Кафедра УЭ-1 «Организационно-кадровая работа в органах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра УЭ-1 «Организационно-кадровая работа в органах



Государственной власти»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой УЭ-1

__________________

С.С. Сапожников

«__»___________201__г.

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине

Лидерство и управление командой

 

 

для студентов бакалавриата


Содержание

Тема 1. Общие представления о лидерстве. Эволюция теорий лидерства. 3

1.1 Понятие лидерства. 3

1.2 Эволюция теорий лидерства. 8

Тема 2. Основные теории лидерства. 11

2.1 Личностные качества, поведение и взаимоотношения. 11

2.2 Поведенческие теории. 14

2.3 Ситуационное лидерство. 25

2.4 Теории, основанные на концепции эмоционального интеллекта. 37

Тема 3. Развитие лидерства в организации. 52

3.1 Принципы эффективного взаимодействия человека и системы.. 52

3.2 Процедура развития лидерства. 57

3.3 Управление лидерством в организации. 64

3.4 Программа развития лидеров, этапы становления. 69

Тема 4. Общие представления о команде. Формирование команды.. 80

4.1 Понятие, содержание и особенности команд в организации. 80

4.2 Группы и команды в организации. 86

4.3 Формирование команды.. 92

Тема 5. Распределение ролей в команде. 99

Тема 6. Оценка эффективности функционирования и управления командой. Эффективное взаимодействие и решение конфликтов в команде. 110

6.1 Эффективность управления командой в организации. 110

6.2 Оценка эффективности команды.. 117

6.3 Эффективное взаимодействие и решение конфликтов в команде. 129

Приложения. 142

 

 


Тема 1. Общие представления о лидерстве. Эволюция теорий лидерства

Понятие лидерства

Если опросить наугад сотню служащих самых разных должностей, какой фактор наиболее важен в достижении успеха, то, скорее всего, многие ответят, то это – эффективное лидерство. Этот ответ отражает общую уверенность в мире бизнеса, что лидерство – ключевой компонент в достижении, организацией эффективности, то есть способности организации оптимальным образом достигать поставленные перед нею цели. Такие взгляды характерны не только для предпринимательской деятельности: люди считают, что лидерство играет ключевую роль в политике, спортивных состязаниях, муниципальном управлении и многих других сферах деятельности человека.

Представьте себе, что вы устроились на новую работу и оказались в незнакомом коллективе. По каким признакам вы определит лидера? Скорее всего, лидером будет начальник отдела или менеджер проекта. Но предположим, что участвуя в нескольких собраниях группы, вы обнаружили, что на самом деле гораздо большее влияние, чем формальный руководитель отдела, имеет совсем другой человек, который не занимает руководящую должность. Наверное, вы заключите, что настоящим лидером в группе является не начальник отдела, а именно этот сотрудник.

Конечно, такое явное противоречие – скорее исключение, чем правило. Человек, обладающий самой большой формальной властью, обычно и наиболее влиятелен. Тем не менее почти во всех организациях существуют и неформальные лидеры, которые не занимают руководящих должностей.

Слово "лидер" в переводе с английского языка (leader) обозначает "руководитель", "глава", командир", "вождь", "правитель", "ведущий". Однако, не смотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке трактовка его не однозначна.

Можно выделить следующие основные подходы к его изложению:

1. Лидерство - это разновидность власти, которая осуществляется одним или несколькими индивидуумами. Отличием этой власти является направленность сверху вниз.

2. Лидерство является управленческим статусом, социальной позицией, связанной с принятием решений, это руководящая должность.

3. Лидерство - это вид влияния на других людей, который отвечает следующим условиям:

• влияние должен быть постоянным, а не эпизодичным;

• влияние лидера должно распространяться на всю группу (организацию);

• лидер должен иметь явный приоритет во влиянии;

• влияние лидера, особенно организационного, должен опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности управления.

4. Лидерство — это неформальное влияние. Оно отличается от руководства, которое предусматривает достаточно жесткую и формализованную систему отношений управления — подчинение.

5. Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он «выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

В рамках пособия определим лидерство – это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными перед группой или организацией задачами.

Согласно этому определению лидерство – это, прежде всего, процесс, в котором лидер координирует деятельность и даже изменяет взгляды подчиненных. Второй важный момент, отраженный в определении, заключается в слове «влияет». Это означает, что люди подчиняются лидеру не только под страхом наказания, но в силу его авторитете, опыта или еще каких-либо качеств, которые отличают его от диктатора, опирающегося на грубую силу. Мао Цзэдун говорил: «Винтовка рождает власть». Это действительно верно применительно к власти диктаторов, но не к власти лидеров. Дело в том, что отношения между лидерами и их подчиненными основываются, по крайней мере, частично на положительных эмоциях. Другими словами, ведомые признают влияние лидера, потому что они уважают его, доверяют ему, восхищаются им, в не просто, потому что он занимает более высокое положение или наделен формальной властью.

Вышеприведенное определение также предполагает, что лидер координирует деятельность ведомых, последователей или подчиненных, чтобы достигнуть определенных целей, то есть лидеры сосредоточены на управлении таким поведением ведомых, которое непосредственно связано с достижением групповых или организационных целей, и они гораздо меньше обеспокоены поведением своих последователей, которое является несоответствующим такими целям.

Наконец, обратим внимание, что приведенные определение, подчеркивая центральную роль влияния, подразумевает, что лидерство – двухсторонний процесс. Хотя лидеры действительно влияют на подчиненных различными способами, но на лидеров влияют и их подчиненные. Можно сказать, что лидерство существует только относительно подчиненных. Невозможно быть лидером, если никто этого не признает.

В повседневной жизни часто путают термины «лидер» и «менеджер», но это различные понятия. Американский исследователь Дж. Коттер писал, что самая главная функция лидера организации – определить необходимые цели, точнее, миссию организации, и разработать стратегию для ее достижения. А работа менеджера заключается в том, что осуществим эту стратегию на практике. Менеджеры воплощают в жизнь видение организационного будущего, миссии, уели, которые создаются лидером. Таким образом, основная обязанность менеджера – решение пусть и сложных, но конкретных задач, лидеры же осуществляют общее руководство, намечают генеральный план развития компании, обладая видением будущего. Эффективные лидеры заставляют людей верить в их видение и идти за ними по пути достижения целей.

Путаница между этими двумя терминами возникает потому, что различие между выбором миссии и ее осуществлением часто стирается. Это происходит оттого, что от многих лидеров ждут не только постановки задачи, но и помощи в ее реализации. Также от менеджеров часто требуют вести подчиненных, хотя это работа лидеров. Дж. Коттер сделал наблюдение, что быть действительно хорошим лидером не так просто. Слишком много так называемых лидеров не справляются с управленческими аспектами своей работы, так как ставят недостижимые цели. Поэтому необходимо учитывать, что некоторые менеджеры являются лидерами, а некоторые – нет, и эти два понятия не стоит употреблять как синонимы.

Одной из характеристик лидера в организации является авторитет. Под авторитетом понимают признание заслуг личности в глазах других, психологическое влияние, которое человек оказывает на окружающих. Авторитет определяется многими факторами: должностью, возможностью распоряжаться какими-либо дефицитными ресурсами, опытом и деловыми качествами, нравственными характеристика, компетентностью и т.д.

Питер Друкер и Уоррен Беннис первыми кратко сформулировали различие между управлением и лидерством: «суть управления заключается в том, чтобы делать что-то правильно, а лидерства – чтобы правильно выбрать то, что нужно делать». Рассмотрим более подробно типично выделяемые различия между лидерством и классическим управлением. В таблице 1 приведено сравнение подходов классического менеджера и лидера к пяти основным областям деятельности.

Таблица 1 - Сравнение различия подходов с точки зрения менеджмента и лидерства

  Менеджмент Лидерство
Направление • Планирование и составление бюджета • Концентрация внимания на итоговых финансовых результатах деятельности • Создание образа будущего и разработка стратегии • Концентрация внимания на будущих результатах деятельности
Ориентация • Организация работы и подбор персонала • Руководство и контроль • Создание границ • Формирование корпоративной культуры • Стимулирование профессионального роста персонала • Устранение границ
Взаимоотношения • Командовать или подчиняться. • Концентрация внимания на достижении корпоративных целей, связанных с про- изводством/продажей товаров и услуг • Использование должностной власти • Исполнение роли босса • Концентрация внимания на людях: воодушевление и мотивация членов группы • Использование личной власти • Исполнение роли наставника, помощника, прислуги
Личностные качества • Эмоциональная дистанция • Ментальность эксперта • Умение выражать свои мысли • Конформизм • Адекватная оценка организации • Эмоциональные связи • Открытость (широкий кругозор) • Умение слушать собеседника (общение) • Нонконформизм (смелость) • Адекватная оценка собственных качеств
Результаты • Сохранение стабильности, формирование культуры, в которой более всего ценится эффективность работы • Инициация изменений, формирование культуры, в которой более всего ценится честность
Управление • Подчиненные • Процессы и другие ресурсы • Последователи • Соратники • Климат • Культура  

 

Очевидно, что лидерство не может заменить менеджмент. Подходы классического менеджмента и лидерства должны дополнять друг друга. В различных организациях на всех уровнях управления есть менеджеры, которые являются также эффективными лидерами, и большинство людей способны развить в себе необходимые для этого качества.

Проблема установления различий между навыками менеджера и лидера в наши дни разрешилась признанием того факта, что современный руководитель должен владеть как навыками лидерства, так и умениями, позволяющими осуществлять регулярный менеджмент.

Эволюция теорий лидерства

Чтобы понять, что понимается под лидерством на современном этапе, важно представлять эволюцию его концепций. Понимание лидерства отражает менталитет общества в целом, в том числе изменение норм, установок и мировосприятия людей. Различные теории лидерства можно разбить на шесть групп. Многие из идей, сформулированных в прошлом, используются до сих пор.

Таблица 2 - Эволюция теорий лидерства

Теории Описание
1. Теории великого человека Это старейшие из теорий лидерства. В первых исследованиях предполагалось, что лидер (непременно мужчина) имеет некоторые врожденные характеристики «героя», которые позволяют ему приобретать власть и влияние над людьми. В организациях, социальных и религиозных движениях, правительствах, армиях лидером считался «великий человек», способный объединить людей и оказывать на них влияние за счет своих врожденных способностей.
2. Теории личностных качеств Дальнейшие исследования стали уделять внимание личностным качествам, создающим лидера. Начиная с 1920-х годов ученые пытались выяснить, обладает ли лидер некими качествами (например, повышенным интеллектом или особой энергичностью), отличающими его от остальных людей. Предполагалось, что выделение «особых» качеств позволит прогнозировать становление лидера или даже «воспитывать» лидеров. Интерес к исследованиям в этой области не утихает и по сей день.
3. Поведенческие теории Неудачи в определении универсальных черт заставили ученых в начале 1950-х годов более пристально взглянуть на действия лидеров. Одно из направлений исследований было сфокусировано на деятельности лидеров в организации: какие роли они играют, какую ответственность на себя берут, какие функции менеджмента осуществляют. В этих исследованиях делалась попытка определить различия в поведении эффективного и неэффективного лидера. Рассматривались стили общения и обращения лидеров с группой.
4. Ситуационные теории На следующем этапе стали изучаться контекстуальные и ситуационные переменные, влияющие на эффективность лидерства. Основная идея заключалась в том, что лидеры могут оценивать ситуацию и адаптировать к ней свое поведение. Главными ситуационными переменными являются характеристики последователей, заданий, рабочей и внешней среды. В рамках теорий этой группы считается, что лидерство невозможно понять в отрыве от характеристик группы и ситуации.
5. Теории влияния Эти теории изучают то, как влияют друг на друга лидер и его группа. В центре исследовании стоит харизматический лидер, чья власть основывается не столько на должностном положении, сколько на личностных качествах. В рамках этих теорий наибольшие развитие получила тема формирования видения (образа будущего) как основы для инициации изменений.
6. Теории взаимоотношений С конца 1970-х годов идеи лидерства стати связывать со взаимоотношениями, со взаимодействием лидера и его группы, их влиянием друг на друга. В этих теориях рассматриваются не столько деятельность лидера, сколько процесс налаживания взаимоотношений, включающих в свой круг всех участников и позволяющих каждому вносить свой вклад в достижение общих целей. Межличностные отношения расцениваются как главный фактор эффективности лидера. Одна из теорий этой группы описывает трансформационное лидерствоF5. Трансформационный лидер воспитывает лидеров из членов своей группы, повышает их мотивацию и усиливает морально-волевые качества. Другая теория этой группы, развивающая концепцию трансформационного лидерства, обслуживающего лидерства предполагает, что лидер — это, прежде всего, человек, не столько руководящий и контролирующий, сколько служащий другим людям. Такой лидер всегда ставит интересы окружающих выше собственных. Другой важной особенностью этих теорий является рассмотрение личностных качеств, необходимых лидеру для установления конструктивных взаимоотношений. К этим качествам относятся эмоциональная область интеллекта, ум, честность, высокая мораль, смелость. Кроме того, лидеры налаживают взаимоотношения с людьми, мотивируя их, передавая им властные полномочия, стимулируя работу в командах и поддерживая разнообразие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.015 с.)