Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первый этап адаптации ребенка («Медовый месяц»)
После знакомства и первых встреч ребенка с потенциальными приемными родителями он отправляется в гости в семью. «Гостевание» — удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. Отчасти поэтому для первого периода характерно то, что можно условно назвать «медовым месяцем» во взаимоотношениях между ребенком и семьей. Все участники процесса, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддерживать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, характерны идеализированные ожидания как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых. Бережное отношение к ребенку предполагает сдержанность чувств к нему на этом этапе. «Только в гости!» — девиз данного периода. В интересах ребенка и в целях успешности формирования приемной семьи взрослые обязаны сдерживать в себе желание быстрого сближения с ребенком без учета его эмоциональных возможностей. Необходимо напомнить участникам введенное на предыдущих занятиях понятие «психологическое насилие». Ведущий может продемонстрировать и пояснить содержание плаката «Только в гости» (на плакате должно быть указано, что роль родителя па данном этапе — приглашающий в гости, роль ребенка — гость; что недопустимы фразы типа: «Поцелуй мамочку», «Обними бабушку» и т. д.). На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы, называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство. Необходимо подчеркнуть, что и взрослые, и ребенок подчиняются руководителю приюта и согласовывают свои действия с социальным работником. Это облегчает регулирование спорных моментов в жизни гостевой семьи. Еще один важный момент, который необходимо учитывать родителям, заключается в том, что, с точки зрения ребенка, он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в приют, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Часто ребенок чувствует себя предателем «это я во всем виноват» и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ним, не требуя ответных чувств благодарности.
На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в приемной семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его буду- ЗАНЯТИЕ Ю. Этапы адаптации ребенка в приемной семье 91 щем. Но прежде чем заводить разговор с ребенком о его будущем, необходимо согласовать этот вопрос с социальным работником. Не исключен вариант, что по согласованию с работниками приюта этот разговор сможет состояться не на первом этапе адаптации, а позднее. Это зависит как от эмоциональных особенностей ребенка, так и от того, как складываются семейные отношения. Иными словами, приемный родитель должен получить разрешение на смену своей роли. Если специалисты (сопровождающий психолог, социальный работник и др.) принимают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье, снижает уровень тревожности и дает ему возможности для более успешного функционирования как в семье, так и в социуме. В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить воспитаннику: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним». Такой разговор с ребенком требует от взрослого специальной подготовки, поэтому следует обсудить с участниками степень его вероятности. Необходимо привести примеры, наглядно показывающие минимальную вероятность (в реальности — нулевую) реабилитации биологических родителей детей, переданных в приемные семьи. Нужно напомнить, что решение о передаче ребенка в приемную семью принимается только после всех попыток вернуть ребенка его кровным родителям. Второй этап адаптации ребенка («Уже не гость») Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Ребенка как подменили, резко ухудшилось его поведение. Однако это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, обусловленный множеством причин, совокупно действующих в этом периоде. Взрослым следует обрадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой хорошей новостью с социальным работником.
Рассмотрим причины ухудшения поведения ребенка. I Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Можно продемонстрировать родителям рисунок пружины в двух состояниях — сжатом и разжатом — и пояснить, что эмоциональность ребенка на начальном периоде жизни в приемной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым. Эту напряженность может иллюстрировать сжатая Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родителей пружина. Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка. Необходимо указать участникам занятия на парадокс: ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и специалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц*. Он старался сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окружающим («могут прогнать»). Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Иллюстрация пружины в разжатом состоянии помогает почувствовать участникам, как легко стало пружине, когда ее ничто не сдерживает. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю, отреагировать на фрустрацию обычным для себя образом, сформированным в «прошлой* жизни. Фактически ребенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что «уже не прогонят». Следует также обратить внимание участников па то, что ребенок отдал взрослым дань своего подчинения обстоятельствам, что свидетельствует о его способности гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям (именно это его замечательное свойство и позволяет ему выживать в крайне трудных, бедственных условиях). Однако в следующем периоде, когда ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое попранное право жить в семье, он решает следующую по важности задачу. Эта задача может быть сформулирована как «утверждение своей личности». Проявлениями самоутверждения отчасти могут быть объяснены упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т. д. Следует уважительно относиться к стремлению подрастающей личности «отстоять себя», нежеланию раствориться в «пейзаже», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера. В «разжатом», более расслабленном состоянии ребенку легче далее адаптироваться как в приемной семье, так и в детском учреждении, что в конечном итоге создаст лучшие, чем прежде, условия для его развития.
Появление доверия по отношению к родителю — очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить. 2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям. Здесь возможны следующие ошибки взрослых. • Ожидание благодарности от ребенка. Нужно пояснить, что дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить. Умение благодарить — один из предметов обучения в приемной семье. • Приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребенок не моет ноги не потому, что он неблагодарен и саботирует требования , Этапы адаптации ребенка в приемной семье взрослого. Он просто не привык это делать. Его надо научить — так же, как мы учим более младших детей. . Ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными (например, повышенная тревожность, возбудимость и т. д.) и интеллектуальными (например, социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т. д.) проблемами. 3. Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье. Здесь происходит испытание недоверчивым ребенком приемной семьи на прочность. Нужно учитывать, что «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях. 4. Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками. 5- Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом. Ребенок символически показывает качество своих внутрисемейных отношений в «прежней» жизни (провоцирующая роль приемной семьи, ее реабилитационное значение для ребенка). Возможность эмоционально и поведенчески «отреагировать» свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития ребенка. Различные нарушения поведения детей в кризисном периоде налагают на родителей большую воспитательную нагрузку. Поэтому им нужно помнить о двух популярных методах воспитания, которые следует применять прежде всего; методе поощрения и методе профилактического обучения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.008 с.) |