Функционирование отдельных групп услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование отдельных групп услуг



Сфера бытового обслуживания населения – совокупность видов деятельности, направленной на оказание и реализацию услуг для населения.

Бытовое обслуживание различных видов призвано выполнять важнейшие функции по реализации потребностей населения:

- дополняет личное потребление;

- удовлетворяет и целенаправленно формирует потребности населения;

- создает условия для экономии свободного времени населения;

- способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 536 от 8 июня 1993 г. были утверждены «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации», которые регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытовых услуг (1).

В конце 1990-х годов бытовые услуги в общем объеме оказанных услуг населению в целом по России составляли 16%. При этом необходимо отметить, что объем бытовых услуг населению в общем объеме платных услуг упал по сравнению с предыдущими годами. Удельный вес бытовых услуг снижается при росте доли расходов населения на социально необходимые услуги, ранее предоставляемые бесплатно или со значительной скидкой (жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, медицинские).

Именно в этой отрасли произошли изменения, имеющие негативные последствия для обслуживания населения России социально-важными бытовыми услугами. Результатами данных процессов стали:

- сокращение физических объемов производства бытовых услуг по сравнению с дореформенным периодом по всем основным группам бытовых услуг (услуг прачечных, парикмахерских, химчисток, мастерских крашения, бань и душевых и т. д.);

- структурные изменения бытовых услуг, рост спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, ремонту и строительству индивидуального жилья, индивидуальному пошиву одежды, основными потребителями которых являются группы населения с высоким и средним уровнем дохода. При этом падает спрос на услуги по пошиву обуви, изготовлению и ремонту, на услуги прачечных;

- сокращение сети предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, как в целом, так и по отдельным видам услуг. Почти в 3 раза уменьшилась численность работающих в отрасли при том, что именно в этой сфере предположительно постоянно должны создаваться рабочие места.

Результаты бюджетных обследований показывают, что во всех доходных группах население осуществляет расходы на оплату бытовых услуг. Даже при минимальных среднедушевых доходах население вынуждено потреблять бытовые услуги в силу их социальной значимости. Принципиальным моментом в оценке тенденций потребления отдельных видов услуг является необходимость дифференцированного подхода к различным видам услуг и сложившимся тенденциям реализуемого спроса на них, в том числе в силу имеющихся диспропорций в доходах различных слоев населения (2).

Сфера посреднических услуг в России. В современной России продолжают выделяться и развиваться многие виды специализированных отраслей сферы услуг как следствие формирования рыночной инфраструктуры. Посреднические услуги – это комплекс услуг коммерческого посредничества, которые обеспечивают процесс производства, обращения и эффективного потребления материальных и нематериальных благ.

Можно выделить несколько групп услуг, оказываемых потребителям коммерческими посредниками:

1. Посредничество в реализации товаров и организации хозяйственных связей. Сюда входит организация каналов реализации и приобретения продукции посредством биржевой, ярмарочной, аукционной и комиссионной торговли, посредничество в реализации и обретении продукции между производителями и потребителями, в организации кооперирования промышленных предприятий и загрузки их свободных мощностей, посредничество в реализации неиспользуемых товарно-материальных ценностей и вторичных ресурсов.

2. Информационные и организационно-коммерческие услуги: обеспечение коммерческой, научно-технической, экономической, правовой и другой информацией потребителей и производителей продукции, изучение спроса и предложения на отдельные виды продукции и услуг по заказам клиентов, организационно-правовое и научно-техническое консультирование потребителей продукции и услуг. К этой же группе относят и консалтинговые услуги по консультированию производителей, продавцов и покупателей в различных сферах деятельности, а также по исследованию и прогнозированию рынка товаров и услуг.

3. Производственные услуги: преобразование производственного ассортимента продукции в потребительский, изготовление продукции повышенной готовности к потреблению, монтаж поставляемого оборудования, проверка качества поставляемой продукции, ремонт и восстановление продукции, организация выполнения заказов на изготовление многооборотной тары, нестандартных изделий и т. п.

4. Транспортно-эксплуатационные услуги: доставка товаров потребителям, привлечение для транспортировки товаров специальных видов транспорта, посылочная торговля, получение грузов по доверенностям клиентов, экспедирование грузов.

5. Финансово-расчетные и кредитные услуги: коммерческое кредитование покупателей и продавцов, коммерческое финансирование (товарное и денежное) мероприятий по насыщению рынка товарами повышенного спроса.

6. Арендные услуги (прокат, лизинг): предоставление в аренду оборудования, приборов, инструментов и другой продукции, производственных, складских, служебных и других площадей, тары, контейнеров и транспортных средств, сопутствующих аренде услуг по обеспечению потребителей сервисными работами, обслуживающими специалистами, исходными материалами.

Одной из наиболее распространенных разновидностей посреднической предпринимательской деятельности является дилерство – частный вид предпринимательства, основанный на моделировании возможных партнерских связей между контрагентами, оценке и анализе их эффективности и выборе наиболее эффективного варианта партнерских связей. Дилеры работают за свой счет, покупая товары у производителей и, становясь собственниками товаров, реализуют их от своего имени.

Исходя из состояния российского рынка важное значение для дилерства приобретает использование консалтинговых услуг, анализ их специфики, организации, научно-методического и информационного обеспечения, выявления приоритетных проблем внутреннего консультирования в дилерской деятельности.

Инновационный аспект дилерства наряду со знанием потребителя предполагает обладание информацией об уровне развития науки и техники. В ходе сотрудничества между дилером и производителем возможно создание совместных структурных подразделений.

Досуговые услуги. В зарубежной практике принято выделять услуги отдыха и развлечения в отдельную группу, входящую в так называемые потребительские услуги. В России досуговые услуги не выделяются в отдельную группу, но относящиеся к ним по своей сути услуги включены в те или иные группы платных услуг «Общероссийского классификатора услуг населению» (3).

Основным признаком отнесения услуги в группу досуговых принята ее принадлежность к развивающим и (или) развлекательным услугам, потребляемым в свободное от работы и учебы время.

В группу развлекательных услуг входят услуги дискотек, ночных клубов, аттракционов, игорного бизнеса, различные шоу и спортивные зрелища, спортивная охота и рыбалка и т. п.

Группа развивающих услуг имеет более сложную структуру и дополнительные классификационные параметры. К числу конкретных видов развивающих услуг относят:

- спортивно-оздоровительные услуги;

- информационно-познавательные услуги;

- эстетические услуги;

- обучающие услуги, которые в свою очередь делятся на профессиональные, хозяйственные и др.

Включение услуг библиотек и читальных залов в структуру платных обусловлено объективными причинами. В условиях снижения государственного финансирования многие библиотеки вынуждены переходить на платный характер обслуживания читателей.

Досуговые услуги являются важнейшей составляющей так называемой социальной экономики, ориентированной на человека, призванной способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей. При всем многообразии жизненных проявлений можно сформировать общее представление об условиях, в которых работают, отдыхают люди, о том, насколько они довольны этими условиями. Все это вместе определяет качество жизни.

Качество жизни отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Качество жизни измеряется качественными показателями, в отличие от уровня жизни, которое в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей.

Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или определенных социальных групп. При оценке уровня проведения досуга используются такие показатели, как количество библиотек, кинотеатров, театров, концертных залов, спортивных сооружений, а также относительные показатели, такие, как численность книг и журналов в массовых библиотеках или число мест в клубных учреждениях на 1000 жителей и т. д.

Наряду с денежными доходами на уровень жизни и уровень проведения досуга влияют блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно или за ограниченную плату. Это такие досуговые услуги, как услуги культуры и физической культуры, услуги по обеспечению массового отдыха в парках, заповедных местах. В условиях рыночной экономики такие услуги бесплатны или частично платны только для отдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами.

По степени важности досуговых услуг можно выделить первостепенные (социально-значимые) и второстепенные услуги (в основном развлекательного характера).

Сфера досуговых услуг сегодня должна рассматриваться не только как фактор, снижающий социальную напряженность, но и как важный сектор экономики, обеспечивающий рост занятости, развитие наукоемких отраслей, значительный приток доходов и новых налоговых платежей в государственные бюджеты.

Гостиничный сервис. Гостиничный сервис как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах и других средствах размещения за вознаграждение. В соответствии с ГОСТ Р 50645 – 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» гостиница – это предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостиницах – 10.

Гостиницы характеризуются следующими признаками:

- состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум;

- имеют единое руководство;

- предоставляют разнообразные гостиничные услуги;

- сгруппированы в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартом страны.

Гостиничные предприятия различаются по вместимости, числу мест для проживания и числу номеров. Номер – помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории. Койко-место – площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.

В отечественной практике придерживаются следующей типологии гостиниц по вместимости: менее 150 мест – малые гостиницы; от 150 до 299 мест – средние; от 300 до 600 мест – большие; более 600 мест – крупные. В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, разработанная экспертами Всемирной туристской организации. В соответствии с ней все средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются на предприятия гостиничного типа и специализированные.

ГОСТ Р 51185 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» определил следующие виды средств размещения:

- коллективные средства размещения гостиничного типа: гостиницы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития;

- специализированные средства размещения: санатории, профилактории, дома отдыха, туристские приюты, стоянки, туристские, спортивные базы, базы отдыха, дома охотника (рыбака), конгресс-центры, кемпинги, ботели, флотели, ротели;

- индивидуальные средства размещения: квартиры, комнаты в квартирах, дома, сдаваемые в наем коттеджи.

Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее категорией, размером номерного фонда, местоположением, спецификой гостей и другими факторами Она является отражением полномочий и обязанностей каждого работника.

К персоналу контактных служб гостиниц, как правило, предъявляются типовые требования: опрятный и привлекательный внешний вид, безупречная манера поведения, знание этики и психологии общения, коммуникабельность, знание иностранных языков, возрастные ограничения.

Основные службы, имеющиеся в большинстве гостиниц, можно перечислить следующим образом: служба приема и размещения, служба эксплуатации (обслуживания) номерного фонда, административно-управленческая служба, служба общественного питания, коммерческая служба, инженерно-техническая служба, вспомогательные и дополнительные службы.

В конце ХХ века мировое гостиничное хозяйство насчитывало около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагавших более чем 14 млн. номеров (26млн. мест). Структура мирового гостиничного хозяйства адекватно отражает туристские потоки по географическому принципу: чем больше внутренних туристов и иностранных посетителей в том или ином регионе мира, тем больше средств размещения имеет этот регион. Грандиозность гостиничной индустрии, стабильность ее положения и роста во времени выдвигают ее на одно из передовых мест в настоящем и будущем мировой экономии

Международный рынок услуг. В настоящее время ни одна страна в мире не может динамично развиваться без интеграции с мировым сообществом. Особую роль в современных процессах глобализации играют диверсификационные формы сотрудничества стран, в частности внешняя торговля товарами и услугами. Вторая половина 1990-х годов характеризовалась активным всплеском объемов мировой торговли. Этому в немалой степени способствовала революция в области информационных технологий.

В сфере услуг сегодня размещено около 40% объема прямых иностранных инвестиций в мире. Глобальный рынок услуг в своей структуре содержит множество специализированных рынков. Особенно быстрыми темпами процесс развития международного рынка услуг пошел в 1990-е годы, что связано с глобализацией мирового экономического пространства и формированием в ряде стран экономики сервисного типа. Активными экспортерами услуг выступают постиндустриальные и индустриальные страны (США, Нидерланды, Франция, Великобритания и др.), на долю которых приходится 80% мирового экспорта услуг (4). Среди стран-импортеров услуг лидирующие места занимают Германия, Япония, Италия. В России удельный вес экспорта услуг был в 10 раз ниже, чем в наиболее развитых странах. По стоимостному показателю экспорта услуг Россия занимает примерно 50-е место в мире.

В практике экономической российской статистики принято выделять три группы услуг, принимающих участие в экспортно-импортных операциях: транспортные услуги, международный туризм, другие услуги (услуги в сфере экономики, финансов, юриспруденции, торговли, технического обслуживания и т. д.). С точки зрения организации предоставления международных услуг их можно разделить на несколько категорий:

а) услуги, перемещающиеся вместе с субъектом их производства за границу и предлагаемые здесь к реализации потребителю;

б) услуги, оказываемые в стране их производства потребителю, перемещенному сюда из другой страны;

в) поставка услуг через границу.

Для многих развитых и большинства развивающихся стран распространенным явлением выступает наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. В эту группу сходят Россия и другие страны СНГ и Балтии. Они обладают потенциальными ресурсами для развития транспортных услуг, особенно в части морских перевозок, а некоторые страны имеют весьма благоприятные условия для развития международного туризма.

Однако низкий уровень организации хозяйственного механизма, политическая нестабильность, неотработанное правовое поле, отсталая материально-техническая база не позволяют использовать национальные механизма экспорта услуг в международном экономическом и географическом пространстве. К тому же западноевропейские страны дополняют высокое качество своих услуг применением широкого спектра юридически оформленных ограничений, препятствующих применению на своих территориях услуг иностранных поставщиков.

Специфика мирового рынка услуг заключается в том, что сервисная сфера обычно в большей мере защищается страной-импортером от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, наукоемкие и интеллектуальные услуги, а также транспорт и связь находятся либо в полном (частичном) владении государства, либо строго контролируются им, что объясняется интересами безопасности, заботой государства о своем суверенитете и благосостоянии граждан.

Во второй половине 1990-х годов доминирующее положение на мировом рынке услуг заняли услуги делового характера, в той или иной мере связанные с обслуживанием трудовой деятельности, - финансовые, информационные, телекоммуникационные и др. В связи с дальнейшим необратимым процессом деиндустриализации ведущих стран мира, с развитием в них новых секторов экономики этот вектор трансформации мирового сообщества в обозримом будущем останется без изменений.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. <Правила ><бытового ><обслуживания ><населения в ><РФ. ><- ><Пост. ><правительства ><РФ ><><от 15><151111111111111111111111111111111111.05.><1997 № 102><5 (в ред. от 02.10>.1999 № 1104, от 30.09.2000 № 792).

2. Карнаухова, В.К. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – С. 125-126.

3. Общероссийский классификатор услуг населению – ОКУН (ОК 002-93).

4. Волков, Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: Учеб. пособие / Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 95-100.

>

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Охарактеризуйте сферу бытового обслуживания населения.

2. Каковы особенности сферы посреднических услуг в современной России?

3. Перечислите основные группы досуговых услуг.

4. Каковы основные виды средств размещения в туристском комплексе?

5. В чем значение международного рынка услуг в современных условиях?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.028 с.)