точки равновесия — R1 R2. Равновесие R2 — типичный случай стабильного равновесия, а равновесие R1 — нет.

Что произойдет, если цена хотя бы немного понизится от равновесной (R1)? Предложение станет больше спроса, следо­вательно, возникнет ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Согласно сформулированному закону избыток предложения давит в сто­рону понижения цены. А это значит, что рыночная цена будет все более и более удаляться от равновесной. Если же цена хоть немного станет больше равновесной, то спрос будет больше предложения. Возникнет дефицит, который будет толкать рыночную цену вверх от равновесной.

Современная российская ситуация характеризуется не толь­ко вымыванием дешевого ассортимента, но и ростом доходов, порожденных инфляцией. Рост доходов приводит к сдвигу кривой спроса ВПРАВО. Такое развитие процесса приводит к ситуации, представленной на рис. 7.7. Равновесие единствен­но (точка R), но является ПОЛУ СТАБИЛЬНЫМ, т. е., с одной стороны, стабильным, а с другой — нестабильным.

Рис. 7.6. Модификация кривой предложения из «нормальной» в «загибающуюся»

 

Если доходы и дальше будут расти, то может возникнуть ситуация, когда вообще НЕ БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ РАВ­НОВЕСИЯ РЫНКА. С такой ситуацией сталкивается в насто­ящее время российская экономика (рис. 7.8).

Рис. 7.7. Полустабильное Рис. 7.8. Отсутствие равновесия
равновесие рынка

 

В нашем случае это означает, что СПРОС ВСЕГДА БОЛЬШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, т. е. какова бы ни была цена товара, объем спроса будет всегда больше объема его предложения. Эту ситуацию можно назвать АБСОЛЮТНЫМ ДЕФИЦИ­ТОМ, который, как и любой дефицит, толкает цену все выше. Какой выход из положения? Их два:

1) «пощипать» доходы населения и сдвинуть кривую спроса влево до достижения ситуации, показанной на рис. 7.6. Но где гарантия, что эта кривая опять не «пойдет» вправо?

2) более радикальный выход — попытаться распрямить загнувшуюся в прямом и переносном смысле кривую предложения. Тогда включится рыночный механизм координации спроса и предложения и установится равновесие. Пусть на высоком уровне, но ЕДИНСТВЕННОЕ и СТАБИЛЬНОЕ!

1. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕ­ЗУЛЬТАТЕ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Равновесная цена несет в себе информацию, необходимую как производителям, так и потребителям. Она является необ­ходимым механизмом координации поведения участников ры­ночных связей.

2. МОГУТ СУЩЕСТВОВАТЬ УСТОЙЧИВЫЕ ОТКЛО­НЕНИЯ ОБЪЕМОВ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ ЦЕН ОТ РАВНОВЕСНЫХ.

В зависимости от характера этих отклонений выделяют два основных типа рынка — РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЯ (ПОКУ­ПАТЕЛЯ) и РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (ПРОДАВЦА). РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЯ — ЭТО РЫНОК, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ УСТОЙЧИВЫМ ПРЕВЫШЕНИ­ЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАД СПРОСОМ.

На рынке потребителя конкурируют (соревнуются) друг с другом производители. Идет борьба за покупателя. Главное — наилучшим образом удовлетворить потребности поку­пателя.

РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ — ЭТО РЫНОК, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ УСТОЙЧИВЫМ ПРЕВЫ­ШЕНИЕМ СПРОСА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ. Присуща ли данному типу рынка конкуренция? Да, и очень острая! Только конкурируют друг с другом не производители, а потребители «за свой кусок мяса».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.014 с.)