Объективные и субъективные причины недостаточной эффективности стратегических инноваций в сфере управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные и субъективные причины недостаточной эффективности стратегических инноваций в сфере управления



 

К разряду объективных причин недостаточной эффективности стратегических инноваций в сфере государственного и муниципального управления следует отнести следующие.

1. Ограниченные сроки реализации стратегических нововведений, неизбежно приводят к превалированию формального, поверхностного подхода к осуществлению изменений вместо научно-обоснованного всесторонне продуманного проведения существенных преобразований.

Зачастую требование вышестоящего органа провести реорганизацию в строго установленные сроки без учета резерва времени и материальных ресурсов, местных условий и обстоятельств неминуемо приводит к принятию поспешных решений, строительству «потемкинских деревень» и предоставлению «липовых» отчетов о своевременном выполнении рекомендованных мероприятий, а порой и к преступлениям.

Так, например, нормативно-сложная и строго регламентированная работа по реставрации музейно-исторического комплекса в городе Псков объективно требовала трех лет. Однако, в погоне за сроками, были нарушены все строительные, ремонтные и художественные стандарты, в результате чего реставрация, не смотря на протесты музейной общественности, была осуществлена за шесть месяцев 2014 – 2015 гг., к тому же исключительно в зимний период. А строго проинструктированная экспертиза и приемная комиссия подтвердили «качественное» выполненных работ. Региональное правительство отчиталось перед федеральным министерством культуры за перевыполнение проектного задания.

В том же году начались обрушения штукатурки, мозаичных плит, разрушения половых покрытий, облущение лако-красочных покрытий, икон, фресок, протечки крыш, водостоков и т.п. В результате более половины музейных залов вновь оказались закрытыми для экскурсий.

Аналогичная ситуация сложилась с реставрацией музейного комплекса и действующего храма Новодевичьего монастыря в городе Москве в 2015-2016 гг. Практически те же причины, связанные с ограниченностью сроков выполнения и нарушением правил выполнения реставрационных работ, усугубленные многочисленными отступлениями от технологических стандартов и использованием низко квалифицированных работников из числа гастербайтеров привели не только к ухудшению первоначального состояния храма, но и к пожару колокольни.

В результате разбирательств по поводу целого ряда подобных нарушений был арестован заместитель министра культуры РФ Г. Пирумов, подозреваемого по делу о хищении государственных средств, выделенных на реставрацию объектов культурного наследия.

2. Немаловажной причиной низкой эффективности стратегических инноваций в сфере ГМУ является ограниченность законов о государственной службе, недостаточное законодательное определение функциональных обязанностей государственных гражданских служащих в конкретных условиях управления.

Так, например, переход российской экономики на рыночные рельсы предопределил периодическое наступление кризисных явлений: спад производства, снижение валового внутреннего продукта, инфляция, рост цен и как итог – ухудшение благосостояния и качества жизни народа. Аналогичные явления происходят и в других странах.

Однако, если в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), США и других развитых странах уровень жизни населения во время кризисов снижается на 1 – 2%, то в России, как правило, на 20 – 30%. Такое разительное отличие обусловлено тем, что отечественная система управления социально – экономическими процессами в условиях экономического спада существенно уступает по своему качеству и умению противодействовать кризисным явлениям.

Не смотря на регулярность кризисов и их пагубном влиянии, законодательные акты РФ «О государственной гражданской службе РФ», «О системе государственной службы РФ», «О муниципальной службе в РФ» практически не предусматривают положений, регулирующие деятельность административных органов власти и должностных лиц по антикризисному управлению.

Аналогичное положение наблюдается и в других законодательных актах об исполнительных органах РФ[258].

Только некоторые положения подзаконных актов[259] определяют отдельные положения, регулирующие функциональные обязанности государственных гражданских служащих в условиях экономического кризиса, что явно недостаточно для эффективного противодействия кризисным явлениям.

3. Недостаточное нормативно-правовое и методическое обеспечение процесса подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих к деятельности в условиях экономического спада и противодействия кризисным явлениям.

Анализ показывает, что основные нормативные документы по организации аттестационной работы, повышению квалификации, разработке регламентов и реестров должностей практически не предусматривают обязательной антикризисной подготовки государственных гражданских служащих. Недостаточное внимание уделяется этим вопросам в квалификационных требованиях к служащим, в положениях о переподготовке, присвоении классных чинов, о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей и по представлению льгот.

Заслуживают внимания университетские программы обучения по направлению 38.04.03 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» для бакалавров и, особенно, для будущих магистров, предусматривающих изучение курсов антикризисного управления как на уровне предупреждения банкротства предприятий, так и на уровне государственного, регионального и муниципального управления в условиях социально-экономического кризиса.

Удручает лишь то, что базовое образование имеют далеко не все государственные гражданские служащие. Поэтому возрастает роль их профессиональной переподготовки на базе университетов и институтов, возможности которых в данном секторе оказания платных образовательных услуг далеко не исчерпаны.

4. Объективной причиной медленных инноваций является низкий уровень стимулирования инициативных обоснованных действий государственных гражданских служащих в интересах осуществления стратегических изменений в сфере государственного и муниципального управления. Недостаточными являются меры по удержанию на службе квалифицированных кадров, имеющих опыт осуществления инноваций и успешных стратегических изменений.

До сих пор недостаточно ценится опыт государственных гражданских служащих по управлению в условиях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и кризисов; умение своевременно диагностировать, планировать и внедрять прогрессивные изменения в деятельность органов государственного и муниципального управления.

Анализ мероприятий по стимулированию труда гражданских служащих и дисциплинарной практики показывает, что абсолютное большинство приказов по поощрению (до 80%) имеют формулировки «за высокую исполнительность», «за добросовестное отношение», «за примерное поведение» и т.п. И только 15% служащих отмечены за «инициативу и творчество», «за умелые действия в сложных условиях», «за своевременное обеспечение мероприятий», «за внедрение передового опыта» и т.п.

5. В качестве объективной причины торможения стратегических инициатив можно назвать низкий уровень инновационной культуры административного персонала, особенно из числа руководителей всех уровней, от которых зависит поддержка инноваций. Как правило, они имеют большой стаж и опыт работы в бюрократических аппаратах, склонны к спокойному и обеспеченному существованию в комфортных условиях и неохотно идут на осуществление преобразований.

По словам Президента РФ: "Сегодняшний госаппарат, является забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на развитие. Мы должны устранить чрезмерное административное давление на экономику, которое стало одним из главных тормозов развития[260]".

Как отмечалось в выступлении В.В. Путина представители политической и хозяйственной элиты должны изменить свое отношение к стратегической модернизации страны: «Правящее сословие должно попуститься своими интересами и корыстными целями. В противном случае им предстоит остаться на обочине исторического развития[261]».

К субъективным причинамторможения стратегических инноваций следует отнести следующие.

1. Недостаточная заинтересованность государственных и муниципальных чиновников в стратегических изменениях.

2. Сопротивление некоторых руководителей введению инноваций, которые устанавливают объективные критерии оценки эффективности управления;

3. Уклонение от проведения антикоррупционных мероприятий и введения антикоррупционных механизмов в деятельность органа управления;

4. Отставание в принятии и реализации актуальных мер по разрешению остро назревших проблем и противоречий.

5. Отсутствие целостной системы управления стратегическими изменениями в сфере ГМУ, призванной выполнять функции: диагностики качества управления; прогнозирования перспективных изменений; сосредоточения усилий на актуальных проблемах; планирования процесса достижения коренных преобразований; всесторонней организации планомерных изменений; регулирования процесса реализации стратегических изменений; стимулирования государственных гражданских служащих на изменения и контроля за внедрением стратегических изменений и внесения корректив.

Основой создания системы управления стратегическими изменениями должен стать специально создаваемый для этого структурный элемент управления. Однако, анализ показывает, что на уровне муниципальных образований таких комиссий практически никогда не создавалось. Чисто формальный характер носили подобные комиссии в некоторых наиболее прогрессивных регионах.

Базой для создания подобных органов управления должны стать высоко образованные специалисты – убежденные сторонники стратегических преобразований в системе ГМУ. Такие специалисты должны быть подготовлены в масштабах высших профессиональных учреждений Министерства образования и науки. Положительным примером является открытие в магистратуре Московского государственного университета дизайна и технологий по направлению подготовки 38.04.04. «Государственное и муниципальное управление» Основной профессиональной образовательной программы «Стратегические изменения в ГМУ» под руководством профессора Одинцова А.А.

Заслуживает внимания попытка создания в Российской академии государственной службы при Президенте РФ нового направления в науке – инноватики государственного управления, нацеленной на внедрение прогрессивных инновационных изменений в ГМУ. Аналогичные меры принимаются в более, чем 140 высших учебных заведениях страны, имеющих факультеты, кафедры или программы подготовки государственных гражданских служащих. Однако, эффективность обучения методике и технологии осуществления стратегических изменений пока остается недостаточной. Поэтому создание в кадровом корпусе ГМУ ядра, состоящего из всесторонне подготовленных государственных служащих, готовых взять на себя всю тяжесть стратегических преобразований пока не достижима.

Определенный вклад в дело подготовки специалистов по осуществлению стратегических изменений могут внести курсы по повышению квалификации государственных гражданских служащих, стажировки и переподготовка кадров в высших учебных заведениях по направлению ГМУ, соответствующие магистратуры, аспирантуры и докторантуры.

По мере нарастания количества и повышения качества подготовки высококлассных специалистов в данной области будет формироваться институт управляющих по осуществлению стратегических преобразований. Подобно институту административных управляющих при осуществлении процедуры банкротства, институту аудиторов при проведении финансовых проверок или институту членов (инспекторов) Счетной палаты.

Подготовка кадрового резерва в инновационном духе и умения осуществлять стратегические изменения является действенным способом формирования корпуса руководителей новаторского типа не только для государственной службы, но и в политической сфере. Естественно, что это позволит задействовать в осуществлении инновационной стратегии и такой определяющий фактор, как политическая воля руководства.

Положительную роль уже сейчас могут сыграть разработка и выпуск учебников, учебных пособий и методических рекомендаций по планированию и осуществлению стратегических изменений и инноваций в сфере ГМУ.

Тесно связанной с этой проблемой является переориентация кадровой политики в интересах развития профессиональных качеств государственных и муниципальных служащих в соответствии с перспективными задачами государства по преобразованию страны. Особенное значение это приобретает в эпоху локальных войн, нарастающих кризисов, техногенных катастроф, рисков и других угроз национальной безопасности.

Надежды на то, что т.н. «капитаны отечественного бизнеса» пересмотрят свое отношение к перспективам развития экономики, а вслед за этим и к другим сферам жизни общества и начнут вкладывать в них накопленные не всегда добропорядочным путем миллиардные средства тают с каждым днем. На протяжении четверти века ученые, специалисты, общественность, да и руководители страны говорят о необходимости изменения сырьевого характера экономики и коренной модернизации промышленности. Однако «воз и поныне там».

Финансово – промышленные монополисты, по количеству которых Россия занимает уже второе место в мире, принципиально не хотят вкладывать миллиардные капиталы, накопленные путем разворовывания природных ресурсов и эксплуатации дешевой рабочей силы в развитие российской экономики. Они и без того чувствуют себя вполне комфортно: черпают сверхдоходы и перечисляют на свои счета заграницу.

«Если говорить коротко, – отмечал в послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин, - крупный частный бизнес выводил из страны деньги. Зарабатывал на ростовщичестве (кредитовании), продавал втридорога импортные товары, скупал по дешевке произведенное в стране сырье и продовольствие, чтобы спекулировать им через торговые сети, минимизировал налоги, давал взятки чиновникам – и вывозил, вывозил, вывозил капитал.

Конечно, это в первую очередь касается финансового и торгового капитала, но ведь именно посреднический, ничего не производящий бизнес и был у нас основным… Почти все крупнейшие проекты по созданию новых производств и уж тем более по строительству инфраструктуры за двадцать лет были связаны исключительно с государственными компаниями. Что создал бизнес за двадцать лет жизни по либеральному «символу веры»? Миллионы квадратных метров торговых площадей? И при этом вывел за границы сотни миллиардов долларов – то есть обескровил Россию.

Как мы должны относиться к такому бизнесу? Как к патриотическому? Конечно, нет – это космополиты, для которых Россия лишь территория наживы и охоты[262]».

Таким образом, в условиях, когда коллаборациональная[263] буржуазия принципиально отказалась от участия в модернизации экономики, единственным источником социально – экономических преобразований становится государство в лице его органов управления и власти. Данное обстоятельство преобразует государственную службу, каждого государственного служащего из механического исполнителя вышестоящей воли в творческого, инициативного соучастника стратегических преобразований на порученном участке деятельности и в целом во всей стране.

В этом отношении государственные органы управления как никогда раньше тесно сопрягается с муниципальной службой, которая ближе всех связана с непосредственными чаяниями народа. В настоящее время это обусловливает единство государственного и муниципального управления.

Таким образом, стратегия управления должна ориентироваться на следующие обстоятельства:

а. глобально меняющееся информационное общество может выйти из-под контроля консервативного государственного управления с отсталыми методами руководства, не адаптированных к обстоятельствам нового миропорядка;

б. решающая роль в установлении баланса между государством и обществом принадлежит органам государственного и муниципального управления, призванных своевременно диагностировать противоречия и осуществлять стратегические мероприятия по их разрешению;

в. для успешной реализации прогрессивных инноваций необходимо создать кадровый корпус государственных и муниципальных служащих, нравственно нацеленных и профессионально готовых для проведения стратегических изменений в стране, регионе, муниципалитете;

г. центральным ядром этого корпуса в качестве института стратегических преобразований может служить подготовленный к осуществлению инноваций кадровый резерв государственной службы.

В тактическом плане уже сейчас реально использовать:

ü кадровые технологии (подготовка, переподготовка, повышение квалификации, аттестации, квалификационные экзамены, конкурсы на замещение вакантных должностей и др.) в интересах инновационной подготовки служащих;

ü регулярную служебную подготовку и самообразование в целях диагностики состояния дел на порученном участке, обобщения передового опыта и обоснования инновационных преобразований в государственной и муниципальной службе;

ü создание в органах государственного (муниципального) управления временных групп (комиссий) с целью разрешения управленческих противоречий и осуществления инновационных преобразований;

ü планомерное направление государственных гражданских служащих на обучение по программам «Стратегические изменения в сфере государственного и муниципального управления» и формирование соответствующего кадрового резерва;

ü учет результатов подготовки служащих по программе стратегических изменений в интересах служебного продвижения и занятия ведущих в системе управления должностей.

Эти и некоторые другие формы кадровой работы будут обеспечивать опережающую подготовку руководителей, их влияние на формирование инновационного настроя подчиненных и, в конечном счете, на успех стратегических изменений в сфере ГМУ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.028 с.)