Цели организации «Врачи детям» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели организации «Врачи детям»



Цели организации «Врачи детям»

Привлечение внимания власти и общества к проблемам детей, остав­шихся без попечения родителей, а также детей и семей группы риска.

□ Уменьшение числа детей, оставшихся без попечения родителей, а т^к-же детей и семей группы риска.

□ Улучшение качества медицинской, социальной и психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям и семьям группы риска.

Направления работы

Оказание комплексной социальной, медицинской и психологической помощи детям разных групп риска: безнадзорным и беспризорным, воспитанникам приютов и детских домов, а также детям из семей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации.

□ Помощь в семейном жизнеустройстве детей, оставшихся без попече­ния родителей, путем восстановления родственных связей или разме­щения детей в российских приемных семьях.

□ Предупреждение социального сиротства путем оказания комплексной социальной, медицинской и психологической поддержки семьям груп­пы риска.

□ Формирование общественного мнения в отношении детей, оставших­ся без попечения родителей, приемных семей и семей группы риска.

В общей сложности, с 1994 года международная гуманитарная организа­ция «Врачи мира — США* и впоследствии принявшая ее миссию российская организация «'Врачи детям» оказали социальную, медицинскую и психологи­ческую помощь более чем 7 тысячам детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

При участии организации «Врачи детям» государственные учреждения (приюты) стали более активно развивать такую форму реабилитации ребенка в семье как семейно-воспитательиая группа. В партнерстве с государственными приютами «Альмус» и «Дом милосердия» организация «Врачи детям» реализует проект «Школа для приемных родителей». Именно опыт работы с приютами в сфере формирования СВГ лежит в основе разработки данных методических материалов. Школа представляет собой комплексный тренинг, включающий психологическую, педагогическую, медицинскую и юридическую подготовку будущих приемных родителей.

С 2001 по 2005 год было привлечено и подготовлено более 300 приемных родителей; большинство из них взяли ребенка в семью. В частности, за период с июля 2004 по июль 2005 года 77 будущих приемных родителей прослушали курс Школы, 66 детей нашли новые семьи. В течение последних трех лет око­ло 500 семей, взявших детей на попечение, а также семей группы социального риска получили социально-медико-психологическую поддержку.

Глава

Организация подготовки приемных родителей

Цель данного методического пособия — обобщить опыт организации «Вра­чи детям» в области создания приемных семей и описать систему подготовки приемных родителей. Необходимо отметить, что при создании тренинговой части занятий и при написании данных Методических материалов мы исполь­зовали программу подготовки замещающих семей, разработанную Центром «Наша семья» на базе детского дома № 19 г. Москвы в течение 1994-2004 гг.1

Пособие рассчитано как на начинающих специалистов, так и на тех, кто уже имеет опыт работы, поэтому мы сочли целесообразным подробно описать каждый этап в процессе создания приемной семьи, предварительно рассмот­рев базовые принципы управления проектом.

Условно можно выделить несколько основных этапов:

□ проведение рекламной кампании по привлечению потенциальных приемных родителей;

□ формирование группы слушателей для обучения в Школе для прием­ных родителей;

□ проведение занятий в Школе для приемных родителей;

□ сопровождение родителей до и после принятия ребенка в семью.

Йивлечению потенциальных приемных родителей

1' -------------—

а

МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ СТАТЬ ПРИЕМНЫМИ

РОДИТЕЛЯМИ

Тел: 944-82-34

Рис. 1

■т^м» и приют «Альмус»

МН ДИТЕГ

• Психологический тренинг из 10 занятий

• Помощь в оформлении документов |Р^Н

• Сопровождение созданных семей ВСЕ УСЛУГИ - БЕСШ

Набор в

Занятия н

Рис. 2а

«Врачи Детям» приют «Альмус»

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ!

ШКОЛА * Психологический трени.

ПРИЕМНЫХ • Помощь в оформлении * РОДИТЕЛЕЙ • Сопровождение создан»

 

944-82-34

Рис. 26

Обучение в Школе для приемных родителей

щем избежать несогласованности действий взрослых по отношению к ребенку, миновать осложнения в процессе адаптации ребенка в новой семье.

Перед началом занятий рекомендуется узнать индивидуальные особеннос­ти слушателей и учесть их совместимость при формировании группы. Вклю­чение в группу людей с разным жизненным опытом, разных взглядов, разного социального положения обычно не является препятствием для успешного про­ведения занятий, а7 наоборот, служит благоприятным фактором. Нужно быть осторожным, включая в группу тех, кто в данный момент испытывает стресс или недавно перенес психологическую травму, так как учебный материал мо­жет пробуждать сильные чувства.

При формировании группы важно учесть пожелания слушателей относи­тельно времени посещения занятий. Чаще всего занятия проводятся в будние дни в вечернее время, по могут быть использованы и выходные дни. Для успеш­ного проведения тренинга очень важны регулярность и точное расписание встреч. В нашей практике работы мы проводим по два трехчасовых занятия в неделю в будние дни в вечернее время. Таким образом, цикл из 10 занятий проходит в течение пяти недель.

После того как группа сформирована, установлено время и продолжитель­ность встреч, ведущие Школы для приемных родителей должны подготовить все необходимое для проведения занятий. Нужно проверить готовность помещения {внешнее оформление, стулья для всех участников, доска, флип-чарт), также необходимо сделать все, чтобы исключить появление отвлекаю­щих факторов во время занятий: шум, посторонние люди, звонки телефона и т. д. Перед началом занятий желательно еще раз обсудить со специалистами программу Школы, уточнить окончательное расписание тренинговых и лек­ционных встреч. Также нужно собрать весь пакет раздаточных материалов для родителей, подготовить ручки, маркеры, бумагу для записей, листы ватмана — все то, что может понадобиться на занятиях.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩИМ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Согласно нашему опыту, взрослые обучаются лучше всего в неформальной обстановке, где нет барьера между «преподавателем» и «учеником», где «препо­даватель* не перекладывает ответственность за успех обучения на «ученик» Ведущему необходимо создать атмосферу, в которой участники смогут поде­литься собственным жизненным опытом, включая свои проблемы, научиться по-новому осознавать проблемы детей и находить творческие способы реше­ния их. Роль ведущего — это прежде всего роль помощника, а не того, кто прос­то передает знания.

Именно поэтому данная программа предполагает наличие у ведущих оп­ределенных качеств: открытости, гибкости, рефлексии, готовности делиться своими идеями и придумывать что-то новое, умения не унывать, когда что-то не получается или идет не по плану. Ведущий должен уметь владеть ситуаци-' ей в группе, создать рабочую обстановку и задействовать каждого участника,! включая его в рабочий процесс. Для этого нужна атмосфера доброжелатель-1 ности и открытости.

Каждый ведущий имеет свой стиль проведения тренинга. Одни ведущие более директивны, другие — менее, Третьим правится излагать общую инфор­мацию, конек четвертых — обсуждение частных вопросов. Собственный стиль ведущего, а также интересы и потребности участников будут влиять на атмоя

,..,^ийреш мендациии в ед ущим Школы ___________ Я

аждого занятия. Ведущему важно понять как свой стиль обучения, так ФеР' Обучения участников группы, постараться варьировать программу и И С ользуемые техники, чтобы задействовать всех членов группы. "ПВедуШемУ рекомендуется иногда действовать в групповых упражнениях вне с участниками, например поделиться своим опытом и чувствами. Ему НаР0 стараться не доминировать и не допускать, чтобы участники считали его ляение единственно правильным - в противном случае настоящая дискуссия может не состояться.

Наш опыт показал, что наиболее эффективны занятия, которые проводят­ся двумя специалистами. У нас это - психолог и специалист по социальной

работе.

Конкретные рекомендации ведущим тренинга можно сформулировать

следующим образом.

□ Обращайте внимание па степень вовлеченности участников на заня­тиях, давайте каждому возможность выразить свои чувства и желания. Каждая группа имеет свои «болевые точки», обсуждение которых мо­жет привести к открытой враждебности или конфликту. Ведущий должен уметь конструктивно использовать подобные конфликты для обучения.

□ Используйте юмор. Он помогает снять напряжение в группе.

□ Помните о равенстве членов группы с разным религиозным и культур­ным опытом, а также разного материального положения. Относитесь с уважением к разным вероисповеданиям и ценностям.

О Продумайте способы влияния на «трудных» участников тренинга.

□ Следуйте программе занятий, не давая склонить себя к психотерапев­тической работе с отдельными участниками.

□ В группе могут быть участники, которым трудно устанавливать дове­рительные отношения с незнакомыми людьми, знакомиться, общать­ся. Постарайтесь дать такому участнику свою поддержку и поддержку группы, поощряя его высказывания, вовлекая в ролевые игры и упраж­нения. Но старайтесь не делать этого насильно.

Пытаясь на занятиях понять переживания детей, участники опираются на собственные воспоминания. А это может вызвать сильные чувства, в том числе тяжелые, связанные с потерей и разлукой. В такой ситу­ации не нужно делать вид, что ничего не происходит, но не нужно и акцентировать на ней внимание. Можно сказать: «Я вижу, что это очень тяжело для вас, и это вполне естественно». Нужно заранее предупре­дить участников, что в процессе занятий они могут испытывать силь­ные эмоции и что при необходимости они могут ненадолго покидать рабочую аудиторию.

Некоторые участники '-перетягивают на себя одеяло» и занимают весь процесс обучения своими личными проблемами, вызывая неприязнь Других членов группы. В этом случае ведущему целесообразно преры­вать и сознательно уделять меньше внимания таким участникам.

□ В процессе занятия необходимо чередовать упражнения (активные и пассивные, длительные и короткие; мозговой штурм, ролевую игру, об­суждение, психогимнастическое упражнение, мини-лекцию). Время от времени давайте участникам возможность подвигаться,

Глава 3

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Предлагаемая программа занятий не является образцом, по которому должны быть выстроены все программы подобного типа. Это один из вари­антов проведения занятий в Школе для приемных родителей, который может быть изменен, дополнен в связи с особенностями группы, условиями проведе­ния занятий, целями, которые ставятся перед группой и ведущими.

Основой для разработки первых 5 занятий послужило методическое по­собие «Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью. Пособие и тренинг подготовки семей. Книга 4* (Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пред­ложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устрой­ству детей на воспитание в семью. Москва, 2004).

ЗАНЯТИЕ 1. Приглашение к сотрудничеству. Приемные родители и приемные дети

Цели занятия:

знакомство участников друг с другом и с теми, кто задействован в реа­лизации проекта «Приемная семья*;

□ определение целей и задач Школы для приемных родителей;

и ознакомление с формой проведения занятий и их примерным содер­жанием;

□ разработка правил работы группы;

□ введение в проблематику.

План

занятия

вступительное слово ведущего. Презентация.

Глава 3. программа занятий Школы для приемных родителей

3. Встреча с успешным приемным родителем.

4- Правила работы в Школе для приемных родителей.

5. Упражнение «Снежный ком».

6. Упражнение «Знакомство в парах».

7. Мозговой штурм <'Какими качествами должен обладать приемный роди­тель5 ■>.

8. Упражнение «Опасения и надежды*.

9- Мозговой штурм «Почему дети оказываются в приемной семье?».

10. Психологический портрет приемного родителя и ребенка.

11. Подведение итогов.

12. Ритуал завершения работы.

"^ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО ~~~

Перед тем как начинается занятие, ведущий просит родителей заполнить небольшие анкеты (см. Приложение 2), которые помогают оценить первона­чальный уровень знаний о приемных детях и приемных семьях в целом. После > проведения всех занятий родители заполняют те же самые анкеты еще раз, что дает возможность ведущему оценить результативность занятий.

В своем вступительном слове ведущий может рассказать о том, насколько актуальна в настоящее время в России проблема детского сиротства.

Судьба воспитанников детских домов немногим лучше, чем судьба бес­призорников, Выпускникам детских воспитательных учреждений, даже самых лучших, редко удается найти себя в жизни, получить хорошее образование и профессию, создать счастливую семью. Выпускники не только не обладают элементарными бытовыми навыками, но и не умеют нести личную ответствен­ность, устанавливать прочные отношения с другими людьми. Они не видели «модели семьи», поэтому у них не получается создать собственную семью. В связи с этим система детских домов постоянно воспроизводится: дети и даже внуки бывших воспитанников, которые не умеют их любить и заботиться о них, снова попадают в детские дома. Долгое время считалось, что причина такого? положения — в недостаточном финансировании детских учреждений, в низ­кой квалификации персонала. Однако сегодня детские психологи всего мира и всех направлений единодушны в убеждении: ребенок не может нормально расти и развиваться без семьи. Никакие дорогие игрушки и богатые интерьеры, никакие самые подготовленные и заботливые воспитатели не могут заменить ему чувства «я — мамин и папин, и меня любят просто потону, что я есть».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цель

Знакомство участников с кратким содержанием и целями программы, знакомство со специалистами и другими пред­ставителями организации и организаций-партнеров. Моти­вирование участников на активную и постоянную работу.

к сот р удничеству

г держание

На первое занятие приглашается руководство организа­ции (в данном случае организации «Врачи детям»), а также представители организаций-партнеров (приютов «Альмус», «Дом Милосердия»). Их задача - кратко рассказать о деятель­ности своей организации (основных достижениях, миссии, истории развития и т. д.), а также о целях, которые стоят пе­ред ними в рамках данной программы.

На первом занятии должны присутствовать все специ­алисты, которые будут участвовать в проведении занятий и дальнейшем сопровождении созданных семей.

Ведущий представляет родителям всех присутствующих сотрудников организации. После их вступительного слова ведущий знакомит участников с кратким содержанием, целя­ми программы и формами работы па тренинге. Специалис­ты, которые будут участвовать в проведении Школы, кратко рассказывают о том, что ждет родителей на их занятиях.

УПРАЖНЕНИЕ СНЕЖНЫЙ КОМ»

Цель Это упражнение необходимо для того, чтобы помочь

участникам как можно быстрее запомнить имена всех ос­тальных участников тренинга, помочь родителям почувс­твовать себя в группе более свободно.

Содержание Начинается упражнение с того, что ведущий называет!

свое имя. Сидящий справа от него называет сначала имя ведущего, затем свое. Его сосед справа повторяет имя ве­дущего, имя соседа слева, затем называет свое имя. Таким образом список повторяемых имен увеличивается с каж­дым новым участником. Заканчивается игра, когда тот, кто начинал круг (ведущий), назовет имена всех.

В ПАРАХ»

Цель

Содержание

Данное упражнение способствует более близкому зна­комству участников тренинга, созданию атмосферы дове­рия и открытости. Также оно помогает увидеть, что прием­ными родителями могут быть самые разные люди.

Участники делятся на пары (пришедшие на занятие се­мейные пары нужно при этом «разбить*). Каждый участник должен ответить на следующие вопросы. ■ Кто члены вашей семьи?

• Что вы любите делать в свободное время7

• Как и почему вы решили стать приемными родителями?

На ответы каждому участнику дается 3-5 минут. После работы в парах участники представляют друг друга в общем круге.

ПРИВЕТСТВИЙ

Участники по кругу называют свое имя и прилагательное на первую

имени, которое к ним больше подходит.

УП^АЖНЙШЁ^НАЙДЕМ ДРУГ ДРУГА»

Цель

Содержание

Данное упражнение должно показать обе стороны про­цесса создания приемной семьи: и сторону ребенка, и сто­рону родителя.

Участники делятся на две группы: «дети» и «родители». Участникам обеих групп раздаются карточки, соответ­ственно группе «дети» — описания потребностей детей, группе «родители» — описания возможностей семей, же-1 лающих взять ребенка. На карточках описаны ситуации, в^ которых будет легко найти себе пару, и ситуации, в которых! участникам суждено остаться одинокими.

Потребности «детей»:

Ребенок, подвергшийся сексу­альному насилию, нуждается в приемной семье, которая помо­жет ему преодолеть последс­твия происшедшего.

Девочка 12-ти лет с искусственной почкой нуждается в приемной се­мье, которая поможет ей в будущем приобрести полезную профессию.

Ребенок нуждается в приемной семье, но хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей.

Ребенок-казах нуждается в при­емной семье.

Ребенок нуждается в семье, которая могла бы также взять на пос­тоянное воспитание его сестру.

Ребенок, подверженный внезапным вспышкам раздражения, нуждается в приемной семье, чтобы научиться нормально выражать свои чувства.

Девочка 5-ти лет, не способная ходить, нуждается в приемной семье. Ребенок никогда не смо­жет жить самостоятельно.

Маленький ребенок от ВИЧ-инфицированной матери (сам с отрица­тельными ВИЧ-показате­лями) нуждается в при­емной семье.

Девочка-под­росток нуж­дается в при­емной семье.

Мальчик-подросток нуждается в приемной семье, чтобы приобрес­ти необходимые навыки для самостоятельной жизни.

л ,,„иаапм устро йства ребенка в приемную семью

Возможности «родителей»:

рнНо

пида самостоятельно

взрослым.

^ усыновить умс-

сохранного ребенка-ин- который сможет жить когда станет

Семья может взять на воспитание ребенка, подвергшегося сексуаль­ному насилию, для того чтобы по­мочь ему преодолеть последствия случившегося.

Семья может взять на воспитание ре­бенка восточной внешности.

Семья готова усыно­вить девочку-сироту 3-х лет, с не очень большой задержкой в развитии.

Семья хочет усыно­вить ребенка, кото­рый был бы благода­рен ей за теплоту и заботу.

Семья может взять на воспита­ние ребенка, который хочет под­держивать отношения со своей кровной семьей.

Одинокий человек хочет взять на воспитание ребенка, который будет жить с ним/ней в течение долгого времени.

Семья может взять на воспитание не­скольких детей (бра­тьев или сестер).

Семья готова взять на воспитание де­вочку-подростка.

Семья может усыно­вить ребенка, не име­ющего проблем со здо­ровьем.

Далее «дети» и «родители» должны найти себе пару, учитывая информацию, написанную на карточке, и стара­ясь, чтобы потребности ребенка совпали с возможностями и желаниями родителя. В процессе выполнения задания образуется группа одиноких «детей» и «родителей». Это те участники, которым после нескольких попыток так и не удалось найти себе пару.

Методические После выполнения задания участники обсуждают, что

рекомендации они чувствовали в процессе поиска пары, что они чувство­вали, когда нашли друг друга. Ведущий спрашивает тех, кто остался одиноким, каковы их чувства, что им хочется сделать. Необходимо обратить внимание группы, что при­чиной неудачи в поиске пары могут быть как очень узкие рамки пожеланий и возможностей родителей, так и особые потребности ребенка.

 

 

динамическаяпХузГ

Цель Содержание

РОЛЕВАЯ ИГРА «ДАША

Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка участ­ников тренинга.

Упражнение выполняется в кругу. Желательно, чтобы оно сопровождалось быстрой ритмичной музыкой. Каж­дый участник по очереди выходит в центр круга и показы­вает любое движение — вся группа повторяет его.

Цель

Содержание

Показать, как происходит выявление детей, подвергаю­щихся жестокому обращению в семье. Показать, как видят происходящее кровные родители, сам ребенок, работники социальной службы, приемные родители.

Ведущий объясняет участникам, что ролевые игры позволяют понять мысли и чувства другого человека, апро­бировать новые способы поведения. В ролевой игре нужно почувствовать себя в роли выбранного персонажа и сыграть эту роль в соответствии с сюжетом и собственным пред­ставлением о ней. Ведущий зачитывает историю Даши. Далее необходимо разыграть данную ситуацию. Предложите участникам группы выбрать роль како­го-либо персонажа: Даши, кровных родителей, учителя, инспектора по делам несовершеннолетних, социального работника по работе с детьми, врача, детского психолога, социального работника по работе с приемными семьями, членов приемной семьи.

«Запустите* действие, пусть состоится разговор между Дашей и учительницей. Спросите их. что они чувствуют. Почему Даша не захотела разговаривать? Что подумала учи­тельница? Поговорите с Дашей: что на самом деле происхо­дит дома? Когда это началось? Считает ли она, что мама ее больше не любит? Нравится ли ей новый мамин муж? Боит­ся ли она идти домой5

Попросите участников, исполняющих роли матери и отчима, подумать и рассказать, что происходит в их семье, что они думают об этой ситуации, как на самом деле отно­сятся к Даше.

Проиграйте с участниками момент прихода инспекто-. ра в дом. Спросите утех, кто играет мать и отчима, что они чувствуют? Что хотели бы сделать? Как они думают, что бу­дет дальше?

чаИЯТИЕ 2- Пе ред началом уст ройства ребенка в п риемн ую семью

История Даши.

Даше 11 лет, она учится в 5-м классе. Последние 6 ме­сяцев она стала намного хуже учиться, стала невнима­тельной, выглядит подавленной. Учительница несколько раз передавала Дашиной матери приглашение в школу для беседы, но та ни разу не явилась. Однажды, когда Даша переодевалась к уроку физкультуры, учительница, случайно зайдя в раздевалку, обратила внимание на си­няки на ее теле. Даша не хотела разговаривать, потом за­плакала и призналась, что ее побили дома. Подробности узнать не удалось.

Учительница знает, что мать девочки недавно второй раз вышла замуж, кроме того, она слышала, что в семье не все благополучно, родители выпивают. Учительница об­ратилась за помощью к инспектору по охране прав детей. Инспектор посетил семью, опросил соседей, организовал медицинское освидетельствование ребенка. Инспектор убедился, что Даша постоянно подвергается жестокому обращению со стороны отчима при попустительстве матери, причем они оба регулярно выпивают. Комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение изъять ребенка из семьи и поместить в приют. Даша — домаш­ний ребенок и тяжело приживается в казенном учрежде­нии, хотя в приюте к ней относятся хорошо. Сотрудники приюта решили поместить Дашу в приемную семью до выяснения ее социального статуса. Параллельно ведется работа с матерью Даши с целью вернуть ее к нормальной жизни. В случае, если это не удастся и мать будет лише­на родительских прав, встанет вопрос о долговременном устройстве Даши в приемную семью, С Дашей постоянно общается социальный работник, с ней работают детские психологи, педагоги, врачи, которые помогают девочке пережить трудное время.

Пусть инспектор сообщит кровной семье о том, что ребенок решением комиссии изъят из семьи и направлен в детский приют. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, как они к этому относятся, что чувствуют, что хотят сделать, какие вопросы у них возникают

Обратитесь к Даше. Пусть детский социальный работник поговорит с ней, сообщит, что для ее безопасности решено, что она пока не будет жить дома; пусть он расскажет ей о приюте, подбодрит. Спросите у участника, играющего Дашу, что она обо всем этом думает? Что чувствует? Хочет ли об­ратно к маме? Хочет ли она в приют?

 

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

аТНР 2 Пфед началом уст ройства ре бенка в п риемную семью

Цель Содержание

Содержание

Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка участ­ников тренинга.

Упражнение выполняется в кругу. Желательно, чтобы оно сопровождалось быстрой ритмичной музыкой. Каж­дый участник по очереди выходит в центр круга и показы­вает любое движение вся группа повторяет его.

АША»

Показать, как происходит выявление детей, подвергаю­щихся жестокому обращению в семье. Показать, как видят происходящее кровные родители, сам ребенок, работники социальной службы, приемные родители.

Ведущий объясняет участникам, что ролевые игры позволяют понять мысли и чувства другого человека, апро­бировать новые способы поведения. Б ролевой игре нужно почувствовать себя в роли выбранного персонажа и сыграть эту роль в соответствии с сюжетом и собственным пред­ставлением о ней. Ведущий зачитывает историю Даши. Далее необходимо разыграть данную ситуацию. Предложите участникам группы выбрать роль како­го-либо персонажа: Даши, кровных родителей, учителя, инспектора по делам несовершеннолетних, социального работника по работе с детьми, врача, детского психолога, социального работника по работе с приемными семьями, членов приемной семьи.

♦Запустите» действие, пусть состоится разговор между Дашей и учительницей. Спросите их, что они чувствуют. Почему Даша не захотела разговаривать? Что подумала учи­тельница? Поговорите с Дашей: что на самом деле происхо­дит дома? Когда это началось? Считает ли она, что мама ее больше не любит? Нравится ли ей новый мамин муж? Боит­ся ли она идти домой?

Попросите участников, исполняющих роли матери и | отчима, подумать и рассказать, что происходит в их семье, что они думают об этой ситуации, как на самом деле отно­сятся к Даше.

Проиграйте с участниками момент прихода инспекто­ра в дом. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, что они чувствуют? Что хотели бы сделать? Как они думают, что бу­дет дальше?

История Даши.

Даше 11 лет, она учится в 5-м классе. Последние б ме­сяцев она стала намного хуже учиться, стала невнима­тельной, выглядит подавленной. Учительница несколько раз передавала Дашиной матери приглашение в школу для беседы, но та ни разу не явилась. Однажды, когда Даша переодевалась к уроку физкультуры, учительница, случайно зайдя в раздевалку, обратила внимание на си­няки на ее теле. Даша не хотела разговаривать, потом за­плакала и призналась, что ее побили дома. Подробности узнать не удалось.

Учительница знает, что мать девочки недавно второй раз вышла замуж, кроме того, она слышала, что в семье не все благополучно, родители выпивают. Учительница об­ратилась за помощью к инспектору по охране прав детей. Инспектор посетил семью, опросил соседей, организовал медицинское освидетельствование ребенка. Инспектор убедился, что Даша постоянно подвергается жестокому обращению со стороны отчима при попустительстве матери, причем они оба регулярно выпивают. Комиссия по делам несовершеннолетних вынесла решение изъять ребенка из семьи и поместить в приют. Даша — домаш­ний ребенок и тяжело приживается в казенном учрежде­нии, хотя в приюте к ней относятся хорошо. Сотрудники приюта решили поместить Дашу в приемную семью до выяснения ее социального статуса. Параллельно ведется работа с матерью Даши с целью вернуть ее к нормальной жизни. В случае, если это не удастся и мать будет лише­на родительских прав, встанет вопрос о долговременном устройстве Даши в приемную семью. С Дашей постоянно общается социальный работник, с ней работают детские психологи, педагоги, врачи, которые помогают девочке пережить трудное время.

Пусть инспектор сообщит кровной семье о том, что ребенок решением комиссии изъят из семьи и направлен в детский приют. Спросите у тех, кто играет мать и отчима, как они к этому относятся, что чувствуют, что хотят сделать, какие вопросы у них возникают.

Обратитесь к Даше. Пусть детский социальный работник поговорит с ней, сообщит, что для ее безопасности решено, что она пока не будет жить дома; пусть он расскажет ей о приюте, подбодрит. Спросите у участника, играющего Дашу, что она обо всем этом думает? Что чувствует? Хочет ли об­ратно к маме? Хочет ли она в приют?

 

Методические рекомендации

Гласа 3. Программа занятий Школы для приемных ради/пел ••

Тем временем социальный работник по работе с кров­ной семьей посещает мать Даши. Что он чувствует? Чего опасается? Что чувствует она? О чем она спрашивает? На­строена агрессивно или подавлена, взяла себя в руки, чтобы вернуть ребенка, или еще больше запила «с горя»? Хочет ли увидеться с Дашей? Как относится к известию, что Даша бу­дет жить в приемной семье? Что говорит отчим?

Пусть детский социальный работник расскажет Даще о возможности пожить в семье до выяснения ситуации с ее матерью. Спросите, что девочка чувствует в связи с этим? Как представляет себе эту семью? О чем хотела бы спро­сить? Как она относится к будущим приемным родителям? Обратитесь к участникам, играющим приемных роди­телей. Скажите, что скоро к ним в семью придет Даша. Что они чувствуют? Чего ждут? Чего опасаются?

Попросите всех исполнителей ролей, кроме матери и отчима, встать вокруг Даши. Обратите внимание группы на то, как много людей принимают участие в судьбе ребен­ка, перечислите их всех, начиная с учительницы и кончая приемными родителями. Подчеркните, что эти люди не дадут Дашу в обиду, поддержат ее. Пусть каждый участник протянет Даше нить (можно использовать клубок шерстя­ных ниток). Таким образом получится, что Даша «связана» со всеми участниками. Далее каждый по очереди (или все одновременно) обращается к Даше из своей роли (учитель­ница может спросить, сделала ли она уроки, психолог -предложить нарисовать себя и т. д.). При этом все дергают за ниточки, связывающие их с Дашей.

Спросите Дашу, что она чувствует сейчас, стоя внутри круга. Попросите участников запомнить эту «скульптуру». Поблагодарите участников, «снимите» с них роли и попро­сите всех сесть.

После окончания игры необходимо обсудить, какие чувства, переживания, мысли возникали у участников в процессе выполнения задания. Подводя итоги, нужно сде­лать акцент на отношениях между приемными родителя­ми, кровными родителями и социальными работниками, подчеркивая важность, в первую очередь, чувств и интере­сов ребенка. Потенциальные приемные родители должны почувствовать, что они и социальные работники — одна команда. Необходимо подчеркнуть, что приемные родите­ли не должны пытаться делать все самостоятельно, что они должны уметь вовремя обратиться за помощью к социа.№ ным работникам, друзьям, родственникам и т. д.

Ведущий и родители обмениваются впечатлениями от прошедшего заня-Все участники могут проанализировать, как изменилось их настроение и ам'очувствие к концу работы, каких намеченных в начале занятия целей они смогли достичь. Ведущий коротко сообщает темы следующего занятия.

^тол^ вёрШения работы~~ ~~ ~~

Проводится так же, как на предыдущем занятии.

ЗАНЯТИЕ 3. Первая встреча с ребенком

Цели занятия:

подготовка к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним;

О повышение уровня знаний об интересах детей разного возраста;

О прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помеще­нии в приемную семью; получение знаний о чувствах других участни­ков данного процесса.

План занятия

1- Приветствие.

2. Мозговой штурм «Что необходимо знать родителю перед первой встречей с ребенком?».

3. Упражнение «Интересы детей».

4. Ролевая игра «Приглашение в гости».

5. Разминка «Времена года».

6. Упражнение «Чувства».

?■ Упражнение «Ворвись в круг».

& Подведение итогов.

9- Ритуал завершения занятия.

- частники по кругу называют свое имя и действие на первую букву имени, °рое им нравится делать. Это может быть хобби, увлечение или просто лю-°имое движение.

 

Прог рамма занятий Школы для п риемных родит

>и.-). 1 крогралма занятий Школы для приемных й<

МОЗГОВОЙ ШТУРМ"^ЧТ0НЕОБХОДИМО ЗНАТЬРОДИтю ПЕРЕД ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕЙ С РЕБЕНКОМ?»

Цель

0ТИЕ 3. Пемаяветреча с ребенком

Содержание

Мозговой штурм должен подготовить родителей к пер­вой встрече с ребенком.

Задача родителей — определить, что они обязательно должны знать о ребенке перед первой встречей с ним. Моз­говой штурм можно проводить в общей группе, записывая все возникающие предложения на листе ватмана.

Методические Перед первой встречей с ребенком родители должны

рекомендации получить необходимые сведения о нем у социального ра­ботника. Но находясь в состоянии повышенной тревож­ности (или по другим причинам), они зачастую теряют­ся в большом потоке информации, забывают спросить о тех особенностях ребенка, знание которых поможет при установлении контакта с ним. Поэтому для закрепления результатов мозгового штурма ведущий должен раздать каждому участнику памятку, состоящую из наиболее важ­ных вопросов, которые необходимо задать социальному работнику перед первой встречей с ребенком (см. Прило­жение 3).

УПРАЖНЕНИЕ «ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ*

Цель

Подготовка родителей к общению с ребенком, прояс­нение их представлений об интересах детей разных воз­растов.

Содержание Родители делятся на две группы. Их задача:

* придумать как можно больше разных занятий, игр, ме­роприятий, которые можно провести с ребенком при первом приглашении его в гости;

• обсудить интересы детей того или иного возраста.

Первая группа выполняет задание, рассматривая си­туацию приглашения в гости 4-7-летнего ребенка, вторая группа — 8-П-летнего ребенка. Далее родители представ­ляют результаты своей работы, а ведущий записывает все варианты на доске или листе ватмана.

Методические Ведущий может выделить наиболее удачные формы

рекомендации совместного досуга, например просмотр домашней ви-деотеки и семейных фотоальбомов, приготовление вмес­те с ребенком какого-либо блюда и т. д. Нужно обратить \ внимание родителей на то, что при первой встрече важ­но не перегрузить ребенка положительными эмоциями и I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.124 с.)