Применение метода визуализации при физических заболеваниях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение метода визуализации при физических заболеваниях



 

К. Саймонтон и С. Саймонтон (2001) дают пациентам следующие рекомендации:

1. Подумайте о любом недомогании или боли, от которой вы в настоящий момент страдаете. Мысленно вообразите себе их в том виде, который более всего соответствовал бы вашим представлениям.

2. Представьте себе, как получаемое вами лечение либо уничтожает источник этой боли или недомогания, либо усиливает способность вашего организма самому справиться с ним.

3. Представьте себе, как естественные защитные механизмы и процессы устраняют источник боли или недомогания.

4. Представьте себя здоровым, свободным от боли и болезни.

5. Постарайтесь вообразить, как вы успешно добиваетесь поставленных жизненных целей.

6. Мысленно похвалите себя за то, что сами способствуете своему выздоровлению. Представьте себе, что вы занимаетесь релаксацией и визуализацией три раза в день, сохраняя внимание и сосредоточенность на протяжении всего упражнения.

7. Теперь почувствуйте, что мышцы ваших век стали легче. Будьте готовы к тому, чтобы открыть глаза и вновь оказаться в комнате.

8. Откройте глаза. Вы можете снова вернуться к своим обычным делам.

 

Например, если у вас язва, можно представить ее как круглую ранку в форме кратера на слизистой оболочке желудка или кишечника. У этой ранки неровная, мокнущая поверхность. Создавая мысленную картину лечения, вообразите, как лекарственные препараты, обладающие противокислотными свойствами, обволакивают всю область этой ранки, нейтрализуя действие кислот и успокаивая саму язву. Представьте себе, как на месте язвы появляются нормальные клетки. Они растут, делятся и постепенно затягивают всю мокнущую, неровную, изъязвленную поверхность ранки. Представьте себе, как белые кровяные тельца подчищают отходы и оставшийся мусор и оставляют после себя розовую здоровую поверхность слизистой. Далее вы должны представить, что у вас ничего не болит, вы здоровы и способны справляться с жизненными трудностями, не испытывая симптомов язвенной болезни.

Если у вас высокое артериальное давление, можно представить себе, что мышечные волокна в стенках кровеносных сосудов слишком напряжены. Поэтому, для того чтобы кровь могла протекать по сосудам, требуется гораздо более высокое давление, чем обычно. Теперь представьте себе, как лекарства расслабляют эти мышечные волокна, сердце начинает качать кровь с меньшим усилием - ему уже не нужно преодолевать такое сильное сопротивление сосудов. Кровь течет по ним легко и спокойно. Постарайтесь мысленно увидеть, как вы преодолеваете стрессовые ситуации в своей жизни, не вызывая напряжения организма.

Если вы страдаете артритом, представьте, что ваши суставы воспалены, на их поверхности - мелкие неровные бугорки. Теперь вообразите, как к суставам устремляются белые кровяные тельца. Они очищают их поверхность, удаляя эти шероховатые бугорки и делая поверхность гладкой и ровной. Теперь постарайтесь мысленно увидеть, что вы активны, делаете то, что вам хочется, и не испытываете болей в суставах.

Как только, используя приведенные указания, вы закончите первый раз работу с воображением, нарисуйте свою визуализацию.

 

Семейная терапия

 

Семейная терапия психосоматических больных имеет важное значение, поскольку родительская семья играет ведущую роль в формировании таких патогенетических факторов психосоматических заболеваний, как алекситимия, конверсия, незрелость когнитивных и эмоциональных структур личности. Родительские семьи больных характеризуются сдержанностью в проявлении эмоций. Родители стремятся контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать несанкционированные эмоциональные проявления. Эти паттерны пациенты переносят в созданную ими семью, поддерживая таким образом невротизирующую атмосферу.

Основной задачей семейной терапии является достижение осознания пациентом собственных эмоциональных проблем, тех ситуаций, которые поддерживают неконструктивное их разрешение в семье, и стереотипов поведения, уводящих пациента от его эмоциональных проблем.

Важно найти для пациента «союзника», наиболее заинтересованного в разрешении сложившейся ситуации члена семьи (это может быть супруг или супруга, дети). С помощью «союзника» проводится работа по повышению коммуникативной компетентности больного: повышение внешней привлекательности, организация досуга, вовлечение в различную совместную деятельность.

 

 

Контрольные вопросы к части VI.

 

1. Назовите основные способы воздействия в рациональной психотерапии.

2. Каким образом методы релаксации применяются при соматических заболеваниях?

3. Расскажите о показаниях и противопоказаниях для гипнотерапии.

4. Расскажите о методах подготовки к гипнотерапии, гипнотической индукции, утилизации (использовании) транса, дегипнотизации, завершения сеанса.

5. Расскажите о гипнотерапевтических техниках релаксации, ресурсного транса, активизации.

6. Каким образом при физических заболеваниях применяется метод визуализации?

 

Тестовые задания.

Вопрос 1. Понятие “внутренняя картина болезни” предложил:

1) Бехтерев

2) Боткин

3) Лурия

4) Гольдшейдер

5) Ланг

Вопрос 2. Конверсионная симптоматика характерна для детей, больных:

1) Неврозом навязчивых состояний

2) Минимальной мозговой дисфункцией

3) Астеническим неврозом

4) Эпилепсией

5) Истерическим неврозом

Вопрос 3. Среди больных с невротическим спазмом пищевода чаще:

1) Юноши в возрасте 15–20 лет

2) Девушки в возрасте 15–20 лет

3) Пожилые люди (как мужчины та и женщины)

4) Женщины в возрасте 20–30 лет

5) Мужчины в возрасте 30–45 лет

Вопрос 4. Наиболее частым нарушением сердечного ритма при неврозах является:

1) Миграция источника ритма

2) Бигемения

3) Синусовая тахикардия

4) Предсердная экстрасистолия

5) Мерцательная аритмия

Вопрос 5. Для невротической кардиалгии типично:

1. Сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в левую лопатку, в левое плечо, в левую челюсть, в 4 и 5 пальцы левой кисти

2. Боли в области верхушки сердца, левого соска, прекардиальной области без постоянной фиксированной иррадиации

3. Сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в шею

4. Сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в верхнюю половину живота

Вопрос 6. К числу наиболее частых проявлений при истерии относятся:

1) Двигательные нарушения

2) Соматоформные расстройства

3) Депрессия

4) Большие истерические припадки

Вопрос 7. Тип личности “А”, описанный американскими учеными М.Фридманом и Р.Розенманом, подразумевает:

1. Совокупность факторов риска у индивидуума, увеличивающая вероятность возникновения у него психосоматического расстройства

2. Поведенческие черты личности, увеличивающие вероятность возникновения ишемической болезни сердца

3. Расстройство нейроэндокринной регуляции у индивидуума на фоне эмоционального напряжения, увеличивающее вероятность возникновения гипертонической болезни

4. Поведенческие черты личности, увеличивающие вероятность возникновения язвенной болезни

5. Тип личности, которому свойственна преувеличенная тенденция к зависимости, характерная для больных бронхиальной астмой

Вопрос 8. Больная 45 лет. В ожидании нелюбимой невестки была в сильном волнении и при ее появлении на пороге квартиры, по словам больной, “в глазах у нее потемнело”. Ей показалось, что она теряет сознание, и вскоре действительно перестала видеть. Глазное дно, ЭЭГ, рентгенография черепа без патологии. В первую очередь следует думать о следующем диагнозе:

1) Острая реакция на стресс

2) Истерический невроз

3) Маскированная депрессия

4) Эпилепсия

Вопрос 9. Истерический тип невротического конфликта, согласно В.Н.Мясищева, определяется:

1. Борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями

2. Отсутствием положительных подкреплений и выраженной потребностью проявить себя и получить признание

3. Повышенной требовательностью к себе

4. Противоречием между возможностями личности и чрезмерной потребностью в достижениях

Вопрос 10. Термин “алекситимия” означает:

1. Расстройство способности чтения, неумение прочесть текст

2. Утрату эмоциональных реакций на все окружающее с мучительным переживанием полной душевной опустошенности

3. Расстройство способности к вербализации чувств, переживаний (чувства без слов)

4. Преходящее угнетение настроения без видимой причины с преобладанием отрицательных эмоций и снижением влечений

5. Замедление речи, наступающее во всех случаях заторможенного мышления

Вопрос 11. Алекситимия рассматривается как психологический фактор риска возникновения:

1) Заикания

2) Нервной анорексии

3) Психосоматических расстройств

4) Сексуальных нарушений

5) Расстройств речи

Вопрос 12. Какое из утверждений верно описывает содержание понятия “диссимуляция”:

1. Симуляция больным объективно существующего у него заболевания

2. Диссоциированная симуляция двух взаимоисключающих симптомов или болезней

3. Предиспозиция к симулятивному поведению

4. Поведение, определяемое стремлением скрыть или отвергнуть существование симптома/болезни

Вопрос 13. Какое из приведенных утверждений верно описывает понятие аггравации:

1. Преувеличение тяжести существующих проявлений болезни или степени болезненности своего состояния

2. Осознанная имитация болезни или болезненных симптомов

3. Отрицание серьезности или тяжести существующего заболевания

4. Процесс прогрессирования болезни

Вопрос 14. Какое из перечисленных нарушений обозначается термином анозогнозия:

1) Специфическая аномалия мимической экспрессии, не связанная с определенными заболеваниями

2) Отсутствие сознания своей болезни

3) Эффект самовнушения

4) Вариант диссимуляции

Вопрос 15. Дисморфофобия и дисморфомания могут быть сопоставлены как:

1) Специфические фобии и соматоформные расстройства

2) Акцентуации характера и психопатии

3) Навязчивые страхи и бредовые идеи

4) Психогенное и соматогенное

Вопрос 16. Какое из описаний полнее и точнее других характеризует ипохондрию:

1. Немотивированная уверенность в наличии тяжелого заболевания

2. Паническая реакция на имеющееся заболевание

3. Конверсионный синдром, моделирующий одно из существующих и известных пациенту заболеваний

4. Чрезмерный страх за свое здоровье, сосредоточение пристального внимания на состоянии своего здоровья и склонность приписывать себе болезни, которых нет, или воспринимать существующие болезни как более тяжелые и серьезные, чем они есть на самом деле

Вопрос 17. Какое из расстройств Фрейд относил к конверсионным:

1) Истерический невроз

2) Психалгии

3) Ипохондрию

4) Сенестопатии

 

Вопрос 18. Какая из групп нарушений НЕ входит в число вариантов конверсионных расстройств:

1) Симпатические

2) Сенсорные

3) Моторные

4) Физические

 

Вопрос 19. Как называются расстройства, для которых характерны транзиторные нарушения интеграции или утраты какой-то части функций памяти, сознания, моторики и собственной идентичности:

1) Шизофренического спектра

2) Тревожные

3) Диссоциативные

4) Панические

 

Вопрос 20. Основной позитивный смысл конверсионных реакций состоит в том, что они:

1) Обеспечивают поддержку со стороны врача

2) Привлекают внимание окружающих

3) Снимают или уменьшают порождаемую внутренним конфликтом тревогу

4) Освобождают от ритуальных обязанностей

 

Вопрос 21. Какое из утверждений лучше других описывает распространенность диссоциативных расстройств и их лечение:

1) Распространены очень широко и легко поддаются психотерапии

2) Широко распространены и лечатся медикаментозно

3) Встречаются очень редко и легко лечатся медикаментозно

4) Встречаются очень редко и лечатся с большим трудом

 

 

Вопрос 22. Молодой врач, увлеченный гипнозом и старательно его осваивающий, погружает пациентку в гипноз методом фасцинации, затем выходит из гипнотария, ни на кого не обращая внимания, проходит в кабинет главного врача и начинает его гипнотизировать. Скорее всего, врач:

1) Галлюцинирует

2) Находится в состоянии транса

3) Переживает состояние психического автоматизма

4) Переутомлен

 

Вопрос 23. Какое из заболеваний НЕ входит в “святую семерку” психосоматических заболеваний:

1) Бронхиальная астма

2) Псевдопаралич

3) Язвенный колит

4) Ревматоидный артрит

5) Язвенная болезнь 12-перстной кишки

 

Вопрос 24. Пациентка 37-ми лет жалуется на сильные головные боли, возникающие в определенных ситуациях и описываемые ею как ощущение “вколачивания гвоздя”. Каков наиболее вероятный диагноз:

1) Энцефалит

2) Опухоль головного мозга

3) Конверсионное расстройство

4) Депрессия

 

Вопрос 25. Нарушения сердечно-сосудистой деятельности психогенной природы обычно протекают:

1) Сезонно

2) Хронически

3) С выраженным фобическим компонентом

4) С тенденцией отказа от лечения

 

Вопрос 26. Как следует интерпретировать тот факт, что пациенты с кардиоалгофобиями обычно не сообщают врачу о своем страхе смерти от сердечной катастрофы:

1. Не осознают свой страх

2. Диссимулируют имеющуюся психопатологию, опасаясь разоблачения

3. Считают страх естественной и не требующей специального обсуждения реакцией на болезнь сердца

4. Стремятся аггравировать имеющиеся симптомы

 

Вопрос 27. По мере развития болезненного состояния у пациентов с кардиоалгофобией первичный страх смерти от сердечной катастрофы обрастает вторичными страхами, к которым можно отнести страх:

1) Физических нагрузок

2) Сексуальных отношений

3) Переохлаждения или перегревания

4) Агорафобия

5) Все названное

 

Вопрос 28. Какое из перечисленных расстройств, изучающихся Шарко, Брейером, Фрейдом, сыграло выдающуюся роль в истории психопатологии:

1) Тревожные

2) Личностные

3) Аффективные

4) Соматоформные

 

Вопрос 29. Как называются расстройства, включающие в себя состояния, при которых внутриличностные конфликты передаются в физические осложнения:

1) Тревожные

2) Соматоформные

3) Соматические галлюцинации

4) Соматозы

 

Вопрос 30. Какие расстройства включают в себя перевод подавляемых побуждений и внутренних конфликтов в соматовегетативные симптомы:

1) Вегетодистонические

2) Ипохондрические

3) Психалгические

4) Конверсионные

 

Вопрос 31. В прежних классификациях такие заболевания как бронхиальная астма и ревматоидный артрит назывались:

1) Соматоформные расстройства

2) Конверсионные расстройства

3) Психосоматические расстройства

4) Расстройства адаптации

 

Вопрос 32. Какой из следующих факторов НЕ входит в число факторов риска инфаркта миокарда:

1) Высокий уровень нормативности

2) Курение

3) Неудовлетворенность

4) Низкая социальная ответственность

5) Высокий уровень холестерина в крови

 

Вопрос 33. Неспецифические психологические стрессы повышают риск возникновения всех расстройств, КРОМЕ одного:

1) Туберкулез легких

2) Злокачественные опухоли

3) Инфаркт миокарда

4) СПИД

 

Вопрос 34. Девушка 15-ти лет требует у родителей деньги на проведение пластической операции по изменению формы носа — громадного и уродливого по ее мнению и вполне милого — по мнению ее семьи и друзей. Какой из диагнозов наиболее вероятен:

1) Деперсонализация-дереализация

2) Конверсионное расстройство

3) Дисморфофобия

4) Практически здорова

 

Вопрос 35. Кроме стойкого убеждения в наличии болезни/болезней или стойкой озабоченности дисморфофобического характера для постановки диагноза ипохондрического расстройства необходимо наличие всех критериев, КРОМЕ:

1) Постоянная озабоченность имеющимися симптомами

2) Многократные обследования у специалистов

3) Упорный отказ принять заключение об отсутствии соматических заболеваний

4) Элементы бредовой настроенности

Вопрос 36. Врачам-соматологам хорошо известны пациенты, у которых тяжесть и/или длительность симптомов действительно имеющихся заболеваний намного больше, чем это можно объяснить самим заболеванием. В таких случаях чаще всего речь идет о:

1) Соматизированной депрессии

2) Сенестопатиях

3) Бреде Котара

4) Преувеличении физических симптомов по психологическим причинам

Вопрос 37. Поведение, базирующееся на ложной убежденности подростка в наличии у него физических недостатков называется:

1) ипохондрией;

2) нарциссизмом;

3) дисморфоманией;

4) инфантилизмом;

5) ни один из ответов не верен.

Вопрос 38. При каком типе поведенческих девиаций у хронически больного особое значение придается реакции на социальную значимость диагноза:

1) обсессивно-фобическом;

2) тревожном;

3) апатическом;

4) сенситивном;

5) эгоцентрическом.

 

Вопрос 39. Какой тип психического реагирования, как правило, возникает у пациента на первом этапе вслед за диагностикой злокачественного новообразования:

1) неврастенический;

2) ипохондрический;

3) апатический;

4) анозогнозический;

5) обсессивно-фобический.

 

Вопрос 40. Девиантное поведение у хронически больного, при котором происходит так называемое “бегство в работу” называется:

1) ипохондрическим;

2) эгоцентрическим;

3) эргопатическим;

4) истерическим;

5) истероидным.

 

Вопрос 41. При поясничном остеохондрозе преобладающими являются следующие типы девиантного поведения:

1) тревожное, неврастеническое и эргопатическое;

2) тревожное, неврастеническое и эгоцентрическое;

3) эргопатическое и эгоцентрическое;

4) фобическое и меланхолическое;

5) анозогнозическое.

 

Вопрос 42. Постоянное и непреодолимое желание человека подвергаться хирургическим операциям по поводу мнимых проявлений болезни называется:

1) симуляцией;

2) агравационным синдромом;

3) синдромом Ашафенбурга;

4) синдромом Мюнхгаузена.

Вопрос 43. Идеи отношения и обидчивость чаще встречается при:

1) дефекте органов зрения;

2) дефекте органов слуха;

3) сексуальных расстройствах;

4) заикании;

5) все ответы верны.

 

Вопрос 44. “Синдром чужого сердца” встречается при:

1) после перенесенного инфаркта миокарда;

2) после трансплантации донорского сердца;

3) после трансплантации искусственного сердца;

4) шизофрении;

5) психопатии.

 

Вопрос 45. В нормативное поведение хронически больного включаются все ниже перечисленные параметры за исключением:

1) реализма;

2) нежелания обременять других тяготами ухода за собой;

3) активное содействие успеху лечения;

4) переключения интересов на сферы, оставшихся доступными;

5) сотрудничества с нетрадиционной медициной, а не с официальной.

 

Вопрос 46. Пять фаз поведенческого реагирования на злокачественные новообразования и рак описал один из следующих ученых:

1) Бажин-Гнездилов;

2) Кюблер-Росс;

3) Айзенк;

4) Фрейд;

5) Мясищев.

Вопрос 47. Личностный Опросник Бехтеревского Института (ЛОБИ) предназначен для диагностики:

1) Типов характера личности

2) Типов отношения к болезни у больных с хроническими соматическими заболеваниями

3) Коммуникативных установок

4) Невротических характерологических радикалов

 

Вопрос 48. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются:

1) сексуальные расстройства

2) заболевания, изменяющие внешность
3)рак

4) инфаркт

5) инсульт

 

Вопрос 49. Более тяжелые дисгармоничные психические реакции на тяжелые заболевания встречаются у:

1) атеистов

2) православных

3) католиков

4) протестантов

5) представителей буддистского вероисповедания

 

Вопрос 50. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в болезнь» относится к:

1)ипохондрическому типу

2)эгоцентрическому типу

3)эргопатическому типу

4)истерическому типу

5)анозогнозическому типу

 

Вопрос 51. При каком типе психического реагирования на заболевание особое значение придается реакции на социальную зна­чимость диагноза:

1)обсессивно-фобическом

2)тревожном

3)апатическом
4)сенситивном

5)эгоцентрическом

 

Вопрос 52. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в работу» относится к:

1) ипохондрическому типу

2)эгоцентрическому типу

3)эргопатическому типу

4)истерическому типу

5) гармоническому типу

 

Вопрос 53. Психологически немотивированная злоба, раздражи­тельность, гневливость входят в структуру:

1) предменструальной психопатии

2) предменструального психоза

3) предменструальной дисфории

4) предменструальной астении

5) предменструальной депресии

Вопрос 54. Климактерический синдром проявляется всеми нижепе­речисленными клиническими вариантами за исключением:

1) астеническим

2) ипохондрическим

3) тревожно-депрессивным

4) делириозным

5) истерическим

Вопрос 55. Постоянное и непреодолимое желание человека подвер­гаться хирургическим операциям по поводу мнимых проявле­ний болезни называется:

1) симуляцией

2) агравационным синдромом

3) ипохондрическим синдромом

4) синдромом Ашафенбурга

5) синдромом Мюнхаузена

 

Вопрос 56. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

1) желудочно-кишечных заболеваний;

2) злокачественных новообразований;

3) нарушений дыхательной системы;

4) сердечно-сосудистых заболеваний.

 

Вопрос 57. Термин «алекситимия» ввел:

1) Эллис;

2) Карасу;

3) Сифнеос;

4) Розенман.

 

Вопрос 58. Проявление и развитие симптомов деменции у молодых людей вероятнее всего могут настораживать в плане наличия какого из перечисленных заболеваний:

1) Хламидиоза

2) Сифилиса

3) ВИЧ-инфекции

4) Герпеса

 

Вопрос 59. При соматических заболеваниях основными задачами психотерапии являются следующие, кроме:

1) повышения эффективности лечебных воздействий биологической природы;

2) повышения адаптации больных в семье;

3) значительного уменьшения или устранения соматических расстройств;

4) повышения социальной активации больных.

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екб.: 1998.

2. Акиндинова И. А. Самопомощь // Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001. - С. 155-165.

3. Александер Ф. Психосоматическая медицина. — М.: Эко-Пресс, 2002.

4. Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

5. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях. Психиатрия и психофармакотерапия. Том 4/№ 1/2002. http://www.consilium-medicum.com/

6. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988. – 328 с.

7. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивнная терапия депрессии. Пер.с англ. СПб.: Питер,. 2003.

8. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону, 1996.

9. Бройтигам В. с соавт. Психосоматическая медицина. Пер. с нем. М: 1999. 376 с.

10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд. МГУ, 1984.

11. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания: Учебное пособие. - М.: 1991

12. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике: научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2011. — 271 с.

13. Волков В. Т., Стрелис А. К., Караваева Е. В., Тетенев Ф. Ф. Личность пациента и болезнь. Томск, 1995.

14. Галиуллина Л.К. Пограничные психические расстройства у больных с нарушениями голоса: Автореф. дис.... канд. мед. наук: 14.00.18/ Л.К. Галиуллина; [Казан. гос. мед. ун-т]. - Казань, 2003. -16 с.

15. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 162 стр.

16. Гордеев М. Н. Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд.— М. Изд-во Института Психотерапии, 2005.— 240 с.

17. Джекобсон Дж.Л., Джекобсон А.М. Секреты психиатрии. Пер. с англ.; - М.; МЕДпресс-информ, 2005.-576 с.

18. Домашний Доктор. Сборник под ред. В.Ф. Тулянкин и Т.И. Тулянкиной. АОЗТ "Паритет", 1997.

19. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

20. Зиммерман П.Г., Мак-Нэйр Р.С. Установление очередности медицинской помощи (медицинская сортировка) // K.C.Омэн, Д. Козиол-МакЛэйн. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Издательство БИНОМ, 2011. – С.21-39.

21. Исмагилов М.Ф., Якупов Р.А., Якупова А.А. Головная боль напряжения. Казань: Медицина, 2001. - 132с.

22. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Психологическая диагностика и коррекция в клинике. Л., 1983.

23. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при ДЦП. – Киев, 1987. – 272 с.

24. Каппауф Г., Вальтер М. Галльмайер — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 416 с.

25. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985.

26. Карл Г., Бойз Д. Гипнотерапия. Практическое руководство. / Пер. с англ. Р. Балыбердина, М.

27. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – 11-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 1167.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

28. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л.:Медицина, 1980. – 184 с.

29. Келли К.Т. Смерть и умирание // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.78-89.

30. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. – М. – СПб.,1973.

31. Кинг М., Цитребаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия.- М.: класс, 1998.

32. Клиническая психиатрия: Пер. с англ., перераб. и доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.

33. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2004. – 960 с.

34. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.

35. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с. – (Серия «Практикум по психотерапии»).

36. Козиел В.М. Беременные // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.479-492.

37. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. Пер.с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

38. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 1982.

39. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. — СПб., 2002.

40. Косырев В. Н. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 451с.

41. Коэн Ш.С. Шок // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.336-346.

42. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия

сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Пер. с англ. - Воронеж, 1993.

43. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология, Медпресс, 2005.

44. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М., 1984.

45. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико‑социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. научн.тр. / ЦНИИ экспертизы трудоспособности и орг. труда инвалидов. Ред.: Г.Д.Селиванова, Н.С.Коротких. – М., 1991. – С.21‑44.

46. Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно‑трудовой экспертизы и социально‑трудовой реабилитации. Сб. науч. тр. ЦНИИ экспертизы трудоспособности и орг. труда инвалидов. – М., 1989. – C. 91‑97.

47. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. — Рост. н/Д., 1997.

48. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — 2-е изд. — Л., 1985.

49. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977.

50. Майерс Д. Социальная психология. — СПб, 1997.

51. Маттера К.Д. Травмы при беременности // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.440-459.

52. Мей Р. Искусство психологического консультировпания.- М.: Класс, 1994

53. Мей Р. Смысл тревоги.- М.: Класс, 2001

54. Менделевич В. Д. Гинекологическая психиатрия. Ка­зань, 1996.

55. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 1999.

56. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. «МЕДпресс», 2001.

57. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. Москва, 2002. 608 с.

58. Монтанио Ш. Отравления // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.220-251.

59. Монтгомери Р., Финк Р.М. Лечение боли // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.53-61.

60. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999. - 410 с.

61. Мухаметшина. Э. И. Пограничные психические расстройства у больных с желчекаменной болезнью: Автореф. дис.... канд. мед. наук: 14.00.18/ Э. И. Мухаметшина; [Казан. гос. мед. ун-т]. -Казань, 2003. -16 с.

62. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2003.

63. Неврология для врачей общей практики. Под редакцией Вейна А.М. Москва — 2001.

64. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

65. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. — М.: МГУ, 1987.

66. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. 2-е издание / Под ред. акад. РАМН Ю.Л.Шевченко. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 320 с.

67. Овербай Б.А. Инсульт // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.163-172.

68. Овербай Б.А. Судорожные приступы // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.152-162.

69. Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство. М.: Изд. "Триада-Фарм", 2001.

70. Основы медицинских знаний. /Под ред. Ю.С.Тарасова. - В 2-х томах. - Том 1. - Самара, 1996. - 175 с.

71. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- М.: Экспертное бюро-М., 1997.-С.164-236.

72. Проэль Ж.А. Боль в груди // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.187-194.

73. Психологическая помощь мигрантам. Под общей редакцией Г.У.Солдатовой. Москва, Смысл, 2002.

74. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб, 2000.

75. Психотерапия: учебник (2-е изд.) / Под ред Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 672 с.

76. Психотерапия детей и подростков. 2-е изд. /Под ред. Ф. Кендалла. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.: ил. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

77. Рудестам К. Групповая психотерапия. Пер. с англ. - СПб., 2001.

78. Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака.- СПб: Питер, 2001.-288с. - (Серия «Совремнная медицина»).

79. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

80. Серван-Шрейбер Д. Антирак. Новый образ жизни / Пер. с англ. О.Н.Агеевой, О.С.Епихамова; под ред. О.К.Вавилова, К.Л.Киселевой. – М.:РИПОЛ классик, 2010.-496с.

81. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. В 2 томах. — М.-Екатеринбург, 2000.

82. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства, выступающие в рамках динамики психопатий // Психиатрия и психофармакология. Медиа-медика. Том 2. № 4. 2000.

83. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства. В кн.: Руководство по психиатрии. Под ред. акад. А.С. Тиганова. М., Медицина, 1999, Т. 2. - С.466-490.

84. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства. Психиатрия и психофармакология, 2000, №2. - С. 2-36.

85. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учебное пособие. - М., 2002.

86. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995.

87. Соматизированные расстройства у детей и подростков. Eminson D. M.Обзор современной психиатрии. Вып. 14, год 2002.

88. Соррентино Д.М. Состояния, не требующие неотложной помощи // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.312-323.

89. Старшенбаум В.Г. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 367 с.

90. Старшенбаум Г.В. Суицидальный синдром в соматической клинике. Журнал практической
психологии и психоанализа. Сентябрь, 2004.

91. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: Когито-Центр, 2005.

92. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., «Когито-Центр», 2001. -569 с.

93. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Изд. "Питер", 2001.

94. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии. Пер. с нем. - Мн., 1999.

95. Томас Д.О., Мечем Н.Л. Пациенты грудного и детского возраста // K.C.Омэн, Д. Козиол-МакЛэйн. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Издательство БИНОМ, 2011. – С.504-519.

96. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. М.: Медицина, 1986. -383 с.

97. Тхостов A., Арина Г. А. Теоретические проблемы ис­следования внутренней картины болезни // Психологиче­ская диагностика отношения к болезни. Л., 1990.

98. Тухтарова И.В., Биктимиров Т.З. Соматопсихология: Учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология» – Ульяновск: УлГУ, 2005.

99. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические рас­стройства. М., 1987.

100. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии. - Л., 1987.

101. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия. - СПб., 1991.

102. Флэрити К. Неотложные состояния, связанные с факторами окружающей среды // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.220-251.

103. Франкл В. Доктор и Душа.- СПб.: «Ювента», 1997.

104. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

105. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, Питер, 1999.

106. Шэффер А.Ф. Дыхательная недостаточность // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.195-209.

107. Шик Л. Головная боль // Омен К.С., Козиол-МакЛэйн Д. Секреты неотложной медицины. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 2011. С.144-152.

108. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

109. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. Ростов-на-дону, "Феникс", 1997, 448с.

110. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с., илл.

111. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб, 1999.

112. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1989.

113. Экзистенциальная психология/ под ред. Р.Мея.- М.: Апрель Пресс, 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.419 с.)