III . 2. Зрелый классицизм. Дом купца андрея баташева на набережной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . 2. Зрелый классицизм. Дом купца андрея баташева на набережной



Дрейера в Заречье

Дальнейшее развитие русской архитектуры происходило по пути зрелого классицизма, на который заметное влияние оказал итальянский зодчий позднего возрождения Андреа Палладио и его знаменитый трактат «Четыре книги об архитектуре». В первой половине XVIII века, в Европе, в частности, Англии, зодчие, переработав творческий метод Палладио, начали строить в подобном стиле особняки знатным лордам. Одним из первых последователей великого итальянца был Колин Кэмпбелл. Английский архитектор украсил вход в проектируемое здание классическим портиком с фронтоном, подобно Андреа Палладио. По утверждению, которого, все древнеримские виллы оформлялись по аналогии античных храмов  портиками с фронтонами. Самая известная постройка итальянского зодчего XVI века – Вилла Ротонда близ Виченцы. Впервые жилая постройка была решена в форме античного храма. Вилла представляла собой центричное сооружение, увенчанное куполом. По четырем сторонам постройки были входы, оформленные шестиколонными ионическими портиками с фронтонами.

 В России палладианство в первую очередь было связано с постройками приглашенных двух иностранцев: шотландца по происхождению - Чарльза Камерона (1740-1812 гг.) и итальянца Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.). Чарльз Камерон построил Павловский дворец, учитывая главные принципы Палладио: оформление зданий портиками и завершение полусферическим куполом, архитектурные конструкции в форме ротонды, а также вписывание сооружения в естественную среду.

К зрелому русскому классицизму в тульском зодчестве можно отнести дом купца Андрея Баташева на набережной Дрейера в Заречье (конец XVIII века) (рис.12).

Двухэтажное здание (рис.13) было выполнено из кирпича и оштукатурено. Фасадом дом выходил на набережную Упы, гармонично вписываясь в общую планировочную систему города, что было характерно для зрелого классицизма. Благодаря исследованию В.Н.Уклейна выяснилось, что портик с коринфскими колоннами был пристроен позже, а изначально центральная часть фасада особняка украшалась портиком из шести дорических пилястр. На современном фото остались следы первозданного оформления, однако, сейчас пилястры завершаются коринфскими капителями. Первоначальный плоский портик заканчивался антаблементом и треугольным фронтоном с полуциркульным «итальянским окном в тимпане». Изначально здание было гораздо короче и ограничивалось длиной около 40 метров. Позже дом Баташева был удлинен и по бокам пристроены два крыла. В традициях классицизма окна первого и второго этажей разделялись между собой горизонтальной тягой. Оконные проемы не были украшены декоративными наличниками, в отличие от позднего барокко, а регулярно повторялись на фасаде, что привносило необходимую ритмичность в общую композицию.

Рис.12. Дом купца Андрея Баташева на набережной Дрейера в Заречье (конец XVIII века). Зрелый классицизм.
Рис.13. Фрагмент дома Андрея Баташева. (конец XVIII века). Зрелый классицизм  

Контрольные вопросы:

1. Назовите имя итальянского зодчего позднего возрождения, чья школа повлияла на формирование зрелого классицизма в Европе?

2. Когда в Европе, в частности, Англии, зодчие, переработав творческий метод Палладио, начали строить в подобном стиле особняки знатным лордам?

3. Назовите одного из первого последователя Андреа Палладио в английской архитектуре первой половины XVIII века?

4. Назовите самую известную постройку Андреа Палладио в XVI веке?

5. Почему впервые жилая постройка была решена в форме античного храма?

6. Расскажите о конструктивных и стилистических особенностях Виллы Ротонды близ Виченцы?

7. С именами каких зодчих было связано палладианство в России?

8. Какой известный ансамбль построил в России Чарльз Камерон?

9. По каким признакам к зрелому русскому классицизму в тульском зодчестве можно отнести дом купца Андрея Баташева на набережной Дрейера в Заречье (конец XVIII века)?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.004 с.)