В дистанционном (онлайн) формате 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В дистанционном (онлайн) формате



Дистанционное обучение прочно входит(?вошло) в современный образовательный процесс, и, несомненно, его элементы будут использоваться даже после окончания пандемии. Профессиональная подготовка психолога, который в дальнейшем будет работать с таким тонким и сложным субстратом, как психика, нуждается в особом внимании в контексте обучения в дистанционном формате. Цель исследования — определить отношение студентов-психологов к дистанционному обучению в период пандемии COVID-19. Методики: анкетирование, семантический дифференциал «Отношение к обучению». В исследовании приняли участие 65 студентов-психологов очной формы обучения Севастопольского государственного университета.

На вопросы семантического дифференциала студент отвечал два раза, анализируя свой опыт обучения в дистанционной и очной (аудиторной) форме. Анализ вышеприведенных данных позволяет сделать следующие выводы: очный формат воспринимается студентами как более интересный, значимый, структурированный, комфортный, доступный, нежели дистанционный формат обучения.

Результаты анкетирования студентов-психологов на тему «Отношение к дистанционному обучению» показали следующее:

— увеличение учебной нагрузки при переходе на дистанционное обучение фиксируют 73 % опрошенных, очное обучение считают предпочтительнее дистанционного 53 % студентов, 63 % опрошенных считают его более продуктивным, при этом 13 % отметили снижение успеваемости при переходе на дистанционное обучение;

— самой значительный трудностью, с точки зрения опрошенных студентов, является большой объем задаваемого материала (63 %), технические трудности в использовании сайта дистанционного обучения (43 %), 40 % студентов отметили, что им было сложно выполнять практические задания. 17 % респондентов отмечают(?сказали), что для них трудным оказалось отсутствие общения со своими одногруппниками, еще 17 % считают трудностью ухудшение самочувствия и усталость в связи с сидячей учебной деятельностью;

— среди достоинств дистанционного обучения студенты отмечают(?назвали) возможность повторного просмотра видеозаписи лекции (80 %) и скачивания материалов лекции (57 %), возможность(убрать?) индивидуального(?ый) темпа обучения (47 %), низкий риск заражения инфекцией (47 %), самообучение (37 %);

— среди средств и приемов, которые повышают мотивацию к учебной деятельности и поддерживают интерес к учебному материалу, опрошенные студенты называют: грамотно сконструированные, интересные презентации, которые привлекали внимание своей красочностью и доступностью, использование видеороликов для большего углубления(?погружения) в материал, тестирования, в том числе по отдельным темам и разделам, интерактивных приемов, размещение дополнительных источников информации для выполнения практических работ, создание доброжелательной атмосферы занятий.

Анализируя ответы студентов, можно сформулировать следующие рекомендации преподавателям для повышения эффективности дистанционного формата обучения:

— повышать уровень профессионализма в контексте разных форм дистанционной подачи учебного материала (принимать участие в специализированных вебинарах, семинарах, курсах по технологиям дистанционного обучения);

— сделать учебную нагрузку более структурированной, прислушиваться к обратной связи от студентов во избежание перегрузки учебным материалом;

— применять интерактивный метод обучения для активизации студентов, преподносить информацию с использованием различных элементов визуализации;

— организовывать дополнительные консультации для студентов;

— увеличить количество вебинаров и видеоконференций, чатов со студентами с целью снижения у них замкнутости, страха перед коммуникацией;

— использовать модель «смешанное обучение»(?смешанного обучения), позволяющую организовать учебный процесс с помощью сочетания дистанционных образовательных технологий и традиционных дидактических методов.

 

А. В. Ганичева,

доцент кафедры физико-математических дисциплин и информационных технологий Тверской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат физико-математических наук;

А. В. Ганичев,

доцент кафедры информатики и прикладной математики

Тверского государственного технического университета

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

В Тверской государственной сельскохозяйственной академии для магистрантов сельскохозяйственных специальностей читаются следующие дисциплины по математическому моделированию: для направления подготовки «Агрономия» — «Математическое моделирование и анализ данных в агрономии»; для «Зоотехнии» — «Моделирование в животноводстве»; для «Агроинженерии» — «Моделирование в агроинженерии»; для «Агрохимии и агропочвоведения» — «Математическое моделирование и анализ данных в агрохимии».

Для каждого направления подготовки магистрантов разработаны соответствующие учебно-методические комплексы (УМК). Они разработаны(?подготовлены) таким образом, чтобы магистранты могли, в том числе самостоятельно, изучить учебный материал, выполнить соответствующие, закрепляющие задания по тематическим разделам курса, пройти тестирование, поработать над рефератами, полный список которых представлен в УМК. Наиболее инновационные темы связаны с цифровым сельским хозяйством.

Каждый УМК по математическому моделированию содержит следующие компоненты: программа, тематический план, учебное пособие и задачник, сборник заданий (с примерами решения задач и ответами), контрольные задания, тесты, темы рефератов.

Программа включает четыре модуля: 1) математическое моделирование процессов в сельском хозяйстве на основе статистических методов; 2) моделирование производственных процессов в условиях определенности. Задачи линейного программирования; 3) моделирование производственных процессов в условиях неопределенности и риска; 4) принятие решений с помощью экспертных методов.

Учебное пособие [1] содержит четыре раздела. Первый раздел связан с математической статистикой (корреляционный, регрессионный, дисперсионный анализ), а также содержит(?включает) непараметрические методы математической статистики. Второй раздел базируется на основных понятиях линейного программирования, в том числе включает транспортную задачу. В третьем разделе рассматриваются методы моделирования и проектирования на основе теории стратегических и статистических игр. Четвертый раздел посвящен вопросам принятия решений с помощью экспертных методов.

Задачник [2] по математическому моделированию содержит задания, связанные с будущей деятельностью обучаемых магистрантов. Задания предлагаются в порядке степени их усложнения. Они подобраны таким образом, чтобы у обучаемых развивались интерес и желание внедрять в сельскохозяйственную науку математические модели, проводить с их использованием систематизацию и анализ полученных результатов, делать аргументированные прогнозы, принимать обоснованные решения в информационных условиях определенности, риска и неопределенности.

Контрольные задания предполагаются индивидуального характера, на основе (?носят индивидуальный характер и созданы на основе) разобранных в методических материалах примерах(?ов).

Тесты обобщают и конкретизируют множество заданий из задачника и контрольного списка.

Темы рефератов даются с избытком относительно числа обучаемых (?Количество тем рефератов превышает число обучающихся), чтобы был большой выбор и обучаемые могли достаточно полно и четко выразить свое представление о современных проблемах сельскохозяйственной сферы, в частности о реализации тезиса(?проекта) «Цифровое сельское хозяйство». Перечислим примерные темы рефератов:

1) «Цифровые технологии в сельском хозяйстве (животноводстве, зоотехнии, агрономии, агрохимии, земледелии, растениеводстве, кормопроизводстве, агроинженерии)»;

2) «Интеллектуальные системы в сельском хозяйстве»;

3) «Экспертные системы в сельском хозяйстве»;

4) «Совместимость, соседство, конкуренция, севооборот пашни, огородных (овощных) культур (соседство, предшественники)»;

5) «Эконометрические модели в сельском хозяйстве (животноводстве, зоотехнии, агрономии, агрохимии, земледелии, растениеводстве, кормопроизводстве, агроинженерии)»;

6) «Игровые модели (статистические игры, неопределенность, риск) в сельском хозяйстве».

Процесс коммуникации преподавателя и обучаемых магистрантов, а также магистрантов между собой осуществляется в среде LMS Moodle.

Разработанный авторами УМК прошел трехгодичную апробацию. Особенно большое значение комплекс приобрел в период дистанционного обучения.

Литература

1. Ганичева, А. В. Математическое моделирование и проектирование: [учебное пособие] / А. В. Ганичева. — Тверь: Тверская ГСХА, 2020. — 92 с. — Текст: непосредственный.

2. Ганичева, А. В. Практикум по математическому моделированию и проектированию: [учебное пособие] / А. В. Ганичева. — Тверь: Тверская ГСХА, 2020. — 51 с. — Текст: непосредственный.

 

В. Н. Кузьменкова,

преподаватель кафедры Военного института железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук, доцент (?м.б., поставить в начало – доцент кафедры…)

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время многие процессы, в том числе учебный процесс, зависят от скорости распространения коронавируса. В периоды его пика многие учебные заведения, прежде всего вузы, переходят на дистанционное обучение. Если студенты очно-заочной и заочной форм обучения находятся полностью «на дистанте», то студенты очного обучения чередуют обучение онлайн и офлайн.

Стоит отметить, что не всем данные нововведения пришлись по душе (?понравились). Оказывается, привычная возможность присутствия на занятиях в аудиториях, возможность общения с одногруппниками, живой дискуссии на занятиях была достаточно интересна. (?возможность присутствовать на занятиях в аудиториях, участвовать в дискуссиях и общаться с одногруппниками была необходима.)

Проведенный опрос студентов очно-заочной формы обучения трех вузов показал, что 70 % опрошенных (выборка около ста человек) сожалеет о том, что нет возможности обучаться в прежнем режиме. Большинство отметили, что уставали от дороги и совмещения работы и учебы при прежней системе обучения, но зато получали моральное удовлетворение от процесса обучения. 40 % респондентов заявили, что потеряли интерес к обучению, не чувствуют себя студентами и настроены теперь только на получение диплома. О повышении учебной нагрузки и слишком большом количестве заданий заявили 90 % опрошенных. Лишь 10 % сказали, что дистанционное обучение экономит время и удачно вписывается в их график.

Дистанционное обучение подходит большинству студентов лишь как вынужденная мера. Если студенты хотят обучаться в дистанционном режиме, то они, как правило, и поступают на такую форму обучения. Если студент стремится к получению знаний, то сделать это в «новом образовательном пространстве» [1] крайне сложно.

К тому же работа на таких платформах, как?Microsoft Teams, Zoom, Google Meet, имеет свои сложности, не все преподаватели, особенно старшего возраста, в состоянии грамотно их применять. Периодически возникают сбои в работе, пропадает звук. Преподавателю при использовании гаджетов качественно принять устный экзамен онлайн крайне затруднительно (?Преподавателю крайне сложно принять устный экзамен онлайн с использованием гаджетов). Кроме того, преподавателям приходится выполнять гораздо больше работы по созданию и проверке различных заданий в электронном виде. Но это не улучшает качество обучения, а скорее наоборот (?а скорее, наоборот, понижает его).

Таким образом, остается ждать хотя бы частичного возвращения к прежнему обучению(?формату обучения), которое, как выяснилось в процессе опроса, все же нравилось большинству студентов, стремящихся получить не только диплом, но и знания, реализовать свои творческие способности. «Чтобы суметь сформировать творческие способности обучающихся, педагогу самому необходимо быть творчески одаренной личностью, ибо здесь, как в гомеопатии, „подобное лечится подобным“» [2].

Литература

1. Кузьменкова, В. Н. Анализ успешного опыта управления учреждением социально-культурной сферы и формирования образовательного пространства в Санкт-Петербурге / В. Н. Кузьменкова, Г. И. Синько. — Текст: непосредственный // Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития: XVII Всероссийская научно-практическая конференция. — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2020. — С. 51–53.

2. Кузьменкова, В. Н. Творческий потенциал педагога как фактор непрерывного профессионального развития / В. Н. Кузьменкова, В. Н. Наумова, В. Г. Иванов. — Текст: непосредственный // Тенденции развития профессионального образования в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции / ответственный редактор Е. Е. Журинская. — ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. — С. 53–55.

 

Д. Р. Фахреева,

преподаватель кафедры педагогической психологии и педагогики Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОМЕТРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ»

Ранее было показано, что (м.б., убрать первую часть предложения, а следующий текст дать без кавычек, тем более что автор ссылается на себя?) «для студентов направления подготовки «Документоведение и архивоведение» для дисциплины «Биометрические документы» был разработан электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Биометрические документы» (далее — комплекс)» [2, с. 17]. Разработка была реализована с использованием инструментов системы Moodle [1].

Комплекс формировался поэтапно: предварительный этап; основной этап; этап проверки; этап внедрения. (?Формирование комплекса происходило постепенно и включало следующие этапы: предварительный, основной, проверки и внедрения.)

Предварительный этап характеризуется созданием учебно-методической информации, внешней оболочки комплекса, презентаций, рисунков, наглядных и справочных материалов.

Основным при создании(?разработке) комплекса являлся подготовительный этап. Материалы, созданные на подготовительном этапе, структурировались в учебно-методический комплекс. После этого в учебной среде LMS Moodle формировалась программная оболочка комплекса. В учебной среде LMS Moodle были созданы модули, которые наполнялись учебными материалами. Для этого использовались следующие ресурсы — файл и гиперссылка. Также при проектировании комплекса использовались(?были задействованы) такие типовые элементы, как лекция, задание, тест, глоссарий, чат.

На этапе проверки комплекса производилось оценивание всех модулей, регулирование всех настроенных функций, установка(?установление) сроков выполнения заданий и доработка(?исправление) недостатков. В системе LMS Moodle существует настройка(?опция) поэтапного изучения материалов путем установки(?установления) сроков изучения. Каждый модуль открывается только после выполнения или изучения предыдущего модуля. Также для каждого задания устанавливается срок выполнения. В результате студенты отслеживают сроки, что стимулирует их на выполнение задания(?вовремя выполнить задание).

На последнем этапе были составлены и оформлены методические документы — «Информационная карта и рекламно-техническое описание». После этого методические документы были предоставлены в Институт программных систем им. А. К. Айламазяна Российской академии наук, подведомственный Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование». В данном фонде проходит оценка учебной новизны комплекса и его проверка.

Справочно: было выдано Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 24339 «Электронный учебно-методический комплекс учебной дисциплины „Биометрические документы“» [2, с. 17].

Литература

1. Писарев, А. В. Возможности образовательной платформы Moodle в обучении информационным технологиям / А. В. Писарев. — Текст: электронный // Вестник ВолГУ. Сер. 6. — 2011–2012. — Вып. 13. — С. 71–74. — URL: http://new.volsu.ru/upload/medialibrary/12f/1_Писарев.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

2. Фахреева, Д. Р. Формирование компетентности в области биометрического документирования у студентов направления подготовки «Документоведение и архивоведение»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Д. Р. Фахреева. — Казань, 2020. — 24 с. — Текст: непосредственный.

 

Н. В. Шевцова,

методист Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Кузбасс» (Кемерово)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.025 с.)