Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II . . Адаптация мотивов итальянского барокко
В ТУЛЬСКОМ ЗОДЧЕСТВЕ
II.1. Стилистические особенности усадьбы купцов Ливенцевых В Денисовском переулке Тулы В период со второй половины XVI века вплоть до середины XVIII века в русской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко. В европейской культуре его возникновение связано с наскучившим ренессансом, отказом от уравновешенности, ясности формы и строгости. Увлечение новым направлением впервые проявилось у итальянских мастеров в конце XVI - начале XVII веков и в дальнейшем получило свое распространение в мировой культуре. Искусство итальянского барокко в первую очередь было связано с выдающимися постройками архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Мастер, прежде всего, был придворным зодчим римских пап и отражал интересы католической церкви. В культовом зодчестве для утверждения силы религиозной веры впервые начали использоваться мотивы светской архитектуры: грандиозность, зрелищность и разнообразность материалов. Помпезность и торжественность стиля проявились в строительстве Бернини площади перед собором Святого Петра в Риме. Другой итальянец, приверженец стиля барокко – Франческо Борромини также применял в своих постройках характерные мотивы этого направления: фасады волнообразной формы, живописность и динамичность здания, украшение построек медальонами, картушами и растительными гирляндами. В русской архитектуре художественное направление барокко в первую очередь было связано с правлением императрицы Екатерины II и деятельностью в Петербурге в середине XVIII века итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли. Одна из выдающихся работ мастера – перестройка дворцово-паркового ансамбля Петергофа, которая была задумана как один из крупнейших в мире дворцовых комплексов, соперничающих с Версалем. Зодчий объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его лестничные спуски с Большим гротом, а также усилил декоративность фасада дворца. В следующей его постройке - Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (1752 -1756), Растрелли активно применял мотивы барочного стиля. Крыша дворца покрывалась позолотой, а над балюстрадой возвышались декоративные скульптуры. Фасад украшался статуями атлантов и затейливыми растительными мотивами. Интерьер Екатерининского дворца по роскоши не уступал Зеркальной галерее Версаля, в его оформлении использовались традиционные приемы: обилие резного декора, использование золота и других драгоценных материалов, украшение растительными гирляндами, картушами и фигурами амуров.
Нарядность и роскошь столичных дворцов полюбилась в провинции. Начиная с середины XVIII века, усадьбы Тульских заводчиков и купцов возводились под влиянием этого стиля. Примером тому служила усадьба купцов Ливенцевых (теперь Дворец пионеров), построенная в 1760–х годах. Примечателен вход в усадьбу в виде парадных въездных ворот, возведенный немного ранее, около 1750 года. Продолжая изучать стилистические особенности усадьбы купцов Ливенцевых в Денисовском переулке Тулы и ее въездных ворот, можно отметить, что сооружение создано в традициях позднего барокко (рококо). Об этом свидетельствуют многочисленные конструктивные и декоративные приемы. Ворота представляют собой изогнутую форму, несколько углубленную в центре. Динамизм и волнообразная линия, характерные для этого художественного направления, достигается благодаря раскрепованному антаблементу. Пилястры вместе с расположенным над ними объемом антаблемента достаточно существенно выдвинуты вперед по отношению плоскости стены. Вертикальный строй пилястр разделяет плоскость ворот на три части, благодаря чему выделяется центр с большей по размеру полуциркульной аркой, а также замысловатой конструкцией фронтона. О фронтонах ливенцевских ворот нужно остановиться подробнее. Придерживаясь барочного стиля, зодчий украсил их по бокам фронтонами изогнутой формы, причем разорванными в центральной части. Так, чтобы в месте разрыва поместились декоративные вазы. Центральная часть ворот также заканчивается изогнутым фронтоном, украшенным по бокам декоративными завернутыми свитками, имеющими характерный для позднего барокко s-образный силуэт. В качестве завершающей точки архитектор поместил на вершине центрального фронтона небольшую декоративную вазу. В первозданном виде конструкция ворот украшалась решетками с розами и многими другими декоративными мотивами, однако до современного времени, к сожалению, они не сохранились. Некоторые историки в причудливой форме Тульского памятника архитектуры находят не только связь со стилем итальянского зодчего Растрелли, но и возможное его причастие к созданию усадьбы Ливенцевых. Несмотря на то, что это маловероятный факт, все-таки деятельность Варфоломея Растрелли была настолько велика, что нашла отголоски в русской провинции, такой как Тула.
За пышными въездными воротами скрывался двухэтажный дом Ливенцевых (рис.3,4,5). Здание было построено в 1760 -е годы, и в настоящее время, к сожалению, пришло в запустение и требует реставрации. Опираясь на материалы В.Н.Уклейна, можно в общих чертах передать внешнее убранство дома. Углы боковых ризалитов украшали пучки выложенных из камня колонн. В оформлении фасада использовался излюбленный мотив Тульского зодчества середины XVIII века - украшенные под оконными проемами раковины полукружий, а также обрамляющие окна наличники, завершенные капельницами в подоконной части. Со стороны Денисовского переулка располагается дворовый фасад, а парадное же лицо дома, открывается с улицы Революции и в настоящий момент заслонено зданием Дворца пионеров.
Контрольные вопросы: 1. В какой период в русской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко? 2. В какой период в итальянской культуре господствовало художественное направление, называемое стилем барокко? 3. Назовите имена итальянских мастеров, с которыми искусство барокко было связано в первую очередь? 4. В каком виде искусства для утверждения силы религиозной веры впервые начали использоваться мотивы светской архитектуры: грандиозность, зрелищность и разнообразность материалов? 5. Какие приемы стиля барокко в своих архитектурных проектах применял Франческо Борромини? 6. Почему в русской архитектуре художественное направление барокко в первую очередь было связано с правлением императрицы Екатерины II и деятельностью итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли? 7. Расскажите о перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа итальянского зодчего Франческо Бартоломео Растрелли 8. Какие барочные мотивы итальянский зодчий Франческо Бартоломео Растрелли применил в постройке - Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (1752 -1756)? 9. Что такое анланты? 10. Что такое кариатиды? 11. Почему интерьер Екатерининского дворца по роскоши не уступал Зеркальной галерее Версаля? 12. Почему стиль барокко полюбился в провинции? 13. Когда усадьбы Тульских заводчиков и купцов возводились под влиянием барокко? 14. По каким признакам примером проявления барочного стиля служила усадьба купцов Ливенцевых (теперь Дворец пионеров), построенная в 1760–х годах?
15. В чем проявляются барочные мотивы в решении парадных въездных ворот в усадьбу купцов Ливенцевых? 16. По каким признакам можно определить, что усадьба купцов Ливенцевых в Денисовском переулке Тулы и ее въездные ворота созданы в традициях позднего барокко (рококо)? 17. К какому стилю относятся такие архитектурные элементы как пилястры, полуциркульная арка, замысловатая конструкция фронтона, декоративные вазы, декоративные завернутые свитки характерного s-образного силуэта? 18. Почему некоторые историки в решении парадных въездных ворот в усадьбу купцов Ливенцевых находят не только связь со стилем итальянского зодчего Растрелли, но и возможное его причастие к созданию усадьбы Ливенцевых? 19. Когда был построен двухэтажный дом Ливенцевых в Денисовском переулке?
II.2. Конструктивно-декоративное оформление усадьбы купцов Лугининых
Привлекает к себе внимание еще один особняк, построенный в те же 1760-е годы - усадьба купцов Лугининых (рис.6,7,8). Известные туляки были не только владельцами заводов на Урале, но и парусиновой фабрики в селе Алешня Алексинского уезда. В настоящее время в доме купцов Лугининых располагается учебный корпус педагогического института им. Л.Н.Толстого. В результате исследования материалов В.Н.Уклейна выяснилось, что в XIX веке исторический особняк был расширен в длину, а также пристроено под прямым углом дополнительное крыло и другие подсобные помещения. В первозданном виде дом был короче, длиной около тридцати метров. На исторической фотографии заметна разница оформления центральной части здания и его боковых сторон. На пять вертикальных частей фасад разделяли пилястры, а на горизонтальные четыре яруса - междуоконные тяги. Такая регулярность свидетельствовала о переходном этапе в русской архитектуре от позднего барокко к классицизму. В полученных ячейках располагалось по три окна. Несмотря на общую плоскостность и упорядоченность фасада заметна некоторая объемность здания, характерная позднему барокко. Динамизм особняку придавали раскрепованные пилястры, выдвинутые несколько вперед от стены. Здание включало несколько этажей: цокольный, первый этаж, второй этаж и меньшей высоты аттик. Окна первого этажа, а также аттика украшены объемными полукружиями, внутри которых расположены декоративные розетки, напоминающие по форме пальметту - веерообразный листок пальмового дерева. По бокам оконные проемы декорированы s-образными элементами, характерными приемами позднего барокко. Окна второго этажа (парадного) самые нарядные. Над ними расположена затейливая лепнина. Центральный мотив напоминает барочный картуш (полуразвернутый свиток), а обрамляют его все те же s-образные пластические элементы. Плоскость под окном украшена растительными гирляндами. До сих пор остается много вопросов к решению центральной части фасада. Среди некоторых историков есть предположения, что возможно, отдельные его части позднее были перестроены. Возникли сомнения по причине грубоватого декора вокруг центрального окна, диссонирующего с общим утонченным лепным оформлением всего фасада. А также из-за несоразмерности величины центральных окон, по отношению к остальным окнам особняка.
Въездные ворота на усадьбу Лугининых (рис.9) были построены во второй половине XVIII века. В их конструкции и декоративном оформлении можно проследить связь с воротами дома Ливенцевых. Ворота сохранились до наших дней, поэтому мы можем изучить их особенности. Конструкция представляет собой однопролетную арку, завершенную разорванным фронтоном и украшенную, по аналогии с Ливенцевскими, тремя декоративными вазами. По легенде, проектирование усадьбы купцов Лугининых вновь было связано с именем Варфоломея Растрелли. Об этом свидетельствовали медные медальоны на въездных воротах, к сожалению не дошедшие до наших дней.
Контрольные вопросы: 1. Когда был построен особняк усадьбы купцов Лугининых? 2. Какой деятельностью занимались купцы Лугинины? 3. Что располагается в настоящее время в особняке усадьбы купцов Лугининых? 4. Благодаря какому историку выяснилось, что в XIX веке исторический особняк усадьбы купцов Лугининых был расширен в длину, а также пристроено под прямым углом дополнительное крыло и другие подсобные помещения? 5. Расскажите о конструктивных и стилистических особенностях особняка усадьбы купцов Лугининых 6. По каким признакам историки относят особняк усадьбы купцов Лугининых к позднему барокко? 7. К какому стилю можно отнести особняк усадьбы купцов Лугининых благодаря применению таких архитектурных мотивов, как объемные полукружии, декоративные розетки, пальметта - веерообразный листок пальмового дерева, s-образные элементы, картуш? 8. Когда были построены въездные ворота на усадьбу Лугининых? 9. Почему в конструкции и декоративном оформлении въездных ворот на усадьбу Лугининых можно проследить связь с воротами дома Ливенцевых?
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.013 с.) |