Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребители как объект сервисной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Создавая и предоставляя услуги, сотрудник сервисной организации ежедневно встречается со сходными проблемами: как можно лучше осуществлять «миссию» организации, завоевывая и создавая постоянного потребителя своих услуг, обеспечивая экономическую эффективность. Но решение этих проблем осуществляется по-разному в зависимости от конкретного потребителя, от его запросов и потребительского поведения. Поведение потребителя - это деятельность, направленная на получение возможности пользования товарами или услугами и включающая процессы информирования, взаимодействия, принятия решений, которые предшествуют действиям потребителя или следуют за ними. Работник сферы сервиса постоянно встречается с разными типами потребителей. Основа грамотного построения сервисного взаимодействия - это ориентация на потребителя с учетом существующих типологий. В жизни поведение людей не укладывается в жесткие рамки схем и моделей. Необходима разносторонняя оценка потребителя. Однако любая группировка, классификация может помочь, оказаться полезной исполнителю услуги, повысив его коммуникативную компетентность. Изучение характеристик потребителей дает также возможность установить прочную долговременную связь конкретной услуги с определенной группой потребителей. Этапы взаимодействия с потребителем в процессе обслуживания. В ходе взаимодействия и происходит все более точная и подробная идентификации потребителя – выявление его типологических характеристик как партнера в сервисном общении. Сервисное взаимодействие - процесс, начинающийся с первого впечатления от зрительного контакта. Партнеры воспринимают внешний вид, выражение лица, мимику, телодвижения, походку, речь. И уже по этим первым признакам можно понять очень многое: возраст, принадлежность к определенному социальному слою (социальной группе) и даже профессии, уровень образования и культуры, вкус, личные особенности. На самой ранней стадии взаимодействия исполнитель, продавец (реализатор) товара или услуги определяет примерный экономический статус потребителя и делает первый, предварительный прогноз его поведения. Первый этап завершается привлечением внимания потребителя и взаимным включением в сервисное взаимодействие. Второй этап – это сервисная коммуникация, процесс формирования энергетического канала взаимодействия, в процессе которого непрерывно уточняются представления о социально-профессиональных, социально-культурных, социально-психологических и личностных характеристиках потребителя. Завершение второго этапа – сформированость канала взаимодействия, установление контакта. Энергетичность контакта, взаимопонимание – объективный показатель эффективности сервисного взаимодействия. На третьем этапе по установившемуся каналу происходит взаимообмен информацией и воздействием, цель которого решение проблемы потребителя продажей и предоставлением услуги. Процесс, представленный здесь в расчлененном виде может в реальности протекать в свернутом виде, если сотрудник сервисной организации опытен, быстро ориентируется в типологиях потребителей или если одна из характеристик потребителя оказывается ведущей и сразу определяет характер и результат сервисного взаимодействия. Рассмотрим некоторые типологии потребителей и характер их сервисного поведения. Социально-культурные характеристики, их влияние на сервисное поведение. Потребители различаются по следующим формам культурного поведения: принадлежность к определённой субкультуре, образование, образ и стиль жизни. Субкультура - конкретная форма бытия культуры, принимаемая той или иной социальной группой и дающая возможность самоидентификации, более полного отождествления и тесного общения человека с другими людьми на основе культурного единства. Обычно выделяют субкультуры: национальные, религиозно-национальные, расовые и возрастные. Базовый набор ценностей, привычек и поступков усваивается в семье, принадлежащей к определенной национальной или религиозно-национальной субкультуре. Принадлежность к той или иной субкультуре определяет духовный облик человека, его ментальные особенности на разных этапах жизненного цикла и обязательно сказывается на потребительских стандартах и сервисном поведении. Идентифицируя принадлежность потребителя к той или иной субкультуре, исполнитель, реализатор услуги должен иметь в виду: · этнические, национальные пристрастия и интересы; · религиозные предпочтения и запреты; · культурные сложности и отличающиеся отношения, запросы; · отличия в сервисном поведении, сложности в установлении сервисной коммуникации. Образование как культурный фактор также вызывает изменение сервисного поведения: меняет социальный статус, объем знаний, образ и стиль жизни. Эти изменения воздействуют на отношении к услугам, влияют на предпочтения, сказываются на сервисном взаимодействии. Повышается требовательность, б о льшее внимание уделяется моде, новизне, сложной технике, статусному характеру услуг. Образ жизни - устоявшаяся форма бытия в мире, которое находит своё выражение в действиях, интересах, занятиях, в потреблении услуг, в том числе и в сервисном поведении. Образ жизни рисует «всесторонний портрет» человека в его взаимодействии с окружающей средой. Именно в образе жизни находят выражение социально-экономические факторы поведения потребителей. При этом люди, принадлежащие одной субкультуре, одной национально-религиозной группе могут вести совершенно разный образ жизни. Поэтому в рамках образа жизни различаются группы со схожими характеристиками в зависимости от стиля жизни. Стиль жизни - разновидность образа жизни, определённый тип поведения личности или группы. Различают 6 основных групп в зависимости от стиля жизни. 1. Базисная группа (люди с низкими доходами, низким статусом). 2. Примерные граждане (средний класс, конформны, базируются на сложившихся стереотипах поведения). 3. «Молодые волки» (война за статус, за финансовое благополучие). 4. Победители (люди с большими доходами). 5. Интроверты (увлечённые люди, занятые делом, и замкнутые на себе). 6. «Мудрые» (сочетают высокий статус с большой уверенностью в себе). Студентам предлагается путем наблюдения выявить особенности сервисного поведения каждой из групп, учитывая: доход, место жительства, организацию рабочего и свободного времени, любимые занятия вне сферы труда, устройство быта, стиль одежды, манеру поведения, ценностные предпочтения и вкусы. Социально-демографические характеристики потребителей и их сервисное поведение. Социально-демографические характеристики – социальное положение (принадлежность к социальной и профессиональной группе), возраст, пол, семейное положение. Рассмотрим некоторые особенности сервисного поведения в зависимости от социально-демографических характеристик потребителей. Социальная группа - относительно постоянная и однородная часть общества, в которой люди имеют сходные возможности, ценности, интересы и поведение. Признаки, по которым выделяют социальные группы – роль в общественном разделении труда, занятие, благосостояние, доход. Для каждой социальной группы характерны предпочтения в отношении товаров и услуг, свои варианты проведения досуга и отдыха, свои особенности потребительского поведения. Основные социально-профессиональные группы с точки зрения потребительского поведения: 1. Рабочие, служащие. 2. Учащиеся, студенты, интеллигенция. 3. Торговцы, предприниматели, домохозяйки. 4. Фермеры, крестьяне. Особенности сервисного поведения и предпочтений каждой группы. 1-я группа. Имеют профессию, но заняты монотонным трудом. Достаточно зарабатывают, стремятся к смене содержания и характера деятельности. Имеют специальные знания, связанные с основной деятельностью. В сфере услуг требуют высокого качества за доступную цену. 2-я группа. Связаны с обучением, образованием, наукой. Стремятся расширить знания, исключительно чувствительны к новизне. Имеют невысокие заработки, поэтому часто выбирают более дешевые варианты услуг. 3-я группа. Высокий заработок, особая чувствительность к моде, ко всему необычному. Чувствительны к социальному престижу, стараются поддерживать статус (степень уважения со стороны общества). Особое значение имеют для них референтные группы, т.е. совокупности людей, компании, к которым они себя причисляют и на которые ориентируются в своем поведении. В этих общностях образ жизни, ценности и оценки относительно унифицированы, и отсюда сходное поведение потребителей на рынке услуг. 4-я группа. Ищут специализированные товары и услуги, которые учитывают их потребности. Даже из этих очень кратких характеристик видно, что представители разных социально-профессиональных групп могут различаться по потребительскому поведению, и эту взаимосвязь необходимо знать и отслеживать сотруднику сервисной организации. Основанием дифференциации потребителей услуг могут быть возраст и семейное положение. Стоит только появиться любому посетителю в сервисной организации, как сразу рождается отношение к нему, определяемое возрастом. Здесь можно выделитьследующие основные возрастные периоды жизни человека как обстоятельства, влияющие на поведение потребителей. 1. Дети, школьники. 2. Подростки. 3. Молодежь и студенты (до 25 лет). 4. Люди в активном периоде жизненного цикла (26-60 лет). 5. «Золотой» возраст» (старше 60лет). Все эти группы потребителей имеют отчетливо выраженные особенности сервисного поведения. 1-я группа. Дети до 7 лет сильно влияют на родителей. В США детей до 7 лет с родителями пропускают в кинотеатры бесплатно, так как установлено, что в этом случае родители тратят на сопутствующие услуги в два раза больше, чем без детей. Ориентация на потребности детей во многом определяет сервисное поведение родителей. Школьники исключительно любопытны, все готовы испробовать, побуждают родителей приобрести услугу, обладающую новизной. 2-я группа. Подростки ориентированны на среду сверстников, имеют специфические интересы в рамках возрастной субкультуры. Они высоко ценят смелость, мужество, чувствительны к моральным ценностям, переоценивают свою самостоятельность. Подростки финансово зависимы, но исключительно настойчивы в воздействии на сервисное поведение взрослых, добиваясь намеченной цели и общения «на равных». 3-я группа. К этой группе относятся студенты и молодежь до 25 лет, как правило, несемейная, а также недавно созданные семьи без детей. Достаточно образованы и интеллектуальны. Чувствительны к новому, склонны к самостоятельности, коммуникабельны. Высокие запросы и стремление по-своему проявить себя. У молодежи свои стандарты поведения, свой стиль жизни. Молодежь крайне требовательна к взрослым людям, к сотрудникам сервисных организаций. Ценит компетентность сотрудников и модность, современность в характере услуги. Сервисное взаимодействие протекает оптимально, если партнеры близки по возрасту. 4-я группа. Это возраст гармонии, расцвет, вершина жизни. На сервисное поведение большое внимание оказывает семья, наличие детей: именно эта ячейка организует закупку и потребление услуг. На первой стадии (25-35 лет) воспитание детей, забота о карьере и финансовом благополучии обусловливают заинтересованность в услугах, облегчающих жизнь, экономящих время и силы. Эти потребители обычно неконфликтны, терпимы, но поступают по-своему без обострения обстановки. В выборе услуг часто руководствуются утилитарными мотивами (преимущество, польза, выгода). На второй стадии (35-45 лет) выше ценятся удобства, комфорт, а финансовая обеспеченность позволяет престижное и статусное потребление. Потребители этого возраста разборчивы, требовательны. В возрастной группе старше 45 лет преобладают интересы, связанные с младшим поколением семьи, с близостью к природе. 5-я группа. Для «золотого возраста» старше 60-65 лет характерны терпимость, не капризность, но в то же время – отрицание права молодых по-своему осваивать жизнь и культуру. Привлекательны услуги, связанные с лечением, отдыхом, познанием того, что не успели узнать, увидеть ранее. Активны в сервисном взаимодействии, порой даже чересчур. Здесь необходимы подчеркнутая уважительность, внимательность и такт, признание значимости пожилых людей в обществе как носителей культурных традиций и опыта. Пол и сервисное поведение. В сервисном поведении мужчин и женщин наблюдаются существенные различия. Сервисное взаимодействие протекает более успешно в смешанном варианте. Взаимодействие мужчины с мужчиной протекает менее согласованно, т.к. мужчины вносят в сервисное взаимодействие элемент соперничества. Женщины в такой ситуации, как правило, проявляют меньшую волю к достижению результата. В сервисном поведении мужчин и женщин видны вполне ощутимые различия. Мужчины: · гораздо более доверчивы, верят слову специалиста, придают большее значение вниманию, приветливости; · не любят самого процесса поиска и выбора услуг, делают это только по необходимости; · ценят профессионализм, требуют краткой, точной, конкретной и исчерпывающей информации об услуге или товаре; · быстро принимают решение и приобретают товар или услугу, если считают, что это решает проблему. Женщины: · придают большое значение рекламе, виду товара на витрине, демонстрации, изображению, визуальному образу услуги (например, показу видеоиллюстраций в туризме); · тщательно взвешивают все за и против, любят заниматься сопоставлением вариантов; · подвержены психическому заражению, поддаются влиянию; · ценят порядок, соблюдение процедур, надежность, гарантии; · имеют тонкий вкус, знают мир услуг и товаров, следят за модой, общественной престижностью, статусностью услуг. Эти особенности обязательно проявляются в сервисном взаимодействии. Социально-психологические характеристики и поведение потребителей. На потребительское поведение воздействуют мотивация приобретения услуг, стереотипы поведения. В любой данный момент времени человек испытывает множество нужд: биогенных, психогенных. Биогенные потребности связаны с внутренними физиологическими состояниями. Психогенные - результат внутренней психической напряженности: нужда в признании, уважении, духовной близости и т.д. Мотив или побуждение – нужда, ставшая столь настоятельной, что осознается и заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Сервисное взаимодействие предполагает проникновение в мир потребностей, мотивов, установок личности и снятие озабоченности предоставлением услуги. Существует множество классификаций потребностей, лежащих в основе мотивов человеческого поведения. Для работника сферы сервиса применительно к потребителю наиболее значимы теории мотивации З.Фрейда (1) и А.Маслоу (2). В теории З.Фрейда содержится положение, справедливость которого постоянно ощущают сотрудники сервисных организаций, общаясь с потребителями: «Человек не отдает себе полного отчета в истоках своих влечений». Порой приходится затратить немало усилий и времени, чтобы определить истинную проблему человека, мотивацию приобретения услуги и найти необходимую услугу или набор услуг, чтобы разрешить затруднение. В теории потребностей А.Маслоу важен и набор характерных для человека потребностей, и их иерархичность. А.Маслоу выделил 2 группы потребностей: высшие и низшие. Низшие потребности - физиологические, базисные (основание иерархии потребностей) и потребности в безопасности, в самосохранении. Это потребности, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности. Потребности высшего порядка: в творческом самовыражении, в самореализации и самоутверждении. В процессе сервисного взаимодействия работник сервиса, безусловно, должен иметь в виду и другие высшие потребности по Маслоу: в принадлежности (в социальных контактах), в признании, оценке. Кроме перечисленных групп, выделенных по разным признакам, потребители отличаются по личностно-психологическим характеристикам (темперамент, характер) и личностным особенностям. Потребителей можно различать и по личностным особенностям: · по эмоциональной чувствительности - необщительные, застенчивые, добродушные; · по волевым качествам - решительные, нерешительные; · по активности поведения - деятельные, неинициативные; · по скорости принятия решений - медлительные, торопливые, быстро ориентирующиеся; · по самостоятельности - доверчивые, недоверчивые. Классификация потребителей не исчерпывается приведенными типами. Критерии возможных группировок многообразны (3). Сотрудникам сервисных организаций важно изучать не типы вообще, а типичные проявления потребительского поведения. Тогда результаты теоретических построений и наблюдений можно будет использовать в практической работе. Каждый конкретный посетитель – уникальное сочетание качеств. Нет двух похожих личностей. Потребительское поведение зависит от личностных особенностей конкретного человека. Приёмы и характер сервисного взаимодействия находятся в прямой зависимости от личности потребителя и его потребительского поведения. Личность потребителя - объект пристального внимания продавца и исполнителя услуги, который должен быть или стать практическим психологом, регулируя ролевые отношения в сервисном взаимодействии в интересах потребителя, а значит, и сервисной организации. Вывод. Для достижения успеха в любом виде сервисной деятельности необходима разносторонняя оценка потребителя. Основа грамотного построения сервисного взаимодействия - это ориентация на потребителя с учетом существующих типологий. Группировка, классификация может помочь предугадать реакции и поведение потребителя, построить целесообразную стратегию маркетинговых коммуникаций и сервисного взаимодействия. Личность потребителя - объект пристального внимания продавца и исполнителя услуги, который должен быть практическим психологом, регулируя ролевые отношения в процессе обслуживания.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З.Фрейд. – М.: Изд-во СТД, 2003. 2. Маслоу, А. Мотивация и личность. Изд. 3-е. / А.Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. 3. Психогеометрическую характеристику личности потребителя см., например: Сервисная деятельность: Учебное пособие. / Под ред. В.К.Романович. – СПб.: Питер, 2006. – С. 94-105. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ 1. В чем практическое значение типологий потребителей услуг? 2. Каковы основные этапы взаимодействия с потребителем? 3. Сформулируйте особенности сервисного поведения потребителей, относящихся к разным группам по стилю жизни. 4. Охарактеризуйте сервисное поведение потребителей разных социально-профессиональных групп. 5. Назовите основные различия в сервисном поведении мужчин и женщин. 6. Определите, к какому типу потребителей по преобладающей компоненте характера Вы отнесете себя?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.015 с.) |