Обучение в Школе для приемных родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение в Школе для приемных родителей



Обучение в Школе для приемных родителей это возможность для канди­датов оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. Опыт показывает, что проведение подготовительных занятий с семь­ями до того, как они возьмут к себе ребенка, положительно отражается на ре­зультатах: уменьшается число неудачных попыток образования приемной се­мьи, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Программа подготовки помогает приемным родителям научиться лучше понимать причины поведения ребенка, осознать собственную готовность к созданию приемной семьи.

Глава I. Организация подготовки прие. мны.х родителей

Обозначим цели проекта «Школа для приемных родителей*. _

1. Побудить приемных родителей еще раз задуматься над тем, действитель­но ли они хотят взять на воспитание ребенка.

2. Помочь приемным родителям стать более восприимчивыми по отноще-1 нию к чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка.

3. Привести приемных родителей к осознанию реальных проблем, с кото­рыми им предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя.

4. Развить у приемных родителей большую уверенность в себе, помочь им узнать свои слабые и сильные стороны.

5. Продемонстрировать механизмы взаимодействия служб в системе соци­альной защиты детей, что позволит родителям ощущать себя членом ко­манды и чувствовать себя более уверенно.

6. Дать возможность каждому участнику проявить себя в процессе обучения] для более полной оценки его личностных качеств.

Программа Школы для приемных родителей состоит из 10 базовых за­нятий.

Занятие 1. Приглашение к сотрудничеству. Приемные родители и прием­ные дети.

Занятие 2. Перед началом устройства детей в приемную семью.

Занятие 3- Первая встреча с ребенком.

Занятие 4. Внутренний мир приемного ребенка: как его сохранить?

Занятие 5. Работаем вместе.

Занятие 6. Здоровье приемного ребенка.

Занятие 7. Интеллектуальное и эмоциональное развитие приемного ре­бенка.

Занятие 8. Как проявлять свою любовь к ребенку? (часть 1).

Занятие 9. Как проявлять свою любовь к ребенку? (часть 2).

Занятие 10. Этапы адаптации ребенка в приемной семье.

Порядок занятий в целом соответствует хронологической последовЯ тельности устройства ребенка в приемную семью. Наш опыт показывает, что как группы не похожи одна на другую, так и занятия в разных группах от личаются по стилю, темпу, настроению и др. Поэтому ведущему надо уметь учитывать особенности конкретной группы и в зависимости от этого гибка планировать занятия. На одних темах ведущий может остановиться более подробно, а другие — только обозначить. Если ведущий не укладывается во временные рамки занятия, он может перенести часть тем на другую встрече В процессе обучения должны быть затронуты все предложенные темы, что] позволит дать участникам полное представление о возможных трудностях.

В подготовке приемных родителей используются преимущественно груп повые формы работы. Это обусловлено тем, что в группе взрослые способнь! эффективно учиться друг у друга, за счет опыта других людей расширять ^

, Школе для приемных родителей

Групповая работа дает широкие возможности для ролевых игр, для сий для работы с чувствами. Кроме того, группа подготовки в дальней­шем становится группой поддержки, родители обращаются друг к другу за по-чощью и советом, дружат семьями.

' У каждого человека есть свой индивидуальный стиль обучения. Поэтому на - ждом занятии используется широкий спектр дидактических приемов: метод «■мозгового штурма», работа в малых и больших группах, дискуссии, рассказы ведущих, различные виды упражнений, ролевые игры, анализ трудных ситуа­ций и др. Это позволяет всем участникам выразить себя в «воем» виде работы и усвоить информацию «своим- способом.

Общая структура каждого занятия может быть описана следующим образом.

Приветствие и обсуждение целей и содержания занятия. Данный этап способствует созданию положительного эмоционального настроя в группе, повышению работоспособности и усилению мотивации каждого участника. Кроме того, в начале каждого занятия можно потратить несколько минут на то. чтобы показать его связь с темой предыдущей работы и получить от участников обратную связь по поводу предыдущего занятия.

Основное содержание занятия. Кроме заданий, направленных на раскрытие основной темы встречи, в каждое занятие обязательно долж­ны входить психогимнастические упражнения, цели которых — более близкое знакомство участников (особенно па первых занятиях), созда­ние благоприятного психологического климата в группе, снятие эмоци­онального напряжения, развитие сенситивности к чувствам и пережи­ваниям других людей. Психогимнастические упражнения, описанные в данном пособии, не являются обязательными элементами тренинговой программы. Ведущий может добавлять свои упражнения или модифици­ровать уже известные.

" Подведение итогов и получение обратной связи. В конце каждой встречи происходит обсуждение того, что было запланировано, что сделано и что не сделано на данном занятии. Важно, чтобы и ведущие, и участники осознали уровень эффективности проделанной работы. Здесь может про­ходить обмен мнениями, мыслями и чувствами, возникающими в процессе выполнения того или иного задания. В конце встречи выполняется ритуал завершения работы.

^ 1ак как каждое занятие длится примерно 3 часа и проводится в конце

рзоочего дня, то целесообразно делать небольшой перерыв на чай посереди-

встречи. Это позволяет создать неформальную атмосферу для общения,

ть напряжение и усталость у участников. Чтобы не тратить дополнитель-

время, ведущий должен заранее подготовить все необходимое для таких

11ерерывов.

Глава 1. Организация подготовки приемных родителей

лл.^»л иииситовш приемных родителе,

СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДО И ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ

Сс„рпйпждение родителей до и после принятия р ебенка в семью

После того как проведены все занятия, и специалисты, и сами участники должны принять решение о том, насколько каждый участник тренинга готов к созданию приемной семьи. Родители должны еще раз взвесить все «за» и «про­тив», тщательно оценить свои ресурсы. Решение о том, может ли потенциаль-| ный приемный родитель взять ребенка в семью, специалисты принимают сов­местно, основываясь на результатах психологической диагностики, а также нц общих наблюдениях за поведением родителей на занятиях. Примерно в это же время проводитсл консилиум на базе приюта, на котором обсуждается вопрос! готовности того или иного ребенка к помещению в приемную семью. В данном! консилиуме участвуют как работники приюта, так и специалисты, проводящие занятия в Школе для приемных родителей. Цель этого мероприятия — подоб­рать конкретному ребенку приемную семью. Результаты наблюдений слецщ-1 листов, а также проведенная ранее диагностика ребенка и родителя позволяют прогнозировать возможные неудачи или, наоборот, благоприятное развития событий в каждой паре.

Далее начинается процесс постепенного знакомства приемных родителей I и детей. Сначала родители приглашаются на какой-либо праздник в приюте* Это помогает создать неформальную обстановку для общения, снять напря­жение как у родителей, так и у детей. После этого происходит встреча потен- I циального приемного родителя и специалистов (обычне это врач, психоло;Я социальный работник, воспитатель). Специалисты дают родителю максималь­но полную информацию о ребенке, который может быть помещен в его семью. | Родитель может познакомиться с фотографиями ребенка.

На этом этапе важно дать родителю возможность принять осознанное решение о том, подходит ли ему ребенок. Если родитель согласен, то дальше происходит встреча с ребенком па базе приюта. Можно, например, попросить ребенка показать родителю приют, или родитель может присоединиться к групповым занятиям детей. В том случае, когда отношения между родителем я ребенком складываются благополучно, родитель может пригласить ребенка на| прогулку, а затем — к себе в гости.

Следующий шаг — приглашение ребенка в гости с ночевкой, например на выходные. Дальше родитель может взять к себе ребенка на каникулы. Здесь важно подчеркнуть, что на этом этапе родитель ни в коем случае не должед давать каких-либо обещаний ребенку относительно будущего. Ребенок должен понимать, что он пока только в гостях и, что будет дальше, еще не известно! Поэтому называние ребенка сыном (дочерью), построение далеко идущих сов­местных планов на этом этапе неприемлемо. Далее, если все идет хорошо, роди­тель готовит документы и оформляет семейно-воспитательную группу (СВГ). СВГ — это временная форма жизнеустройства детей. Семейно-воспитательнаЯ группа является структурным подразделением приюта, которое обеспечивает]

вия семейного воспитания ребенка, а также является подготовительным ' пом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка, как опека, усыновление, приемная семья.

Очень важно, чтобы каждый этап в построении отношений между ребен-и родителем сопровождался специалистами, которые, с одной стороны, г пюгают родителю советом, дают дополнительную информацию о ребенке, с другой стороны, контролируют, чтобы не нарушались интересы ребенка, чтобы'он не попал в еще одну психотравмирующую ситуацию. На протяжении ксего процесса создания приемной семьи с ребенком обязательно работает психолог. Родитель же в любой момент может обратиться за помощью к специ­алисту по социальной работе.

После того как оформлена СВГ, опека или другая форма семейного жизне­устройства ребенка, родитель также получает поддержку и со стороны работ­ников приюта, и со стороны специалистов проекта «Приемная семья». Формы этой поддержки могут быть разные: индивидуальная работа с психологом и со­циальным работником, прохождение медицинских консилиумов для опреде­ления состояния здоровья ребенка, медицинская помощь ребенку, социальная и юридическая поддержка, занятия в Клубе для приемных родителей, которые проходят на базе приюта, Важно, чтобы родитель не ощущал, что остался один на один с возникающими трудностями, знал, что всегда может обратиться за помощью, и она будет ему оказана.

Более подробно критерии подбора семьи для ребенка, этапы сопровожде­ния приемной семьи будут освещены в методическом пособии, которое сейчас находится в процессе разработки.

 

 

Глава 2

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЯ

Начиная работу по созданию приемных семей, многие специалисты задают вопросы: кто они — люди, готовые стать приемными родителями; почемя и с какими чувствами они это делают; ради чего они готовы нарушить привыч­ный уклад жизни; как приходит в голову мысль о воспитании чужого ребенка' В нашей практике мы пришли к выводу, что единого ответа здесь нет и не может быть, несмотря на то, что основной причиной создания приемной семьи являет-' ся общая для всех потребность получать заботу и заботиться о других.

Желание взять приемного сына или дочь возникает у всех по-разному, при разных обстоятельствах, причем далеко не каждый решается идти до конца.] Конкретные истории конкретных людей показывают: принимают в свою се­мью детей как от недостатка любви, общения или полноты жизни, так и от из­бытка тех же самых чувств.

Люди решают принять в свою семью ребенка и из-за страха одиночества, и из-за отсутствия собственных детей, и из-за желания помочь; иногда ведущую роль играет минутный порыв. Среди других мотивов приемных родителей встречается желание спасти пошатнувшийся брак, жажда перемен, намерений обеспечить себе поддержку в старости. Однако психологи обращают вниманий что поступки, продиктованные этими мотивами, далеко не всегда приводят Щ желаемому результату, а часто заканчиваются совсем плохо: от ребенка отказы! ваются вторично. Чтобы этого не произошло, специалисты советуют тщатель­но проанализировать свои чувства и постараться избавиться от иллюзий.

Наш опыт позволяет выделить несколько мотивов принятия ребенка, кото­рые негативно сказываются па развитии отношений в приемной семье. Оста­новимся рга них более подробно.

Одно из распространенных заблуждений среди желающих стать прием! ными родителями — это уверенность в том, что семейные отношения не склИ

1 При написании данного раздела использованы материалы газеты «Ау! Родители'» № I (к((р://^«в аи.ЬЬт.ги/шйехСН.пип).

■алогический портрет п риемного родится

ются из-за отсутствия детей, а ребенок поможет вернуть супруга (супругу) Ды 0 зту надежду чаще всего питают женщины, которые по тем или иным в не могут родить ребенка. Чувствуя свою вину, они хотят сохранить

брак. Но появление ребенка в семье, из которой ушло взаи­мопонимание, в большинстве случаев способно только ускорить ее распад с печа пьными для ребенка последствиями.

" 'трудности могут возникнуть в семье, в которой только один из супругов женщина) хочет взять ребенка, л второй соглашается, не испытывая пот­ребности в новом члене семьи. Совсем другое дело, если оба родителя хотят детей Такое очень часто бывает в тех семьях, где уже выросли собственные дети дом опустел, а без детей стало скучно и неинтересно жить («эффект опус­тевшего гнезда-).

Не все однозначно и в тех случаях, когда детей берут из жалости, исходя из принципа «лучше любая семья, чем самый хороший детский дом». Приемная семья, конечно, лучше детского дома. Но если родители не готовы к появлению ребенка, то мимолетная жалость вскоре может пройти без следа, особенно ког­да ребенок, как все дети, будет болеть, капризничать, не слушаться или совсем не соответствовать их идеалу. Очень важно, чтобы родители принимали ре­бенка таким, какой он есть, понимали его проблемы и умели терпеливо пере­носить трудности.

Психологи не рекомендуют немедленно брать ребенка из приюта и тем, кто недавно потерял собственного сына или дочь. Заменить их не сможет ник­то. А попытки воспитать из чужого ребенка копию утраченного губительны для нормальных отношений. Постоянные сравнения, идеализация умершего приведут к психологическим травмам приемного ребенка, а его неудачи бу­дут лишь раздражать и вызывать отторжение. Принять чужого ребенка можно только в том случае, если родители готовы полюбить именного его: другого, непохожего на собственного, неповторимого — способны радоваться ему неза­висимо от своих воспоминаний.

Очень часто маленького человека берут в дом от одиночества. Однако од­ной потребности в любви недостаточно. Самое главное — желание делиться своей любовью.

Встречаются случаи, когда в детском приюте ищут брата или сестру для эгоистичного или скучающего собственного ребенка. Действительно, появле­ние брата или сестры принесет ему огромную пользу, но не это должно быть главной причиной принятия чужого ребенка. Родители не всегда понимают, °. сирота не поможет преодолеть недостатки воспитания или трудности ха-^ ера собственного ребенка. Проблемы могут еще больше обостриться, так ак ^-эгоизму добавятся соперничество и ревность.

ывает, что, принимая в семью ребенка, родители тем самым пытаются

спа' К° Заявить окРУжающим о своих благих намерениях и действиях в деле

вав СНИЯ СИрот- °Днако ребенок нуждается прежде всего в любви. Почувство-

нить Т° °Н является лишь средством самоутверждения, ребенок будет сторо-

СЯ новых родителей и отдаляться от них.

 

Глава 2. Особенности подготовки приемных родителШ

К сожалению, бывает и так, что желающие стать приемными родителями1 преследуют меркантильные цели. Очень важно отсеивать таких претенденте* на самых ранних стадиях работы по созданию приемной семьи. Ребенок не может быть средством решения материальных трудностей.

Среди желающих стать приемными родителями часто встречаются глубо­ко верующие люди. Многие из них руководствуются соображениями, что при­греть сироту — богоугодное дело. В этом случае нужно учитывать, что вера в| Бога не заменит любви к ребенку. Если нет любви, то вряд ли будут счастливь! как приемные родители, так и ребенок.

Наблюдая развитие отношений во многих приемных семьях, мы пришли к выводу, что идеальный приемный родитель — это человек, у которого нет ос­нований жаловаться на свою жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь1 его станет еще богаче, когда в семье появится ребенок, и всерьез к этому стре-1 мится, несмотря на возможные сложности. Этот человек не просто жалеет де­тей, которые лишены родительской заботы, но считает, что может им помочь,,' готов пожертвовать какими-то из удобств, чтобы дать им теплый дом и стать заботливым, любящим родителем. Он знает о том, какие могут возникнуть про- > блемы с приемным ребенком, и полон решимости их преодолевать, считает, что с приходом ребенка жизнь в его семье станет богаче и полноценнее.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩИМ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Согласно нашему опыту, взрослые обучаются лучше всего в неформальной обстановке, где нет барьера между «преподавателем» и «учеником», где «препо­даватель* не перекладывает ответственность за успех обучения на «ученик» Ведущему необходимо создать атмосферу, в которой участники смогут поде­литься собственным жизненным опытом, включая свои проблемы, научиться по-новому осознавать проблемы детей и находить творческие способы реше­ния их. Роль ведущего — это прежде всего роль помощника, а не того, кто прос­то передает знания.

Именно поэтому данная программа предполагает наличие у ведущих оп­ределенных качеств: открытости, гибкости, рефлексии, готовности делиться своими идеями и придумывать что-то новое, умения не унывать, когда что-то не получается или идет не по плану. Ведущий должен уметь владеть ситуаци-' ей в группе, создать рабочую обстановку и задействовать каждого участника,! включая его в рабочий процесс. Для этого нужна атмосфера доброжелатель-1 ности и открытости.

Каждый ведущий имеет свой стиль проведения тренинга. Одни ведущие более директивны, другие — менее, Третьим правится излагать общую инфор­мацию, конек четвертых — обсуждение частных вопросов. Собственный стиль ведущего, а также интересы и потребности участников будут влиять на атмоя

,..,^ийреш мендациии в ед ущим Школы ___________ Я

аждого занятия. Ведущему важно понять как свой стиль обучения, так ФеР' Обучения участников группы, постараться варьировать программу и И С ользуемые техники, чтобы задействовать всех членов группы. "ПВедуШемУ рекомендуется иногда действовать в групповых упражнениях вне с участниками, например поделиться своим опытом и чувствами. Ему НаР0 стараться не доминировать и не допускать, чтобы участники считали его ляение единственно правильным - в противном случае настоящая дискуссия может не состояться.

Наш опыт показал, что наиболее эффективны занятия, которые проводят­ся двумя специалистами. У нас это - психолог и специалист по социальной

работе.

Конкретные рекомендации ведущим тренинга можно сформулировать

следующим образом.

□ Обращайте внимание па степень вовлеченности участников на заня­тиях, давайте каждому возможность выразить свои чувства и желания. Каждая группа имеет свои «болевые точки», обсуждение которых мо­жет привести к открытой враждебности или конфликту. Ведущий должен уметь конструктивно использовать подобные конфликты для обучения.

□ Используйте юмор. Он помогает снять напряжение в группе.

□ Помните о равенстве членов группы с разным религиозным и культур­ным опытом, а также разного материального положения. Относитесь с уважением к разным вероисповеданиям и ценностям.

О Продумайте способы влияния на «трудных» участников тренинга.

□ Следуйте программе занятий, не давая склонить себя к психотерапев­тической работе с отдельными участниками.

□ В группе могут быть участники, которым трудно устанавливать дове­рительные отношения с незнакомыми людьми, знакомиться, общать­ся. Постарайтесь дать такому участнику свою поддержку и поддержку группы, поощряя его высказывания, вовлекая в ролевые игры и упраж­нения. Но старайтесь не делать этого насильно.

Пытаясь на занятиях понять переживания детей, участники опираются на собственные воспоминания. А это может вызвать сильные чувства, в том числе тяжелые, связанные с потерей и разлукой. В такой ситу­ации не нужно делать вид, что ничего не происходит, но не нужно и акцентировать на ней внимание. Можно сказать: «Я вижу, что это очень тяжело для вас, и это вполне естественно». Нужно заранее предупре­дить участников, что в процессе занятий они могут испытывать силь­ные эмоции и что при необходимости они могут ненадолго покидать рабочую аудиторию.

Некоторые участники '-перетягивают на себя одеяло» и занимают весь процесс обучения своими личными проблемами, вызывая неприязнь Других членов группы. В этом случае ведущему целесообразно преры­вать и сознательно уделять меньше внимания таким участникам.

□ В процессе занятия необходимо чередовать упражнения (активные и пассивные, длительные и короткие; мозговой штурм, ролевую игру, об­суждение, психогимнастическое упражнение, мини-лекцию). Время от времени давайте участникам возможность подвигаться,

Глава 3

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Предлагаемая программа занятий не является образцом, по которому должны быть выстроены все программы подобного типа. Это один из вари­антов проведения занятий в Школе для приемных родителей, который может быть изменен, дополнен в связи с особенностями группы, условиями проведе­ния занятий, целями, которые ставятся перед группой и ведущими.

Основой для разработки первых 5 занятий послужило методическое по­собие «Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью. Пособие и тренинг подготовки семей. Книга 4* (Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пред­ложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устрой­ству детей на воспитание в семью. Москва, 2004).

ЗАНЯТИЕ 1. Приглашение к сотрудничеству. Приемные родители и приемные дети

Цели занятия:

знакомство участников друг с другом и с теми, кто задействован в реа­лизации проекта «Приемная семья*;

□ определение целей и задач Школы для приемных родителей;

и ознакомление с формой проведения занятий и их примерным содер­жанием;

□ разработка правил работы группы;

□ введение в проблематику.

План

занятия

вступительное слово ведущего. Презентация.

Глава 3. программа занятий Школы для приемных родителей

3. Встреча с успешным приемным родителем.

4- Правила работы в Школе для приемных родителей.

5. Упражнение «Снежный ком».

6. Упражнение «Знакомство в парах».

7. Мозговой штурм <'Какими качествами должен обладать приемный роди­тель5 ■>.

8. Упражнение «Опасения и надежды*.

9- Мозговой штурм «Почему дети оказываются в приемной семье?».

10. Психологический портрет приемного родителя и ребенка.

11. Подведение итогов.

12. Ритуал завершения работы.

"^ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО ~~~

Перед тем как начинается занятие, ведущий просит родителей заполнить небольшие анкеты (см. Приложение 2), которые помогают оценить первона­чальный уровень знаний о приемных детях и приемных семьях в целом. После > проведения всех занятий родители заполняют те же самые анкеты еще раз, что дает возможность ведущему оценить результативность занятий.

В своем вступительном слове ведущий может рассказать о том, насколько актуальна в настоящее время в России проблема детского сиротства.

Судьба воспитанников детских домов немногим лучше, чем судьба бес­призорников, Выпускникам детских воспитательных учреждений, даже самых лучших, редко удается найти себя в жизни, получить хорошее образование и профессию, создать счастливую семью. Выпускники не только не обладают элементарными бытовыми навыками, но и не умеют нести личную ответствен­ность, устанавливать прочные отношения с другими людьми. Они не видели «модели семьи», поэтому у них не получается создать собственную семью. В связи с этим система детских домов постоянно воспроизводится: дети и даже внуки бывших воспитанников, которые не умеют их любить и заботиться о них, снова попадают в детские дома. Долгое время считалось, что причина такого? положения — в недостаточном финансировании детских учреждений, в низ­кой квалификации персонала. Однако сегодня детские психологи всего мира и всех направлений единодушны в убеждении: ребенок не может нормально расти и развиваться без семьи. Никакие дорогие игрушки и богатые интерьеры, никакие самые подготовленные и заботливые воспитатели не могут заменить ему чувства «я — мамин и папин, и меня любят просто потону, что я есть».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цель

Знакомство участников с кратким содержанием и целями программы, знакомство со специалистами и другими пред­ставителями организации и организаций-партнеров. Моти­вирование участников на активную и постоянную работу.

к сот р удничеству

г держание

На первое занятие приглашается руководство организа­ции (в данном случае организации «Врачи детям»), а также представители организаций-партнеров (приютов «Альмус», «Дом Милосердия»). Их задача - кратко рассказать о деятель­ности своей организации (основных достижениях, миссии, истории развития и т. д.), а также о целях, которые стоят пе­ред ними в рамках данной программы.

На первом занятии должны присутствовать все специ­алисты, которые будут участвовать в проведении занятий и дальнейшем сопровождении созданных семей.

Ведущий представляет родителям всех присутствующих сотрудников организации. После их вступительного слова ведущий знакомит участников с кратким содержанием, целя­ми программы и формами работы па тренинге. Специалис­ты, которые будут участвовать в проведении Школы, кратко рассказывают о том, что ждет родителей на их занятиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.082 с.)