V I .2. Здания фабрики-кухни и школы ФЗО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V I .2. Здания фабрики-кухни и школы ФЗО



Рядом со стенами Тульского кремля были построены два здания также в стиле конструктивизма. Это бывшая Фабрика кухня (1929-1931 гг.) и школа ФЗО (рис.36, 37), в данное время техническое училище №4 (1930-1032 гг.) (рис.38). Не совсем уместное расположение совершенно различных по стилю сооружений: построек конструктивизма, провозглашавших новые передовые идеи и средневекового кремля, имеет свое объяснение. Дело в том, что советские планировщики города и строители, как и вся социалистическая система, отрицательно относились к отжившему, устаревшему прошлому страны и собирались со временем с ним проститься. Не отрицалась вероятность в будущем времени сноса кремлевской стены для освобождения пространства территорий новых зданий, отвечавших интересам и вкусам советских граждан. Расположенная на площади Челюскинцев Фабрика-кухня строилась по проекту архитектора Каратыгина. В конструкции здания можно проследить общие черты с постройкой Дворца культуры «Серп и молот». В основе конструкции два крыла, соединенных друг с другом полуцилиндрическим объемом. Выступающий козырек здания и сгруппированные в длинные цепочки оконные проемы – традиционные приемы для позднего конструктивизма.

Рис.36. Историческое фото. Здание фабрики-кухни (1929-1931 гг.). Поздний конструктивизм
Рис.37. Современное фото. Здание бывшей фабрики-кухни (1929-1931 гг.). Поздний конструктивизм

Здание бывшей школы ФЗО строилось в период 1930-1932 гг. и также отражало характерные для архитектурного конструктивизма традиционные особенности. Снова использовался прием выступающей части фасада, на этот раз, выдвинутая лоджия, поддерживалась парой столбов. Над центральным входом стену оформляла лента оконных проемов. Интересен прием контраста глухой стены фасада и остекленной части здания в форме полуцилиндра, внутри которого расположена винтовая лестница. Оригинальным решением автора сооружения служило ассиметричное украшение фасада двумя круглыми окнами-люками. Немного диссонировал ступенчатый аттик, который, по всей видимости, маскировал двускатную крышу.

Рис.38.Современное фото. Школа ФЗО (сейчас техническое училище №4) (1930-1932 гг.) Поздний конструктивизм

Контрольные вопросы:

1. Какой стиль пришел на смену модерна?

2. Какой стиль представлял переходный этап к послевоенному функционализму?

3. Каким образом первая Мировая Война повлияла на формирование стиля Ар Деко?

4. Какую страну признано считать родиной конструктивизма?

5. В каком стиле работали архитекторы Анри ван де Велде и Петер Беренс?

6. У кого учились Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ?

7. Где Вальтер Гропиус основал высшую школу строительства и конструирования?

8. Расскажите о «Баухаузе»

9. В какие годы «Баухауз» готовивило архитекторов и первых дизайнеров?

10.  Назовите причину закрытия «Баухауза»

11.  Почему преподаватели «Баухауза» были вынуждены эмигрировать в Соединенные Штаты Америки?

12.  Почему в США  с начала XX столетия начинает активно развиваться авангардная архитектура, что способствовало резкому скачку вперед в развитии американской культуры в целом?

13.  Охарактеризуйте стиль кубизм

14.  Назовите три мировых центра, пропагандировавших идеи новой архитектуры?

15. Расскажите о Ле Корбюзье

16. Расскажите о Вальтере Гропиусе

17. Расскажите о Казимире Малевиче и Василии Кандинском

18.  Расскажите о советском конструктивизме

19. Назовите представителей советского конструктивизма?

20. Расскажите о Владимире Татлине

21. Расскажите об Александре Родченко

22. Расскажите об архитекторах братьях Весниных

23. Расскажите о Константине Мельникове и Михаиле Гинзбурге

24.  Назовите французского теоретика и практика архитектуры, сформулировавшем пять принципов архитектуры, которые стали общепризнанной доктриной европейских и русских представителей конструктивизма?

25.  Кто считал, что фундамент дома должен опираться на несущие столбы, а также, необходимо использование крыши здания для размещения на его территории сада?

26.   По чьему мнению обязательное условие архитектуры - свободная планировка, благодаря отсутствию несущих межкомнатных перегородок, изолирующих помещения друг от друга, использование каркасной конструкции из опорных столбов?

27.  Кто придерживался мнения, что важное условие, примененное для строительства архитектуры в стиле конструктивизм – ленточное остекление, расположенное вдоль фасада здания?

28.  Назовите архитектора, в проектах которого фасад здания был без украшений, с вынесенной вперед нижней частью, подпиравшейся опорными конструкциями?

29.   В какой период, начавшийся в результате победы Великой Октябрьской революции 1917 года вплоть до 1930 – происходил подъем в развитии искусства и архитектуры?

30.  Какие идеи провозглашались в советской архитектуре?

31.  Какой стиль в советской архитектуре впервые проявил себя в строительстве проекта Дворца труда братьев Весниных?

32.  Назовите главные задачи советской архитектуры?

33.  Расскажите о советском журнале «Вещь»

34.  Кто победил в конкурсе 1928 года на проект Дома Центросоюза?

35.  Благодаря какому французскому архитектору в Россию проникли и получили распространение идеи конструктивизма?

36.  По какой причине главной темой в советской архитектуре стало строительство народных клубов?

37. По какой причине в советской России активно разрабатывались проекты зданий для нужд рабочего класса?

38. Какая форма повлияла на художественный образ архитектуры советского конструктивизма?

39.  С чем ассоциировалось ленточное остекление фасадов общественных зданий в советской России?

40.  Расскажите об особенности цветового решения построек

41.  Расскажите о здании бывшего Дворца культуры «Серп и Молот», расположенном в Пролетарском районе города Тулы на пересечении улиц Степанова и Чапаева?

42.  Какие черты проявляются в архитектуре бывшего Дворца культуры «Серп и Молот», расположенном в Пролетарском районе города Тулы на пересечении улиц Степанова и Чапаева?

43.  Расскажите о конструктивной форме здания бывшего Дворца культуры «Серп и Молот»

44. Расскажите о функциональном назначении здания бывшего Дворца культуры «Серп и Молот»

45.  В чем конкретно просматриваются в здании бывшего Дворца культуры «Серп и Молот» идеи конструктивной архитектуры, выдвинутые в своем теоретическом трактате французом Ле Корбюзье?

46.  К какому стилю относится решение верхнего яруса фасада, бывшего Дворца культуры «Серп и Молот», оформленным ленточным остеклением окон?

47. К какому стилю относится бывшая Фабрика кухня (1929-1931 гг.) и школа ФЗО, в данное время техническое училище №4 (1930-1032 гг.)?

48.  Назовите архитектора бывшей Фабрики кухни?

49.  Назовите общие черты, которые можно проследить в архитектуре бывшей Фабрики кухни и Дворца культуры «Серп и молот»?

50.  Расскажите об особенностях планировочного решения бывшей Фабрики кухни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной исследовательской работы по изучению Тульских памятников архитектуры можно сделать следующие выводы в связи с поставленными задачами. В качестве объекта изучения была выбрана светская архитектура, построенная в период с XVII- нач. XX вв. Европейские стили, развивавшие в это время, были адаптированы к русской архитектуре и в частности, Тульскому зодчеству. Подобно мировой последовательной смене одних стилей другими, аналогичные процессы происходили в Туле, однако с небольшим отставанием.

 

 

Тульские крупные фабриканты и купцы, такие как Иван Лугинин, Иван Ливенцев, Андрей Баташев и Николай Добрынин приглашали зодчих строить свои особняки, следуя моде и европейским тенденциям. Памятным фактом является и то, что в историю Тулы вошли имена таких выдающихся мастеров как В.Ф.Федосеев – ученик Карла России, а также зодчие - последователи школы Бартоломео Франческо Растрелли. В строительстве изученных провинциальных зданий, построенных в традициях барокко, использовались характерные для стиля приемы: динамизм фасада, раскрепованный антаблемент, разорванные полукруглые фронтоны, с декоративными вазами внутри, s-образные лепные формы, мотивы картуша и рокайля.

Классицизм, развивавшийся в течение нескольких этапов, таких как ранний, зрелый, поздний и неоклассицизм (ампир), проявлялся в Тульской архитектуре в соответствии с использованием традиционных приемов:  трехчастное деление фасада,  дорический портик с фронтоном, регулярное расположения окон.

Стиль ампир выражался в декорировании фасада  в виде львиных масок, геральдических композиций с мотивами факелов, лавровых венков и гирлянд.

Интернациональное направление модерна также не обошло Тульскую губернию. Следуя характерным приемам данного стиля, провинциальные постройки использовали аналогичные приемы: ассиметричность здания, бионичность формы, рельефные мотивы «удара бича».

Конструктивизм и принципы французского теоретика Ле Корбюзье нашли свое отражение в Тульских сооружениях в виде лаконичной архитектуры, использования формальных приемов в построении зданий, консольной конструкции фасада, поддерживающей вертикальными опорами, а также ленточном остеклении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уклейн В.Н. О зодчестве и зодчих Тульского края. Т.- Гриф и К, 2014.- 460 с.

2. Тула: путеводитель. Т.,2009.-47 c

3. Ошевский С.Д. Тула деревянная. Т.- Гриф и К, 2008.- 188 с.

4. Край наш Тульский. Т., 2007.- 640 с.

5. Боть В.И. Тула: История и современность. Т.-Пересвет,2006.-504с.

6. Куликов В.В. Ажур металла рукотворный. Т.- Приок.кн.изд-во,1990.-160 c.

7. Ашурков В.Н. Страницы тульской старины. Т., 1988

8. Лисенко Л.М. Дерево в архитектуре. М.- Стройиздат, 1984

9. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.- Изобраз.искусство, 1983

10. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.- Наука, 1981

11. Савченко В.Н. Город-герой Тула. М.- Стройиздат, 1979. - 192с.

12. Тула. Памятники истории и культуры: путеводитель. Т.- Приокск. книжное. изд-во, 1973.-208 с.

 

 

Учебное издание

 

КОРОЛЕВА Светлана Владимировна

 

 

История стилей России. Тула

                                                                                                 

Учебное пособие для вузов

 

 

Авторское редактирование

Изд. лиц. ЛР № 020300 от 12.02.97.

Подписано в печать. 2021.

Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Уч.–изд. л.  Усл. Печ. л.    

Тираж 100 экз. Заказ.

 

 

Тульский государственный университет

300600, г.Тула, пр. Ленина, 92.

 

Отпечатано в Издательстве ТулГУ

Тульского государственного университета.

300012, г.Тула, пр. Ленина, 95.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.05 с.)