Использование электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе



В связи с эпидемиологической обстановкой в Белорусском государственном технологическом университете (БГТУ) в 2020 году лекции были полностью переведены на платформу Moodle, а на практических и лабораторных занятиях студенты, не написавшие заявления о переходе на удаленку, занимались с учетом мер социального дистанцирования в обычном режиме (?в обычном режиме, соблюдая меры социального дистанцирования). В этой ситуации остро встал вопрос о качестве усвоенной студентами информации, ее объеме, методах контроля и возможности применения полученных знаний на практике.

На кафедре высшей математики БГТУ на тот момент по программе высшей математики уже были разработаны теоретические материалы, примеры решения задач, контрольные работы и проверочные тесты практически для всех специальностей вуза. Система дистанционного обучения позволила студентам под контролем преподавателя готовиться к контрольным мероприятиям и экзаменам, которые проводились очно в письменном виде с учетом эпидемиологической обстановки и соблюдением мер социального дистанцирования.

Занятия проводились в сервисах Zoom и Microsoft Teams.

Наиболее полезной система дистанционного обучения (СДО) оказалась для заочников. Она позволяла проводить чтение лекций без отрыва студентов от основного места жительства. Это не только было дешевле для них, но и позволяло сохранять психологический комфорт и избавить от боязни дополнительного инфицирования. В свою очередь, ситуация мобилизовала всех преподавателей на увеличение электронного банка знаний кафедры не только по имеющимся специальностям, но и по планируемым в ближайшие два-три года.

За 2020-21 учебные годы (?2020/21 учебный год были) созданы и используются (?до сих пор) электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) в СДО [1; 2]. Каждый студент вуза подписан на СДО и может воспользоваться любой его информацией.

ЭУМК представляет собой системную объемную учебно-методическую разработку, отвечающую целям и задачам учебной дисциплины, и направлен на повышение эффективности учебного процесса и совершенствование знаний студентов по высшей математике. ЭУМК включает следующие разделы: теоретический (конспект лекций), практический (задачи и примеры по каждой теме), контроль знаний (тесты и контрольные задания) и вспомогательный (учебная программа, справочные материалы).

Каждый студент может зайти в СДО и разобраться в любой нужной для него теме программы, так как там предусмотрены примеры с разобранными решениями, примерные контрольные работы, теоретические вопросы для экзаменов. Основную ценность для студента представляет то, что это не разрозненные сведения, а системная подача материала по учебной дисциплине.

Литература

1. Соловьева, И. Ф. ЭУМК по учебной дисциплине «Высшая математика»: [учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-36 05 01 «Машины и оборудование лесного комплекса» очной и заочной форм обучения] / И. Ф. Соловьева, М. В. Чайковский; Белорусский государственный технологический университет. — 27 МБ, формат pdf. — Минск: БГТУ, 2021. Рег. № 1006. — URL: https://dist.belstu.by/course/view.php?id=2397 (дата обращения: 10.01.2022). — Текст: электронный.

2. Соловьева, И. Ф. ЭУМК по учебной дисциплине «Высшая математика»: [учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-53 01 01 «Автоматизация технологических процессов и производств» очной и заочной форм обучения] / И. Ф. Соловьева, М. В. Чайковский; Белорусский государственный технологический университет. — 26,4 МБ, формат pdf. — Минск: БГТУ, 2021. Рег. № 1007. — URL: https://dist.belstu.by/course/view.php?id=2397 (дата обращения: 10.01.2022). — Текст: электронный.

 


 

Секция 3

ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА. ОПЫТ И РЕШЕНИЯ

М. В. Созинова,

и. о. заведующего кафедрой социальной психологии СПбГУП, кандидат педагогических наук, доцент

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Вынужденный переход высших образовательных учреждений на дистанционную форму обучения в условиях пандемии COVID-19 привел к существенному изменению традиционного педагогического взаимодействия. Проблема педагогического взаимодействия раскрыта (?, которое описывается) в работах таких отечественных ученых, как И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др. Педагогическое взаимодействие представляет собой специально организованный целенаправленный процесс решения поставленных образовательных задач. При этом ученые подчеркивают многогранность и сложность внутренней структуры данного явления, необходимость психологической подготовки к его эффективному осуществлению [2].

Процесс перехода с очной формы обучения на онлайн-формат сопровождался рядом проблем: отсутствием необходимых знаний и умений у профессорско-преподавательского состава, неготовностью информационных платформ вузов к увеличению нагрузки, слабой учебной мотивацией студентов в онлайн-взаимодействии, необходимостью трансформации содержания и методики преподавания к онлайн-формату и др.

Первичный анализ произошедших изменений уже проведен в работах ряда современных исследователей [1]. Были выделены важные отличия онлайн-взаимодействия: физическое дистанцирование участников; ограниченность средств обучения в онлайн-формате; ограниченность участников одновременного онлайн-взаимодействия; необходимость модерации данного процесса; увеличение времени, проводимого участниками в сидячем положении; возникновение различных технических трудностей в процессе обучения; преобладание отвлекающих факторов онлайн-среды; «проникновение» в личное пространство участников и др. [1].

Были выделены следующие принципы педагогического взаимодействия в онлайн-формате:

ясность и последовательность в построении учебного взаимодействия в рамках определенной дисциплины способствует большей эффективности совместной деятельности, является адаптирующим фактором для студентов в принятии новых условий онлайн-формата;

— увеличение возможностей коммуникации с участникамив онлайн-пространстве посредством чатов, сессионных залов и других информационных средств;

мультимодальность предполагает чередование в рамках педагогического процесса различных видов деятельности, обеспечивающих отвлечение от компьютера и действий студента в реальном жизненном пространстве;

геймификация образовательного взаимодействия обусловливает использование игровых компьютерных технологий в учебных целях, обеспечивая студентам привычную среду игрового онлайн-общения и стимулируя их интерес к изучаемому материалу посредством актуального игрового формата;

детальное планирование онлайн-занятий обеспечивает их результативность и качество образовательного взаимодействия [1].

Таким образом, выделенные особенности онлайн-преподавания дисциплин в вузе показывают сущностную перестройку педагогического взаимодействия в контексте развития информационных компетенций его участников, а также необходимость последующего исследования происходящих трансформаций.

Литература

1. Коренев, А. А. Принципы построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения / А. А. Коренев, Н. П. Зубарева, С. С. Арбузов. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-postroeniya-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-distantsionnoy-formy-obucheniya (дата обращения: 20.01.2022).

2. Созинова, М. В. Психологическая культура преподавателя как условие успешного педагогического взаимодействия в вузе / М. В. Созинова. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы современного непрерывного образования в поликультурном мегаполисе: пути развития и перспективы развития: сборник научных трудов и материалов Международной научно-практической конференции: [в 2 частях]. — Ч. 1 / под редакцией Л. М. Федоряк. — Глухiв: ГНПУ iм. О. Довженко, 2012. — С. 48–54.

 

P. Л. Седов,

и. о. заведующего кафедрой информатики и математики СПбГУП, кандидат технических наук, доцент

О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В период пандемии SARS-Cov-19(?либо SARS-Cov-2, либо COVID-19) 2020–2021 годов в вузах Российской Федерации возникла(?была сформирована) база знаний в цифровом формате. К этому многие вузы шли(?, к чему многие учебные заведения стремились) начиная с 2010 года. В процессе обучения студентов применялись различные платформы обучения, в том числе Moodle, Mirapolis, Zoom.

Система дистанционного обучения СПбГУП состоит из двух ресурсов: Moodle и Mirapolis. Первая платформа содержит электронные курсы почти по всем дисциплинам и предназначена для оперативного обмена файлами между преподавателями и студентами, сообщениями между участниками образовательного процесса, тестирования остаточных знаний студентов, оценки письменных работ студентов, загрузки контрольных работ студентов заочной формы обучения и других ресурсов. Второй ресурс — Mirapolis — предназначен для проведения (?предполагает проведение) видеоконференций преподавателями во всех формах: лекция, семинар, лабораторная работа, консультация, зачет и экзамен.

Опыт, полученный преподавателями СПбГУП за период с 2010 по 2022 год, позволил создать полноценные электронные курсы, содержащие теоретические материалы, задания для индивидуального выполнения, тесты, форумы, справочную информацию. На кафедре информатики и математики все дисциплины имеют свои электронные курсы. Спецификой информационных технологий является изменение интерфейса прикладного программного обеспечения, что требует обновления методических указаний по выполнению лабораторных работ. Дополнительно следует отметить, что с появлением образовательных стандартов нового поколения требуется изменение содержания рабочих программ, а следовательно, и электронных курсов.

В заключение отметим, что внедрение дистанционных технологий в высшей школе способствует повышению мотивации как обучающихся, так и преподавателей. Новые времена требуют новых знаний и инновационных форм преподавания.

Литература

1. Путькина, Л. В. О приложениях теории графов в конфликтологии: опыт гуманитарного вуза / Л. В. Путькина, Р. Л. Седов. — Текст: электронный // ЦИТИСЭ. Серия «Педагогические науки». — 2019. — № 1 (18). — URL: http://ma123.ru/ru/2019/03/о-приложениях-теории-графов-в-конфлик/ (дата обращения: 15.05.2022).

2. Седов, Р. Л. О балльно-рейтинговой системе вуза и ее внедрении в систему дистанционного обучения средствами Moodle / Р. Л. Седов. — Текст: непосредственный // Международный научный журнал. — 2020. — № 3. — С. 115–120.

3. Седов, Р. Л. Об опыте использования облачных технологий и математического моделирования в гуманитарном вузе / Р. Л. Седов. — Текст: непосредственный // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — 2016. — № 4. — С. 32–38.

 

Н. С. Зеликина,

доцент кафедры журналистики СПбГУП, кандидат исторических наук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.013 с.)