Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третий этап адаптации ребенка («Вживание»)⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают проблемы ребенка (и свои тоже). Когда ребенок сталкивается с трудностями (их у него еще очень много), взрослые дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы справимся. Они уже не предъявляют ребенку лавину требований, зная его возможности. В случае «сбоев* в поведении ребенка взрослые (зачастую с помощью специалистов) ищут и находят причины, а также способы их смягчения или преодоления. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным, волнообразным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, также могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако теперь родители лучше понимают и проблемы кровных детей, им легче справляться с ними. Другой дестабилизирующий момент семейной жизни — небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Ведущий должен напомнить участникам о важности биологических родителей для эмоциональной жизни ребенка (можно использовать рисунок молодого дерева, уходящего корнями в почву, на которой оно выросло). Эмоциональная жизнь ребенка продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. Самооценка ребенка может очень сильно страдать, и Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родителей отношения с приемными родителями могут ухудшиться при неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка. Ребенку на протяжении всей жизни нужны его биологические корни. Следует поощрять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности. Понимание связи между ошибками родителя и ухудшением взаимоотношений в семье может оказаться в ряде случаев очень сложным для членов приемной семьи. Зачастую в таких ситуациях требуется помощь извне, со стороны сопровождающих специалистов. Если в семье с кем-то из ее членов происходит что-то не совсем понятное, родителю следует позвонить социальному работнику. Информация о любых изменениях в семье (смерть одного из членов семьи, отъезд в командировку болезнь и госпитализация, рождение ребенка, приезд гостей на длительный срок и др.) также должна быть известна социальному работнику. Сотрудники приюта имеют большой опыт в решении проблем приемных семей и могут предусмотреть и предпринять профилактические меры для предотвращения нежелательных последствий некоторых изменений жизни приемной семьи.
Четвертый этап адаптации ребенка («Стабилизация отношений*) Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью. Некоторые из них обсуждают с работниками приюта возможность взять в семью еще одного приемного ребенка. Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место не только в приемной семье, но и в социуме («Раньше я собирал бутылки, а теперь хожу в детский сад»). Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья. Часто задаваемые вопросы и ответы на них /. Что надо делать приемному родителю, если становится известно, что объявился пропавший (бросивший, отсидевший свой сроки т. д.) кровный родитель и что он старается вернуть себе ребенка? Если появились такие сведения, следует сохранять полное спокойствие и не предпринимать самостоятельных шагов. Обычно кровные родители обращаются к работникам приютов, а те знают, что надо предпринять. Родителям следует оаиЯТИЕ Ю. Этапы адаптации ребенка в п риемной помнить, что волевая сфера кровных родителей наших детей, как правило, слабо развита. Они легко могут неожиданно чего-либо захотеть и так же быстро об этом забыть, отодвинуть желание, заменив его другим. Это не означает, что оНи не любят своего ребенка, но быть полноценными, ответственными родителями ему они не могут, в чем есть полная уверенность у работников приюта (в противном случае ребенок не был бы передан в приемную семью). Иногда кровными родителями движут меркантильные соображения. Например, на прием к муниципальному работнику пришла кровная мать 10-летнего мальчика, уже три года проживающего в приемной семье. Скрытый мотив ее желания вернуть сына (быстро распознанный специалистом) был связан с готовностью отца ребенка помогать материально его матери в том случае, если они будут жить вместе.
2. Какбытъ, ваш приемный ребенок просит разрешения повидаться со своими кровными родителями или позвонить им по телефону? В этом случае у родителей есть возможность сослаться на работников приюта, которые помогли ребенку обрести новых родителей. Ребенку можно напомнить, что главную ответственность за него несут работники приюта и что их надо проинформировать о возникшем желании («У нас с тобой есть начальник. Посоветуемся с социальным работником, что лучше всего следует делать и когда»). Информировать специалистов надо обязательно, для того чтобы они смогли вовремя обнаружить источники возникновения такого желания и предупредить неблагоприятное развитие проблемных ситуаций. % Как надо поступить, если кровные дети будут ревновать родителей к приемному ребенку? Когда родители принимают окончательное решение о принятии ребенка в семью, они должны делать это совместно с детьми. Тем самым они сделают детей своими сторонниками или даже партнерами в помощи и заботе о приемном ребенке. В дальнейшем следует укреплять это партнерство, попутно разъясняя детям процессы, которые могут вызывать их недоумение. Принимаемые в этой деятельности договоренности укрепляют семейные взаимоотношения. Дети, уверенные в прочности своего положения в семье, легче привыкают к новой структуре семьи. Следует заметить также, что ревностных тенденций меньше в тех семьях, в которых родители создают всем детям одинаковые усло-вия, не выделяя и не разделяя кровных и приемных. На последнем занятии ведущий просит участников Школы для приемных родителей заполнить анкету оценки тренинга (см. Приложение 6) и анкету оценки знаний родителей до и после тренинга (см. Приложение 2). Закончить программу обучения в Школе для приемных родителей можно совместным чаепитием и обменом впечатлениями от всего происходившего на занятиях. Приложение Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА ЗАЯВИТЕЛЯ Анкета заявителя позволяет познакомиться с потенциальным приемным родителем в общих чертах, узнать об уровне социально-экономического благополучия и определиться, соответствуют ли условия жизни семьи потребностям ребенка. Другим важным аспектом анкеты является выяснение ожиданий родителей, их предпочтений. Данная анкета - первый документ, заполняемый родителями, решившими стать приемной семьей. приложение 1 ~~~~~^ Анкета ФИО:................................................................................................................. Дата рождения;...................................................................................... Контактный телефон:.............................. Образование:.....................................................
Место работы, должность:.............................................................................................................................................. Домашний адрес:...................................................................................................................................................................... Есть ли у вас собствен! 1ые дети? Если да, то укажите, пожалуйста, их пол и возраст: Специальность Проживающие вместе с вами члены семьи (ФИО, возраст): Жилищные условия: □ комната в коммунальной квартире □ 1-комн. кв. □ другое:......................................................................... □ 3-комп кв. Здоровье (есть ли инвалидность, хронические заболевания): □ инвалидность □ заболевания □ 2-комн. кв. Ц дом Есть ли у вас домашние животные:.............................................................. Напишите кратко, почему вы хотите взять ребенка в семью: Есть ли у вас пожелания относительно пола, возраста и других черт ребенка? Кто из членов вашей семьи, кроме вас, будет посещать тренинг? Откуда вы узнали о нашей программе (пожалуйста, укажите название источника): □ Реклама: 1) Метрополитен (объявление, стикер)......................:............................... 2) Печатное издание (укажите какое):......................................................... О Телевидение (какой канал, передача):...................................................................................................... □ Статья в журнале или газете:............................................................................................................................ □ От знакомых □ Другое................................................................................................................................................................................... Обращались ли вы в другие организации? Если да, то в какие, как давно? Дата заполнения: Подпись
Приложение 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДО И ПОСЛЕ ТРЕНИНГА Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы. Все ваши ответы останутся анонимными и помогут нам для улучшения программы Школы. Поставьте галочки в квадратах, соответствующих вашим ответам.
Дата заполнения:
Правильные ответы Ответы «Да»: 3, 5,7, 8,10, 11,13- Ответы «Нет»: 3,2,4,6,9, 12. Пр иложение. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПАМЯТКА ПРИЕМНОМУ РОДИТЕЛЮ Не забудьте спросить перед первой встречей с ребенком! • У кого всегда можно получить консультацию? • Есть ли у ребенка постоянный социальный работник? • С кем вы будете контактировать в будущем? • Полное имя ребенка, есть ли у него какое-нибудь особое имя? • Возраст ребенка? • Этническое происхождение ребенка' • Почему ребенок нуждается в устройстве в приемную семью? • Каков план устройства? • Когда примут решение по его устройству? • Подвергался ли ребенок или подросток жестокому обращению (если да, то что с ним случилось)? • Как ребенок реагирует на помещение в приемную семью? Каково его мнение о происходящем? • Каков правовой статус ребенка? • Какова ситуация в биологической семье ребенка? • Есть ли у ребенка братья и сестры, другие родственники? • Здоров ли ребенок? • Какова успеваемость ребенка в школе? • Чем интересуется ребенок? • Есть ли какие-либо проблемы в его поведении? • Какова финансовая договоренность по его устройству? • Какие документы нужно подготовить уже сейчас? • Находился ли ребенок в других государственных учреждениях (детский дом, дом малютки)?
Приложение 4 сложение 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С РЕБЕНКОМ При знакомстве с ребенком вам поможет: • если при разговоре вы повернетесь к нему лицом; • если вы будете сохранять контакт глазами; • если ребенок маленький, можно сесть рядом с ним на стул; • если вы определите психологическую дистанцию, предпочитаемую ребенком; • если вы будете внимательны к сигналам ребенка, к проявлениям дискомфорта; • если вы будете помнить о том, что ваша поза и положение по отношению к ребенку — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать; • если вы будете использовать прием «активного слушания*, то есть «возвращать» в беседе то, что вам рассказывает ребенок, обозначив при этом его чувства; • если вы будете избегать большого количества вопросов к ребенку (не надо «бомбардировать* его вопросами); • если вы будете соблюдать принцип «просим у социального работника*; • вам поможет эмоциональная сдержанность: не перегружайте ребенка СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ; • не давайте ложных (невыполнимых) обещаний; • сохраняйте роль человека, который приглашает ребенка только в гости1. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРИ КАКИХ СИМПТОМАХ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА СОВЕТОМ И ПОМОЩЬЮ К ВРАЧУ И ПСИХОЛОГУ?
• Жалобы на боли в животе, тошноту, связанные с приемом пищи, нервно-психическим напряжением, физической нагрузкой • Замедление роста, нарушение прибавки веса • Нарушение осанки, плоскостопие • Кожная сыпь, зуд, выраженная сухость кожи, шелушение кожи, длительно не заживающие ранки, трещины в углах рта • Ломкость ногтей, волос • Снижение слуха, зрения • Повышенная кровоточивость, частые кровотечения из носа, склонность к образованию синяков • Кариес • Запоры • Изменения в анализах крови, мочи • Непроизвольные подергивания мышц лица, тела • Навязчивое хмыканье, покашливание • Раздражительность, необоснованная гневливость ребенка • Вялость, слабость, повышенная утомляемость • Страхи • Снижение аппетита или его чрезмерное увеличение • Трудности засыпания, ночные просыпания, разговоры и вскрикивания во время сна, беспокойный сон • Снижение успеваемости в школе • Сосание пальца., навязчивое выдергивание волос, откусывание ногтей, раскачивание перед сном в кровати • Мастурбационная активность, при которой ребенок не стесняется взрослых • Частые головные боли, головокружения, неловкость движений • Ночной или дневной энурез, энкопрез • Снижение настроения, плаксивость. 1 Эта роль может быть изменена через некоторый период времени после согласования с социальными работниками.
по ПРИЛОЖЕНИЕ 6. АНКЕТА ОЦЕНКИ ТРЕНИНГА П риложени е 6 Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Ваши ответы помогут нам лучше подготовить будущие тренинги. Заранее вам благодарны! 1. Какие занятия показались вам наиболее полезными и интересными? Оцените их по 10-балльной шкале, где <■!■> — наименее важное занятие, <-10» — наиболее значимое занятие?
2. Что на тренинге было наиболее полезным и интересным для вас? 3. Что для вас было наименее полезным? 4. Получили ли вы ответы на те вопросы, с которыми пришли на занятия Школе для приемных родителей? 5. Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответа? 6. Какие у вас есть пожелания по содержанию и организации тренинга? ]\итврату_ра_ ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Ю. Хотите усыновить ребенка? М.: Питер, 2004. 2. Бабурин СН.1ЗабейворотаА.И.,ГлисковА.Г..БородичК.Ю. Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ. Порядок. Условия. Правовые последствия. М.: МЦФЭР, 2004. 3. Ветер Л. А., Ветер А. Л. Цотшняя школа. М.: Знание, 1994- 4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2002. 5. КрафтА.,ЛэндретГ. Родители как психотерапевты. М.: Московский пси-холого-социальиый институт, 2000. 6. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 2000. 7 Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. 8. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 9. Менте, ванМ. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб., 2001. 10. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. М.: Олма-Пресс, 2003. 11. Приемная семья — проблемы, настоящее, будущее. Тезисы докладов международной конференции. Родительский мост — ТАС15. СПб., 1999- 12. Приемная семья: проблемы становления (советы приемным родителям). Самара, 1999- 13. Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью. Пособие и тренинг подготовки семей. Кн. 4. (Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью). М, 2004. 14. Развивающие игры для детей. Справочник. М- Физкультура и спорт, 1990. 15. Раттер М, Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 16. Ромек В. Г., Канторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2005. 17. Сергеева Я Это мой ребенок. М.: Здоровье и общество, 2004. 18. Сигал М. Ребенок играет... (Серия книг). СПб.: Питер Пресс, 1996. 19. Усыновление. В помощь будущим усыновителям. Вып. 2. Август 2004. Москва.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.09 с.) |