Юридическая информация для приемных родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая информация для приемных родителей



Предоставление приемным родителям необходимой юридической информации. Формирование представлений об особенностях различных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Вторая часть данного занятия проводится в виде лекции. В нашей практике лекцию читает юрист или специалист по социальной работе, знакомый с различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Ниже приводится один из вариантов лекции.

Государственная политика в социальной сфере стано­вится ориентированной на семейные формы устройства де­тей, оставшихся без попечения родителей, которые можно назвать одним словом - замещающие семьи. В настоящее

Методические рекомендации

- Держ

Ание

Глава 3. Программа занятий Школы для приемных родителей

время в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом РФ введены следующие формы устройства детей^ оставшихся без попечения родителей:

• усыновление (удочерение);

• опека (попечительство);

• приемная семья;

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей (дома ребенка, детские дома, детские дома семейного типа, школы-интернаты и т. д.).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попече­ния родителей, могут быть предусмотрены законами субъ­ектов Российской Федерации.

Так, существуют негосударственные учреждения, а так­же инновационные формы устройства в семью. В качестве примера можно назвать детские деревни «505», пансионат семейного воспитания, приходские детские дома (Кова­левский епархиальный детский дом, приют при женском монастыре г. Костромы и т. д.), патронатные семьи, создан­ные по инициативе органов управления образованием (в Московской, Владимирской, Пермской и других областях). По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление или под опеку. Но следует отметить, что в па-стоящее время активно начинает развиваться такая форма устройства ребенка, как приемная семья.

Рассмотрим юридические и организационные основы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей.

С правовой точки зрения, усыновление — это уста­новление между усыновителем (его родственниками) и усы­новленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнива­ет усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена в Семей- ■■■ ном кодексе РФ. Усыновление является приоритетной фор­мой устройства детей, оставшихся без попечения родите­лей. Ребенокможет быть усыновлен только по решению суда.

Усыновление допускается в отношении несовершен- ] нолетних детей, единственный родитель или оба ро­дителя которых умерли; неизвестны, признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены родительских

прав; дали в установленном порядке согласие на усынов­ление; по причинам, признанным судом неуважитель­ными, не проживают более 6 месяцев совместно с ре­бенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола: за исключением:

• лиц, признанных судом недееспособными или ограни­ченно дееспособными;

• супругов, один из которых признан судом недееспособ­ным или ограниченно дееспособным;

• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограни­ченных судом в родительских правах;

• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечите­ля) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возло­женных на него законом;

• бывших усыновителей, если усыновление отменено су­дом по их вине;

• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осущест­влять родительские права;

• лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребен­ку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого прожи­вает усыновитель;

• лиц, не имеющих постоянного места жительства;

• лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечаю­щих установленным санитарным и техническим прави­лам и нормам;

• лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут сов­местно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ре­бенка, что его согласие войти в семью усыновителя при­обретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, является безусловно необхо­димым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить. Отсутствие согласия на усыновление должно рассматриваться судом как серьезное препятствие. Вынесение решения об усынов­лении вопреки желанию ребенка, не достигшего возраста

]лаваЗ. Прог рамма заня

только в

иНЯТИЕ 5- Работаем вместе

 

усыновлени

Ш

Се«ного кодекс-, Р 1

Рф

, восийи-

_________________^у

тельными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также органами опеки и попечительства.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишен­ные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполне­нию обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями):

• лица, больные хроническим алкоголизмом или наркома­нией;

• лица, отстраненные от выполнения обязанностей опеку­нов (попечителей);

• лица, ограниченные в родительских правах;

• бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

• лица, которые по состоянию здоровья не могут осущест­влять обязанности по воспитанию ребенка.

На содержание детей, находящихся под опекой (попечи­тельством), установлена выплата денежных средств. Размер денежной выплаты устанавливается законом субъекта Рос­сийской Федерации.

Поскольку опека и попечительство над несовершенно­летними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершенно­летних, достигших 1б-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку прожи­вать отдельно, если такая необходимость связана с получени­ем образования или работой.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и род­ственниками, за исключением случаев, когда родители лише­ны родительских прав.

Прекращение опеки происходит при достижении ребен­ком возраста 14 лет. При этом опека автоматически транс­формируется в попечительство. Попечительство прекраща­ется при достижении ребенком совершеннолетия, признании ребенка эмансипированным или вступлении его в брак до

Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родите.

18 лет. Опека и попечительство также прекращаются в сл\ смерти опекуна или попечителя.

Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Таким образом приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усынов­ления.

Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений. возникающих в связи с воспитанием ребенка в приемной се­мье, осуществляется специальным «Положением о приемной семье», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 года №829.

Приемная семья образуется на основе договора о переда­че ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и прием­ными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Срок помещения ребенка в приемную семью определяется договором и может быть разным. Число детей, помещенных в приемную семью, не должно превышать 8 человек.

На содержание ребенка регулярно выплачиваются сред­ства согласно установленному в регионе нормативу Кроме того, приемному родителю платится зарплата и засчитыва-ется трудовой стаж.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Пере­дача ребенка, достигшего возраста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при под­готовке заключения орган опеки и попечительства принима­ет во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка, их способность к выполнению обязан­ностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

Подводя итоги, выделим основные черты каждой формы семейного устройства детей.

Особенности усыновления

• Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.

• Сохраняются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленным (права наследова­ния и др.), в том числе по достижению ребенком совершен­нолетия.

 

Дает возможность присвоить ребенку фамилию усынови­теля, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Оформляется дольше, по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решение суда. Государство не оказывает никакой помощи после усынов­ления за исключением мер социальной поддержки, предо­ставляемых семьям, имеющим детей, на общих основаниях (то есть за исключением льгот, которые распространяются на обычные семьи с детьми).

Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым усло­виям по сравнению с другими формами устройства. Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Особенности опеки и попечительства Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.

Опека устанавливается решением главы местного самоуп­равления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усы­новление, так как не требуется решение суда. На подопечного ребенка ежемесячно выплачиваются де­нежные средства.

По исполнении опекаемому 18 лет ему может быть предо­ставлено жилье, если его у него не было. Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищно-бытовых условий, не требуются справки об отсутствии судимости.

1 Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя).

1 Не исключено появление кандидата в усыновители, пос­кольку усыновление является приоритетной формой уст­ройства ребенка.

■ Нет тайны передачи ребенка под опеку, и контакты с кров­ными родственниками ребенка возможны, за исключени­ем случаев, когда родители лишены родительских прав.

• Смена фамилии ребенка затруднена, изменение даты рож­дения невозможно.

• Опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило до совершеннолетия ребенка.

 

Глава 3. Программа занятий Школы для приемныхродителЛ

Особенности приемной семьи

• Менее жесткие требования к кандидатам — примерно та-кие же, как и при назначении опеки (попечительства).

• На ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средс­тва.

• Предусмотрены различного рода льготы, оказывается со­действие в организации обучения, отдыха и лечения ре­бенка.

• Могут выплачиваться целевые средства на ремонт, приоб­ретение мебели и др.

• По исполнении приемному ребенку 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было.

• Постоянный контроль и отчетность перед органами опе-ки за воспитание и расходование средств.

• Сложнее оформить, так как требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт). '

• Возможны контакты с кровными родителями и родствен­никами ребенка, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Данное занятие является заключительным в тренинговом блоке, поэтому целесообразно подвести итог всем предыдущим встречам. Желательно вспом­нить все наиболее важное, что происходило на занятиях. Родители должны попытаться понять, что изменилось в их представлениях о приемной семье и о приемных детях, какие яркие и важные переживания они испытали в процес­се выполнения различных упражнений. Ведущий кратко говорит об основных задачах, которые решались в процессе занятий, о результатах, которые достиг­ла группа.

РЙгаЛЗАЙРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ "

Проводится так же, как на предыдущем занятии.

Следующее занятие начинает цикл лекционных встреч. Нужно отмстить, что лекции отличаются друг от друга и по структуре занятия, и по способу подачи материала. В некоторых случаях они являются скорее синтезом тре-нинговой и лекционной форм работы.

Содержание лекционных встреч представлено в данном руководстве в виде краткого конспекта для специалистов, которые могут адаптировать материал к своей аудитории, а также к особенностям детей, которые будут размещаться в семьи (дети из приюта, дома ребенка, детского дома, специализированного интерната и т. п.).

-Здоровьеп риемно го реебенка

ЗАНЯТИЕ 6. Здоровье приемного ребенка

Цели занятия:

П предоставить родителям информацию о состоянии здоровья детей, находящихся в интернатных учреждениях;

П рассказать об этапах медицинской реабилитации ребенка и об учас­тии в ней организации «Врачи детям*;

□ рассказать о нарушениях психического развития детей;

□ акцентировать внимание родителей на необходимости обращения к специалистам при определенных обстоятельствах.

Методические рекомендации

Наш опыт работы показывает, что данное занятие должны проводить врач-педиатр и психотерапевт.

На протяжении всего занятия необходимо акцентировать внимание слу­шателей на том, что большинство описываемых медицинских состояний не яв­ляются противопоказанием к помещению ребенка в семью и что большинство из них поддаются коррекции. Это занятие направлено на то, чтобы осветить некоторые вопросы, а не «запугать» потенциальных родителей медицинскими терминами.

Краткое содержание занятия

1. Необходимость проведения медицинской реабилитации ребенка, оказав­шегося в интернатном учреждении.

2. Этапы медицинской реабилитации и участие в ней организации -Врачи

детям». 3- Состояние здоровья детей, находящихся в приютах:

• задержки физического развития детей;

• неврологическая патология;

• ортопедическая патология;

• заболевания желудочно-кишечного тракта;

• аллергические реакции; " тубинфицированность.

4. Роль семьи в медицинской реабилитации ребенка.

5. Нарушения психического развития детей-.

• астенические и астено-невротические состояния,

• неврозы страха;

• нарушения сна и аппетита;

• нервные тики;

• вредные привычки.

  1. Ответы па вопросы участников.

 

64 Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родителе?

Медицинская реабилитация детей, находящихся в приютах

При поступлении в приют ребенок, в первую очередь, проходит реабили­тацию в медицинском изоляторе, которая длится около 10 дней. Это необходи­мо по нескольким причинам.

• Во-первых, ребенку нужно адаптироваться к новым условиям жизни. Оказав­шись в незнакомой ситуации, ребенок испытывает дискомфорт, психологи­ческое напряжение, может находиться в стрессовом состоянии. Необходимо дать ребенку возможность осмыслить, что с ним произошло, что с ним будет дальше. В этом ему помогают психолог и специалист по социальной работе. В медицинском изоляторе создаются все условия для того, чтобы ребенок мог быстрее адаптироваться в новом для него месте.

• Во-вторых, необходимо провести лабораторно-диагностическое обследо­вание ребенка с целью исключения гепатита, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, тубинфицированпости, других инфекционных заболеваний, глистных ин­вазий.

• В-третьих, необходимо провести первичный медицинский осмотр ребенка с целью оценки состояния его здоровья и собрать медицинскую информа­цию о нем: поликлинические медицинские карты, прививочные сертифика­ты, страховые полисы.

• В-четвертых, нужно устранить такие социальные заболевания детей, как педикулез (вши), чесотка, грибковые заболевания кожи, пиодермия. Данные заболевания встречаются у 50% детей, поступающих в приют.

Первичный медицинский осмотр проводит педиатр приюта, первичную профилактическую обработку — медицинская сестра приюта.

Многие дети, попадающие в приют, не обладают необходимыми навыками гигиены, и их необходимо обучить тому, как правильно чистить зубы, сколько раз нужно мыть руки и принимать душ. Сделать это легче в условиях изолято­ра, а не группы, так как в группе воспитателю сложно уделять много времени одному ребенку. В изоляторе дети также получают необходимые медицинские знания: что делать при носовом кровотечении; как оказать первую помощь, если порезался, при солнечном ударе и др. Для повышения уровня медицин­ских знаний детей с ними проводятся беседы и различные викторины с при­зами.

В изоляторе ребенок осматривается педиатром приюта, который ставит предварительный диагноз. По запросу врача приюта проводится медицинский консилиум, в котором принимают участие специалисты организации "Врачи детям» (психиатр, невропатолог, педиатр) и врач приюта, который несет юри­дическую ответственность за детей. Для всех детей, готовящихся к помещению в семейио-воспитательные группы (СВГ), специалистами организации «-Врачи детям* проводится обязательный медицинский консилиум. На консилиуме вы­рабатывается план медицинской реабилитации ребенка. В этом плане можно выделить следующие составные части: • предварительный или окончательный диагноз;

иЯТИЕ6-Здороеье_п рисмного реебенка ___________ 65

пан обследования ребенка у узких специалистов (ЛОР, окулист, кардиолог

гтан функциональной диагностики по профилю заболевания (УЗИ брюш-' „ой полости, ЭЭГ, ЭКГ и др.);

план медикаментозного лечения;! индивидуальная работа с психологом.

Дальнейшее медицинское обследование ребенок проходит в стационарах диагностических центрах города, что обеспечивается организацией «Вра-деТЯм». В процессе медицинской реабилитации, которая продолжается в днем ОКОло 2 месяцев, специалисты организации «Врачи детям» проводят индивидуальные консультативные осмотры с целью оценки данных функци­онального, лабораторного обследования, оценки динамики проводимой тера­пии или ее коррекции. Далее ребенок приглашается на повторный консилиум, на котором определяются изменения в состоянии его здоровья, разрабатыва­ется план дальнейшего медицинского сопровождения. Впоследствии ребенок приглашается на медицинские консилиумы согласно уточненным планам реа­билитации, а в дальнейшем — при необходимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.069 с.)