Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение в Школе для приемных родителей
Обучение в Школе для приемных родителей — это возможность для кандидатов оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. Опыт показывает, что проведение подготовительных занятий с семьями до того, как они возьмут к себе ребенка, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток образования приемной семьи, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Программа подготовки помогает приемным родителям научиться лучше понимать причины поведения ребенка, осознать собственную готовность к созданию приемной семьи. Глава I. Организация подготовки прие. мны.х родителей Обозначим цели проекта «Школа для приемных родителей*. _ 1. Побудить приемных родителей еще раз задуматься над тем, действительно ли они хотят взять на воспитание ребенка. 2. Помочь приемным родителям стать более восприимчивыми по отноще-1 нию к чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка. 3. Привести приемных родителей к осознанию реальных проблем, с которыми им предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя. 4. Развить у приемных родителей большую уверенность в себе, помочь им узнать свои слабые и сильные стороны. 5. Продемонстрировать механизмы взаимодействия служб в системе социальной защиты детей, что позволит родителям ощущать себя членом команды и чувствовать себя более уверенно. 6. Дать возможность каждому участнику проявить себя в процессе обучения] для более полной оценки его личностных качеств. Программа Школы для приемных родителей состоит из 10 базовых занятий. Занятие 1. Приглашение к сотрудничеству. Приемные родители и приемные дети. Занятие 2. Перед началом устройства детей в приемную семью. Занятие 3- Первая встреча с ребенком. Занятие 4. Внутренний мир приемного ребенка: как его сохранить? Занятие 5. Работаем вместе. Занятие 6. Здоровье приемного ребенка. Занятие 7. Интеллектуальное и эмоциональное развитие приемного ребенка. Занятие 8. Как проявлять свою любовь к ребенку? (часть 1).
Занятие 9. Как проявлять свою любовь к ребенку? (часть 2). Занятие 10. Этапы адаптации ребенка в приемной семье. Порядок занятий в целом соответствует хронологической последовЯ тельности устройства ребенка в приемную семью. Наш опыт показывает, что как группы не похожи одна на другую, так и занятия в разных группах от личаются по стилю, темпу, настроению и др. Поэтому ведущему надо уметь учитывать особенности конкретной группы и в зависимости от этого гибка планировать занятия. На одних темах ведущий может остановиться более подробно, а другие — только обозначить. Если ведущий не укладывается во временные рамки занятия, он может перенести часть тем на другую встрече В процессе обучения должны быть затронуты все предложенные темы, что] позволит дать участникам полное представление о возможных трудностях. В подготовке приемных родителей используются преимущественно груп повые формы работы. Это обусловлено тем, что в группе взрослые способнь! эффективно учиться друг у друга, за счет опыта других людей расширять ^ , Школе для приемных родителей Групповая работа дает широкие возможности для ролевых игр, для сий для работы с чувствами. Кроме того, группа подготовки в дальнейшем становится группой поддержки, родители обращаются друг к другу за по-чощью и советом, дружат семьями. ' У каждого человека есть свой индивидуальный стиль обучения. Поэтому на - ждом занятии используется широкий спектр дидактических приемов: метод «■мозгового штурма», работа в малых и больших группах, дискуссии, рассказы ведущих, различные виды упражнений, ролевые игры, анализ трудных ситуаций и др. Это позволяет всем участникам выразить себя в «воем» виде работы и усвоить информацию «своим- способом. Общая структура каждого занятия может быть описана следующим образом. • Приветствие и обсуждение целей и содержания занятия. Данный этап способствует созданию положительного эмоционального настроя в группе, повышению работоспособности и усилению мотивации каждого участника. Кроме того, в начале каждого занятия можно потратить несколько минут на то. чтобы показать его связь с темой предыдущей работы и получить от участников обратную связь по поводу предыдущего занятия.
• Основное содержание занятия. Кроме заданий, направленных на раскрытие основной темы встречи, в каждое занятие обязательно должны входить психогимнастические упражнения, цели которых — более близкое знакомство участников (особенно па первых занятиях), создание благоприятного психологического климата в группе, снятие эмоционального напряжения, развитие сенситивности к чувствам и переживаниям других людей. Психогимнастические упражнения, описанные в данном пособии, не являются обязательными элементами тренинговой программы. Ведущий может добавлять свои упражнения или модифицировать уже известные. " Подведение итогов и получение обратной связи. В конце каждой встречи происходит обсуждение того, что было запланировано, что сделано и что не сделано на данном занятии. Важно, чтобы и ведущие, и участники осознали уровень эффективности проделанной работы. Здесь может проходить обмен мнениями, мыслями и чувствами, возникающими в процессе выполнения того или иного задания. В конце встречи выполняется ритуал завершения работы. ^ 1ак как каждое занятие длится примерно 3 часа и проводится в конце рзоочего дня, то целесообразно делать небольшой перерыв на чай посереди- встречи. Это позволяет создать неформальную атмосферу для общения, ть напряжение и усталость у участников. Чтобы не тратить дополнитель- время, ведущий должен заранее подготовить все необходимое для таких 11ерерывов. Глава 1. Организация подготовки приемных родителей лл.^»л иииситовш приемных родителе, СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДО И ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ Сс„рпйпждение родителей до и после принятия р ебенка в семью После того как проведены все занятия, и специалисты, и сами участники должны принять решение о том, насколько каждый участник тренинга готов к созданию приемной семьи. Родители должны еще раз взвесить все «за» и «против», тщательно оценить свои ресурсы. Решение о том, может ли потенциаль-| ный приемный родитель взять ребенка в семью, специалисты принимают совместно, основываясь на результатах психологической диагностики, а также нц общих наблюдениях за поведением родителей на занятиях. Примерно в это же время проводитсл консилиум на базе приюта, на котором обсуждается вопрос! готовности того или иного ребенка к помещению в приемную семью. В данном! консилиуме участвуют как работники приюта, так и специалисты, проводящие занятия в Школе для приемных родителей. Цель этого мероприятия — подобрать конкретному ребенку приемную семью. Результаты наблюдений слецщ-1 листов, а также проведенная ранее диагностика ребенка и родителя позволяют прогнозировать возможные неудачи или, наоборот, благоприятное развития событий в каждой паре. Далее начинается процесс постепенного знакомства приемных родителей I и детей. Сначала родители приглашаются на какой-либо праздник в приюте* Это помогает создать неформальную обстановку для общения, снять напряжение как у родителей, так и у детей. После этого происходит встреча потен- I циального приемного родителя и специалистов (обычне это врач, психоло;Я социальный работник, воспитатель). Специалисты дают родителю максимально полную информацию о ребенке, который может быть помещен в его семью. | Родитель может познакомиться с фотографиями ребенка.
На этом этапе важно дать родителю возможность принять осознанное решение о том, подходит ли ему ребенок. Если родитель согласен, то дальше происходит встреча с ребенком па базе приюта. Можно, например, попросить ребенка показать родителю приют, или родитель может присоединиться к групповым занятиям детей. В том случае, когда отношения между родителем я ребенком складываются благополучно, родитель может пригласить ребенка на| прогулку, а затем — к себе в гости. Следующий шаг — приглашение ребенка в гости с ночевкой, например на выходные. Дальше родитель может взять к себе ребенка на каникулы. Здесь важно подчеркнуть, что на этом этапе родитель ни в коем случае не должед давать каких-либо обещаний ребенку относительно будущего. Ребенок должен понимать, что он пока только в гостях и, что будет дальше, еще не известно! Поэтому называние ребенка сыном (дочерью), построение далеко идущих совместных планов на этом этапе неприемлемо. Далее, если все идет хорошо, родитель готовит документы и оформляет семейно-воспитательную группу (СВГ). СВГ — это временная форма жизнеустройства детей. Семейно-воспитательнаЯ группа является структурным подразделением приюта, которое обеспечивает] вия семейного воспитания ребенка, а также является подготовительным ' пом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка, как опека, усыновление, приемная семья. Очень важно, чтобы каждый этап в построении отношений между ребен-и родителем сопровождался специалистами, которые, с одной стороны, г пюгают родителю советом, дают дополнительную информацию о ребенке, с другой стороны, контролируют, чтобы не нарушались интересы ребенка, чтобы'он не попал в еще одну психотравмирующую ситуацию. На протяжении ксего процесса создания приемной семьи с ребенком обязательно работает психолог. Родитель же в любой момент может обратиться за помощью к специалисту по социальной работе. После того как оформлена СВГ, опека или другая форма семейного жизнеустройства ребенка, родитель также получает поддержку и со стороны работников приюта, и со стороны специалистов проекта «Приемная семья». Формы этой поддержки могут быть разные: индивидуальная работа с психологом и социальным работником, прохождение медицинских консилиумов для определения состояния здоровья ребенка, медицинская помощь ребенку, социальная и юридическая поддержка, занятия в Клубе для приемных родителей, которые проходят на базе приюта, Важно, чтобы родитель не ощущал, что остался один на один с возникающими трудностями, знал, что всегда может обратиться за помощью, и она будет ему оказана.
Более подробно критерии подбора семьи для ребенка, этапы сопровождения приемной семьи будут освещены в методическом пособии, которое сейчас находится в процессе разработки.
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЯ Начиная работу по созданию приемных семей, многие специалисты задают вопросы: кто они — люди, готовые стать приемными родителями; почемя и с какими чувствами они это делают; ради чего они готовы нарушить привычный уклад жизни; как приходит в голову мысль о воспитании чужого ребенка' В нашей практике мы пришли к выводу, что единого ответа здесь нет и не может быть, несмотря на то, что основной причиной создания приемной семьи являет-' ся общая для всех потребность получать заботу и заботиться о других. Желание взять приемного сына или дочь возникает у всех по-разному, при разных обстоятельствах, причем далеко не каждый решается идти до конца.] Конкретные истории конкретных людей показывают: принимают в свою семью детей как от недостатка любви, общения или полноты жизни, так и от избытка тех же самых чувств. Люди решают принять в свою семью ребенка и из-за страха одиночества, и из-за отсутствия собственных детей, и из-за желания помочь; иногда ведущую роль играет минутный порыв. Среди других мотивов приемных родителей встречается желание спасти пошатнувшийся брак, жажда перемен, намерений обеспечить себе поддержку в старости. Однако психологи обращают вниманий что поступки, продиктованные этими мотивами, далеко не всегда приводят Щ желаемому результату, а часто заканчиваются совсем плохо: от ребенка отказы! ваются вторично. Чтобы этого не произошло, специалисты советуют тщательно проанализировать свои чувства и постараться избавиться от иллюзий. Наш опыт позволяет выделить несколько мотивов принятия ребенка, которые негативно сказываются па развитии отношений в приемной семье. Остановимся рга них более подробно. Одно из распространенных заблуждений среди желающих стать прием! ными родителями — это уверенность в том, что семейные отношения не склИ 1 При написании данного раздела использованы материалы газеты «Ау! Родители'» № I (к((р://^«в аи.ЬЬт.ги/шйехСН.пип). ■алогический портрет п риемного родится ются из-за отсутствия детей, а ребенок поможет вернуть супруга (супругу) Ды 0 зту надежду чаще всего питают женщины, которые по тем или иным в не могут родить ребенка. Чувствуя свою вину, они хотят сохранить брак. Но появление ребенка в семье, из которой ушло взаимопонимание, в большинстве случаев способно только ускорить ее распад с печа пьными для ребенка последствиями.
" 'трудности могут возникнуть в семье, в которой только один из супругов женщина) хочет взять ребенка, л второй соглашается, не испытывая потребности в новом члене семьи. Совсем другое дело, если оба родителя хотят детей Такое очень часто бывает в тех семьях, где уже выросли собственные дети дом опустел, а без детей стало скучно и неинтересно жить («эффект опустевшего гнезда-). Не все однозначно и в тех случаях, когда детей берут из жалости, исходя из принципа «лучше любая семья, чем самый хороший детский дом». Приемная семья, конечно, лучше детского дома. Но если родители не готовы к появлению ребенка, то мимолетная жалость вскоре может пройти без следа, особенно когда ребенок, как все дети, будет болеть, капризничать, не слушаться или совсем не соответствовать их идеалу. Очень важно, чтобы родители принимали ребенка таким, какой он есть, понимали его проблемы и умели терпеливо переносить трудности. Психологи не рекомендуют немедленно брать ребенка из приюта и тем, кто недавно потерял собственного сына или дочь. Заменить их не сможет никто. А попытки воспитать из чужого ребенка копию утраченного губительны для нормальных отношений. Постоянные сравнения, идеализация умершего приведут к психологическим травмам приемного ребенка, а его неудачи будут лишь раздражать и вызывать отторжение. Принять чужого ребенка можно только в том случае, если родители готовы полюбить именного его: другого, непохожего на собственного, неповторимого — способны радоваться ему независимо от своих воспоминаний. Очень часто маленького человека берут в дом от одиночества. Однако одной потребности в любви недостаточно. Самое главное — желание делиться своей любовью. Встречаются случаи, когда в детском приюте ищут брата или сестру для эгоистичного или скучающего собственного ребенка. Действительно, появление брата или сестры принесет ему огромную пользу, но не это должно быть главной причиной принятия чужого ребенка. Родители не всегда понимают, °. сирота не поможет преодолеть недостатки воспитания или трудности ха-^ ера собственного ребенка. Проблемы могут еще больше обостриться, так ак ^-эгоизму добавятся соперничество и ревность. ывает, что, принимая в семью ребенка, родители тем самым пытаются спа' К° Заявить окРУжающим о своих благих намерениях и действиях в деле вав СНИЯ СИрот- °Днако ребенок нуждается прежде всего в любви. Почувство- нить Т° °Н является лишь средством самоутверждения, ребенок будет сторо- СЯ новых родителей и отдаляться от них.
Глава 2. Особенности подготовки приемных родителШ К сожалению, бывает и так, что желающие стать приемными родителями1 преследуют меркантильные цели. Очень важно отсеивать таких претенденте* на самых ранних стадиях работы по созданию приемной семьи. Ребенок не может быть средством решения материальных трудностей. Среди желающих стать приемными родителями часто встречаются глубоко верующие люди. Многие из них руководствуются соображениями, что пригреть сироту — богоугодное дело. В этом случае нужно учитывать, что вера в| Бога не заменит любви к ребенку. Если нет любви, то вряд ли будут счастливь! как приемные родители, так и ребенок. Наблюдая развитие отношений во многих приемных семьях, мы пришли к выводу, что идеальный приемный родитель — это человек, у которого нет оснований жаловаться на свою жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь1 его станет еще богаче, когда в семье появится ребенок, и всерьез к этому стре-1 мится, несмотря на возможные сложности. Этот человек не просто жалеет детей, которые лишены родительской заботы, но считает, что может им помочь,,' готов пожертвовать какими-то из удобств, чтобы дать им теплый дом и стать заботливым, любящим родителем. Он знает о том, какие могут возникнуть про- > блемы с приемным ребенком, и полон решимости их преодолевать, считает, что с приходом ребенка жизнь в его семье станет богаче и полноценнее. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩИМ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Согласно нашему опыту, взрослые обучаются лучше всего в неформальной обстановке, где нет барьера между «преподавателем» и «учеником», где «преподаватель* не перекладывает ответственность за успех обучения на «ученик» Ведущему необходимо создать атмосферу, в которой участники смогут поделиться собственным жизненным опытом, включая свои проблемы, научиться по-новому осознавать проблемы детей и находить творческие способы решения их. Роль ведущего — это прежде всего роль помощника, а не того, кто просто передает знания. Именно поэтому данная программа предполагает наличие у ведущих определенных качеств: открытости, гибкости, рефлексии, готовности делиться своими идеями и придумывать что-то новое, умения не унывать, когда что-то не получается или идет не по плану. Ведущий должен уметь владеть ситуаци-' ей в группе, создать рабочую обстановку и задействовать каждого участника,! включая его в рабочий процесс. Для этого нужна атмосфера доброжелатель-1 ности и открытости. Каждый ведущий имеет свой стиль проведения тренинга. Одни ведущие более директивны, другие — менее, Третьим правится излагать общую информацию, конек четвертых — обсуждение частных вопросов. Собственный стиль ведущего, а также интересы и потребности участников будут влиять на атмоя □ ,..,1а^ийреш мендациии в ед ущим Школы ___________ Я аждого занятия. Ведущему важно понять как свой стиль обучения, так ФеР' Обучения участников группы, постараться варьировать программу и И С ользуемые техники, чтобы задействовать всех членов группы. "ПВедуШемУ рекомендуется иногда действовать в групповых упражнениях вне с участниками, например поделиться своим опытом и чувствами. Ему НаР0 стараться не доминировать и не допускать, чтобы участники считали его ляение единственно правильным - в противном случае настоящая дискуссия может не состояться. Наш опыт показал, что наиболее эффективны занятия, которые проводятся двумя специалистами. У нас это - психолог и специалист по социальной работе. Конкретные рекомендации ведущим тренинга можно сформулировать следующим образом. □ Обращайте внимание па степень вовлеченности участников на занятиях, давайте каждому возможность выразить свои чувства и желания. Каждая группа имеет свои «болевые точки», обсуждение которых может привести к открытой враждебности или конфликту. Ведущий должен уметь конструктивно использовать подобные конфликты для обучения. □ Используйте юмор. Он помогает снять напряжение в группе. □ Помните о равенстве членов группы с разным религиозным и культурным опытом, а также разного материального положения. Относитесь с уважением к разным вероисповеданиям и ценностям. О Продумайте способы влияния на «трудных» участников тренинга. □ Следуйте программе занятий, не давая склонить себя к психотерапевтической работе с отдельными участниками. □ В группе могут быть участники, которым трудно устанавливать доверительные отношения с незнакомыми людьми, знакомиться, общаться. Постарайтесь дать такому участнику свою поддержку и поддержку группы, поощряя его высказывания, вовлекая в ролевые игры и упражнения. Но старайтесь не делать этого насильно. Пытаясь на занятиях понять переживания детей, участники опираются на собственные воспоминания. А это может вызвать сильные чувства, в том числе тяжелые, связанные с потерей и разлукой. В такой ситуации не нужно делать вид, что ничего не происходит, но не нужно и акцентировать на ней внимание. Можно сказать: «Я вижу, что это очень тяжело для вас, и это вполне естественно». Нужно заранее предупредить участников, что в процессе занятий они могут испытывать сильные эмоции и что при необходимости они могут ненадолго покидать рабочую аудиторию. Некоторые участники '-перетягивают на себя одеяло» и занимают весь процесс обучения своими личными проблемами, вызывая неприязнь Других членов группы. В этом случае ведущему целесообразно прерывать и сознательно уделять меньше внимания таким участникам. □ В процессе занятия необходимо чередовать упражнения (активные и пассивные, длительные и короткие; мозговой штурм, ролевую игру, обсуждение, психогимнастическое упражнение, мини-лекцию). Время от времени давайте участникам возможность подвигаться, Глава 3 ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Предлагаемая программа занятий не является образцом, по которому должны быть выстроены все программы подобного типа. Это один из вариантов проведения занятий в Школе для приемных родителей, который может быть изменен, дополнен в связи с особенностями группы, условиями проведения занятий, целями, которые ставятся перед группой и ведущими. Основой для разработки первых 5 занятий послужило методическое пособие «Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью. Пособие и тренинг подготовки семей. Книга 4* (Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Москва, 2004). ЗАНЯТИЕ 1. Приглашение к сотрудничеству. Приемные родители и приемные дети Цели занятия: □ знакомство участников друг с другом и с теми, кто задействован в реализации проекта «Приемная семья*; □ определение целей и задач Школы для приемных родителей; и ознакомление с формой проведения занятий и их примерным содержанием; □ разработка правил работы группы; □ введение в проблематику. План занятия вступительное слово ведущего. Презентация. Глава 3. программа занятий Школы для приемных родителей 3. Встреча с успешным приемным родителем. 4- Правила работы в Школе для приемных родителей. 5. Упражнение «Снежный ком». 6. Упражнение «Знакомство в парах». 7. Мозговой штурм <'Какими качествами должен обладать приемный родитель5 ■>. 8. Упражнение «Опасения и надежды*. 9- Мозговой штурм «Почему дети оказываются в приемной семье?». 10. Психологический портрет приемного родителя и ребенка. 11. Подведение итогов. 12. Ритуал завершения работы. "^ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО ~~~ Перед тем как начинается занятие, ведущий просит родителей заполнить небольшие анкеты (см. Приложение 2), которые помогают оценить первоначальный уровень знаний о приемных детях и приемных семьях в целом. После > проведения всех занятий родители заполняют те же самые анкеты еще раз, что дает возможность ведущему оценить результативность занятий. В своем вступительном слове ведущий может рассказать о том, насколько актуальна в настоящее время в России проблема детского сиротства. Судьба воспитанников детских домов немногим лучше, чем судьба беспризорников, Выпускникам детских воспитательных учреждений, даже самых лучших, редко удается найти себя в жизни, получить хорошее образование и профессию, создать счастливую семью. Выпускники не только не обладают элементарными бытовыми навыками, но и не умеют нести личную ответственность, устанавливать прочные отношения с другими людьми. Они не видели «модели семьи», поэтому у них не получается создать собственную семью. В связи с этим система детских домов постоянно воспроизводится: дети и даже внуки бывших воспитанников, которые не умеют их любить и заботиться о них, снова попадают в детские дома. Долгое время считалось, что причина такого? положения — в недостаточном финансировании детских учреждений, в низкой квалификации персонала. Однако сегодня детские психологи всего мира и всех направлений единодушны в убеждении: ребенок не может нормально расти и развиваться без семьи. Никакие дорогие игрушки и богатые интерьеры, никакие самые подготовленные и заботливые воспитатели не могут заменить ему чувства «я — мамин и папин, и меня любят просто потону, что я есть». ПРЕЗЕНТАЦИЯ Цель Знакомство участников с кратким содержанием и целями программы, знакомство со специалистами и другими представителями организации и организаций-партнеров. Мотивирование участников на активную и постоянную работу. к сот р удничеству г держание На первое занятие приглашается руководство организации (в данном случае организации «Врачи детям»), а также представители организаций-партнеров (приютов «Альмус», «Дом Милосердия»). Их задача - кратко рассказать о деятельности своей организации (основных достижениях, миссии, истории развития и т. д.), а также о целях, которые стоят перед ними в рамках данной программы. На первом занятии должны присутствовать все специалисты, которые будут участвовать в проведении занятий и дальнейшем сопровождении созданных семей. Ведущий представляет родителям всех присутствующих сотрудников организации. После их вступительного слова ведущий знакомит участников с кратким содержанием, целями программы и формами работы па тренинге. Специалисты, которые будут участвовать в проведении Школы, кратко рассказывают о том, что ждет родителей на их занятиях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.082 с.) |