Глава II . . Адаптация мотивов итальянского барокко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . . Адаптация мотивов итальянского барокко



В ТУЛЬСКОМ ЗОДЧЕСТВЕ

 

II.1. Стилистические особенности усадьбы купцов Ливенцевых

В Денисовском переулке Тулы

В период со второй половины XVI века вплоть до середины XVIII века в русской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко. В европейской культуре его возникновение связано с наскучившим ренессансом, отказом от уравновешенности, ясности формы и строгости. Увлечение новым направлением впервые проявилось у итальянских мастеров в конце XVI - начале XVII веков и в дальнейшем получило свое распространение в мировой культуре. Искусство итальянского барокко в первую очередь было связано с выдающимися постройками архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Мастер, прежде всего, был придворным зодчим римских пап и отражал интересы католической церкви. В культовом зодчестве для утверждения силы религиозной веры впервые  начали использоваться мотивы светской архитектуры: грандиозность, зрелищность и разнообразность материалов. Помпезность и торжественность стиля проявились в строительстве Бернини площади перед собором Святого Петра в Риме. Другой итальянец, приверженец стиля барокко – Франческо Борромини также применял в своих постройках характерные мотивы этого направления:  фасады волнообразной формы, живописность и динамичность здания, украшение построек медальонами, картушами и растительными гирляндами.

В русской архитектуре художественное направление барокко в первую очередь было связано с правлением императрицы Екатерины II и деятельностью в Петербурге в середине XVIII века итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли. Одна из выдающихся работ мастера – перестройка дворцово-паркового ансамбля Петергофа, которая была задумана как один из крупнейших в мире дворцовых комплексов, соперничающих с Версалем. Зодчий объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его лестничные спуски с Большим гротом, а также усилил декоративность фасада дворца. В следующей его постройке - Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (1752 -1756), Растрелли активно применял мотивы барочного стиля. Крыша дворца покрывалась позолотой, а над балюстрадой возвышались декоративные скульптуры. Фасад украшался статуями атлантов и затейливыми растительными мотивами. Интерьер Екатерининского дворца по роскоши не уступал Зеркальной галерее Версаля, в его оформлении использовались традиционные приемы: обилие резного декора, использование золота и других драгоценных материалов, украшение растительными гирляндами, картушами и фигурами амуров.

Нарядность и роскошь столичных дворцов полюбилась в провинции. Начиная с середины XVIII века, усадьбы Тульских заводчиков и купцов возводились под влиянием этого стиля. Примером тому служила усадьба купцов Ливенцевых (теперь Дворец пионеров), построенная в 1760–х годах. Примечателен вход в усадьбу в виде парадных въездных ворот, возведенный немного ранее, около 1750 года.

 Продолжая изучать стилистические особенности усадьбы купцов Ливенцевых в Денисовском переулке Тулы и ее въездных ворот, можно отметить, что  сооружение создано в традициях позднего барокко (рококо). Об этом свидетельствуют многочисленные конструктивные и декоративные приемы. Ворота представляют собой изогнутую форму,  несколько углубленную в центре. Динамизм и волнообразная линия, характерные для этого художественного направления, достигается благодаря раскрепованному антаблементу. Пилястры вместе с расположенным над ними объемом антаблемента достаточно существенно выдвинуты вперед по отношению плоскости стены. Вертикальный строй пилястр разделяет плоскость ворот на три части, благодаря чему выделяется центр с большей по размеру полуциркульной аркой, а также замысловатой конструкцией фронтона. О фронтонах ливенцевских ворот нужно остановиться подробнее. Придерживаясь барочного стиля, зодчий украсил их по бокам фронтонами изогнутой формы, причем разорванными в центральной части. Так, чтобы в месте разрыва поместились декоративные вазы. Центральная часть ворот также заканчивается изогнутым фронтоном, украшенным по бокам декоративными завернутыми свитками, имеющими характерный для позднего барокко s-образный силуэт. В качестве завершающей точки архитектор поместил на вершине центрального фронтона небольшую декоративную вазу. В первозданном виде конструкция ворот украшалась решетками с розами и многими другими декоративными мотивами, однако до современного времени, к сожалению, они не сохранились. Некоторые историки в причудливой форме Тульского памятника архитектуры находят не только связь со стилем итальянского зодчего Растрелли, но и возможное его причастие к созданию усадьбы Ливенцевых. Несмотря на то, что это маловероятный факт, все-таки деятельность Варфоломея Растрелли была настолько велика, что нашла отголоски в русской провинции, такой как Тула.

Рис. 3. Современная фотография. Тула. Денисовский переулок. Въездные ворота усадьбы Ливенцевых. Время создания  сооружения 1760-е годы. Позднее барокко.
Рис.4.Ворота усадьбы Ливенцевых. 1760-е годы. Реконструкция. Позднее барокко.
Рис.5 Дом Ливенцевых в Денисовском переулке. Реконструкция. Художник В.Ф.Гильберт. Позднее барокко.

 

За пышными въездными воротами скрывался двухэтажный дом Ливенцевых (рис.3,4,5). Здание было построено в 1760 -е годы, и в настоящее время, к сожалению, пришло в запустение и требует реставрации. Опираясь на материалы В.Н.Уклейна, можно в общих чертах передать внешнее убранство дома. Углы боковых ризалитов украшали пучки выложенных из камня колонн. В оформлении фасада использовался излюбленный мотив Тульского зодчества середины XVIII века - украшенные под оконными проемами раковины полукружий,  а также обрамляющие окна наличники, завершенные капельницами в подоконной части. Со стороны Денисовского переулка располагается дворовый фасад, а парадное же лицо дома, открывается с улицы Революции и в настоящий момент заслонено зданием Дворца пионеров.

 

Контрольные вопросы:

1. В какой период в русской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко?

2. В какой период в итальянской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко?

3. Назовите имена итальянских мастеров, с которыми искусство барокко было связано в первую очередь?

4. В каком виде искусства для утверждения силы религиозной веры впервые  начали использоваться мотивы светской архитектуры: грандиозность, зрелищность и разнообразность материалов?

5. Какие приемы стиля барокко в своих архитектурных проектах применял Франческо Борромини?

6. Почему в русской архитектуре художественное направление барокко в первую очередь было связано с правлением императрицы Екатерины II и деятельностью итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли?

7. Расскажите о перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли

8. Какие барочные мотивы итальянский зодчий Франческо Бартоломео Растрелли применил в постройке - Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (1752 -1756)?

9. Что такое анланты?

10. Что такое кариатиды?

11.  Почему интерьер Екатерининского дворца по роскоши не уступал Зеркальной галерее Версаля?

12.  Почему стиль барокко полюбился в провинции?

13. Когда усадьбы Тульских заводчиков и купцов возводились под влиянием барокко?

14. По каким признакам примером проявления барочного стиля служила усадьба купцов Ливенцевых (теперь Дворец пионеров), построенная в 1760–х годах?

15.  В чем проявляются барочные мотивы в решении парадных въездных ворот в усадьбу купцов Ливенцевых?

16. По каким признакам можно определить, что усадьба купцов Ливенцевых в Денисовском переулке Тулы и ее въездные ворота созданы в традициях позднего барокко (рококо)?

17.  К какому стилю относятся такие архитектурные элементы как пилястры, полуциркульная арка, замысловатая конструкция фронтона, декоративные вазы, декоративные завернутые свитки характерного s-образного силуэта?

18. Почему некоторые историки в решении парадных въездных ворот в усадьбу купцов Ливенцевых находят не только связь со стилем итальянского зодчего Растрелли, но и возможное его причастие к созданию усадьбы Ливенцевых?

19.  Когда был построен двухэтажный дом Ливенцевых в Денисовском переулке?

 

II.2. Конструктивно-декоративное оформление усадьбы купцов

Лугининых

 

Привлекает к себе внимание еще один особняк, построенный в те же 1760-е годы - усадьба купцов Лугининых (рис.6,7,8). Известные туляки были не только владельцами заводов на Урале, но и парусиновой фабрики в селе Алешня Алексинского уезда. В настоящее время в доме купцов Лугининых располагается учебный корпус педагогического института им. Л.Н.Толстого. В результате исследования материалов В.Н.Уклейна выяснилось, что в XIX веке исторический особняк был расширен в длину, а также пристроено под прямым углом дополнительное крыло и другие подсобные помещения. В первозданном виде дом был короче, длиной около тридцати метров. На исторической фотографии заметна разница оформления центральной части здания и его боковых сторон. На пять вертикальных частей фасад разделяли пилястры, а на горизонтальные четыре яруса - междуоконные тяги. Такая регулярность свидетельствовала о переходном этапе в русской архитектуре от позднего барокко к классицизму. В полученных ячейках располагалось по три окна. Несмотря на общую плоскостность и упорядоченность фасада заметна некоторая объемность здания, характерная позднему барокко. Динамизм особняку придавали раскрепованные пилястры, выдвинутые несколько вперед от стены. Здание включало несколько этажей: цокольный, первый этаж, второй этаж и меньшей высоты аттик. Окна первого этажа, а также аттика украшены объемными полукружиями, внутри которых расположены декоративные розетки, напоминающие по форме пальметту - веерообразный листок пальмового дерева. По бокам оконные проемы декорированы s-образными элементами, характерными приемами позднего барокко. Окна второго этажа (парадного) самые нарядные. Над ними расположена затейливая лепнина. Центральный мотив напоминает барочный картуш (полуразвернутый свиток), а обрамляют его все те же s-образные пластические элементы. Плоскость под окном украшена растительными гирляндами. До сих пор остается много вопросов к решению центральной части фасада. Среди некоторых историков есть предположения, что возможно, отдельные его части позднее были перестроены. Возникли сомнения по причине грубоватого декора вокруг центрального окна, диссонирующего с общим утонченным лепным оформлением всего фасада. А также из-за несоразмерности величины центральных окон, по отношению к остальным окнам особняка.

 Въездные ворота на усадьбу Лугининых (рис.9) были построены во второй половине XVIII века. В их конструкции и декоративном оформлении можно проследить связь с воротами дома Ливенцевых. Ворота сохранились до наших дней, поэтому мы можем изучить их особенности. Конструкция представляет собой однопролетную арку, завершенную разорванным фронтоном и украшенную, по аналогии с Ливенцевскими,  тремя декоративными вазами. По легенде, проектирование усадьбы купцов Лугининых вновь было связано с именем Варфоломея Растрелли. Об этом свидетельствовали медные медальоны на въездных воротах, к сожалению не дошедшие до наших дней.

 

Рис.6.Историческое фото. Дом Лугининых. 1760-е годы. Позднее барокко

 

Рис.7.Современное фото. Дом Лугининых. 1760-е годы. Тула. Ул. Менделеевская,7. Позднее барокко
   
Рис.8.Современное фото. Фрагмент дома Лугининых. 1760-е годы. Позднее барокко
Рис.9. Современное фото. Въездные ворота в усадьбу Лугининых.  Вторая половина XVIII века. Позднее барокко

 

Контрольные вопросы:

1. Когда был построен особняк усадьбы купцов Лугининых?

2. Какой деятельностью занимались купцы Лугинины?

3. Что располагается в настоящее время в особняке усадьбы купцов Лугининых?

4. Благодаря какому историку выяснилось, что в XIX веке исторический особняк усадьбы купцов Лугининых был расширен в длину, а также пристроено под прямым углом дополнительное крыло и другие подсобные помещения?

5. Расскажите о конструктивных и стилистических особенностях особняка усадьбы купцов Лугининых

6. По каким признакам историки относят особняк усадьбы купцов Лугининых к позднему барокко?

7. К какому стилю можно отнести особняк усадьбы купцов Лугининых благодаря применению таких архитектурных мотивов, как объемные полукружии, декоративные розетки, пальметта - веерообразный листок пальмового дерева, s-образные элементы, картуш?

8. Когда были построены въездные ворота на усадьбу Лугининых?

9. Почему в конструкции и декоративном оформлении въездных ворот на усадьбу Лугининых можно проследить связь с воротами дома Ливенцевых?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.013 с.)