К вопросу о формах проведения дистанционных семинаров по истории литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу о формах проведения дистанционных семинаров по истории литературы



Семинарские занятия предполагают активную студенческую работу, при которой учащиеся закрепляют полученные на лекциях и при самостоятельной подготовке знания, умения и навыки. Именно на семинарах важно обеспечить баланс в коммуникации между всеми участниками. Зачастую продуктивность зависит от организации и грамотного проведения дискуссионной беседы. Для(?В рамках) литературоведческих дисциплин коллективное обсуждение разных лирических, эпических и драматургических текстов не только помогает понять особенности историко-литературного процесса или творчества конкретного писателя, но и тренирует аналитическое/критическое мышление. Поэтому на семинарах по истории отечественной или зарубежной литературы для студентов особую роль играет возможность диалога как с педагогом, так и с одногруппниками.

Тестирование, рефераты, эссе — формы, демонстрирующие лишь итог работы. Для изучения художественной литературы подобное ограничение почти губительно.

Вопреки стереотипным заблуждениям дистанционный формат позволяет избегать исключительно письменных форм активности во время семинарских занятий. Рассмотрим наиболее продуктивные методы, используемые нами.

1. Один из самых мобильных/удобных форматов — онлайн-конференция. Спикер-преподаватель контролирует регламент и порядок выступлений и следит за коммуникацией между слушателями и докладчиками. Технические возможности позволяют выступать студенту или небольшой группе (2–3 участника, в рамках очереди) по видео- (и) аудиосвязи с докладом/сообщением по заданной теме (биография писателя; творческая история, проблематика и поэтика художественного произведения), сопровождая устное выступление демонстрацией иллюстративных материалов, презентаций. После выступления слушателям предлагается задать адресованные докладчикам вопросы. Таким образом, свою активность демонстрируют разные участники.

2. Коллоквиум с подробным обсуждением предложенных произведений предпочтителен для очного занятия по истории литературы. Однако, как показал наш опыт, он возможен и вполне продуктивен в рамках дистанционного семинара. Педагог задает наводящие вопросы, а студенты по видео- (и) аудиосвязи или в чате сообщают свои «живые» размышления. Единственная сложность заключается в строго поочередном поступлении студенческих ответов. Как нам удалось заметить, учащимся нравится данная форма. Например, явный успех имел коллоквиум по «Ярмарке тщеславия» У. Теккерея, где в игровой манере получалось провести «суд» над Бекки Шарп.

3. Чтение по видеосвязи текстов с последующим комментированием (видео/аудио/чат) также актуально. Отметим важность выразительного чтения для студентов направления подготовки 52.05.01 «Актерское искусство».

4. В качестве дополнительного формата следует выделить просмотр небольших видеофайлов (фрагменты из экранизаций или документальных проектов) с обязательным последующим обсуждением. Например, в рамках нашего педагогического опыта на семинаре по поэзии ОБЭРИУ у студенческой аудитории неподдельный интерес вызвал мультипликационный фильм «Потец» (1992, режиссер А. Федулов) по одноименной драматической поэме А. Введенского. Как показала практика, студенты, обсуждая авангардно-абсурдистскую поэтику мультфильма, начинали более четко воспринимать многоплановость текстов обэриутов.

Технические средства позволяют использовать различные формы проведения семинаров по истории литературы, показывая наибольшую эффективность синтетического подхода, сочетающего перечисленные методы.

В период падения читательского интереса среди молодежи педагог стремится не только способствовать развитию аналитического мышления и сформировать представление об историко-литературном процессе, отдельных именах, текстах, направлениях и т.д. (?развивать у студентов аналитическое мышление и формировать представление об историко-литературном процессе, отдельных именах, текстах, направлениях и тому подобном), но и просто пробудить (?у них) активное желание к прочтению произведений (как предложенных в рабочей программе, так и дополнительно, для себя(?самообразования)). Отрадно осознавать, что нам удается реализовать это в рамках дистанционного формата.

 

Г. Г. Лисовская,

доцент кафедры экономики и управления СПбГУП



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.003 с.)