Алгоритм выявления детей с ОВЗ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм выявления детей с ОВЗ



 

Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий.

 

1. В начале нового учебного года в образовательной организации пе-дагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т. е.


 


• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекцион-но-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребен-ка, степени его адаптации в среде сверстников;

 

• определение необходимости, степени и направлений адаптации ос-новной образовательной программы организации;

 

• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;

 

• определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

 

5. После разработки индивидуального образовательного маршрута и/ или адаптированной образовательной программы, педагоги и специалис-ты образовательной организации осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и/или адап-тированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в 3 месяца.

 

Формы получения образования для детей с ОВЗ

 

Формы получения образования и режим пребывания детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации могут быть реализованы в различных структурных подразделениях ДОО.

 

Инклюзивное образовательное пространство основано на предостав-лении новых форм дошкольного образования для детей с разными стар-товыми возможностями. Для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, создаются дополнительные структурные подразделения: центр игровой поддержки развития (ЦИПР), консультативный пункт (КП), лекотека, служба ранней помощи (СРП), группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

 

В каждом из подразделений образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по за-просу взрослого), мастер-классы или семинары.


 


жиме полного дня, кто-то только 2–3 дня до обеда). Кому-то могут быть противопоказаны определенные формы работы (например, бассейн) — для таких детей должны быть предусмотрены другие виды организации их активности.

 

Организация деятельности группы может модифицироваться в соот-ветствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением. При реализации программ следу-ет разрабатывать разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитывать индивидуальные особенности детей.

 

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации об-разовательных программ, так и в ходе режимных моментов:

 

• индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефекто-логом, педагогом-психологом и другими специалистами ДОО;

 

• активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

 

• совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,

 

• приема пищи;

 

• дневного сна;

 

• фронтальных занятий;

 

• организации взаимодействия в детско-родительских группах;

 

• праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку

 

способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строят-ся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специ-алистов, работающих с ребенком. Например, работу логопеда по разви-тию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций.

 

Эффективным условием реализации инклюзивного образователь-ного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• безопасность;

 

• комфортность;


 


Мониторинг инклюзивного образовательного процесса

 

 

Процедур оценки результатов образовательной деятельности ДОО, реализующих инклюзивную практику, может быть несколько. Одной из таких процедур является оценка соответствия деятельности организации целям, задачам и принципам инклюзивного образования.

 

Критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии

 

Критерий Показатели Индикаторы
       
  Реализация индивиду- Составление адаптированной Наличие адаптированных
  ального подхода образовательной программы образовательных программ
    для ребенка с ОВЗ с учетом с оценкой хода их выполне-
    данных диагностики ния
       
  Обеспечение условий Организация развивающей Планирование времени в
  для самостоятельной среды, наличие в режиме дня режиме дня для самостоя-
  активности ребенка времени и форм для само- тельной активности детей.
    стоятельной активности де- Методические рекоменда-
    тей ции по психолого-педагоги-
      ческому сопровождению
      детей с разными образова-
      тельными потребностями в
      процессе самостоятельной
      активности
       
  Активное включение в Наличие психолого-медико- Функционирование в ДОО
  образовательный про- педагогического консилиума разнообразных форм рабо-
  цесс всех его участни-   ты, в том числе взаимодейс-
  ков   твие взрослых и детей
       
  Междисциплинарный Обсуждение специалистами Циклограмма проведения
  подход ПМПк особых образователь- ПМПк, формы фиксации ре-
    ных потребностей детей с зультатов
    ОВЗ, составление и реализа-  
    ция адаптированной образо-  
    вательной программы  
       
  Вариативность в орга- Вариативные образователь- Использование специалис-
  низации процессов ные программы, приемы, тами ДОО разных методов и
  обучения и воспитания методы образования, технологий обучения и вос-
    организационные формы, питания, наличие методи-
    вариативная образователь- ческих материалов, обеспе-
    ная среда чивающих образовательный
      процесс
       
  Партнерское взаимо- Организация партнерских Участие родителей в разра-
  действие с семьей форм взаимодействия с се- ботке и реализации адапти-
    мьей, участие родителей в рованной образовательной
    жизни ДОО, консультации ро- программы и индивидуаль-
    дителей ного образовательного мар-
      шрута
       

 


Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными воз-можностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрировать-ся в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллек-тив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нару-шения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская).

 

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответс-твенность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

 

К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсиру-ющего и комбинированного видов. Следует указать, что в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содер-жание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях. Данный раздел Программы имеет своей целью познакомить педагогов, психологов дошкольных обще-образовательных учреждений с технологиями коррекционно-педагогичес-кой работы, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.012 с.)