Глава 6. Стратегические инновации в системе муниципального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Стратегические инновации в системе муниципального управления



7.1. Стратегия внедрения информационных систем в управление муниципальными образованиями

С развитием системы интернет и продвижением компьютерной техники в самые отдаленные районы страны сформировалась и получила материальное обоснование стратегическая идея использования информационных технологий в системе местного самоуправления. Тем более, что уже имелся положительный опыт применения современных научных методов руководства на основе автоматизированных систем управления на федеральном и региональном уровнях.

Современные условия настоятельно требовали коренного преобразования отсталой системы управления на периферии в отдаленных населенных пунктах и городах. Внедрение стратегических нововведений во все сферы экономики и социального обслуживания населения нуждались промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение, общественное питание, коммуникации, торговля, бытовое обслуживание, социальное тепло – энергетическое и водопроводно – канализационное хозяйство, а так же органы муниципального управления и власти.

Стратегические изменения в этой сфере способствуют повышению эффективности экономики, связи, снабжения, торговли, рационализации затрат местных бюджетов на преодоление фактора отдаленности, решению социальных проблем и созданию эффективной системы управления муниципальным образованием. Они обеспечивают укрепление вертикальных связей между местными и городскими уровнями и горизонтальных – в интересах взаимодействия между равнозначными муниципальными структурами управления.

Таким образом, в реализации стратегических задач по развитию информационных технологий в отдаленных районах страны объединились интересы местного населения, предпринимателей и органов муниципального управления. Население заинтересовано в улучшении социальных условий жизни, предприниматели – в развитии прибыльного бизнеса, органы управления – в комплексном развитии территории, повышении эффективности властных отношений.

Исходя из этого основными задачами по реализации стратегии внедрения информационных технологий в сферу деятельности муниципальных образований стали:

§ создание единого информационного пространства, объединяющего федеральный, региональный и местный уровни и компьютерное обеспечение производственной, социальной, культурной и управленческой областей жизни и деятельности муниципальных образований;

§ повышение компьютерной грамотности руководителей, специалистов, служащих и населения отдаленных территорий страны и обеспечение оперативного и эффективного управления социально – экономическими процессами в муниципальных образованиях;

§ обеспечение населенных пунктов обязательными для административного управления системами налогов, стандартов, реестров, регистров, кадастров и нормативное выполнение федеральных программ инвентаризации, приватизации и регистрации собственности, оформления залогов, актов дарения, наследования, купли-продажи и адресной социальной поддержки;

§ создание информационно – аналитической среды, обеспечивающей органы управления информацией для принятия жизненно значимых решений и профилактика борьбы с преступностью, недобросовестной конкуренцией и коррупцией;

§ формирование условий для постоянного и эффективного мониторинга состояния дел в муниципальном образовании.

Успешное решение этих задач позволяло реально преодолеть трудности, долгие годы преследовавшие муниципальное управление в силу технической отсталости.

1) По управлению обширными территориями и собственностью на землю, природные ресурсы, животный и водный мир:

ü создание единой базы данных по недвижимости; оптимальная планировка и застройка населенных пунктов;

ü размещение зон производства, сельского хозяйства, жилья и отдыха; строительство и распределение жилья для населения;

ü обеспечение населения социально – значимыми объектами.

2) По управлению инфраструктурой и транспортом:

ü развитие системы транспорта и автомобильных дорог; оптимизация грузопотоков и передвижение пассажиров в районе;

ü инженерное оборудование производственных и жилых зон; развитие средств коммуникации, связи и массовой информации;

ü организация системы общественного питания.

3) По контролю за финансовыми потоками:

ü оптимизация межбюджетных отношений; регулирование финансовых и инвестиционных потоков;

ü обеспечение контроля за налоговой базой и ее динамикой; учет и контроль за налогооблагаемыми операциями;

ü мониторинг банковских и кредитных систем; отслеживание золото - валютных операций;

ü создание единой системы коммунальных платежей; контроль за электронными денежными операциями.

4)По управлению социальными льготами:

ü учет населения и его динамики на территории муниципального образования; определение льготных категорий граждан;

ü распределение льгот и пособий среди наиболее незащищенных граждан; адресная социальная помощь отдельным категориям населения;

ü распределение лекарственных препаратов среди льготников; оптимизация бюджетных расходов на социальные нужды.

5)По созданию благоприятной среды обитания:

ü жилищное строительство для создания благоприятной среды обитания; строительство объектов социального назначения;

ü благоустройство городских и поселковых территорий; развитие объектов культуры, здравоохранения и образования;

ü создание доступной системы торговли и бытового обслуживания; совершенствование всех видов страхования и развитие системы электронных Интернет – услуг;

ü создание системы надежной безопасности граждан; координация действий служб спасения, органов внутренних дел, медицинских работников и судов по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

6)По управлению муниципальным образованием:

ü сбор, обработка и предоставление необходимой информации для управленческих структур;

ü ускорение процедур и повышение качества принятия управленческих решений органами муниципального управления;

ü повышение эффективности управления всеми муниципальными системами.

Практика показывает, что основной целью стратегических изменений в системе муниципального управления на базе информационных систем «является комплексная автоматизация на базе высокоэффективных технологий информационной поддержки деятельности органов управления города (поселка) по созданию, хранению, ведению и использованию информационного фонда, направленная на повышение эффективности его информационных ресурсов, превращение имеющихся данных в информацию, доступную для хранения, обработки, поиска и многоаспектного использования в процессе обслуживания информационных запросов широкого круга пользователей[249]»

Внедрение информационной системы в деятельность органов муниципального управления выполняет следующие функции:

· информационную, которая выражается в сборе, обработке и предоставлении необходимых для управления денных.

· Консультационную, которая позволяет найти ответы на возникающие в процессе управления вопросы.

· Экспертную, в которой информационная система решает задачи обработки первичной информации в рамках экспертных систем.

· Управляющую, в которой информационная система решает задачу принятия руководящего решения.

· Транспортную, которая обеспечивает доведение решения до исполнителей.

· Контрольную, которая позволяет оценить эффективность принимаемых решений и оценить результативность управления.

Внедрение информационных технологий в муниципальное управление должно учитывать некоторые особенности.

© Объектом управления является сложная система, объединяющая в единое целое население, производство, обслуживание и окружающую среду.

© В состав объектов управления входят личности, коллективы, общества в производстве, общественной жизни, быту и досуге.

© Многоканальность и противоречивость обратных связей между органами управления и населением.

© Большая инерционность населения и длительность отклика на инновационные обновления.

© Трудности сбора и неопределенность отношения населения на стратегические изменения в управлении и др.

Внедрение стратегических изменений в систему муниципального управления, имеющего непосредственное отношение к населению, необходимо исходить из приоритета интересов людей, не забывая об интересах всего населения.

Разработка и развитие информационных систем на муниципальном уровне требует: унификации структуры и открытости доступной базы информации; интеграции различных видов информации; многоаспектного информационного обслуживания; решения задач оптимального управления ресурсами; создания высокоэффективной технологии и средств управления и др.

В качестве недостатков следует отметить, что:

· разработанные аналитические средства по причине их низкого качества не обеспечивают реального прогнозирования развития муниципального образования;

· автоматизация информационных процессов определяется не концепцией муниципального развития, а недостатками имеющихся ресурсов;

· автоматизация информационных процессов ограничена созданием не единых, а только локальных информационных систем.

Преодоление этих и некоторых других недостатков в реализации стратегических нововведений в рамках муниципальных образований включает в себя:

«формирование единой информационной инфраструктуры муниципального административно – хозяйственного комплекса;

«разработка соответствующих соглашений, регламентов, стандартов по разработке единой информационной структуры;

«упорядочение источников информации с определением их статуса и ведомственной принадлежностью;

«формирование хозяйственно – финансового обеспечения муниципальной системы информатизации и др.

Анализ некоторого опыта показывает, что информационные технологии органа муниципального управления должен включать следующие элементы.

1. Ведение системы оперативного учета населения, которое позволяет:

а. осуществлять адресно – справочное обслуживание населения;

б. выполнять поиск граждан по месту проживания;

в. вести статистику данных зарегистрированных гражданах;

г. делать статистические выборки по отдельным категориям граждан;

д. осуществлять аналитическую оценку количественного и качественного состава населения, проживающих на территории муниципального образования.

2. Контроль за электронной системой обеспечения социальных льгот и гарантий:

а. ведение базы данных о социальных льготниках;

б. индексация пенсий, субсидий и льгот;

в. хранение информации об обслуживаемых льготных категориях;

г. учет услуг по программе обязательного медицинского страхования;

д. учет социальной помощи и пенсионного обслуживания.

3. Система управления бюджетными доходами и расходами:

а. ведение базы данных по бюджетным доходам и расходам;

б. координирование бюджетов по различным уровням;

в. учет бюджетных счетов государственных предприятий;

г. учет крупнейших налогоплательщиков в муниципалитете;

д. контроль за денежными расчетами в банкоматах и магазинах;

е. осуществление оборота собственных бюджетных документов.

Внедрение автоматизированных систем и информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность работы муниципальных органов управления за счет получения достоверных данных необходимых для принятия обоснованных решений.

Использование информационных технологий позволяет упростить решение социальных проблем населения и снизить уровень напряженности в обществе в кризисные периоды.

Продвижение муниципальных программ учета мнения населения при точечной застройке, организации платных стоянок, осуществлении торговли и оказании услуг в шаговой доступности привлекает большое количество инвестиций в муниципальное хозяйство.

Таким образом, стратегические изменения, связанные с внедрением информационных систем в систему муниципального управления уже сейчас дают положительные результаты в повышении эффективности управления городами, поселками и деревнями. Вместе с тем, в силу экономических трудностей остается большой не использованный резерв управленческих возможностей, который предстоит реализовать в ближайшем будущем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.016 с.)