Основные подходы к рекрутированию элит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к рекрутированию элит



Обычно выделяют две основные системы рекрутирования элит - гильдейская и антерпренерская. В чистом виде они встречаются довольно редко.

Для первой характерно:

a) медленное продвижение по карьерной лестнице,

b) большое количество институциональных фильтров (стаж, занимаемая должность, возраст, партийность, образование),

c) узкий круг селектората (то есть решение о принятии в элиту принимается узким кругом).

d) отсутствие открытой конкурентной борьбы;

e) склонность к самовоспроизводству.

Главный мотив - лояльность. Пример - номенклатурная система в СССР.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:

a) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

b) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

c) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

d) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

e) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Обе системы имеют свои плюсы и минусы. При гильдейской системе политика более предсказуема, вероятность внутренних конфликтов меньше, а решения более уравновешенные. Но в такой системе слишком много рутины, произвола и бюрократизации власти. В свою очередь антерпренерская система позволяет пробиться молодым и энергичным политикам, готовым провести необходимые реформы и нововведения. При этом возникает вероятность непрофессионализма, популизма, а развитие политического процесса порой трудно предсказать. Но в целом она неплохо подходит при современном динамизме политики.

Особенности рекрутированию бюрократических и региональных элит (это есть в презентации, наверное не будет лишним)

I. Рекрутирование «бюрократов» осуществляется преимущественно административными методами – посредством назначения на руководящие посты в региональных и муниципальных структурах. Исключение составляют выборные главы регионов и органов местного самоуправления, а также корпус законодателей, механизмом рекрутирования и ротации которого выступают выборы.

II. Костяк региональной элиты образует исполнительная ветвь власти: избранные главы регионов и назначенные руководящие работники областных / республиканских администраций – наибольший по численности и наиболее влиятельный сегмент политической элиты субъектов РФ. Существенным компонентом административного сегмента региональных политических элит являются руководители региональных силовых структур (ФСБ, УВД и др.) Политические партии и общественные организации не играют существенной роли в качестве каналов рекрутирования элит в масштабе страны, большинство региональных лидеров нового поколения рекрутируются из сферы бизнеса.

 

Основные типы образования и организации элит в Европе (английская, французская и немецкая модели) (написано много, но все просто)

В Европе выделяют три основных типа образования и организации элит. Они различаются по двум решающим признакам: это особая форма (институционального и социального) рекрутирования и степень мобильности между различными секторами.

Наиболее однородные элиты наблюдаются там, где их рекрутирование не только относительно концентрированно в социальном плане, но также осуществляется на основании получения образования в специализированных элитарных учебных заведениях, и при этом представители элиты регулярно переходят из одного сектора в другой. В такой форме в Европе это наблюдается только в рамках французской модели, где степень интеграции элит наиболее высока и они объединены общим образованием (об этом дальше). Во Франции можно наблюдать одну из наиболее ярко выраженных систем единого элитарного образования, если не самую яркую. Тот, кто намеревается занять высокие должности в экономике, политике или административных учреждениях, как правило, должен сначала закончить одну из знаменитых grandes écoles («большие школы»), а затем по возможности поработать в одном из элитарных органов государственного управления, так называемых grands corps («большие корпуса»).

Великобритания олицетворяет в Европе второй тип (образование тоже общее, но степень интеграции элит значительно ниже). Он выделяется также вполне однородным социальным и институциональным рекрутированием, но отличается от первого лишь ограниченным переходом представителей элиты из одного сектора в другой. Поподробнее о нем.

Представители британской элиты так же, как их французские сверстники, традиционно учатся в специальных элитарных образовательных учреждениях. Хотя знаменитые частные школы, public schools, и элитарные университеты Оксфорд и Кембридж не имеют такого доминирующего положения, как grandes écoles, они все же, несомненно, играют центральную роль в карьере элиты.

Для в целом эксклюзивного социального рекрутирования элит соответствующие образовательные учреждения, как и во Франции, играют решающую роль. Социальная селекция за счет частных школ и «Оксбриджа» в принципе работает так же, как и через grandes écoles. Однако в отличии от grandes ecoles стоимость обучения в частных школах Великобритании может достигать 30 000 фунтов в год, что делает их достаточно закрытыми учреждениями. Еще одно отличие элит этих двух стран можно назвать и вовсе существенным. В Великобритании наблюдается ограниченная мобильность между различными секторами элиты. Топ-менеджеры остаются топ-менеджерами, политики - политиками. Поэтому представители элиты в подавляющем большинстве случаев остаются верны своему сектору. Их объединяет только общее образование, полученное в элитарных школах и университетах, а также социальное происхождение — преимущественно из высшего класса или верхнего слоя среднего класса. Соответственно, эти элиты намного менее гомогенны, чем французские.

 

И, наконец, Германия относится к третьему типу, самому распространенному среди европейских стран. Здесь элитарные карьеры не только сконцентрированы в одной области, но и отсутствует, в отличие от Великобритании, общее элитарное образование в особых институтах. Поэтому интеграция элиты здесь самая слабая. В Германии (как и во всех остальных странах Европы) специализированные элитарные образовательные учреждения до сих пор не играли никакой роли, ни на уровне начальных школ, ни на уровне университетского образования. Представители элиты в Германии имеют в 80 % случаев диплом университета, но все эти дипломы выданы множеством различных высших учебных заведений. Гомогенность немецких элит, однако, не страдает от отсутствия элитарных учебных заведений, дальнейшее развитие карьеры тоже традиционно не способствует интеграции. Профессиональный рост вплоть до эли- тарных должностей, как правило, возможен в рамках одной сферы деятельности. Мобильность между секторами элит довольно ограниченна. Например, среди председателей правления компаний едва ли найдется хотя бы несколько человек, ранее не занимавшихся экономикой. Почти каждый второй построил свою карьеру в одном предприятии.

22. Теоретико-методологические основания политической системы (А. Дмитричев).

Источники:

1) Учебник Гуторова и Ачкасова;

2) учебник Мухаева;

3) учебник под ред. Мельвиля;

4) учебник Дегтярева

 

Возникновение прототипа метода систематизации можно отнести, вероятно, к тем древним временам, когда Аристотель для написания своей «Политики» сравнил конституции греческих городов. Стагирит выявил различные виды политической организации и постарался объяснить такую дифференциацию влиянием на изученные им сообщества целого набора переменных – климата, геогр.местоположения, состава населения, способа существования, нравов и верований. Одним из первых мыслителей, попытавшихся более или менее системно интерпретировать государство как сверхсложный, многоуровневый макромеханизм, был Т. Гоббс.

Признаки современного системного анализа – обозначились уже в 19 веке. Считается, что одним из зачинателей системного подхода был русский ученый А.А.Богданов, создавший «всеобщую организационную науку», где положение об организации примерно соответствует нынешнему смыслу системы. Дальнейшее развитие исследований в этом направлении позволило создать общую теорию систем. Основы общей теории систем заложил Л. Фон Берталанфи (биолог исследовал клетку как систему, связанную с внешней средой), давший научные определения самой системе и ее важнейшим особенностям – сложности, устойчивости, открытости/закрытости. Смысл системного подхода – выделить в окружающем нас мире некую целостность, т.е. систему. Это можно сделать, противопоставив ей иное, - среду. Берталанфи определяет систему как сочетание элементов во взаимосвязи, причем это сочетание порождает новое качество – системное – качество. Значит, система не может быть замещена суммой своих элементов.

С появлением труда Н.Винера «Кибернетика», заложившего базу новой науки междисциплинарного характера, стали интенсивно развиваться системные теории и модели. Понятийный аппарат исследований полит.систем заимствован у кибернетики.

Системный подход к изучению сферы политики впервые применил Т. Парсонс. Опираясь на методологию Берталанфи, он подошел к рассмотрению общества в качестве сложной системы, состоящей из относительно автономных частей: экономической, политической, духовной и интегративной. У каждой из этих систем есть свои специфические функции, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Политику в таком контексте можно понимать как подсистему, которая преимущественно сосредоточена на функциональной проблеме целедостижения, однако в ее рамках проявляют себя все стандартные для любой системы процессы (воспроизводство образца, интеграция, целедостижение и адаптация), постоянно осуществляемые структурными элементами. Могут меняться носитель функций, но сами функции остаются неизменными, поскольку в их основе заложены универсальные потребности бытия. Политика открыта для взаимодействий с 3 другими социентальными подсистемами и с окружающей средой.

Однако модель Т. Парсонса страдала известными недостатками: во-первых, она была слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы, протекающие в политической сфере, во-вторых, она была ориентирована на стабильность и устойчивость политической системы, поэтому исключала все признаки дисфункциональности, случаи социальной напряженности, деструктивности и конфликтов. Разработку системных подходов к политике продолжил Д. Истон. Если Парсонс стремился создать комплексную теорию социентального действия, то анализ Истона был сфокусирован на самой полит.системе, упорядоченной и развивающейся по определенным именно ля нее правилам. Все остальное – среда, с которой взаимодействует полит.система. Он использовал в своем подходе понятие черный ящик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.007 с.)