Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели организации «Врачи детям»Стр 1 из 19Следующая ⇒
Цели организации «Врачи детям» □ Привлечение внимания власти и общества к проблемам детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей и семей группы риска. □ Уменьшение числа детей, оставшихся без попечения родителей, а т^к-же детей и семей группы риска. □ Улучшение качества медицинской, социальной и психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям и семьям группы риска. Направления работы □ Оказание комплексной социальной, медицинской и психологической помощи детям разных групп риска: безнадзорным и беспризорным, воспитанникам приютов и детских домов, а также детям из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. □ Помощь в семейном жизнеустройстве детей, оставшихся без попечения родителей, путем восстановления родственных связей или размещения детей в российских приемных семьях. □ Предупреждение социального сиротства путем оказания комплексной социальной, медицинской и психологической поддержки семьям группы риска. □ Формирование общественного мнения в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семей и семей группы риска. В общей сложности, с 1994 года международная гуманитарная организация «Врачи мира — США* и впоследствии принявшая ее миссию российская организация «'Врачи детям» оказали социальную, медицинскую и психологическую помощь более чем 7 тысячам детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При участии организации «Врачи детям» государственные учреждения (приюты) стали более активно развивать такую форму реабилитации ребенка в семье как семейно-воспитательиая группа. В партнерстве с государственными приютами «Альмус» и «Дом милосердия» организация «Врачи детям» реализует проект «Школа для приемных родителей». Именно опыт работы с приютами в сфере формирования СВГ лежит в основе разработки данных методических материалов. Школа представляет собой комплексный тренинг, включающий психологическую, педагогическую, медицинскую и юридическую подготовку будущих приемных родителей. С 2001 по 2005 год было привлечено и подготовлено более 300 приемных родителей; большинство из них взяли ребенка в семью. В частности, за период с июля 2004 по июль 2005 года 77 будущих приемных родителей прослушали курс Школы, 66 детей нашли новые семьи. В течение последних трех лет около 500 семей, взявших детей на попечение, а также семей группы социального риска получили социально-медико-психологическую поддержку.
Глава Организация подготовки приемных родителей Цель данного методического пособия — обобщить опыт организации «Врачи детям» в области создания приемных семей и описать систему подготовки приемных родителей. Необходимо отметить, что при создании тренинговой части занятий и при написании данных Методических материалов мы использовали программу подготовки замещающих семей, разработанную Центром «Наша семья» на базе детского дома № 19 г. Москвы в течение 1994-2004 гг.1 Пособие рассчитано как на начинающих специалистов, так и на тех, кто уже имеет опыт работы, поэтому мы сочли целесообразным подробно описать каждый этап в процессе создания приемной семьи, предварительно рассмотрев базовые принципы управления проектом. Условно можно выделить несколько основных этапов: □ проведение рекламной кампании по привлечению потенциальных приемных родителей; □ формирование группы слушателей для обучения в Школе для приемных родителей; □ проведение занятий в Школе для приемных родителей; □ сопровождение родителей до и после принятия ребенка в семью. Йивлечению потенциальных приемных родителей 1 а МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ СТАТЬ ПРИЕМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ Тел: 944-82-34 Рис. 1 ■т^м» и приют «Альмус» МН ДИТЕГ • Психологический тренинг из 10 занятий • Помощь в оформлении документов |Р^Н • Сопровождение созданных семей ВСЕ УСЛУГИ - БЕСШ Набор в Занятия н Рис. 2а «Врачи Детям» приют «Альмус» ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ! ШКОЛА * Психологический трени. ПРИЕМНЫХ • Помощь в оформлении * РОДИТЕЛЕЙ • Сопровождение создан»
944-82-34 Рис. 26 Обучение в Школе для приемных родителей щем избежать несогласованности действий взрослых по отношению к ребенку, миновать осложнения в процессе адаптации ребенка в новой семье. Перед началом занятий рекомендуется узнать индивидуальные особенности слушателей и учесть их совместимость при формировании группы. Включение в группу людей с разным жизненным опытом, разных взглядов, разного социального положения обычно не является препятствием для успешного проведения занятий, а7 наоборот, служит благоприятным фактором. Нужно быть осторожным, включая в группу тех, кто в данный момент испытывает стресс или недавно перенес психологическую травму, так как учебный материал может пробуждать сильные чувства.
При формировании группы важно учесть пожелания слушателей относительно времени посещения занятий. Чаще всего занятия проводятся в будние дни в вечернее время, по могут быть использованы и выходные дни. Для успешного проведения тренинга очень важны регулярность и точное расписание встреч. В нашей практике работы мы проводим по два трехчасовых занятия в неделю в будние дни в вечернее время. Таким образом, цикл из 10 занятий проходит в течение пяти недель. После того как группа сформирована, установлено время и продолжительность встреч, ведущие Школы для приемных родителей должны подготовить все необходимое для проведения занятий. Нужно проверить готовность помещения {внешнее оформление, стулья для всех участников, доска, флип-чарт), также необходимо сделать все, чтобы исключить появление отвлекающих факторов во время занятий: шум, посторонние люди, звонки телефона и т. д. Перед началом занятий желательно еще раз обсудить со специалистами программу Школы, уточнить окончательное расписание тренинговых и лекционных встреч. Также нужно собрать весь пакет раздаточных материалов для родителей, подготовить ручки, маркеры, бумагу для записей, листы ватмана — все то, что может понадобиться на занятиях. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩИМ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Согласно нашему опыту, взрослые обучаются лучше всего в неформальной обстановке, где нет барьера между «преподавателем» и «учеником», где «преподаватель* не перекладывает ответственность за успех обучения на «ученик» Ведущему необходимо создать атмосферу, в которой участники смогут поделиться собственным жизненным опытом, включая свои проблемы, научиться по-новому осознавать проблемы детей и находить творческие способы решения их. Роль ведущего — это прежде всего роль помощника, а не того, кто просто передает знания. Именно поэтому данная программа предполагает наличие у ведущих определенных качеств: открытости, гибкости, рефлексии, готовности делиться своими идеями и придумывать что-то новое, умения не унывать, когда что-то не получается или идет не по плану. Ведущий должен уметь владеть ситуаци-' ей в группе, создать рабочую обстановку и задействовать каждого участника,! включая его в рабочий процесс. Для этого нужна атмосфера доброжелатель-1 ности и открытости. Каждый ведущий имеет свой стиль проведения тренинга. Одни ведущие более директивны, другие — менее, Третьим правится излагать общую информацию, конек четвертых — обсуждение частных вопросов. Собственный стиль ведущего, а также интересы и потребности участников будут влиять на атмоя □ ,..,1а^ийреш мендациии в ед ущим Школы ___________ Я аждого занятия. Ведущему важно понять как свой стиль обучения, так ФеР' Обучения участников группы, постараться варьировать программу и И С ользуемые техники, чтобы задействовать всех членов группы. "ПВедуШемУ рекомендуется иногда действовать в групповых упражнениях вне с участниками, например поделиться своим опытом и чувствами. Ему НаР0 стараться не доминировать и не допускать, чтобы участники считали его ляение единственно правильным - в противном случае настоящая дискуссия может не состояться.
Наш опыт показал, что наиболее эффективны занятия, которые проводятся двумя специалистами. У нас это - психолог и специалист по социальной работе. Конкретные рекомендации ведущим тренинга можно сформулировать следующим образом. □ Обращайте внимание па степень вовлеченности участников на занятиях, давайте каждому возможность выразить свои чувства и желания. Каждая группа имеет свои «болевые точки», обсуждение которых может привести к открытой враждебности или конфликту. Ведущий должен уметь конструктивно использовать подобные конфликты для обучения. □ Используйте юмор. Он помогает снять напряжение в группе. □ Помните о равенстве членов группы с разным религиозным и культурным опытом, а также разного материального положения. Относитесь с уважением к разным вероисповеданиям и ценностям. О Продумайте способы влияния на «трудных» участников тренинга. □ Следуйте программе занятий, не давая склонить себя к психотерапевтической работе с отдельными участниками. □ В группе могут быть участники, которым трудно устанавливать доверительные отношения с незнакомыми людьми, знакомиться, общаться. Постарайтесь дать такому участнику свою поддержку и поддержку группы, поощряя его высказывания, вовлекая в ролевые игры и упражнения. Но старайтесь не делать этого насильно. Пытаясь на занятиях понять переживания детей, участники опираются на собственные воспоминания. А это может вызвать сильные чувства, в том числе тяжелые, связанные с потерей и разлукой. В такой ситуации не нужно делать вид, что ничего не происходит, но не нужно и акцентировать на ней внимание. Можно сказать: «Я вижу, что это очень тяжело для вас, и это вполне естественно». Нужно заранее предупредить участников, что в процессе занятий они могут испытывать сильные эмоции и что при необходимости они могут ненадолго покидать рабочую аудиторию. Некоторые участники '-перетягивают на себя одеяло» и занимают весь процесс обучения своими личными проблемами, вызывая неприязнь Других членов группы. В этом случае ведущему целесообразно прерывать и сознательно уделять меньше внимания таким участникам.
□ В процессе занятия необходимо чередовать упражнения (активные и пассивные, длительные и короткие; мозговой штурм, ролевую игру, обсуждение, психогимнастическое упражнение, мини-лекцию). Время от времени давайте участникам возможность подвигаться, Глава 3 ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Предлагаемая программа занятий не является образцом, по которому должны быть выстроены все программы подобного типа. Это один из вариантов проведения занятий в Школе для приемных родителей, который может быть изменен, дополнен в связи с особенностями группы, условиями проведения занятий, целями, которые ставятся перед группой и ведущими. Основой для разработки первых 5 занятий послужило методическое пособие «Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью. Пособие и тренинг подготовки семей. Книга 4* (Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Москва, 2004). ЗАНЯТИЕ 1. Приглашение к сотрудничеству. Приемные родители и приемные дети Цели занятия: □ знакомство участников друг с другом и с теми, кто задействован в реализации проекта «Приемная семья*; □ определение целей и задач Школы для приемных родителей; и ознакомление с формой проведения занятий и их примерным содержанием; □ разработка правил работы группы; □ введение в проблематику. План занятия вступительное слово ведущего. Презентация. Глава 3. программа занятий Школы для приемных родителей 3. Встреча с успешным приемным родителем. 4- Правила работы в Школе для приемных родителей. 5. Упражнение «Снежный ком». 6. Упражнение «Знакомство в парах». 7. Мозговой штурм <'Какими качествами должен обладать приемный родитель5 ■>. 8. Упражнение «Опасения и надежды*. 9- Мозговой штурм «Почему дети оказываются в приемной семье?». 10. Психологический портрет приемного родителя и ребенка. 11. Подведение итогов. 12. Ритуал завершения работы. "^ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО ~~~ Перед тем как начинается занятие, ведущий просит родителей заполнить небольшие анкеты (см. Приложение 2), которые помогают оценить первоначальный уровень знаний о приемных детях и приемных семьях в целом. После > проведения всех занятий родители заполняют те же самые анкеты еще раз, что дает возможность ведущему оценить результативность занятий. В своем вступительном слове ведущий может рассказать о том, насколько актуальна в настоящее время в России проблема детского сиротства. Судьба воспитанников детских домов немногим лучше, чем судьба беспризорников, Выпускникам детских воспитательных учреждений, даже самых лучших, редко удается найти себя в жизни, получить хорошее образование и профессию, создать счастливую семью. Выпускники не только не обладают элементарными бытовыми навыками, но и не умеют нести личную ответственность, устанавливать прочные отношения с другими людьми. Они не видели «модели семьи», поэтому у них не получается создать собственную семью. В связи с этим система детских домов постоянно воспроизводится: дети и даже внуки бывших воспитанников, которые не умеют их любить и заботиться о них, снова попадают в детские дома. Долгое время считалось, что причина такого? положения — в недостаточном финансировании детских учреждений, в низкой квалификации персонала. Однако сегодня детские психологи всего мира и всех направлений единодушны в убеждении: ребенок не может нормально расти и развиваться без семьи. Никакие дорогие игрушки и богатые интерьеры, никакие самые подготовленные и заботливые воспитатели не могут заменить ему чувства «я — мамин и папин, и меня любят просто потону, что я есть».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Цель Знакомство участников с кратким содержанием и целями программы, знакомство со специалистами и другими представителями организации и организаций-партнеров. Мотивирование участников на активную и постоянную работу. к сот р удничеству г держание На первое занятие приглашается руководство организации (в данном случае организации «Врачи детям»), а также представители организаций-партнеров (приютов «Альмус», «Дом Милосердия»). Их задача - кратко рассказать о деятельности своей организации (основных достижениях, миссии, истории развития и т. д.), а также о целях, которые стоят перед ними в рамках данной программы. На первом занятии должны присутствовать все специалисты, которые будут участвовать в проведении занятий и дальнейшем сопровождении созданных семей. Ведущий представляет родителям всех присутствующих сотрудников организации. После их вступительного слова ведущий знакомит участников с кратким содержанием, целями программы и формами работы па тренинге. Специалисты, которые будут участвовать в проведении Школы, кратко рассказывают о том, что ждет родителей на их занятиях. УПРАЖНЕНИЕ СНЕЖНЫЙ КОМ» Цель Это упражнение необходимо для того, чтобы помочь участникам как можно быстрее запомнить имена всех остальных участников тренинга, помочь родителям почувствовать себя в группе более свободно. Содержание Начинается упражнение с того, что ведущий называет! свое имя. Сидящий справа от него называет сначала имя ведущего, затем свое. Его сосед справа повторяет имя ведущего, имя соседа слева, затем называет свое имя. Таким образом список повторяемых имен увеличивается с каждым новым участником. Заканчивается игра, когда тот, кто начинал круг (ведущий), назовет имена всех. В ПАРАХ» Цель Содержание Данное упражнение способствует более близкому знакомству участников тренинга, созданию атмосферы доверия и открытости. Также оно помогает увидеть, что приемными родителями могут быть самые разные люди. Участники делятся на пары (пришедшие на занятие семейные пары нужно при этом «разбить*). Каждый участник должен ответить на следующие вопросы. ■ Кто члены вашей семьи? • Что вы любите делать в свободное время7 • Как и почему вы решили стать приемными родителями? На ответы каждому участнику дается 3-5 минут. После работы в парах участники представляют друг друга в общем круге. ПРИВЕТСТВИЙ Участники по кругу называют свое имя и прилагательное на первую имени, которое к ним больше подходит. УП^АЖНЙШЁ^НАЙДЕМ ДРУГ ДРУГА» Цель Содержание Данное упражнение должно показать обе стороны процесса создания приемной семьи: и сторону ребенка, и сторону родителя. Участники делятся на две группы: «дети» и «родители». Участникам обеих групп раздаются карточки, соответственно группе «дети» — описания потребностей детей, группе «родители» — описания возможностей семей, же-1 лающих взять ребенка. На карточках описаны ситуации, в^ которых будет легко найти себе пару, и ситуации, в которых! участникам суждено остаться одинокими. Потребности «детей»: Ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, нуждается в приемной семье, которая поможет ему преодолеть последствия происшедшего. Девочка 12-ти лет с искусственной почкой нуждается в приемной семье, которая поможет ей в будущем приобрести полезную профессию. Ребенок нуждается в приемной семье, но хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей. Ребенок-казах нуждается в приемной семье. Ребенок нуждается в семье, которая могла бы также взять на постоянное воспитание его сестру. Ребенок, подверженный внезапным вспышкам раздражения, нуждается в приемной семье, чтобы научиться нормально выражать свои чувства. Девочка 5-ти лет, не способная ходить, нуждается в приемной семье. Ребенок никогда не сможет жить самостоятельно. Маленький ребенок от ВИЧ-инфицированной матери (сам с отрицательными ВИЧ-показателями) нуждается в приемной семье. Девочка-подросток нуждается в приемной семье. Мальчик-подросток нуждается в приемной семье, чтобы приобрести необходимые навыки для самостоятельной жизни. л ,,„иаапм устро йства ребенка в приемную семью Возможности «родителей»: рнНо пида самостоятельно взрослым. ^ усыновить умс- сохранного ребенка-ин- который сможет жить когда станет Семья может взять на воспитание ребенка, подвергшегося сексуальному насилию, для того чтобы помочь ему преодолеть последствия случившегося. Семья может взять на воспитание ребенка восточной внешности. Семья готова усыновить девочку-сироту 3-х лет, с не очень большой задержкой в развитии. Семья хочет усыновить ребенка, который был бы благодарен ей за теплоту и заботу. Семья может взять на воспитание ребенка, который хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей. Одинокий человек хочет взять на воспитание ребенка, который будет жить с ним/ней в течение долгого времени. Семья может взять на воспитание нескольких детей (братьев или сестер). Семья готова взять на воспитание девочку-подростка. Семья может усыновить ребенка, не имеющего проблем со здоровьем. Далее «дети» и «родители» должны найти себе пару, учитывая информацию, написанную на карточке, и стараясь, чтобы потребности ребенка совпали с возможностями и желаниями родителя. В процессе выполнения задания образуется группа одиноких «детей» и «родителей». Это те участники, которым после нескольких попыток так и не удалось найти себе пару. Методические После выполнения задания участники обсуждают, что рекомендации они чувствовали в процессе поиска пары, что они чувствовали, когда нашли друг друга. Ведущий спрашивает тех, кто остался одиноким, каковы их чувства, что им хочется сделать. Необходимо обратить внимание группы, что причиной неудачи в поиске пары могут быть как очень узкие рамки пожеланий и возможностей родителей, так и особые потребности ребенка.
динамическаяпХузГ Цель Содержание РОЛЕВАЯ ИГРА «ДАША Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка участников тренинга. Упражнение выполняется в кругу. Желательно, чтобы оно сопровождалось быстрой ритмичной музыкой. Каждый участник по очереди выходит в центр круга и показывает любое движение — вся группа повторяет его. Цель Содержание Показать, как происходит выявление детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Показать, как видят происходящее кровные родители, сам ребенок, работники социальной службы, приемные родители. Ведущий объясняет участникам, что ролевые игры позволяют понять мысли и чувства другого человека, апробировать новые способы поведения. В ролевой игре нужно почувствовать себя в роли выбранного персонажа и сыграть эту роль в соответствии с сюжетом и собственным представлением о ней. Ведущий зачитывает историю Даши. Далее необходимо разыграть данную ситуацию. Предложите участникам группы выбрать роль какого-либо персонажа: Даши, кровных родителей, учителя, инспектора по делам несовершеннолетних, социального работника по работе с детьми, врача, детского психолога, социального работника по работе с приемными семьями, членов приемной семьи. «Запустите* действие, пусть состоится разговор между Дашей и учительницей. Спросите их. что они чувствуют. Почему Даша не захотела разговаривать? Что подумала учительница? Поговорите с Дашей: что на самом деле происходит дома? Когда это началось? Считает ли она, что мама ее больше не любит? Нравится ли ей новый мамин муж? Боится ли она идти домой5 Попросите участников, исполняющих роли матери и отчима, подумать и рассказать, что происходит в их семье, что они думают об этой ситуации, как на самом деле относятся к Даше. Проиграйте с участниками момент прихода инспекто-. ра в дом. Спросите утех, кто играет мать и отчима, что они чувствуют? Что хотели бы сделать? Как они думают, что будет дальше? чаИЯТИЕ 2- Пе ред началом уст ройства ребенка в п риемн ую семью История Даши. Даше 11 лет, она учится в 5-м классе. Последние 6 месяцев она стала намного хуже учиться, стала невнимательной, выглядит подавленной. Учительница несколько раз передавала Дашиной матери приглашение в школу для беседы, но та ни разу не явилась. Однажды, когда Даша переодевалась к уроку физкультуры, учительница, случайно зайдя в раздевалку, обратила внимание на синяки на ее теле. Даша не хотела разговаривать, потом заплакала и призналась, что ее побили дома. Подробности узнать не удалось. Учительница знает, что мать девочки недавно второй раз вышла замуж, кроме того, она слышала, что в семье не все благополучно, родители выпивают. Учительница обратилась за помощью к инспектору по охране прав детей. Инспектор посетил семью, опросил соседей, организовал медицинское освидетельствование ребенка. Инспектор убедился, что Даша постоянно подвергается жестокому обращению со стороны отчима при попустительстве матери, причем они оба регулярно выпивают. Комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение изъять ребенка из семьи и поместить в приют. Даша — домашний ребенок и тяжело приживается в казенном учреждении, хотя в приюте к ней относятся хорошо. Сотрудники приюта решили поместить Дашу в приемную семью до выяснения ее социального статуса. Параллельно ведется работа с матерью Даши с целью вернуть ее к нормальной жизни. В случае, если это не удастся и мать будет лишена родительских прав, встанет вопрос о долговременном устройстве Даши в приемную семью, С Дашей постоянно общается социальный работник, с ней работают детские психологи, педагоги, врачи, которые помогают девочке пережить трудное время. Пусть инспектор сообщит кровной семье о том, что ребенок решением комиссии изъят из семьи и направлен в детский приют. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, как они к этому относятся, что чувствуют, что хотят сделать, какие вопросы у них возникают Обратитесь к Даше. Пусть детский социальный работник поговорит с ней, сообщит, что для ее безопасности решено, что она пока не будет жить дома; пусть он расскажет ей о приюте, подбодрит. Спросите у участника, играющего Дашу, что она обо всем этом думает? Что чувствует? Хочет ли обратно к маме? Хочет ли она в приют?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА аТНР 2 Пфед началом уст ройства ре бенка в п риемную семью Цель Содержание Содержание Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка участников тренинга. Упражнение выполняется в кругу. Желательно, чтобы оно сопровождалось быстрой ритмичной музыкой. Каждый участник по очереди выходит в центр круга и показывает любое движение — вся группа повторяет его. АША» Показать, как происходит выявление детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Показать, как видят происходящее кровные родители, сам ребенок, работники социальной службы, приемные родители. Ведущий объясняет участникам, что ролевые игры позволяют понять мысли и чувства другого человека, апробировать новые способы поведения. Б ролевой игре нужно почувствовать себя в роли выбранного персонажа и сыграть эту роль в соответствии с сюжетом и собственным представлением о ней. Ведущий зачитывает историю Даши. Далее необходимо разыграть данную ситуацию. Предложите участникам группы выбрать роль какого-либо персонажа: Даши, кровных родителей, учителя, инспектора по делам несовершеннолетних, социального работника по работе с детьми, врача, детского психолога, социального работника по работе с приемными семьями, членов приемной семьи. ♦Запустите» действие, пусть состоится разговор между Дашей и учительницей. Спросите их, что они чувствуют. Почему Даша не захотела разговаривать? Что подумала учительница? Поговорите с Дашей: что на самом деле происходит дома? Когда это началось? Считает ли она, что мама ее больше не любит? Нравится ли ей новый мамин муж? Боится ли она идти домой? Попросите участников, исполняющих роли матери и | отчима, подумать и рассказать, что происходит в их семье, что они думают об этой ситуации, как на самом деле относятся к Даше. Проиграйте с участниками момент прихода инспектора в дом. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, что они чувствуют? Что хотели бы сделать? Как они думают, что будет дальше? История Даши. Даше 11 лет, она учится в 5-м классе. Последние б месяцев она стала намного хуже учиться, стала невнимательной, выглядит подавленной. Учительница несколько раз передавала Дашиной матери приглашение в школу для беседы, но та ни разу не явилась. Однажды, когда Даша переодевалась к уроку физкультуры, учительница, случайно зайдя в раздевалку, обратила внимание на синяки на ее теле. Даша не хотела разговаривать, потом заплакала и призналась, что ее побили дома. Подробности узнать не удалось. Учительница знает, что мать девочки недавно второй раз вышла замуж, кроме того, она слышала, что в семье не все благополучно, родители выпивают. Учительница обратилась за помощью к инспектору по охране прав детей. Инспектор посетил семью, опросил соседей, организовал медицинское освидетельствование ребенка. Инспектор убедился, что Даша постоянно подвергается жестокому обращению со стороны отчима при попустительстве матери, причем они оба регулярно выпивают. Комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение изъять ребенка из семьи и поместить в приют. Даша — домашний ребенок и тяжело приживается в казенном учреждении, хотя в приюте к ней относятся хорошо. Сотрудники приюта решили поместить Дашу в приемную семью до выяснения ее социального статуса. Параллельно ведется работа с матерью Даши с целью вернуть ее к нормальной жизни. В случае, если это не удастся и мать будет лишена родительских прав, встанет вопрос о долговременном устройстве Даши в приемную семью. С Дашей постоянно общается социальный работник, с ней работают детские психологи, педагоги, врачи, которые помогают девочке пережить трудное время. Пусть инспектор сообщит кровной семье о том, что ребенок решением комиссии изъят из семьи и направлен в детский приют. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, как они к этому относятся, что чувствуют, что хотят сделать, какие вопросы у них возникают. Обратитесь к Даше. Пусть детский социальный работник поговорит с ней, сообщит, что для ее безопасности решено, что она пока не будет жить дома; пусть он расскажет ей о приюте, подбодрит. Спросите у участника, играющего Дашу, что она обо всем этом думает? Что чувствует? Хочет ли обратно к маме? Хочет ли она в приют?
Методические рекомендации Гласа 3. Программа занятий Школы для приемных ради/пел •• Тем временем социальный работник по работе с кровной семьей посещает мать Даши. Что он чувствует? Чего опасается? Что чувствует она? О чем она спрашивает? Настроена агрессивно или подавлена, взяла себя в руки, чтобы вернуть ребенка, или еще больше запила «с горя»? Хочет ли увидеться с Дашей? Как относится к известию, что Даша будет жить в приемной семье? Что говорит отчим? Пусть детский социальный работник расскажет Даще о возможности пожить в семье до выяснения ситуации с ее матерью. Спросите, что девочка чувствует в связи с этим? Как представляет себе эту семью? О чем хотела бы спросить? Как она относится к будущим приемным родителям? Обратитесь к участникам, играющим приемных родителей. Скажите, что скоро к ним в семью придет Даша. Что они чувствуют? Чего ждут? Чего опасаются? Попросите всех исполнителей ролей, кроме матери и отчима, встать вокруг Даши. Обратите внимание группы на то, как много людей принимают участие в судьбе ребенка, перечислите их всех, начиная с учительницы и кончая приемными родителями. Подчеркните, что эти люди не дадут Дашу в обиду, поддержат ее. Пусть каждый участник протянет Даше нить (можно использовать клубок шерстяных ниток). Таким образом получится, что Даша «связана» со всеми участниками. Далее каждый по очереди (или все одновременно) обращается к Даше из своей роли (учительница может спросить, сделала ли она уроки, психолог -предложить нарисовать себя и т. д.). При этом все дергают за ниточки, связывающие их с Дашей. Спросите Дашу, что она чувствует сейчас, стоя внутри круга. Попросите участников запомнить эту «скульптуру». Поблагодарите участников, «снимите» с них роли и попросите всех сесть. После окончания игры необходимо обсудить, какие чувства, переживания, мысли возникали у участников в процессе выполнения задания. Подводя итоги, нужно сделать акцент на отношениях между приемными родителями, кровными родителями и социальными работниками, подчеркивая важность, в первую очередь, чувств и интересов ребенка. Потенциальные приемные родители должны почувствовать, что они и социальные работники — одна команда. Необходимо подчеркнуть, что приемные родители не должны пытаться делать все самостоятельно, что они должны уметь вовремя обратиться за помощью к социа.№ ным работникам, друзьям, родственникам и т. д. Ведущий и родители обмениваются впечатлениями от прошедшего заня-Все участники могут проанализировать, как изменилось их настроение и ам'очувствие к концу работы, каких намеченных в начале занятия целей они смогли достичь. Ведущий коротко сообщает темы следующего занятия. ^тол^ вёрШения работы~~ ~~ ~~ Проводится так же, как на предыдущем занятии. ЗАНЯТИЕ 3. Первая встреча с ребенком Цели занятия: □ подготовка к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним; О повышение уровня знаний об интересах детей разного возраста; О прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помещении в приемную семью; получение знаний о чувствах других участников данного процесса. План занятия 1- Приветствие. 2. Мозговой штурм «Что необходимо знать родителю перед первой встречей с ребенком?». 3. Упражнение «Интересы детей». 4. Ролевая игра «Приглашение в гости». 5. Разминка «Времена года». 6. Упражнение «Чувства». ?■ Упражнение «Ворвись в круг». & Подведение итогов. 9- Ритуал завершения занятия. - частники по кругу называют свое имя и действие на первую букву имени, °рое им нравится делать. Это может быть хобби, увлечение или просто лю-°имое движение.
Прог рамма занятий Школы для п риемных родит >и.-). 1 крогралма занятий Школы для приемных й< МОЗГОВОЙ ШТУРМ"^ЧТ0НЕОБХОДИМО ЗНАТЬРОДИтю ПЕРЕД ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕЙ С РЕБЕНКОМ?» Цель 0ТИЕ 3. Пемаяветреча с ребенком Содержание Мозговой штурм должен подготовить родителей к первой встрече с ребенком. Задача родителей — определить, что они обязательно должны знать о ребенке перед первой встречей с ним. Мозговой штурм можно проводить в общей группе, записывая все возникающие предложения на листе ватмана. Методические Перед первой встречей с ребенком родители должны рекомендации получить необходимые сведения о нем у социального работника. Но находясь в состоянии повышенной тревожности (или по другим причинам), они зачастую теряются в большом потоке информации, забывают спросить о тех особенностях ребенка, знание которых поможет при установлении контакта с ним. Поэтому для закрепления результатов мозгового штурма ведущий должен раздать каждому участнику памятку, состоящую из наиболее важных вопросов, которые необходимо задать социальному работнику перед первой встречей с ребенком (см. Приложение 3). УПРАЖНЕНИЕ «ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ* Цель Подготовка родителей к общению с ребенком, прояснение их представлений об интересах детей разных возрастов. Содержание Родители делятся на две группы. Их задача: * придумать как можно больше разных занятий, игр, мероприятий, которые можно провести с ребенком при первом приглашении его в гости; • обсудить интересы детей того или иного возраста. Первая группа выполняет задание, рассматривая ситуацию приглашения в гости 4-7-летнего ребенка, вторая группа — 8-П-летнего ребенка. Далее родители представляют результаты своей работы, а ведущий записывает все варианты на доске или листе ватмана. Методические Ведущий может выделить наиболее удачные формы рекомендации совместного досуга, например просмотр домашней ви-деотеки и семейных фотоальбомов, приготовление вместе с ребенком какого-либо блюда и т. д. Нужно обратить \ внимание родителей на то, что при первой встрече важно не перегрузить ребенка положительными эмоциями и I
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.124 с.) |