Онлайн-обучение в высшей школе: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онлайн-обучение в высшей школе:



ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Любые изменения в жизни социума вносят коррективы в образовательный процесс. Например, феномен, получивший название, «пандемия COVID-19», послужил толчком для активного развития дистанционного и онлайн-обучения в Российской Федерации. В первую очередь разграничим данные понятия.

Рассмотрим их с позиции взаимосвязей между субъектами обучения. При дистанционном формате складывается следующая цепочка: «преподаватель–сеть–студент». То есть коммуникация внутри основана на межличностном общении. В то время как онлайн-обучение выстроено по линии «студент–сеть», где «онлайн» выступает неким маркером, указывающим на то, что образовательный процесс выстроен полностью на основе сети, в то время как «дистанционно» подразумевает как онлайн, так и офлайн-формат коммуникации субъектов образовательного процесса. Исходя из вышесказанного, онлайн-обучение может составлять как самостоятельную образовательную единицу, так и часть дистанционного.

Онлайн-обучение только начало набирать свою популярность в российском обществе. Эффективно ли его использование в высшей школе? И приведет ли оно к овладению профессиональными компетенциями конкурентоспособного выпускника, таким образом реализуя цель, поставленную перед вузами законодателем в ст. 69 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]?

Дадим ответ на поставленный(?е) вопрос(?ы) посредством анализа положительных и отрицательных сторон онлайн-обучения.

Свобода выбора. В России, как правило, нагрузка по каждому семестру(?в каждом семестре) определяется перед началом учебного года. Онлайн-обучение способствует переходу на новый «продвинутый уровень», на котором студент в зависимости от своих способностей, жизненной ситуации сможет определять нагрузку в каждом семестре при условии освоения всей программы за определенный период обучения.

Непрерывность образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет принцип, требующий постоянного самосовершенствования специалиста. Обучение в вузе длится в среднем 4–6 лет, и, как правило, знания, полученные в первые годы обучения, устаревают, смазываются в памяти (?постепенно забываются) студента. Онлайн-обучение решает эту проблему путем постоянного обновления контента, доступного студенту.

Качество образования. Данный параметр является неоднозначным: с одной стороны, подготовкой онлайн-курсов занимаются профессионалы, с другой — отсутствие межличностного общения может привести к проблемам усвоения тем.

Доступность Сети. В России зафиксировано отсутствие доступа к сети Интернет (конец 2020 г.) у 28 % семей [2], что связано с материальным положением, удаленностью населенных пунктов от провайдера. Данный факт исключает доступность образования для всех граждан до тех пор, пока проблема не будет решена.

Неразвитость информационно-образовательных(?ой) сред(?ы) вузов. Только небольшая часть высших учебных заведений обладает технически подготовленной базой для организации и осуществления онлайн-обучения, что связано с продолжительным отсутствием потребности в данном виде получения знаний.

Таким образом, онлайн-обучение — относительно новая, хотя и имеющая ряд недостатков, но перспективная форма получения знаний, реализация которой возможна при условии качественной организации со стороны государства и вузов и добросовестного подхода к его освоению со стороны студента.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 02.07.2021). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.12.2021).

2. Интернет как роскошь: что такое цифровое неравенство и как его преодолеть. — Текст: электронный // РБК Тренды: [сайт]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/6172591c9a79471433d3fd60 (дата обращения: 18.12.2021).

 

Д. Ю. Черников,

заведующий базовой кафедрой инфокоммуникаций Сибирского федерального университета (Красноярск), кандидат технических наук;

В. С. Иванова,

аспирант II курса базовой кафедры инфокоммуникаций Сибирского федерального университета (Красноярск)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.005 с.)