Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Д. Истон («системный анализ политической жизни» (1965)
Политическая система - совокупные взаимодействия и поведение, посредством которых авторитарно распределяются ценности. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) политическая система; 2) среда; 3) реакция системы на воздействие среды; 4) обратная связь, или воздействие системы на среду. Среда дает импульсы на «входе» в полит.систему, последняя же вырабатывает решения и реализует их на «выходе». Д. Истон различает два типа входа: требование и поддержка. Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Например, требования увеличить размер минимальной заработной платы. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Поддержка, напротив, означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведения, благоприятные для системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга, уважение государственных институтов, преданность правящему руководству, проведение демонстраций в поддержку режима, выражение патриотизма. Ответ системы на импульсы, получаемые извне, происходит в форме решений и действий, которые являются двумя типа выхода. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т.д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они принимают форму мероприятий по регуляции и решению актуальных проблем: экономических, экологических, социальных и т. д. Таким способом полит.система обеспечивает управление обществом, что и является ее главной задачей и функцией. Кроме того, она регулирует производство и распределение социал.благ с помощью властных механизмов, а также упорядочивает полит.отношения в обществе. Истон считал: системный анализ полит.жизни основан на тезисе о «системе погруженной в среду» и подверженной воздействиям со стороны, а это означает, что для выживания системе нужна способность реагировать. Будучи открытой и приспосабливающейся системой поведения, политическая система испытывает на себе влияние внешней среды. При помощи регулирующих механизмов она вырабатывает ответные реакции, регулирует свое поведение, преобразует и изменяет свою внешнюю структуру, приспосабливаясь к внешним условиям.
Но происходящее в черном ящике так и осталось непроясненным. Функциональные структуры власти и властные отношения по-прежнему характеризовались лишь в общем плане. Данная проблема отчасти была преодолена благодаря работам Г.Алмонда. Г. Алмонд ("Сравнительная политика: концепция развития" (1966)) С точки зрения Г. Алмонда, полит.система – разные формы полит.соедения гос. и негос. структур. Политическая система состоит из взаимодействующих между собой ролей, структур и подсистем, и лежащей в их основе культуры. ПС - система взаимодействий, выполняющая функции интеграции и приспособления общества к условиям внутренней и внешней среды средствами легитимного применения или угрозы применения насилия. Г. Алмонд включил в свою концепцию истонианскую структуру входов, выходов, и обратной связи, но, считая ее недостаточной, разработал собственный вариант теории полит.систем, добавив понятия структуры/роли и функции, снабдив тем самым черный ящик Д. Истона функциональными и структурными категориями. Базовым для его концепции является понятие роль. Именно от роли зависит содержание формальных и неформальных и неформальных взаимодействий, вырабатывающих полит.кудьтуру общества, которую Алмонд счел решающей для развития всего комплекса властных отношений. Следуя положению Д. Истона о «системе, погруженной в среду», которая поддерживает с ней многочисленные связи и обмены на основе ролей, Г. Алмонд выявил необходимые и достаточные параметры ее функционирования. Последние обусловливаются способностью политической системы эффективно осуществлять три группы функций: А) Функции преобразования, конверсии. Их цель – обеспечить превращения требований и поддержки в полит. решения или действия. Их – 6. Две из них осуществляются на уровне входа и должны обеспечить регулирование всего, что питает полит.систему: речь идет о выявлении интересов и требований и их гармонизации. Три других функции находятся на выходе: разработка обязательных правил, проведение их в жизнь, судебная функция. Шестая функция – полит.связь/коммуникация(движение или сдерживание инфы, передача смыслов, значимых для функционирования полит.системы) касается входа и выхода системы.
Б) Функции адаптации, приспособления. Давление, оказываемое на полит.систему требованиями всякого рода, создает постоянный фактор несбалансированности. Противостоят этой перегрузке две функции системы: набор полит.специализированного персонала, принимающего требования и проводящего их оптимальную обработку; функция полит.социализации(распространение полит.культуры, совместимой с требованиями выживания и адаптации системы к своему окружению). В) Способности. Они касаются отношений между полит. системой и ее окружением и включают: 1) способность мобилизации материальных и человеческих ресурсов для нормального функционирования системы; 2) способность регулировать(устанавливать контроль над людьми, находящимися на территории, управляемой системой); 3) способность распределять (предоставление услуг, статуса, вознаграждения); способность поддерживать символику; 4) способность слушать(умение принять требования до того, как они породят серьезное напряжение в обществе) При всем размахе и законченности теоретической модели Г. Алмонда она также была подвергнута критике за этноцентризм и статичность, поскольку по сути дела неплохо демонстрировала лишь стабильную работу американской политической системы в после-военные годы, походя на некий "круговорот воды в природе", циклический механизм. К. Дойч ("Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля" (1963)) К. Дойч высказал мнение, что полит.коммункикация могла бы стать средоточием политологии, тогда полит.системы трактовались бы как обширные коммуникационные сети. В рамках разработанного информационно-кибернетического подхода К. Дойчем предпринимается смелая попытка интерпретировать политическую жизнь сквозь призму кибернетического анализа и коммуникативных механизмов. Политическая система - сложная совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, определяемых уровнями тех или иных политических агентов, исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами, особенностями процессов переработки, передачи и хранения цепи сообщений В книге «Нервы управления: модели полит.коммуникации и контроля» он предлагает информационно-кибернетическую модель полит.системы, в рамках которой выделяет 4 блока, связанных с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) Получение и отбор информации на входе системы посредство внешних и внутренних рецепторов. Происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступающих данных 2) Обработка и оценка информации – Вторая фаза обеспечивает дальнейшую обработку уже обработанной информации, которая поступает в блок «памяти и ценностей». Она сравнивается с уже имеющимися данными, а также оценивается сквозь призму норм, стереотипов и ценностей, господствующих в данной полит.системе. 3) Принятие решений – правительство принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы. Решение принимается после получения итоговой оценки степени соответствия текущей полит.ситуации основным приоритетам и целям полит.системы
4) Осуществление решений и обратная связь от выхода системы к входу. Результаты действия эффекторов, реализующих принятые решения, порождают новую информацию, которая через обратную связь вновь попадает на вход и выводит всю систему на новый цикл функционирования. К. Дойч выделяет 3 типа коммуникаций, осуществляемых в полит.системе 1) Личные неформальные 2) Коммуникации через организации и группы давления 3) Коммуникации через СМИ
Однако такая интерпретация политической системы была подвергнута критике Р. Каном и другими за «механическое перенесение терминологии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетики в сферу политики». Концепция политической системы К. Дойча подверглась ничуть не меньшей критике, чем подходы Г. Алмонда и Д. Истона, хотя при этом она внедрила в анализ такой важнейший и активный компонент властных отношений как информационные потоки и коммуникативные связи. Если же подвести некоторый итог анализу этих трех вариантов построения макрополитической системы, то можно заметить, что популярность классической теории политической системы в 1970-е годы пошла на спад, а в 1980-90-е гг. многие ее положения, претендовавшие на универсальность, становятся скорее аналитическими инструментами или таксонами (характеристиками технологии). Критика структурного функционализма и различных вариантов моделирования политической системы породила ряд подходов, связанных с пересмотром теоретических представлений о макрополитической организации общества. Три наиболее известные концепции: "структурации" (А. Гидденс); "социального и политического поля" (П. Бурдье) и "нового институционализма" (Д. Марч, Д. Олсен, П. ди Маджио). При всех различиях между ними избранные концепции объединяет критическое отношение к традиционной теории политической системы и одновременно релевантное отношение к самим макроструктурам политической жизнедеятельности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.008 с.) |