Почему изменяется спрос на товары. Спрос и объем спроса. Закон и функция спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему изменяется спрос на товары. Спрос и объем спроса. Закон и функция спроса



 

Из предыдущих глав уже известно, что спрос представляет собой отражение потребностей людей в том или ином товаре, их желание и возможность его купить. В его основе лежит предельная полезность товара, скорректированная на покупа­тельную способность потребителя. Опираясь на эти самые общие теоретические выводы, необходимо определить, от ка­ких конкретных факторов зависит спрос на конкретный товар на каком-либо конкретном рынке.

Под рынком в данном случае понимается определенная СОВОКУПНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ, самостоятельно опре­деляющих каждый для себя предельную полезность данного товара и обладающих определенной покупательной способ­ностью, и ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.

С чего начинается путь потребителя к автомобилю, если ему захотелось его купить. Догадаться нетрудно: с анализа цен. Будущий покупатель узнает цены на разные автомобили, на одинаковые автомобили в разных магазинах, сравнивает цены и потребительские качества разных моделей. Нелишне узнать и цены на бензин, запасные части. Надо подумать о покупке гаража. Кроме того, необходимо пристально взглянуть на собственные доходы и прикинуть, сколько времени нельзя есть и пить, чтобы накопить деньги на приглянувшегося «железного коня». Иногда анализ последнего фактора (дохода) приводит к отказу от предполагаемой покупки или изменению ее сроков.

ФУНКЦИЯ СПРОСА — ЭТО ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СПРОСОМ НА ТОВАР И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ЕГО ФАКТОРАМИ.

 

Эта функция может быть представлена в виде

QDA=f(PA,PB...,PZ.I,W,T,F,S),

где QDA — объем спроса (demand) на товар А в единицу времени;

РА — цена товара А;

PB...,PZ — цены других товаров;

I — доход покупателя;

W -— уровень благосостояния покупателя;

Т — вкусы и предпочтения покупателя;

F — мнение покупателя о своих перспективах;

S — сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром.

 

Если бы вместо автомобиля вы решали вопрос о покупке лошади, то РА — была бы цена лошади; PB — цена осла (заменитель лошади); Рс — цена овса (цены на горючее всегда влияют на спрос на транспортные средства); I — ваш ежемесячный доход; W — ваше общее благосостояние (к примеру, можно уговорить родителей на эту покупку, но хватит ли средств всей семьи?); Т — настоятельность вашего желания иметь лошадь вообще, а также ваши вкусы относительно породы, масти, окраса; F — оценка вами перспектив своего экономического положения (если у вас на руках лотерейный билет, и вы надеетесь на крупный выигрыш, то это удержит вас от покупки лошади до тиража); S — проявляется ли у вас потребность в лошадях равномерно в течение года или только весной. Понятно, что при изменении значений указанных факторов изменится и объем вашего спроса на лошадей.

ОБЪЕМ СПРОСА — ЭТО ТО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КОТОРОЕ ПОКУПАТЕЛЬ ГОТОВ ПРИОБРЕСТИ ПРИ ДАННЫХ УСЛОВИЯХ В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННО­ГО ПРОМЕЖУТКА ВРЕМЕНИ (ДНЯ, МЕСЯЦА, ГОДА и т.д.).

Теперь допустим, что все факторы, кроме первого, в данном выражении неизменны, являются постоянными. Тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора — ЦЕНЫ. Таким образом осуществляется переход от общей функции спроса к ФУНКЦИИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ:

QDA=f(PA,PB...,PZ.I,W,T,F,S)

принимаются за постоянные

QDA=f(PA),

где QDA — объем спроса на товар А;

RA — цена товара А.

 

Какова же эта зависимость? Допустим, потребитель хочет купить кофе. В зависимости от цены на кофе он приобретет разные его количества. Так же поступят и другие потребители. Отсюда спрос всех потребителей может быть представлен следующим образом (табл. 6.1).

Таблица 6.1

 

Цена Р, денежных еди­ниц                
Количество Q, тыс. т в месяц 4,0 3,0 2,0 1,5 1,3 1,0 0,7 0,5

Изобразим графически функцию спроса на кофе от его цены (рис 6.1).

Рис. 6.1. Функция спроса на кофе в зависимости от его цены

 

КРИВАЯ СПРОСА показывает, какое количество товара (Q) потребители приобрели бы при различных уровнях цены (Р): при цене Р1 — количество Q1 при цене Р2 — количество Q2. Как видно из графика (а также знакомо по собственному рыночному опыту), при нормальных условиях возрастание цены приводит к уменьшению спроса на товар. Данную ситу­ацию можно выразить в виде ЗАКОНА СПРОСА.

 

Закон. ЧЕМ БОЛЬШЕ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КОТО­РОЕ НЕОБХОДИМО ПРОДАТЬ, ТЕМ НИЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ НАЗНАЧАЕМАЯ НА НЕГО ЦЕНА, ИЛИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ВЕЛИЧИ­НА СПРОСА ВОЗРАСТАЕТ ПРИ СНИЖЕНИИ ЦЕНЫ И УМЕНЬШАЕТСЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ЦЕНЫ ТОВАРА.

 

Зачем производителю знать кривую спроса на его товар? Дело в том, что эта кривая выражает ЦЕНУ СПРОСА.

ЦЕНА СПРОСА — ЭТО МАКСИМАЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРУЮ СОГЛАСЕН ЗАПЛАТИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬ ПРИ ПОКУПКЕ ДАННОГО КОЛИЧЕСТВА ТОВАРА.

Рассматривая закономерности, связанные с изменением спроса, прежде всего нужно помнить следующее правило.

 

Правило. НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА (ФУНКЦИИ СПРОСА) И ИЗМЕНЕ­НИЕ ОБЪЕМА СПРОСА: ОБЪЕМ СПРОСА МЕНЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ИЗМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ЦЕНА ДАННОГО ТОВАРА; ФУНК­ЦИЯ СПРОСА МЕНЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ИЗМЕНЯЮТСЯ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ ПРИНИМАЛИСЬ ЗА ПОСТОЯННЫЕ.

Графически изменение объема спроса выражается в «движении по кривой спроса». Изменение же функции спроса выра­жается в «движении самой кривой спроса», в ее смещении (рис. 6.2). С изменением цены с Р1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спро­са, увеличивая количество покупаемого товара с Q1 до Q2. Изменение же спроса (например, сдвиг кривой спроса D1D1 вправо в положение D2D2) показывает, что потребители поку­пают больше продукции при каждой цене. Так, при той же цене Р1 мы будем покупать уже количество товара, равное Q2 > Q1.

Рис. 6.2. Изменение объема спроса и функции спроса

 

Что сдвигает кривую спроса?

Среди факторов, сдвигающих кривую спроса, особое зна­чение имеет ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ДОХОДОВ. Уве­личение доходов означает в целом рост совокупной пла­тежеспособности, а это значит, что при каждом значении цены покупатель может приобрести большее, чем ранее, ко­личество товара. Если, например, у потребителя увеличился доход, то при той же цене кофе 5 тыс. руб. за 1 кг он смо­жет купить не 1, а 2 кг. А если потребитель получит не­ожиданный выигрыш в лотерее, то и все 3 кг. Следователь­но, ПРИ РОСТЕ ДОХОДА ПРОИЗОЙДЕТ СДВИГ КРИ­ВОЙ СПРОСА ВПРАВО. Если же, не дай Бог, доход потре­бителя станет уменьшаться, то кривая спроса будет сдви­гаться ВЛЕВО.

Сдвиг кривой спроса может произойти, к примеру, вслед­ствие антиалкогольной пропаганды. Если эта пропаганда про­водится честно, т.е. не сопровождается никакими манипуляци­ями с ценами, то независимо от цен и доходов спрос на алкоголь уменьшится (сдвиг кривой спроса влево), а спрос на фрукты и соки увеличится (сдвиг кривой спроса вправо).

В данном случае говорят об изменении спроса в зависимо­сти от ИЗМЕНЕНИЯ ВКУСОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОКУ­ПАТЕЛЕЙ. На вкусы и предпочтения большое влияние оказы­вает КАЧЕСТВО ТОВАРА.

КАЧЕСТВО ТОВАРА — СОВОКУПНОСТЬ ПОТРЕБИ­ТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ДАННОГО ТОВАРА, ПОЗВО­ЛЯЮЩАЯ ЕМУ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ФУНКЦИИ. В понятие качества входят долговечность товара, его наде­жность, простота эксплуатации и другие свойства.

Более высокое качество продукции означает дополнитель­ные потребительские свойства этого товара. Напротив, ухуд­шение качества будет означать уменьшение способности дан­ного товара удовлетворять потребности покупателя. За счет внимания к фактору качества фирма, повышая его и выделяя тем самым свой товар среди конкурентов, СДВИГАЕТ КРИ­ВУЮ СПРОСА (D1D1), ВПРАВО (в положение D2D2), УВЕЛИ­ЧИВАЯ В ЦЕЛОМ СПРОС НА СВОЙ ТОВАР (рис. 6.3). В результате это позволяет фирме:

а) УВЕЛИЧИТЬ СПРОС на свою продукцию с Q1 до Q2 при сохранении прежней цены Р1;

б) УВЕЛИЧИТЬ ЦЕНУ на товар с Р1 до Р2 при сохранении спроса на уровне Q1.

В результате ухудшения качества товара спрос на него уменьшится, что вызовет СДВИГ КРИВОЙ СПРОСА ВЛЕ­ВО. Это поставит перед фирмой-производителем задачу СНИ­ЖЕНИЯ ЦЕНЫ, если она хочет сохранить объем спроса на свой товар. Снижение же цены может привести к дополнитель­ному сокращению спроса из-за ассоциации у потребителей низкой цены с низким качеством товара.

Рис. 6.3. Влияние качества на спрос

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.011 с.)