О возможностях цифровой гуманитаристики в вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О возможностях цифровой гуманитаристики в вузе



Современная педагогическая практика, функционирующая в условиях набирающего обороты развития цифрового общества, не может позволить себе ограничиваться только призывами сохранения гуманитарных дисциплин в системе образования. Сегодня гуманитариям необходимо «договариваться», вступать в диалог с цифрой, участвовать в выработке и внедрении новых моделей образовательной деятельности.

Одной из таковых заявлена стратегия массовой персонализации, предполагающая ориентацию на конкретного обучающегося, с использованием цифровых образовательных технологий [4]. Понятие «массовая персонализация», с одной стороны, противоречит содержанию массовой культуры, сориентированной на человека-массу, человека-толпу [3]. В современной цивилизации, рассчитанной на массового потребителя, все, что связано с ценностями уникального человека-личности, на практике подвергается если не остракизму, то сомнению. А в теории, с другой стороны, следуя принципу диалектики, массовая персонализация и есть убедительный пример проявления закона единства и борьбы противоположностей. Остается только продумать возможности соединения теории с практикой.

Персонализированная модель в цифре — это пока идея, призванная устранить пропасть между технической формой и гуманитарным содержанием, или проект, который еще нуждается в осмыслении и проработке.

Сегодня ведутся активные поиски цифровых технологий для изучения и преподавания гуманитарных дисциплин [2]. В частности, решение этой задачи берет на себя цифровая гуманитаристика — направление, рассматривающее формы применения компьютерных методов в гуманитарных исследованиях [5]. Цифровые гуманитарии, по сути, и есть проводники в жизнь массовой персонализации. Другими словами, процесс (массовая персонализация) нашел своего исполнителя (цифрового гуманитария). Можно ли сегодня говорить об определенных результатах этого сотрудничества? Безусловно, одним из его достижений можно считать обогащение гуманитарных исследований новыми цифровыми технологиями. Это, например, 3D-моделирование, компьюте(ри?)зированный контент-анализ, клиометрика, геоинформационные системы и т. д. Цифровые методы позволили, с одной стороны, расширить доступ к историко-культурному наследию, обеспечить качественно новое его восприятие, с другой — эти методы изменили сам процесс исследования, вооружив ученых «цифровым» языком.

При всех преимуществах цифровых технологий они пока способны помочь в освоении внешней стороны изучаемого предмета, иначе — улучшить работу с информацией. Понять внутреннюю природу вещей, смыслы различных социокультурных процессов, явлений на сегодняшний день способен только естественный разум живого человека. В этом заключается и сложность взаимоотношений человека с «цифрой», и вместе с тем перспектива развития цифровой гуманитаристики.

Представляется, что одной из актуальных задач цифровой гуманитаристики становится проблема внедрения ее конструктивных возможностей в образовательный процесс, в частности использование тех же цифровых методов в преподавании гуманитарных дисциплин [1]. Не секрет, что апробация новых цифровых технологий успешнее проходит в процессе преподавания таких дисциплин, как информатика или высшая математика. На первый взгляд, сама природа гуманитарных дисциплин сопротивляется техническому языку, требуя живого диалога, погружения в ценности и смыслы, не подчиняющиеся «цифре». Скорее всего, это в большей степени ощущает сам преподаватель-гуманитарий, сформированный классической гуманитарной школой. Современная студенческая аудитория, выросшая в новом цифровом пространстве, напротив, ожидает иного диалога. Клиповое сознание молодежи скорее нуждается в визуальном подкреплении гуманитарной информации. С этим приходится считаться, а следовательно, искать цифровые методы, способные не развлечь, а вовлечь (?не развлекающие, а вовлекающие) студента в гуманитарное пространство.

Одним из таких хорошо зарекомендовавших себя методов является, например, 3D-моделирование — метод создания трехмерной модели объекта. Призванный воссоздавать культурно-историческую обстановку определенной эпохи, он позволяет студентам не просто стать свидетелями того или иного исторического события, но и ощутить себя участниками, вступающими с помощью «цифры» в диалог со временем. Это могут быть знаковые события, процессы как российской, так и региональной истории. Например, следуя примеру студентов Калининградского государственного университета(?Балтийского федерального университета им. И. Канта), работающих над созданием виртуального дома И. Канта XVIII века, студенты Тверской государственной сельскохозяйственной академии работают над проектом «цифрового» воссоздания усадьбы (?пытаются в цифровом виде воссоздать усадьбу) генерала, участника Русско-турецкой войны И. В. Гурко. Выбор объекта неслучаен. Учебные корпуса Тверской государственной сельскохозяйственной академии размещаются на территории бывшей дворянской усадьбы Сахарово, принадлежавшей семье Гурко. В планы входит цифровая реконструкция не только господского дома и хозяйственных строений, но и цифровое моделирование усадебного парка согласно сохранившимся архивным документам и воспоминаниям современников Гурко. Воссозданная с помощью цифровой технологии региональная усадьба позволит студентам погрузиться в мир русской усадебной культуры, ставшей знаковым явлением русской истории и культуры.

Безусловно, данный проект, использующий 3D-моделирование, нуждается в технической и финансовой поддержке. И еще: чтобы подобные проекты оставались не эксклюзивом, а привычной составляющей в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, необходимо развивать «цифровую» грамотность преподавателей-гуманитариев. Последнее касается прежде всего региональных вузов, по которым в ближайшее время будут судить о масштабах проникновения цифровых технологий в систему российского высшего образования в целом.

Литература

1. Гуманизация цифровизации современной модели образования / Е. В. Красильникова [и др.]. — Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 2. — URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=29618 (дата обращения:).

2. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 8. — С. 107–113.

3. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. — Москва: АСТ, 2002. — 509 с. — Текст: непосредственный.

4. Сохраняева, Т. В. Стратегия массовой персонализации в современном образовании / Т. В. Сохраняева. — Текст: непосредственный // Человек. — 2021. — № 2. — С. 30–50.

5. Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19—21 ноября 2020 г. / под редакцией М. Г. Сороковой, Е. Г. Дозорцевой, А. Ю. Шеманова. — Москва: Изд-во ФГБОУ ВО «МГППУ», 2020. — 456 с. — Текст: непосредственный

 

Л. М. Бойко,

младший научный сотрудник Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН (Москва)

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.004 с.)