Психические расстройства у детей с соматическими заболеваниями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические расстройства у детей с соматическими заболеваниями.



Соматические заболевания могут вызывать у ребенка разнообразные психические нарушения. Наиболее частыми из них являются астения, нарушение сна, повышенная утомляемость, обидчивость, плаксивость (Лакосина Н.Д. с соавт., 2005). На фоне ас­тенических нарушений могут возникать другие проявления невроти­ческого регистра: страхи, особенно боязнь темноты, ночное недер­жание мочи, тики и заикание.

В ряде случаев у детей младшего возраста отчетливо выступают симптомы, указывающие на задержку психического развития. У них исчезают навыки самообслуживания, нарушается речь, опрятность, в поведении возникают реакции, свойственные детям более раннего возраста (говорят о себе в третьем лице, просятся «на ручки»). Подобная реакция, связанная с болезнью, в дальнейшем, как прави­ло, компенсируется. Вместе с тем известно, что тяжелые и затяжные или повторные соматические заболевания могут у детей в возрасте до 3 лет привести к необратимым изменениям психики и дальней­шему отставанию в психическом развитии.

Гораздо чаше после перенесенной болезни в дальнейшем у детей могут проявляться черты психического инфантилизма, выраженность которых зависит от степени перенесенной астении и длительности задержки развития. В формировании указанных черт большую роль играет отношение родителей, которые из-за болезни начинают излишне щадить ребен­ка, ставить его в особые условия, выполнять все желания, т.е. спо­собствовать еще большей задержке развития.

При различных тяжелых заболеваниях, сопровождающихся ин­токсикацией и нарушениями метаболизма, у детей могут появляться психические расстройства по типу экзогенных реакций: состояние измененного сознания преимущественно делириозного или сумеречного типа, галлюцинозы. Наиболее часто делириозные расстройства у детей наблюдаются при острых инфекционных забо­леваниях. Они могут развиваться уже с 4—5-летнего возраста, но в этот период носят рудиментарный характер. При выраженной интоксикации у ребенка возникает повышенная чувствительность к внешним раздражителям. Дети становятся плаксивыми, испыты­вают страхи, жалуются, что им неудобно лежать, что их раздражает одежда, что свет слишком яркий, на обоях или на полу им видятся устрашающие картины. У детей сравнительно легко возникает состояние измененного сознания, но чаще всего оно носит транзиторный характер. Делирий может проявляться и в виде стереотипных действий, ребенок неоднократно повторяет фрагменты какой-то игры. При этом наблюдается ложная ориентировка, он утверждает, что находится дома или в детском са­ду, играет с любимой игрушкой.

Характерной особенностью других типов психических рас­стройств у детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, является их недостаточная дифференцированность. Клини­ческое содержание отличается однообразием, бедностью, значи­тельным участием двигательных и висцерально-вегетативных ком­понентов, частыми колебаниями настроения от плаксивости, недо­вольства до расторможенности, дурашливости. Психические нару­шения невротического и неврозоподобного регистров включают асте­нические, навязчивые расстройства, главным образом моторные (движения и действия), страхи, лабильность аффектов. Встречаются у детей и поведенческие расстройства в виде патологических вариан­тов игрового перевоплощения, фантазирования, рудиментарных галлюцинаций по типу самовнушения.

К пубертатному периоду жалобы детей формулируются более чет­ко, появляется чувство сознания болезни. В этом возрасте значи­тельно повышается готовность к ипохондрическим переживаниям, что, по-видимому, обусловливается характерным для этого возраст­ного периода усилением интеро- и проприоцептивной импульсации и гормональной перестройкой. Постепенно с возрастом соматичес­кое заболевание может сделаться дополнительным психотравмирующим фактором. В связи с болезнью могут возникать дисморфофобические расстройства, явления нервной анорексии.

При длительном и неблагоприятном течении болезни возможны отклонения в формировании личности (невротические и патохарактерологические), получившие название «аномальное развитие личнос­ти». При этом у ребенка наблюдаются стойкие астенические рас­стройства, на фоне которых возникают истероидные, истеровозбудимые, ананкастные, эпилептоидные черты характера. В случае последних двух вариантов патологического развития личности у детей отмечается аккуратность до педантизма в выполне­нии лекарственных назначений и условий режима.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.005 с.)