Глава I . Обзор исторического наследия региона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Обзор исторического наследия региона.



Королева С.В.

Учебное пособие

ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ РОССИИ. ТУЛА

 

 

Издательство ТулГУ

Тула 2021


УДК 747(470)(075.8)

ББК 85.128(2Рос)я73

К 68

 

 

Королева С.В.: к. иск., доц.каф ГСАиД ТулГУ История стилей России. Тула: учебное пособие / С. В. Королева. - Тула: Изд–во ТулГУ, 2020. – 76 с. цв.ил.

ISBN

 

В учебном-методическом пособии рассмотрена периодизация исторических стилей, на примере архитектуры г.Тулы. Тульские крупные фабриканты и купцы, такие как Иван Лугинин, Иван Ливенцев, Андрей Баташев и Николай Добрынин приглашали зодчих строить свои особняки, следуя моде и европейским тенденциям. В Тульской архитектуре проявлялся классицизм, развивавшийся в течение нескольких этапов, таких как ранний, зрелый, поздний и неоклассицизм (ампир). Интернациональное направление модерна не обошло Тульскую губернию. Конструктивизм и принципы французского теоретика Ле Корбюзье нашли свое отражение в Тульских сооружениях.

Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, обучающихся по напр. 54.03.01 «Дизайн» дисциплине «История стилей» (профили «Промышленный дизайн», «Дизайн интерьера»), 54.04.01 «Дизайн» (профили «Промышленный дизайн», «Дизайн интерьера»).

 

Печатается по решению библиотечно–издательского совета Тульского государственного университета

Рецензенты: начальник научно-методического отдела МГХПА им С.Г.Строганова, кандидат искусствоведения; профессор каф. семиотики и общей теории искусства МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор искусствоведения Кошаев В.Б.

 

 

                                  © С.В. Королева 2021

ISBN                                                                             ©  Издательство ТулГУ, 2021

оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……………… 4
Глава I. ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА………………………. 9
I.1. Своеобразие архитектурно-планировочного решения города ………………….. 9
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 11
Глава II. АДАПТАЦИЯ МОТИВОВ ИТАЛЬЯНСКОГО БАРОККО В ТУЛЬСКОМ ЗОДЧЕСТВЕ 12  
II.1.Стилистические особенности усадьбы купцов Ливенцевых в Денисовском переулке Тулы……………………………………………….…………. 12  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 17
II.2.Конструктивно-декоративное оформление усадьбы купцов Лугининых……...................................................................................... 19  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 23
Глава III ИДЕИ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ТУЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ 23
III.1. Ранний классицизм. Усадьба Ивана Ливенцева………………………………… 23
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 27
III.2. Зрелый классицизм. Дом купца Андрея Баташева на набережной Дрейера в Заречье………………………………………………………………………... 29  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 31
III.3. Поздний классицизм. Особняк на улице Пирогова. Дом купца Добрынина………………………………………………………..………….. 32
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 34
III.4. Поздний классицизм. Эклектика. Здание Дворянского собрания………………. 35
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 41
Глава IV. ФРАНЦУЗСКИЙ АМПИР В ТУЛЬСКОМ ЗОДЧЕСТВЕ.  
IV.1.Семантика оформления здания Дворянского клуба……………………………… 42
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 48
Глава V. ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ АНГЛИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО» В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНА.  
V.1. Дом купца-благотворителя Степана Александровича Ермолаева-Зверева. Деревянная усадьба на улице Бундурина……………………..... 50  
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 59
Глава V I. КОНСТРУКТИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕ КОРБЮЗЬЕ И ВАЛЬТЕРА ГРОПИУСА В СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ 62
V I.1. Дворец культуры «Серп и Молот»………………………………………………. 62
V I.2. Здания фабрики-кухни и школы ФЗО…………………………………………… 67
Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..……… 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………......................................................... 75

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Актуальность темы обусловлена изучением национальной архитектуры, на примере Тульского региона.   К сожалению, серьезные очерки и книги об архитектуре, в основном, были написаны в 80-90 гг. прошлого столетия. В целом  архитектурное наследие Тулы изучено недостаточно.  В основном исследованы  крупные Тульские ансамбли и особняки,  и упущены из вида менее известные постройки, однако, имеющие не меньшую историческую ценность. Возникает необходимость провести подробный анализ и структурировать памятники архитектуры, а также соотнести формирование Тульского зодчества в контексте европейских художественных стилей.  Историю зданий, имеющих культурную ценность  необходимо восстановить и проанализировать. Несмотря на то,  что большинство изучаемых сооружений построены из камня и часть из них реконструируется, все-таки все они со временем приходят в ветхое состояние. Возникает опасность, что исторические постройки, относящиеся к периоду XVII –XIX вв. могут в ближайшее будущее не сохраниться вовсе. Поэтому важно в настоящее время собрать необходимую информацию об архитектурных памятниках Тулы и донести ее современникам.  

Степень изученности темы. В основном опубликованная информация о Туле представлена в виде энциклопедических сведений в  путеводителях и очерках. Рассказ о памятниках архитектуры, монументах с акцентом на героической славе города представлен в небольшой книге Савченко В.Н. Город-герой Тула. М., 1979.- 192 с. Начинается знакомство с городом с описания его географического расположения, строительства сооружений в традиционном «военном характере». Савченко В.Н. проводит хронологический анализ истории города с XII в. по 80-е годы  XX столетия. Изучает особенности планировочного решения Тулы, известные культовые сооружения, деревянную жилую архитектуру. Исследует памятные монументы, посвященные русским правителям, которые внесли выдающийся вклад в становление города и героям сражений, а также изучает памятники, установленные тульским оружейникам. В книге описываются архитектурные особенности общественных сооружений: зданий вузов, вокзалов, цирка и музеев. Рассматриваются особенности организации центральной площади города и крупных микрорайонов.

Из серьезных опубликованных материалов хочется выделить исследовательские работы и книги профессора ТулГУ, доктора архитектуры Куликова Владимира Васильевича. Одна из его известных публикаций, посвященных изучению тульской архитектуры - книга Ажур металла рукотворный. Т., 1990.- 160 с. В издании изучается декорирование Тульской архитектуры, экстерьеров и интерьеров деталями из кованого металла. Проявленный интерес ученого к этому материалу не случаен. Становление традиционного для региона ремесла имеет давнюю историю.  Тула издревле славилась умельцами обработки металла в оружейном и самоварном производстве. Владимиром Васильевичем изучаются кузнечное дело и развитие металлургического производства на Тульской земле, особенности технологии ручной ковки. Рассматриваются конструкции и художественные решения металлических украшений города, применяемые в оформлении парадных подъездов домов и общественных зданий,  а также в украшении решеток ворот, балконов и козырьков. Изучаются несколько способов обработки листового металла и применение его в оформлении дымников, водостоков и флюгеров.  

Из изданных в современное время путеводителей стоит отметить справочник - Край наш Тульский. Т., 2007.- 640 с. В составлении достаточно объемного печатного издания участвовали знатоки истории Тулы. Такие как, Н.Е.Стещенко-Фролов – член Союза писателей России, В.И.Боть – заслуженный работник культуры России, В.В.Куликов – профессор, член-корреспондент Академии архитектурного наследия России. Путеводитель посвящен не только вопросам архитектуры, но и знакомит жителей и гостей города с основными отраслями Тулы: экономической, социальной, здравоохранительной, образовательной и культурной. Основные разделы издания посвящены изучению древней истории города, а также современной жизни региона. Перечисляются районы области, известные традиционными промыслами. В книге прокладываются экскурсионные маршруты по основным направлениям памятных мест: северному, южному, западному и восточному.

Краеведам хорошо известна книга Ошевского С.Д. Тула деревянная. Т., 1990.-111с. Станислав Дмитриевич был не только историком, журналистом и писателем, но и художником. Помимо исследовательской работы он эскизировал старинную деревянную архитектуру Тулы. Благодаря его материалам мы можем увидеть ушедшие безвозвратно исторические памятники Тульского зодчества в его книге. В издании автором изучаются различные технологии деревянной резьбы, применение самобытных приемов в архитектурной отделке Тульских домов.

Большой вклад внес в изучение Тульской архитектуры Владимир Николаевич Уклейн. В настоящее время на основе его многочисленных очерков и публикации, опубликованных ранее, издана книга О зодчестве и зодчих Тульского края. Тула:Гриф и К, 2014.-460. Владимир Николаевич Уклейн (1898-1986 гг.) – историк, серьезно  изучавший Тульские памятники архитектуры. На основе его исследовательской работы сформировалась достаточно конкретная картина строительства главных исторических построек города, прояснилась последовательность смены одного художественного стиля другим в контексте Тульского зодчества.

 Невероятным образом историк оказался в провинции. Владимир Николаевич Уклейн родился в Киеве. После переезда с семьей в Пензу закончил строительно-архитектурное училище. Затем снова вернулся в 1917 году в Киев и  поступил в политехнический институт. Однако гражданская война помешала ему закончить образование. В Киеве Уклейн познакомился с историком архитектуры Г.К. Лукомским, заинтересовавшим юношу изучением старины. В разгар гражданской войны Владимир Николаевич переехал в Прагу, где в 1922 закончил факультет архитектуры и гражданского строительства Чешской высшей технической школы. В 1933 году он защитил диссертацию по теме «Воздух и свет в больнице»  на соискание степени доктора технических наук. Знаменательна его работа тем, что Уклейн в своем исследовании опирался на идеи великого французского архитектора Ле Корбюзье. Владимир Николаевич был высокообразованным человеком и помимо технического, исторического образования, владел несколькими языками. Живя в Европе, некоторое время он работал архитектором в Берлине и Гамбурге. Однако Вторая Мировая Война разрушила карьеру. Работа Уклейна за границей драматично отозвалась на судьбе и вызвала негативное отношение к его персоне со стороны советской власти. Изменила ситуацию «оттепель», происшедшая позже в Советском Союзе и Уклейн снова вернулся к работе. Однако, не имея возможности проживать в одной из столиц России, Владимир Николаевич поселился в Туле и начал трудиться в качестве главного инженера в «Тулоблпроекте». Выйдя на пенсию, он увлекся историей Тулы и опубликовал многочисленные статьи и очерки на тему Тульских памятников архитектуры. Можно сказать, что В.Н.Уклейн практически единственный исследователь Тульской архитектуры, кто комплексно сформировал исторические материалы в единое издание. Хотя вопросов и загадок по архитектуре города до сих пор остается очень много…

Таким образом, выяснилось, что  основные печатные издания, посвященные Тульской архитектуре были изданы в 80-90-е годы XX столетия и имеют описательный характер. В первую очередь в многочисленных изданиях изучаются известные исторические постройки. Однако, в Туле достаточно много построек, менее афишированных широкой публики, однако также имеющих историческую ценность, изучением, которых необходимо заниматься. Также в изданной литературе не полностью освещаются вопросы стилистического и композиционного решения архитектуры, оформления экстерьеров и интерьеров зданий.

Объект исследования – Тульское зодчество в системе мировой архитектуры

Предмет исследования – особенности стилеобразующей системы Тульского зодчества. Роль мировых исторических стилей в становлении архитектуры региона.

Цель исследования – рассмотреть стилистические приемы Тульской исторической архитектуры в системе мировой стилеобразующей системы; раскрыть значение искусствоведческих и культурных знаний в формировании Тульского зодчества.

В соответствии с указанными целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие                                                          задачи:

1. Исследовать светскую архитектуру  Тулы и определить роль исторических стилей в формировании зодчества региона.

2. Проследить особенности становления Тульских памятников архитектуры в контексте европейской стилеобразующей системы.

3. Проследить связь русской архитектуры, в частности, Тульской области с европейскими памятниками архитектуры XVIII – нач. XX вв.

Выбор методологии и методов исследования осуществлялся на основе теоретико-методологической базы теории и истории культуры. Исторический метод, в первую очередь, основан на анализе исторического наследия Европы и России. В исследовании стилистических особенностей сооружений Тулы был использован исторический метод,  благодаря которому производился экскурс в эпоху строительства тульских особняков. Применяя исторический метод, автором обзорно были изучены периоды формирования художественных стилей.

В результате использования сравнительного метода проводилась аналогия развития художественных стилей в Европе, России и, частности, Туле. Применяя сравнительный метод, были проведены параллели характерных построек общепризнанных исторических стилей.

Художественно-стилистический метод позволил изучить конструктивный и художественно-образный язык исторических стилей и соотнести его с решением европейской и русской архитектуры. Анализ характерных особняков Тулы позволил выявить специфику формирования и развития художественных стилей в регионе.

 

В ТУЛЬСКОМ ЗОДЧЕСТВЕ

 

В Денисовском переулке Тулы

В период со второй половины XVI века вплоть до середины XVIII века в русской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко. В европейской культуре его возникновение связано с наскучившим ренессансом, отказом от уравновешенности, ясности формы и строгости. Увлечение новым направлением впервые проявилось у итальянских мастеров в конце XVI - начале XVII веков и в дальнейшем получило свое распространение в мировой культуре. Искусство итальянского барокко в первую очередь было связано с выдающимися постройками архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Мастер, прежде всего, был придворным зодчим римских пап и отражал интересы католической церкви. В культовом зодчестве для утверждения силы религиозной веры впервые  начали использоваться мотивы светской архитектуры: грандиозность, зрелищность и разнообразность материалов. Помпезность и торжественность стиля проявились в строительстве Бернини площади перед собором Святого Петра в Риме. Другой итальянец, приверженец стиля барокко – Франческо Борромини также применял в своих постройках характерные мотивы этого направления:  фасады волнообразной формы, живописность и динамичность здания, украшение построек медальонами, картушами и растительными гирляндами.

В русской архитектуре художественное направление барокко в первую очередь было связано с правлением императрицы Екатерины II и деятельностью в Петербурге в середине XVIII века итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли. Одна из выдающихся работ мастера – перестройка дворцово-паркового ансамбля Петергофа, которая была задумана как один из крупнейших в мире дворцовых комплексов, соперничающих с Версалем. Зодчий объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его лестничные спуски с Большим гротом, а также усилил декоративность фасада дворца. В следующей его постройке - Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (1752 -1756), Растрелли активно применял мотивы барочного стиля. Крыша дворца покрывалась позолотой, а над балюстрадой возвышались декоративные скульптуры. Фасад украшался статуями атлантов и затейливыми растительными мотивами. Интерьер Екатерининского дворца по роскоши не уступал Зеркальной галерее Версаля, в его оформлении использовались традиционные приемы: обилие резного декора, использование золота и других драгоценных материалов, украшение растительными гирляндами, картушами и фигурами амуров.

Нарядность и роскошь столичных дворцов полюбилась в провинции. Начиная с середины XVIII века, усадьбы Тульских заводчиков и купцов возводились под влиянием этого стиля. Примером тому служила усадьба купцов Ливенцевых (теперь Дворец пионеров), построенная в 1760–х годах. Примечателен вход в усадьбу в виде парадных въездных ворот, возведенный немного ранее, около 1750 года.

 Продолжая изучать стилистические особенности усадьбы купцов Ливенцевых в Денисовском переулке Тулы и ее въездных ворот, можно отметить, что  сооружение создано в традициях позднего барокко (рококо). Об этом свидетельствуют многочисленные конструктивные и декоративные приемы. Ворота представляют собой изогнутую форму,  несколько углубленную в центре. Динамизм и волнообразная линия, характерные для этого художественного направления, достигается благодаря раскрепованному антаблементу. Пилястры вместе с расположенным над ними объемом антаблемента достаточно существенно выдвинуты вперед по отношению плоскости стены. Вертикальный строй пилястр разделяет плоскость ворот на три части, благодаря чему выделяется центр с большей по размеру полуциркульной аркой, а также замысловатой конструкцией фронтона. О фронтонах ливенцевских ворот нужно остановиться подробнее. Придерживаясь барочного стиля, зодчий украсил их по бокам фронтонами изогнутой формы, причем разорванными в центральной части. Так, чтобы в месте разрыва поместились декоративные вазы. Центральная часть ворот также заканчивается изогнутым фронтоном, украшенным по бокам декоративными завернутыми свитками, имеющими характерный для позднего барокко s-образный силуэт. В качестве завершающей точки архитектор поместил на вершине центрального фронтона небольшую декоративную вазу. В первозданном виде конструкция ворот украшалась решетками с розами и многими другими декоративными мотивами, однако до современного времени, к сожалению, они не сохранились. Некоторые историки в причудливой форме Тульского памятника архитектуры находят не только связь со стилем итальянского зодчего Растрелли, но и возможное его причастие к созданию усадьбы Ливенцевых. Несмотря на то, что это маловероятный факт, все-таки деятельность Варфоломея Растрелли была настолько велика, что нашла отголоски в русской провинции, такой как Тула.

Рис. 3. Современная фотография. Тула. Денисовский переулок. Въездные ворота усадьбы Ливенцевых. Время создания  сооружения 1760-е годы. Позднее барокко.
Рис.4.Ворота усадьбы Ливенцевых. 1760-е годы. Реконструкция. Позднее барокко.
Рис.5 Дом Ливенцевых в Денисовском переулке. Реконструкция. Художник В.Ф.Гильберт. Позднее барокко.

 

За пышными въездными воротами скрывался двухэтажный дом Ливенцевых (рис.3,4,5). Здание было построено в 1760 -е годы, и в настоящее время, к сожалению, пришло в запустение и требует реставрации. Опираясь на материалы В.Н.Уклейна, можно в общих чертах передать внешнее убранство дома. Углы боковых ризалитов украшали пучки выложенных из камня колонн. В оформлении фасада использовался излюбленный мотив Тульского зодчества середины XVIII века - украшенные под оконными проемами раковины полукружий,  а также обрамляющие окна наличники, завершенные капельницами в подоконной части. Со стороны Денисовского переулка располагается дворовый фасад, а парадное же лицо дома, открывается с улицы Революции и в настоящий момент заслонено зданием Дворца пионеров.

 

Контрольные вопросы:

1. В какой период в русской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко?

2. В какой период в итальянской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко?

3. Назовите имена итальянских мастеров, с которыми искусство барокко было связано в первую очередь?

4. В каком виде искусства для утверждения силы религиозной веры впервые  начали использоваться мотивы светской архитектуры: грандиозность, зрелищность и разнообразность материалов?

5. Какие приемы стиля барокко в своих архитектурных проектах применял Франческо Борромини?

6. Почему в русской архитектуре художественное направление барокко в первую очередь было связано с правлением императрицы Екатерины II и деятельностью итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли?

7. Расскажите о перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли

8. Какие барочные мотивы итальянский зодчий Франческо Бартоломео Растрелли применил в постройке - Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (1752 -1756)?

9. Что такое анланты?

10. Что такое кариатиды?

11.  Почему интерьер Екатерининского дворца по роскоши не уступал Зеркальной галерее Версаля?

12.  Почему стиль барокко полюбился в провинции?

13. Когда усадьбы Тульских заводчиков и купцов возводились под влиянием барокко?

14. По каким признакам примером проявления барочного стиля служила усадьба купцов Ливенцевых (теперь Дворец пионеров), построенная в 1760–х годах?

15.  В чем проявляются барочные мотивы в решении парадных въездных ворот в усадьбу купцов Ливенцевых?

16. По каким признакам можно определить, что усадьба купцов Ливенцевых в Денисовском переулке Тулы и ее въездные ворота созданы в традициях позднего барокко (рококо)?

17.  К какому стилю относятся такие архитектурные элементы как пилястры, полуциркульная арка, замысловатая конструкция фронтона, декоративные вазы, декоративные завернутые свитки характерного s-образного силуэта?

18. Почему некоторые историки в решении парадных въездных ворот в усадьбу купцов Ливенцевых находят не только связь со стилем итальянского зодчего Растрелли, но и возможное его причастие к созданию усадьбы Ливенцевых?

19.  Когда был построен двухэтажный дом Ливенцевых в Денисовском переулке?

 

II.2. Конструктивно-декоративное оформление усадьбы купцов

Лугининых

 

Привлекает к себе внимание еще один особняк, построенный в те же 1760-е годы - усадьба купцов Лугининых (рис.6,7,8). Известные туляки были не только владельцами заводов на Урале, но и парусиновой фабрики в селе Алешня Алексинского уезда. В настоящее время в доме купцов Лугининых располагается учебный корпус педагогического института им. Л.Н.Толстого. В результате исследования материалов В.Н.Уклейна выяснилось, что в XIX веке исторический особняк был расширен в длину, а также пристроено под прямым углом дополнительное крыло и другие подсобные помещения. В первозданном виде дом был короче, длиной около тридцати метров. На исторической фотографии заметна разница оформления центральной части здания и его боковых сторон. На пять вертикальных частей фасад разделяли пилястры, а на горизонтальные четыре яруса - междуоконные тяги. Такая регулярность свидетельствовала о переходном этапе в русской архитектуре от позднего барокко к классицизму. В полученных ячейках располагалось по три окна. Несмотря на общую плоскостность и упорядоченность фасада заметна некоторая объемность здания, характерная позднему барокко. Динамизм особняку придавали раскрепованные пилястры, выдвинутые несколько вперед от стены. Здание включало несколько этажей: цокольный, первый этаж, второй этаж и меньшей высоты аттик. Окна первого этажа, а также аттика украшены объемными полукружиями, внутри которых расположены декоративные розетки, напоминающие по форме пальметту - веерообразный листок пальмового дерева. По бокам оконные проемы декорированы s-образными элементами, характерными приемами позднего барокко. Окна второго этажа (парадного) самые нарядные. Над ними расположена затейливая лепнина. Центральный мотив напоминает барочный картуш (полуразвернутый свиток), а обрамляют его все те же s-образные пластические элементы. Плоскость под окном украшена растительными гирляндами. До сих пор остается много вопросов к решению центральной части фасада. Среди некоторых историков есть предположения, что возможно, отдельные его части позднее были перестроены. Возникли сомнения по причине грубоватого декора вокруг центрального окна, диссонирующего с общим утонченным лепным оформлением всего фасада. А также из-за несоразмерности величины центральных окон, по отношению к остальным окнам особняка.

 Въездные ворота на усадьбу Лугининых (рис.9) были построены во второй половине XVIII века. В их конструкции и декоративном оформлении можно проследить связь с воротами дома Ливенцевых. Ворота сохранились до наших дней, поэтому мы можем изучить их особенности. Конструкция представляет собой однопролетную арку, завершенную разорванным фронтоном и украшенную, по аналогии с Ливенцевскими,  тремя декоративными вазами. По легенде, проектирование усадьбы купцов Лугининых вновь было связано с именем Варфоломея Растрелли. Об этом свидетельствовали медные медальоны на въездных воротах, к сожалению не дошедшие до наших дней.

 

Рис.6.Историческое фото. Дом Лугининых. 1760-е годы. Позднее барокко

 

Рис.7.Современное фото. Дом Лугининых. 1760-е годы. Тула. Ул. Менделеевская,7. Позднее барокко
   
Рис.8.Современное фото. Фрагмент дома Лугининых. 1760-е годы. Позднее барокко
Рис.9. Современное фото. Въездные ворота в усадьбу Лугининых.  Вторая половина XVIII века. Позднее барокко

 

Контрольные вопросы:

1. Когда был построен особняк усадьбы купцов Лугининых?

2. Какой деятельностью занимались купцы Лугинины?

3. Что располагается в настоящее время в особняке усадьбы купцов Лугининых?

4. Благодаря какому историку выяснилось, что в XIX веке исторический особняк усадьбы купцов Лугининых был расширен в длину, а также пристроено под прямым углом дополнительное крыло и другие подсобные помещения?

5. Расскажите о конструктивных и стилистических особенностях особняка усадьбы купцов Лугининых

6. По каким признакам историки относят особняк усадьбы купцов Лугининых к позднему барокко?

7. К какому стилю можно отнести особняк усадьбы купцов Лугининых благодаря применению таких архитектурных мотивов, как объемные полукружии, декоративные розетки, пальметта - веерообразный листок пальмового дерева, s-образные элементы, картуш?

8. Когда были построены въездные ворота на усадьбу Лугининых?

9. Почему в конструкции и декоративном оформлении въездных ворот на усадьбу Лугининых можно проследить связь с воротами дома Ливенцевых?

 

ТУЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Дрейера в Заречье

Дальнейшее развитие русской архитектуры происходило по пути зрелого классицизма, на который заметное влияние оказал итальянский зодчий позднего возрождения Андреа Палладио и его знаменитый трактат «Четыре книги об архитектуре». В первой половине XVIII века, в Европе, в частности, Англии, зодчие, переработав творческий метод Палладио, начали строить в подобном стиле особняки знатным лордам. Одним из первых последователей великого итальянца был Колин Кэмпбелл. Английский архитектор украсил вход в проектируемое здание классическим портиком с фронтоном, подобно Андреа Палладио. По утверждению, которого, все древнеримские виллы оформлялись по аналогии античных храмов  портиками с фронтонами. Самая известная постройка итальянского зодчего XVI века – Вилла Ротонда близ Виченцы. Впервые жилая постройка была решена в форме античного храма. Вилла представляла собой центричное сооружение, увенчанное куполом. По четырем сторонам постройки были входы, оформленные шестиколонными ионическими портиками с фронтонами.

 В России палладианство в первую очередь было связано с постройками приглашенных двух иностранцев: шотландца по происхождению - Чарльза Камерона (1740-1812 гг.) и итальянца Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.). Чарльз Камерон построил Павловский дворец, учитывая главные принципы Палладио: оформление зданий портиками и завершение полусферическим куполом, архитектурные конструкции в форме ротонды, а также вписывание сооружения в естественную среду.

К зрелому русскому классицизму в тульском зодчестве можно отнести дом купца Андрея Баташева на набережной Дрейера в Заречье (конец XVIII века) (рис.12).

Двухэтажное здание (рис.13) было выполнено из кирпича и оштукатурено. Фасадом дом выходил на набережную Упы, гармонично вписываясь в общую планировочную систему города, что было характерно для зрелого классицизма. Благодаря исследованию В.Н.Уклейна выяснилось, что портик с коринфскими колоннами был пристроен позже, а изначально центральная часть фасада особняка украшалась портиком из шести дорических пилястр. На современном фото остались следы первозданного оформления, однако, сейчас пилястры завершаются коринфскими капителями. Первоначальный плоский портик заканчивался антаблементом и треугольным фронтоном с полуциркульным «итальянским окном в тимпане». Изначально здание было гораздо короче и ограничивалось длиной около 40 метров. Позже дом Баташева был удлинен и по бокам пристроены два крыла. В традициях классицизма окна первого и второго этажей разделялись между собой горизонтальной тягой. Оконные проемы не были украшены декоративными наличниками, в отличие от позднего барокко, а регулярно повторялись на фасаде, что привносило необходимую ритмичность в общую композицию.

Рис.12. Дом купца Андрея Баташева на набережной Дрейера в Заречье (конец XVIII века). Зрелый классицизм.
Рис.13. Фрагмент дома Андрея Баташева. (конец XVIII века). Зрелый классицизм  

Контрольные вопросы:

1. Назовите имя итальянского зодчего позднего возрождения, чья школа повлияла на формирование зрелого классицизма в Европе?

2. Когда в Европе, в частности, Англии, зодчие, переработав творческий метод Палладио, начали строить в подобном стиле особняки знатным лордам?

3. Назовите одного из первого последователя Андреа Палладио в английской архитектуре первой половины XVIII века?

4. Назовите самую известную постройку Андреа Палладио в XVI веке?

5. Почему впервые жилая постройка была решена в форме античного храма?

6. Расскажите о конструктивных и стилистических особенностях Виллы Ротонды близ Виченцы?

7. С именами каких зодчих было связано палладианство в России?

8. Какой известный ансамбль построил в России Чарльз Камерон?

9. По каким признакам к зрелому русскому классицизму в тульском зодчестве можно отнести дом купца Андрея Баташева на набережной Дрейера в Заречье (конец XVIII века)?

 

Дом купца Добрынина.

Поздний классицизм начал распространяться в России в период с 1815 по 1830-е годы. Общее приподнятое настроение в обществе, связанное с победой в Отечественной Войне 1812 года передавалось на  всю русскую культуру. В архитектуре провозглашались идеи величественности и грандиозности общественных и жилых сооружений. Столичные тенденции распространялись и в провинции. В Туле примером позднего классицизма можно назвать особняк на улице Пирогова,7, построенный в 1820-е годы (рис.14). Дом был спроектирован по установленному в 1779 году генеральному плану, согласно которому все каменные постройки должны были выходить фасадами на так называемую «красную линию» улицы. Поэтому здание не располагалось в удалении от въездных ворот, как это было с усадьбами Ливенцевых или Лугининых, а было выдвинуто парадным фасадом на главную улицу. Особняк представлял собой трехэтажное сооружение, с колонным портиком и мезонином. Основные черты позднего классицизма налицо: трехчастное деление фасада и четко выявленный центр в виде портика из шести полуколонн, завершенный треугольным фронтоном.

Рис.14.Особняк на улице Пирогова,7. 1820-е годы. Поздний классицизм

 

В начале XIX века в Туле был построен дом купца Добрынина (рис.15), сейчас он находится на улице Ленина,56 (ранее Киевская). При дальнейшей перестройке здания и смены владельцев, стилистически особняк немного изменился, однако можно представить, как он выглядел в первозданном виде, и угадать в его архитектуре формы позднего классицизма. Основные черты первоначальной композиции, традиционные для данного стиля - трехчастное деление фасада, с выделенной центральной частью. Несмотря на современный вид портика с коринфскими колоннами, вероятнее всего, что изначально его украшал дорический ордер.

 

Рис 15. Дом купца Добрынина. Начало XIX в. Поздний классицизм.

Контрольные вопросы:

1. В какой период в России начал распространяться поздний классицизм?

2. Какие идеи провозглашались в русской архитектуре в период с 1815 по 1830-е годы?

3. По каким конструктивным и стилистическим признакам можно к позднему классицизму можно отнести особняк на улице Пирогова,7, построенный в 1820-е годы?

4. Почему здание на улице Пирогова,7 в Туле не располагалось в удалении от въездных ворот, как это было с усадьбами Ливенцевых или Лугининых, а было выдвинуто парадным фасадом на главную улицу?

5. Какие основные черты позднего классицизма проявляются в особняке на улице Пирогова,7?

6. Когда века в Туле был построен дом купца Добрынина, сейчас он находится на улице Ленина,56?

Здание Дворянского собрания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.094 с.)