Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.



Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу). Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.

Круговорот элит - универсальный закон истории, именно поэтому она и называется "кладбищем аристократии".

Роберт Михельс (1876-1936) -немецкий социолог. Если Моски и Парето удалось доказать, что в любом обществе должен быть "правящий класс" или "элита", то Михельс показал, почему подобного рода олигархические тенденции обнаруживаются с такой фатальностью и принудительной силой.

Предмет и цель исследования обусловили объект наблюдения - партия, которая является своего рода уменьшенной моделью общества. Именно демократические партии, а среди них социал-революционный рабочие партии Михельс избрал так как они "по своему происхождению и направленности волю представляют отрицание этих тенденций", и обнаружение этих тенденций в подобных партиях лучше всего доказывает "наличие в каждой человеческой организации имманентного олигархического уклона".

Олигархизацию Р. Михельс объясняет с позиций социологии организации и социальной психологии, причем социально-психологический подход явно преобладает. "Комплекс тенденций, препятствующих осуществлению демократии, с большим трудом поддается распутыванию и систематизации. Эти тенденции коренятся в сущности: 1) человеческой природы, 2) политической борьбы, 3) организаций. "

У Радикова указаны три главные причины олигархизации:

1) узкая специализация в управлении;

2) психологических свойствах самой массы - политической индифферентности, паническом страхе и тяга к сильной власти, чувстве благодарности вождю и т.п.;

3) харизматические качества самого вождя, его способность навязывать свою волю подвластным.

Развивая эти идеи, Р. Михельс приходит к центральному тезису социологии партийного дела: техническая необходимость для партии иметь вождей, возрастающая вместе с величиной и сложностью партийной организации, с одной стороны, и интеллектуальная неподвижность, предметная некомпетентность входящих в организацию масс — с другой, взаимообусловлены. Он формулирует этот тезис как «закон исторической необходимости олигархии». «Основной социологический закон, которому безусловно подчиняются политические партии (а слово «политика» берется здесь в самом широком смысле), будучи сведен к кратчайшей формуле, звучал бы так: организация — это мать господства избранных над избирающими, уполномоченных над дающими полномочия, делегированных над делегирующими».

Идеи Моски, Парето и Михельса в совокупности составили классическую или, как её ещё называют, макиавеллистскую концепцию элиты. Основные черты данной концепции:

1) Исходя их природы человека, общество всегда разделено на привилегированное меньшинство и пассивное большинство.

2) Принадлежность к элите связана с природными дарованиями.

3) Для элиты характерна групповая сплочённость. Она объединена общностью социального положения профессионального статуса и элитарным самосознанием.

4) Элита должна быть легитимна.

5) Смена элит не влияет на её господствующее положение.

6) Существование элитарных групп предполагает скрытую или явную борьбу за привилегированное положение.


 

26. Концепции политической культуры (Алмонд, Верба) (А. Дмитричев)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.006 с.)