III . 3. Поздний классицизм. Особняк на улице Пирогова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . 3. Поздний классицизм. Особняк на улице Пирогова.



Дом купца Добрынина.

Поздний классицизм начал распространяться в России в период с 1815 по 1830-е годы. Общее приподнятое настроение в обществе, связанное с победой в Отечественной Войне 1812 года передавалось на  всю русскую культуру. В архитектуре провозглашались идеи величественности и грандиозности общественных и жилых сооружений. Столичные тенденции распространялись и в провинции. В Туле примером позднего классицизма можно назвать особняк на улице Пирогова,7, построенный в 1820-е годы (рис.14). Дом был спроектирован по установленному в 1779 году генеральному плану, согласно которому все каменные постройки должны были выходить фасадами на так называемую «красную линию» улицы. Поэтому здание не располагалось в удалении от въездных ворот, как это было с усадьбами Ливенцевых или Лугининых, а было выдвинуто парадным фасадом на главную улицу. Особняк представлял собой трехэтажное сооружение, с колонным портиком и мезонином. Основные черты позднего классицизма налицо: трехчастное деление фасада и четко выявленный центр в виде портика из шести полуколонн, завершенный треугольным фронтоном.

Рис.14.Особняк на улице Пирогова,7. 1820-е годы. Поздний классицизм

 

В начале XIX века в Туле был построен дом купца Добрынина (рис.15), сейчас он находится на улице Ленина,56 (ранее Киевская). При дальнейшей перестройке здания и смены владельцев, стилистически особняк немного изменился, однако можно представить, как он выглядел в первозданном виде, и угадать в его архитектуре формы позднего классицизма. Основные черты первоначальной композиции, традиционные для данного стиля - трехчастное деление фасада, с выделенной центральной частью. Несмотря на современный вид портика с коринфскими колоннами, вероятнее всего, что изначально его украшал дорический ордер.

 

Рис 15. Дом купца Добрынина. Начало XIX в. Поздний классицизм.

Контрольные вопросы:

1. В какой период в России начал распространяться поздний классицизм?

2. Какие идеи провозглашались в русской архитектуре в период с 1815 по 1830-е годы?

3. По каким конструктивным и стилистическим признакам можно к позднему классицизму можно отнести особняк на улице Пирогова,7, построенный в 1820-е годы?

4. Почему здание на улице Пирогова,7 в Туле не располагалось в удалении от въездных ворот, как это было с усадьбами Ливенцевых или Лугининых, а было выдвинуто парадным фасадом на главную улицу?

5. Какие основные черты позднего классицизма проявляются в особняке на улице Пирогова,7?

6. Когда века в Туле был построен дом купца Добрынина, сейчас он находится на улице Ленина,56?

III.4. Поздний классицизм. Эклектика.

Здание Дворянского собрания

 

Следующая Тульская постройка, которую начали воплощать в период позднего классицизма - здание Дворянского собрания (1833-1856 гг.), в настоящее время, расположенное на проспекте Ленина,44. В 1832 году было принято решение дворянства Тульской области построить в городе специальное сооружение для проведения собраний. В 1833 году к подготовке чертежей приступил известный зодчий В.Ф.Федосеев, случайно оказавшийся в тот момент в Туле. Он был приглашен специально из Санкт-Петербурга для перестройки здания Оружейного завода. Можно сказать, что  тем самым городу представился счастливый случай – участие в архитектурном проекте выдающегося архитектора, ученика Карло Росси. Необходимые чертежи были утверждены в 1834 году, и с этого времени начался поиск подходящего места для расположения здания. Изначально проект В.Ф.Федосеева (рис.16) представлял собой достаточно помпезную постройку, выдержанную в традициях Карла Росси. Фасад был поделен традиционно для классики на три части. Его центральная часть выделялась выступом (ризалитом) и украшалась  десятью коринфскими колоннами. Венчал здание купол на низком барабане, порезанном полуциркульными арками. По бокам сооружение продолжали двухэтажные крылья. К сожалению, строительство было отложено по причине необходимости корректировки проекта. В дальнейшем проблемы с воплощением в жизнь дома Дворянского собрания продолжались. На этот раз, неожиданно выяснилось, что пока организаторы замешкались с подготовкой необходимых документов, выбранный под строительство земельный участок был выкуплен другими лицами. В результате нерасторопности Тульского дворянства, в 1837 году В.Ф.Федосееву пришлось отказаться от продолжения работы над постройкой, так как он был вынужден приступить к выполнению другого заказа. На смену В.Ф.Федосеева был приглашен архитектор Иванов, который в то время руководил строительством Тульского оружейного завода. В 1838 году зодчий приступил к работе над домом Дворянского собрания. В результате преодоления многочисленных трудностей, в 1849 году долгожданное строительство было начато. В 1853 году закончились основные работы, и началась отделка дома. По причине затянувшейся работы над зданием Дворянского собрания, продолжавшейся в течение нескольких десятилетий, в архитектуре к тому времени на смену позднего классицизма пришла эклектика. В 1843 году проект вновь был отправлен на корректировку в Петербург, на что пришел положительный ответ. Однако новые авторы решили не ориентироваться на стиль, выбранный                  В.Ф. Федосеевым, и  предложили собственное решение здания (рис. 17, 18). Особенным изменениям подвергся фасад здания. Следуя принципам эклектики, петербургские зодчие обратились за вдохновением к постройкам итальянских палаццо (дворцов). Поэтому предложенные Федосеевым объемные коринфские колонны были заменены на плоские пилястры. Былая вертикальность сменилась на главенствующую горизонталь. В целом фасад приобрел более графичный и сдержанный облик. В полукруглой форме наличников, расположенных над оконными проемами проявились идеи эклектики. Углы здания были оформлены рустом, что соответствовало традициям итальянских палаццо.

Рис.16. Проект дома Дворянского собрания В.Ф.Федосеева. 1834 г. Поздний классицизм.
Рис.17.Историческое фото. Здание Дворянского собрания (1833-1855 гг.). Поздний классицизм, эклектика.  
Рис.18.Современное фото. Здание Дворянского собрания (1833-1855 гг.). Проспект Ленина,44. Поздний классицизм, эклектика.

 

 В разработке интерьера (рис. 19,20,21) дома Дворянского собрания со времен В.Ф.Федосеева также произошли значительные изменения. Во внутреннем пространстве колонного зала Федосеев предлагал использовать два ряда античных колонн, установленных в соответствии с классическими традициями, с одинаковым интервалом друг от друга. В итоге же, новые авторы, в результате утвержденного проекта 1843 года, следуя принципам эклектизма, отказались от равномерности и позаимствовали расположение колонн из итальянского ренессанса. Петербургские зодчие объединили их в группы по три колонны, применив более нарядный композитный ордер. Чрезмерное украшательство, характерное для эклектики также просматривается в лепнине, декорирующей стены и потолок.

К концу 1855 году отделка здания закончилась, и  наконец-то дом Дворянского собрания был торжественно открыт.

Рис.19. Современное фото. Реставрированный интерьер колонного зала. Здание Дворянского собрания (1833-1855 гг.). Поздний классицизм, эклектика.
Рис.20. Современное фото. Реставрированный интерьер колонного зала. Здание Дворянского собрания (1833-1855 гг.). Поздний классицизм, эклектика.

 

Рис.21. Современное фото. Реставрированный интерьер здания Дворянского собрания. Поздний классицизм, эклектика.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите Тульскую постройку, которую начали воплощать в период позднего классицизма (1833-1856 гг.)?

2. В каком году было принято решение дворянства Тульской области построить в городе специальное сооружение для проведения собраний?

3. В каком году к подготовке чертежей приступил известный зодчий В.Ф.Федосеев, случайно оказавшийся в тот момент в Туле?

4. Изначально проект какого архитектора представлял собой достаточно помпезную постройку, выдержанную в традициях Карла Росси?

5. Почему было отложено строительство дома Дворянского собрания по проекту В.Ф.Федосеева?

6. Какой архитектор был приглашен на смену В.Ф.Федосеева в работе над проектом дома Дворянского собрания?

7. В каком году к проекту дома Дворянского собрания приступил архитектор Иванов, который в то время руководил строительством Тульского оружейного завода?

8. Охарактеризуйте архитектурные стили, получившие распространение в период строительства дома Дворянского собрания в Туле?

9. В каком году проект дома Дворянского собрания вновь был отправлен на корректировку в Петербург, на что пришел положительный ответ?

10.  Какие зодчие в работе над проектом, следуя принципам эклектики, обратились за вдохновением к постройкам итальянских палаццо (дворцов)?

11. Какие признаки итальянских палаццо и эклектики в целом можно найти в архитектуре дома Дворянского собрания в Туле?

12.  Как решался интерьер дома Дворянского собрания в Туле?

13.  Почему новые авторы, в результате утвержденного проекта 1843 года, отказались от равномерности и позаимствовали расположение колонн из итальянского ренессанса?

14.  В каком году отделка здания закончилась, и наконец-то дом Дворянского собрания был торжественно открыт?

 

Глава IV. ФРАНЦУЗСКИЙ АМПИР В ТУЛЬСКОМ ЗОДЧЕСТВЕ.

IV.1. Семантика оформления здания Дворянского клуба

В западноевропейской культуре неоклассицизм получил свое наивысшее развитие в стиле ампир. Вновь во главе мирового искусства стояла Франция, на этот раз возглавляемая Наполеоном Бонапартом, правителем, стремившимся основать империю, подобную древнеримской. Поэтому французская культура того периода ориентировалась на время правления римских императоров с их воинствующим образом жизни, героической доблестью, торжественностью и роскошью. Популярными для стиля ампир (так называемого стиля империи Наполеона Бонапарта) стала древнеримская архитектура, а также полюбившиеся римскими императорами символы египетских царей (с тех пор, как Египет вошел в состав римской империи). В декоре французского ампира активно использовались сфинксы, статуи львов и львиные маски, львиные лапы, олицетворявшие власть императора Франции. Обязательными декоративными мотивами стиля Наполеона Бонапарта были воинские атрибуты: копья, трофеи, мечи, факелы, лавровые венки, пальметты, а также изображение инициала Наполеона – буквицы «N». Все проявления стиля ампир в его первозданном виде можно найти в оформлении интерьеров дворца в Фонтенбло. Продлился короткий период стиля ампир во Франции с 1804 года (года коронации императора) по 1813 год (крушение империи Наполеона Бонапарта).

В дальнейшем стиль ампир приобрел популярность не только во Франции, в Европе, но и России. Его характерные стилистические мотивы были адаптированы под особенности русской культуры, архитектуры и продолжали использоваться в оформлении экстерьеров и интерьеров зданий, произведениях изобразительного искусства и скульптуре. В русской культуре ампир начал развиваться и приобрел достаточную популярность в период с первой трети XIX века по конец XIX века. Объяснение парадоксальности ситуации, в результате которой страна победитель Россия приняла и активно использовала в своей культуре модный архитектурный стиль вражеской Франции, можно найти  в том, что также как и во Франции, в России ампир провозглашал аналогичные идеи: торжество монархической власти и государственности. Российская империя прославлялась как мощная держава, подобная третьему Риму. Также как и во французском ампире, русская архитектура использовала схожие стилистические приемы: формы триумфальных арок с квадригами, олицетворявшими победоносность государства и царей, воинские атрибуты, демонстрировавшие доблесть русских воинов, скульптуры львов, орлов и грифонов,  символизировавшие величие царской власти.

В Тульскую губернию отголоски нового стиля проникли с заметным опозданием. К характерному примеру архитектуры, построенной в стиле неоклассицизма (ампира), относится здание бывшего Дворянского клуба  (1911 - 1912 гг.), в данное время занимаемое Тульской областной филармонией. Так как строительство особняка пришлось на первую треть XX века, то в оформлении постройки  помимо ампира использовались приемы модерна. Причиной строительства здания дворянского клуба послужило то, что он размещался в неудобных местах и был вынужден найти себе отдельное помещение. Подошло место рядом с домом Дворянского собрания. Сначала для разработки проекта были приглашены четыре тульских архитектора: С.М.Серебровский, А.Г.Слесарев, В.Н.Сироткин и В.Г. Сецуло. Но по неизвестным причинам работа была отдана московскому гражданскому инженеру – И.А.Иванову-Шиц. В 1911 году архитектурный проект был утвержден и вскоре началось строительство, неожиданно закончившееся достаточно быстро - к концу 1912 году.

На фасаде здания Дворянского клуба со стороны проспекта Ленина выделяется центральная часть с четырьмя ионическими колоннами, завершенная фронтоном с пологим склоном и обрамленная по бокам узкими ризалитами. Углы фронтона украшает барельеф с характерными для ампира мотивами, придающими сооружению торжественный образ. Композиция состоит из горящих факелов, соединенных между собой растительными гирляндами (вероятнее всего лавровыми). В нижней части барельефа размещены медальоны, которые чередуются изображениями женской маски (маскароне) и лиры. Лира – древнегреческий музыкальный инструмент, в данном случае, символизировал музыкальное назначение дворянского клуба, в стенах которого регулярно устраивались балы. Чередовалось изображение лиры, по-видимому, с изображением маски древнегреческой музы танца Терпсихоры. Вероятность, что именно она изображена на рельефе высокая, так как неотъемлемым атрибутом богини всегда считался музыкальный инструмент – лира.

 Под барельефом располагается еще одна лепнина, скорее всего олицетворяющая торжество искусства. Декоративная композиция объединяет в себе медальон с лирой в центральной части, обрамленной двумя факелами и соединенными между собой лавровыми гирляндами.

Женские маски с изображением музы танца Терпсихоры украшают простенки между ионическими колоннами, расположенными в центральной части фасада. Маскароне помещены в центре медальона, обрамленного в традициях стиля ампир лавровым венком - символом триумфа и славы. По бокам рельеф украшают декоративные листья, которые по своей форме напоминают листья кувшинки. Болотное растение активно использовалось в декоре стиля модерн, популярного в период строительства здания.

Нарядно решен угол здания. В эскизном варианте из книги Владимира Николаевича Уклейна видно, что вверху сооружения была надстроена сценическая коробка, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Оба фасада украшают полукруглые окна в стиле ампир.

Снова вернемся к изучению парадного фасада, выходящего на проспект Ленина. Под карнизом помещена  характерная для ампира цепочка вертикальных окон, обрамленная по бокам лепным рельефом растительного характера. Под окнами главный акцент здания – эдикула (окно с наличником в форме двухколонного портика). Постараемся разобраться в особенностях рельефа в верхней части эдикулы. Декоративная композиция объединяет в себе две фигуры смотрящих друг на друга крылатых мифических существа с туловищем льва, головой орла и закрученным змеевидным хвостом. Скорее всего, это фигуры грифонов, играющих роль стражей и охраняющих символ музыкального искусства – лиру, размещенную между ними.

Первый этаж здания Дворянского клуба также украшен рустом с львиными масками в замковом камне оконных перемычек. Снова применяется излюбленный символ ампира – изображение царя зверей - льва, придающего зданию величественность и торжественность.

Что касается конструктивных особенностей постройки, то есть некоторые недочеты. Размещенный в левом углу парадный вход свидетельствует, скорее всего, о принадлежности сооружения свободному стилю модерн, чем классическому ампиру с его симметрией и регулярностью. Несмотря на некоторые несоответствия фасада постройки с  его внутренним решением, а также некоторого бессмысленного декора на боковом фасаде, здание Дворянского клуба является единственным образцом архитектуры стиля ампир среди тульских исторических построек.

Рис.22.Современное фото. Здание Дворянского клуба (Теперь здание Тульской областной филармонии). 1911-1912 гг. Неоклассицизм (ампир), модерн

 

Рис.23. Здание Дворянского клуба (Теперь здание Тульской областной филармонии).

1911-1912 гг. Украшение фасада лепниной из женских масок, изображающих музу музыки Терпсихору. В Рельефной композиции используются мотив модерна – лист кувшинки. Неоклассицизм (ампир), модерн

Рис.24. Здание Дворянского клуба (Теперь здание Тульской областной филармонии).1911-1912 гг. Чередование медальонов с изображением маски Терпсихоры и лиры. Неоклассицизм (ампир), модерн Рис.25. Здание Дворянского клуба. (1911-1912 гг.). Геральдическая композиция, прославляющая музыкальное искусство. Неоклассицизм (ампир), модерн

 

Рис.26. Здание Дворянского клуба (1911-1912 гг.). Украшение верхней части эдикулы барельефом с изображением грифонов, играющих роль стражей пантеона искусств. Неоклассицизм (ампир), модерн

 

Рис.27. Здание Дворянского клуба (1911-1912 гг.). Львиные маски в замках оконных перемычек. Неоклассицизм (ампир), модерн

 

Контрольные вопросы:

1. В каких странах неоклассицизм получил свое наивысшее развитие в стиле ампир?

2. Почему в период распространения ампира во главе мирового искусства стояла Франция, на этот раз возглавляемая Наполеоном Бонапартом, правителем, стремившимся основать империю, подобную древнеримской?

3. Почему популярными для стиля ампир (так называемого стиля империи Наполеона Бонапарта) стала древнеримская архитектура, а также символы египетских царей?

4. Назовите обязательные декоративные мотивы стиля Наполеона Бонапарта?

5. В оформлении интерьеров какого французского дворца можно найти все проявления стиля ампир в его первозданном виде?

6. Назовите период, когда продлился стиля ампир во Франции?

7. Почему в дальнейшем стиль ампир приобрел популярность не только во Франции, в Европе, но и России?

8. Когда стиль ампир начал развиваться и приобрел достаточную популярность в русской культуре?

9. Почему не смотря на парадоксальность ситуации, в результате которой страна победитель Россия приняла и активно использовала в своей культуре модный архитектурный стиль вражеской Франции?

10.   Назовите, к какому стилю относятся такие декоративные мотивы, как формы триумфальных арок с квадригами, олицетворявшими победоносность государства и царей, воинские атрибуты, демонстрировавшие доблесть русских воинов, скульптуры львов, орлов и грифонов, символизировавшие величие царской власти?

11.  По каким признакам к характерному примеру архитектуры, построенной в стиле неоклассицизма (ампира), относится здание бывшего Дворянского клуба (1911 - 1912 гг.), в данное время занимаемое Тульской областной филармонией?

12. В какой период строилось здание бывшего Дворянского клуба (1911 - 1912 гг.), в данное время занимаемое Тульской областной филармонией?

13. Назовите четыре тульских архитекторов, приглашенных сначала для разработки проекта здание бывшего Дворянского клуба (1911 - 1912 гг.), в данное время занимаемое Тульской областной филармонией?

14.  Какому московскому архитектору был отдан в результате проект здания бывшего Дворянского клуба в Туле?

15.  В каком году был утвержден архитектурный проект здания бывшего Дворянского клуба в Туле?

16. В каком году было закончено строительство проект здания бывшего Дворянского клуба в Туле?

17.  Каким образом выделяется центральная часть фасада проект здания бывшего Дворянского клуба в Туле?

18.  Что символизирует композиция из горящих факелов, соединенных между собой растительными гирляндами (вероятнее всего лавровыми)?

19. Что символизирует композиция в нижней части барельефа, где размещены медальоны, чередующиеся изображениями женской маски (маскароне) и лиры?

20. Что символизирует композиция в центральной части фасада, представленная женскими масками с изображением музы танца Терпсихоры?

21. Что символизирует композиция в центральной части фасада, представленная маскароне, обрамленного в традициях стиля ампир лавровым венком?

22.  Что такое эдикула?

23. Что символизирует композиция на парадном фасаде, объединяющая себе две фигуры смотрящих друг на друга крылатых мифических существа с туловищем льва, головой орла и закрученным змеевидным хвостом?

24. Декоративный мотив какого стиля – львиные маски украшают первый этаж здания бывшего Дворянского клуба в Туле?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.036 с.)