Представляет собой возрастной феномен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представляет собой возрастной феномен.



 

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются посто-янные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появля-ются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнениясебя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

 

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель-ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб-разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб-ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентнос-ти, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.


 


венному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целост-ного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый мате-риал, для того чтобы воплотить образ).

 

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величи-ны, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Вос-принимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возраста-нию или убыванию — до 10 различных предметов.

 

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространс-твенного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием фор-мы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников из-вестные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

 

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но

 

и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательнос-ти объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схема-тизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представ-ления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): пред-ставления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии

 

и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном воз-расте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

 

Как показали исследования отечественных психологов, дети стар-шего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.


 


дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрово-го пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

 

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, пере-даваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

 

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунка-ми мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: при-нцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

 

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, бро-ви, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

 

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формиру-ются художественно-творческие способности в изобразительной деятель-ности.

 

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и пос-троек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со зна-комыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляет-ся на основе зрительной ориентировки.

 

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы-полнения; способны выполнять различные по степени сложности пост-ройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

 

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специ-


 


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УС ЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМ МЫ

 

 

Особенности общей организации образовательного пространства

 

Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ре-бенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

 

• создание условий для формирования доброжелательного и внима-тельного отношения детей к другим людям;

 

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

 

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

 

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

 

• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократичес-кий стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

 

• создавать условия для принятия ребенком ответственности и прояв-ления эмпатии к другим людям;

 

• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг

 

к другу;

 

• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

 

• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по сво-им убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

 

• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достиже-нию этих целей.

 

Система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познава-тельная активность. В ДОО должны быть созданы условия для проявле-ния таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.


 


• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в неболь-шой группе детей.

 

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспе-чения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быс-тро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое по-ложительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

 

Формирование доброжелательных, внимательных отношений

 

Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к де-тям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.

 

Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует:

 

• устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;

 

• создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;

 

• поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают прави-ла для разрешения возникающих проблемных ситуаций).

 

Развитие

самостоятельности

 

Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (уме-ние понимать существующие социальные нормы и действовать в соответс-твии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения).

 

В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети


 


Создание условий для развития свободной игровой деятельности

 

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз-раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития иг-ровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:

• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

 

• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

 

• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

 

• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

 

• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).

 

Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость.

 

Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельнос-тью детей.

 

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулироватьдетскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возмож-ность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

 

Создание условий для развития познавательной деятельности

 

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значи-мым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская поз-


 


• создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское лю-бопытство, стимулируют стремление к исследованию;

 

• быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

 

• поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдви-гать проектные решения;

 

• помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

 

• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений подде-рживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

 

• помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.

 

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию

 

и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важ-ные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

 

Создание условий для самовыражения средствами искусства

 

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления про-исходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр.

 

Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен:

 

• планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;

 

• создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий твор-ческими видами деятельности;

 

• оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для за-нятий техническими навыками;

 

• предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были сте-реотипными, отражали их замысел;

 

• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;

 

• организовывать выставки проектов, на которых дети могут предста-вить свои произведения.


 


компетентности родителей (способности разрешать разные типы соци-альнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обес-печение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

 

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критико-вать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

 

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообраз-ной деятельности в детском саду и семье;

 

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном

 

и общественном воспитании дошкольников;

 

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении дан-ных задач;

 

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию

 

и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

 

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педаго-гами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

 

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

 

Основные направления и формы работы с семьей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.074 с.)