Первый этап адаптации ребенка («Медовый месяц») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый этап адаптации ребенка («Медовый месяц»)



После знакомства и первых встреч ребенка с потенциальными приемными родителями он отправляется в гости в семью. «Гостевание» — удобная проме­жуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями, так как не предполагает большой ответственности. Отчасти поэтому для первого периода характерно то, что можно условно назвать «медовым месяцем» во вза­имоотношениях между ребенком и семьей. Все участники процесса, как пра­вило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддерживать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, характерны идеали­зированные ожидания как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых.

Бережное отношение к ребенку предполагает сдержанность чувств к нему на этом этапе. «Только в гости!» — девиз данного периода. В интересах ребен­ка и в целях успешности формирования приемной семьи взрослые обязаны сдерживать в себе желание быстрого сближения с ребенком без учета его эмо­циональных возможностей. Необходимо напомнить участникам введенное на предыдущих занятиях понятие «психологическое насилие». Ведущий может продемонстрировать и пояснить содержание плаката «Только в гости» (на пла­кате должно быть указано, что роль родителя па данном этапе — приглашаю­щий в гости, роль ребенка — гость; что недопустимы фразы типа: «Поцелуй мамочку», «Обними бабушку» и т. д.).

На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы, называть его сыном или дочерью, претендовать на родительство. Необходимо подчеркнуть, что и взрослые, и ребенок подчиняются руководителю приюта и согласовывают свои действия с социальным работником. Это облегчает регу­лирование спорных моментов в жизни гостевой семьи.

Еще один важный момент, который необходимо учитывать родителям, за­ключается в том, что, с точки зрения ребенка, он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» — в приют, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Часто ребенок чувствует себя предателем «это я во всем виноват» и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ним, не требуя ответных чувств благодарности.

На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в прием­ной семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его буду-

ЗАНЯТИЕ Ю. Этапы адаптации ребенка в приемной семье

91

щем. Но прежде чем заводить разговор с ребенком о его будущем, необходи­мо согласовать этот вопрос с социальным работником. Не исключен вариант, что по согласованию с работниками приюта этот разговор сможет состояться не на первом этапе адаптации, а позднее. Это зависит как от эмоциональных особенностей ребенка, так и от того, как складываются семейные отношения. Иными словами, приемный родитель должен получить разрешение на смену своей роли.

Если специалисты (сопровождающий психолог, социальный работник и др.) принимают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно та­кой схеме: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем забо­титься о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье, снижает уровень тревожности и дает ему возможности для более успешного функционирования как в семье, так и в социуме.

В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить воспитаннику: «Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним». Такой разговор с ребенком требует от взрослого специальной подготовки, поэтому следует обсудить с участниками степень его вероятности. Необходимо привести примеры, наглядно показы­вающие минимальную вероятность (в реальности — нулевую) реабилитации биологических родителей детей, переданных в приемные семьи. Нужно напом­нить, что решение о передаче ребенка в приемную семью принимается только после всех попыток вернуть ребенка его кровным родителям.

Второй этап адаптации ребенка («Уже не гость»)

Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Ребенка как подменили, резко ухудшилось его поведение. Однако это законо­мерный этап адаптации ребенка в приемной семье, обусловленный множест­вом причин, совокупно действующих в этом периоде. Взрослым следует об­радоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой хорошей новостью с социальным работником.

Рассмотрим причины ухудшения поведения ребенка.

I Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональ­ной пружины».

Можно продемонстрировать родителям рисунок пружины в двух состоя­ниях — сжатом и разжатом — и пояснить, что эмоциональность ребенка на на­чальном периоде жизни в приемной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым. Эту напряженность может иллюстрировать сжатая

Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родителей

пружина. Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.

Необходимо указать участникам занятия на парадокс: ухудшение поведе­ния ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и спе­циалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц*. Он старался сдерживать в своем поведе­нии те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окру­жающим («могут прогнать»).

Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмет­ся при первом же удобном случае. Иллюстрация пружины в разжатом состо­янии помогает почувствовать участникам, как легко стало пружине, когда ее ничто не сдерживает. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоцио­нальную напряженность, дать ей волю, отреагировать на фрустрацию обыч­ным для себя образом, сформированным в «прошлой* жизни. Фактически ре­бенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что «уже не прогонят».

Следует также обратить внимание участников па то, что ребенок отдал взрослым дань своего подчинения обстоятельствам, что свидетельствует о его способности гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям (именно это его замечательное свойство и позволяет ему выживать в крайне трудных, бедственных условиях). Однако в следующем периоде, когда ребенку предо­ставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое попранное право жить в семье, он решает следующую по важности задачу. Эта задача мо­жет быть сформулирована как «утверждение своей личности». Проявлениями самоутверждения отчасти могут быть объяснены упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т. д. Следует уважительно относиться к стремлению подрастающей личности «отстоять себя», нежеланию растворить­ся в «пейзаже», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера.

В «разжатом», более расслабленном состоянии ребенку легче далее адап­тироваться как в приемной семье, так и в детском учреждении, что в конечном итоге создаст лучшие, чем прежде, условия для его развития.

Появление доверия по отношению к родителю — очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.

2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.

Здесь возможны следующие ошибки взрослых.

• Ожидание благодарности от ребенка. Нужно пояснить, что дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить. Умение благодарить — один из предметов обучения в приемной семье.

• Приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребе­нок не моет ноги не потому, что он неблагодарен и саботирует требования

, Этапы адаптации ребенка в приемной семье

взрослого. Он просто не привык это делать. Его надо научить — так же, как мы учим более младших детей.

. Ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными (например, повышенная тревожность, возбудимость и т. д.) и интеллектуальными (например, соци­ально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т. д.) проблемами.

3. Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье.

Здесь происходит испытание недоверчивым ребенком приемной семьи на прочность. Нужно учитывать, что «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.

4. Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками.

5- Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.

Ребенок символически показывает качество своих внутрисемейных отно­шений в «прежней» жизни (провоцирующая роль приемной семьи, ее реаби­литационное значение для ребенка). Возможность эмоционально и поведен­чески «отреагировать» свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития ребенка.

Различные нарушения поведения детей в кризисном периоде налагают на родителей большую воспитательную нагрузку. Поэтому им нужно помнить о двух популярных методах воспитания, которые следует применять прежде все­го; методе поощрения и методе профилактического обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.008 с.)