Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая информация для приемных родителей
Предоставление приемным родителям необходимой юридической информации. Формирование представлений об особенностях различных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вторая часть данного занятия проводится в виде лекции. В нашей практике лекцию читает юрист или специалист по социальной работе, знакомый с различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Ниже приводится один из вариантов лекции. Государственная политика в социальной сфере становится ориентированной на семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которые можно назвать одним словом - замещающие семьи. В настоящее Методические рекомендации - Держ Ание Глава 3. Программа занятий Школы для приемных родителей время в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом РФ введены следующие формы устройства детей^ оставшихся без попечения родителей: • усыновление (удочерение); • опека (попечительство); • приемная семья; • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, детские дома семейного типа, школы-интернаты и т. д.). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. Так, существуют негосударственные учреждения, а также инновационные формы устройства в семью. В качестве примера можно назвать детские деревни «505», пансионат семейного воспитания, приходские детские дома (Ковалевский епархиальный детский дом, приют при женском монастыре г. Костромы и т. д.), патронатные семьи, созданные по инициативе органов управления образованием (в Московской, Владимирской, Пермской и других областях). По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление или под опеку. Но следует отметить, что в па-стоящее время активно начинает развиваться такая форма устройства ребенка, как приемная семья. Рассмотрим юридические и организационные основы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление — это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.
Процедура усыновления в России определена в Семей- ■■■ ном кодексе РФ. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенокможет быть усыновлен только по решению суда. Усыновление допускается в отношении несовершен- ] нолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли; неизвестны, признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола: за исключением: • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом; • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает усыновитель; • лиц, не имеющих постоянного места жительства; • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам; • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить. Отсутствие согласия на усыновление должно рассматриваться судом как серьезное препятствие. Вынесение решения об усыновлении вопреки желанию ребенка, не достигшего возраста ]лаваЗ. Прог рамма заня только в иНЯТИЕ 5- Работаем вместе
усыновлени Ш ™ Се«ного кодекс-, Р 1 Рф , восийи- _________________^у тельными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также органами опеки и попечительства. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Не назначаются опекунами (попечителями): • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); • лица, ограниченные в родительских правах; • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; • лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), установлена выплата денежных средств. Размер денежной выплаты устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 1б-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой. Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав. Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, признании ребенка эмансипированным или вступлении его в брак до Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родите. 18 лет. Опека и попечительство также прекращаются в сл\ смерти опекуна или попечителя. Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Таким образом приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.
Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений. возникающих в связи с воспитанием ребенка в приемной семье, осуществляется специальным «Положением о приемной семье», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 года №829. Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Срок помещения ребенка в приемную семью определяется договором и может быть разным. Число детей, помещенных в приемную семью, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства согласно установленному в регионе нормативу Кроме того, приемному родителю платится зарплата и засчитыва-ется трудовой стаж. При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка, достигшего возраста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. Подводя итоги, выделим основные черты каждой формы семейного устройства детей. Особенности усыновления • Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи. • Сохраняются все личные и имущественные отношения между усыновителями и усыновленным (права наследования и др.), в том числе по достижению ребенком совершеннолетия.
Дает возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения. Оформляется дольше, по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решение суда. Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, на общих основаниях (то есть за исключением льгот, которые распространяются на обычные семьи с детьми).
Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым условиям по сравнению с другими формами устройства. Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен. Особенности опеки и попечительства Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требуется решение суда. На подопечного ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства. По исполнении опекаемому 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было. Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищно-бытовых условий, не требуются справки об отсутствии судимости. 1 Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя). 1 Не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка. ■ Нет тайны передачи ребенка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребенка возможны, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав. • Смена фамилии ребенка затруднена, изменение даты рождения невозможно. • Опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило до совершеннолетия ребенка.
Глава 3. Программа занятий Школы для приемныхродителЛ Особенности приемной семьи • Менее жесткие требования к кандидатам — примерно та-кие же, как и при назначении опеки (попечительства). • На ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства. • Предусмотрены различного рода льготы, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка. • Могут выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и др. • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему может быть предоставлено жилье, если его у него не было. • Постоянный контроль и отчетность перед органами опе-ки за воспитание и расходование средств. • Сложнее оформить, так как требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт). ' • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Данное занятие является заключительным в тренинговом блоке, поэтому целесообразно подвести итог всем предыдущим встречам. Желательно вспомнить все наиболее важное, что происходило на занятиях. Родители должны попытаться понять, что изменилось в их представлениях о приемной семье и о приемных детях, какие яркие и важные переживания они испытали в процессе выполнения различных упражнений. Ведущий кратко говорит об основных задачах, которые решались в процессе занятий, о результатах, которые достигла группа.
РЙгаЛЗАЙРШЕНИЯ ЗАНЯТИЯ " Проводится так же, как на предыдущем занятии. Следующее занятие начинает цикл лекционных встреч. Нужно отмстить, что лекции отличаются друг от друга и по структуре занятия, и по способу подачи материала. В некоторых случаях они являются скорее синтезом тре-нинговой и лекционной форм работы. Содержание лекционных встреч представлено в данном руководстве в виде краткого конспекта для специалистов, которые могут адаптировать материал к своей аудитории, а также к особенностям детей, которые будут размещаться в семьи (дети из приюта, дома ребенка, детского дома, специализированного интерната и т. п.). -Здоровьеп риемно го реебенка ЗАНЯТИЕ 6. Здоровье приемного ребенка Цели занятия: П предоставить родителям информацию о состоянии здоровья детей, находящихся в интернатных учреждениях; П рассказать об этапах медицинской реабилитации ребенка и об участии в ней организации «Врачи детям*; □ рассказать о нарушениях психического развития детей; □ акцентировать внимание родителей на необходимости обращения к специалистам при определенных обстоятельствах. Методические рекомендации Наш опыт работы показывает, что данное занятие должны проводить врач-педиатр и психотерапевт. На протяжении всего занятия необходимо акцентировать внимание слушателей на том, что большинство описываемых медицинских состояний не являются противопоказанием к помещению ребенка в семью и что большинство из них поддаются коррекции. Это занятие направлено на то, чтобы осветить некоторые вопросы, а не «запугать» потенциальных родителей медицинскими терминами. Краткое содержание занятия 1. Необходимость проведения медицинской реабилитации ребенка, оказавшегося в интернатном учреждении. 2. Этапы медицинской реабилитации и участие в ней организации -Врачи детям». 3- Состояние здоровья детей, находящихся в приютах: • задержки физического развития детей; • неврологическая патология; • ортопедическая патология; • заболевания желудочно-кишечного тракта; • аллергические реакции; " тубинфицированность. 4. Роль семьи в медицинской реабилитации ребенка. 5. Нарушения психического развития детей-. • астенические и астено-невротические состояния, • неврозы страха; • нарушения сна и аппетита; • нервные тики; • вредные привычки.
64 Глава 3- Программа занятий Школы для приемных родителе? Медицинская реабилитация детей, находящихся в приютах При поступлении в приют ребенок, в первую очередь, проходит реабилитацию в медицинском изоляторе, которая длится около 10 дней. Это необходимо по нескольким причинам. • Во-первых, ребенку нужно адаптироваться к новым условиям жизни. Оказавшись в незнакомой ситуации, ребенок испытывает дискомфорт, психологическое напряжение, может находиться в стрессовом состоянии. Необходимо дать ребенку возможность осмыслить, что с ним произошло, что с ним будет дальше. В этом ему помогают психолог и специалист по социальной работе. В медицинском изоляторе создаются все условия для того, чтобы ребенок мог быстрее адаптироваться в новом для него месте. • Во-вторых, необходимо провести лабораторно-диагностическое обследование ребенка с целью исключения гепатита, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, тубинфицированпости, других инфекционных заболеваний, глистных инвазий. • В-третьих, необходимо провести первичный медицинский осмотр ребенка с целью оценки состояния его здоровья и собрать медицинскую информацию о нем: поликлинические медицинские карты, прививочные сертификаты, страховые полисы. • В-четвертых, нужно устранить такие социальные заболевания детей, как педикулез (вши), чесотка, грибковые заболевания кожи, пиодермия. Данные заболевания встречаются у 50% детей, поступающих в приют. Первичный медицинский осмотр проводит педиатр приюта, первичную профилактическую обработку — медицинская сестра приюта. Многие дети, попадающие в приют, не обладают необходимыми навыками гигиены, и их необходимо обучить тому, как правильно чистить зубы, сколько раз нужно мыть руки и принимать душ. Сделать это легче в условиях изолятора, а не группы, так как в группе воспитателю сложно уделять много времени одному ребенку. В изоляторе дети также получают необходимые медицинские знания: что делать при носовом кровотечении; как оказать первую помощь, если порезался, при солнечном ударе и др. Для повышения уровня медицинских знаний детей с ними проводятся беседы и различные викторины с призами. В изоляторе ребенок осматривается педиатром приюта, который ставит предварительный диагноз. По запросу врача приюта проводится медицинский консилиум, в котором принимают участие специалисты организации "Врачи детям» (психиатр, невропатолог, педиатр) и врач приюта, который несет юридическую ответственность за детей. Для всех детей, готовящихся к помещению в семейио-воспитательные группы (СВГ), специалистами организации «-Врачи детям* проводится обязательный медицинский консилиум. На консилиуме вырабатывается план медицинской реабилитации ребенка. В этом плане можно выделить следующие составные части: • предварительный или окончательный диагноз; иЯТИЕ6-Здороеье_п рисмного реебенка ___________ 65 пан обследования ребенка у узких специалистов (ЛОР, окулист, кардиолог гтан функциональной диагностики по профилю заболевания (УЗИ брюш-' „ой полости, ЭЭГ, ЭКГ и др.); план медикаментозного лечения;! индивидуальная работа с психологом. Дальнейшее медицинское обследование ребенок проходит в стационарах диагностических центрах города, что обеспечивается организацией «Вра-деТЯм». В процессе медицинской реабилитации, которая продолжается в днем ОКОло 2 месяцев, специалисты организации «Врачи детям» проводят индивидуальные консультативные осмотры с целью оценки данных функционального, лабораторного обследования, оценки динамики проводимой терапии или ее коррекции. Далее ребенок приглашается на повторный консилиум, на котором определяются изменения в состоянии его здоровья, разрабатывается план дальнейшего медицинского сопровождения. Впоследствии ребенок приглашается на медицинские консилиумы согласно уточненным планам реабилитации, а в дальнейшем — при необходимости.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.069 с.) |