Вторая группа детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая группа детей раннего возраста



(ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ)

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

 

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, форми-руется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем ха-рактер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, на-глядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

 

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте — 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних ор-ганов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышает-ся работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, у детей двух лет — 4–5,5 часа.

 

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропор-ции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Ма-лыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго вы-полнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

 

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передви-гаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешаги-вают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

 

В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают че-


 


на втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

 

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характер-ным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В пред-метной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.

 

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и уст-ремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата.

 

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Свя-зи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формиру-ются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

 

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некото-рых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятель-ность и поведение малышей, формировать и совершенствовать воспри-ятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

 

В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи

 

и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с од-ним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображен-ные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать ка-кой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.

 

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему по-нятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного

 

и настольного театра).

 

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что виде-ли?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».


 


Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помо-гает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблю-дать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-на-правленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество

 

с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, вы-разительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений

 

с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только

 

с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

 

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).

 

Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

 

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, ма-лыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты, чтобы у детей не пропало желание общаться.

 

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предмет-но-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятель-ность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

 

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а за-тем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользу-ются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

 

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формиро-вать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум го-дам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести пред-мет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для


 


Режимы составлены так, чтобы по возможности развести время бодрствования и сна каждой подгруппы (когда дети первой подгруппы спят, дети второй подгруппы бодрствуют, и наоборот). Необходимо раци-онально использовать время, отведенное для самостоятельной деятель-ности детей.

 

Небольшое число одновременно бодрствующих детей позволяет уделить внимание каждому ребенку, чаще общаться с ним, следить за его состоянием, поведением, настроением и воздействовать на детей с учетом их индивидуальных особенностей.

 

Необходимо учить детей занимать себя, если взрослый занят с нуж-дающимся в его помощи малышом; помогать вовремя сменить вид де-ятельности; обеспечивать эмоционально положительное состояние детей в играх и других видах самостоятельной деятельности.

 

Для каждой возрастной подгруппы разработан режим для холодного и теплого времени года. В холодный период бодрствование детей первой подгруппы организуется в помещении.

 

Прогулка предусмотрена в вечернее время (с родителями). Дети второй подгруппы гуляют 1–2 раза в день (в зависимости от погодных условий).

 

В теплое время года жизнь детей всей группы организуется на специ-ально оборудованном озелененном участке детского сада.

 

В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздорови-тельно-закаливающие процедуры.

 

Примерный режим дня в холодный период года

  1 год–1 год 6 мес. 1 год 6 мес.–2 года
     
Дома    
     
Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30
     
В дошкольном учреждении    
     
Прием детей, игра 7.00–8.00 7.00–8.00
     
Подготовка к завтраку, завтрак 7.30–8.30 7.30–8.30
     
Самостоятельная деятельность 8.30–9.30 8.30–9.20
     
Подготовка и проведение игры-занятия 1 8.50–9.00–9.10
(по подгруппам)    
     
Подготовка ко сну, 1-й сон 9.30–12.00
     
Подготовка к прогулке, прогулка 9.10–11.20
     
Возвращение с прогулки, игры 11.20–11.30
     
Подготовка к обеду, обед 11.30–12.00
     

 

 


    Окончание таблицы
     
  1 год–1 год 6 мес. 1 год 6 мес.–2 года
     
Возвращение с прогулки, водные процедуры, 11.00–12.00
обед    
Постепенный подъем, подготовка к обеду, обед 12.00–12.30
     
Подготовка ко сну, сон 12.00–15.00
     
Прогулка, самостоятельная деятельность 12.30–14.00
     
Подготовка и проведение игры-занятия 1 13.00–13.10–13.20
(по подгруппам)    
Подготовка и проведение игры-занятия 2 13.40–13.50–14.00
(по подгруппам)    
Возвращение с прогулки, водные процедуры 14.00–14.30
     
Подготовка ко сну, 2-й сон 14.30–16.30
     
Постепенный подъем, полдник 16.30–17.00 15.00–15.20
     
Прогулка, самостоятельная деятельность 17.00–18.30 15.20–18.30
     
Подготовка и проведение игры-занятия 2 16.00–16.15–16.30
(по подгруппам)    
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин 18.30–19.00 18.30–19.00
     
Уход домой 17.00–19.00 17.00–19.00
     
Дома    
     
Прогулка 19.00–20.00 19.00–20.00
     
Возвращение с прогулки, спокойные игры, 20.00–20.30 20.00–20.30
гигиенические процедуры    
Подготовка ко сну, ночной сон 20.30–6.30 (7.30) 20.30–6.30 (7.30)
     

* Пока воспитатель проводит игру-занятие с одной подгруппой детей, помощник воспитателя иг-рает с другой подгруппой. По окончании игры-занятия помощник воспитателя уводит детей спать.

 

Перевод ребенка на режим второй подгруппы (с 1 года 6 месяцев) производится постепенно. Показателями для перевода являются: воз-растающая потребность в более длительном бодрствовании, измене-ния в поведении при укладывании, физическое развитие и состояние здоровья.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.178.207 (0.021 с.)