Ермолаева-Зверева. Деревянная усадьба на улице Бундурина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ермолаева-Зверева. Деревянная усадьба на улице Бундурина



На смену классицизма в Европе пришли эклектика и историзм. В поиске эстетичных форм архитекторы в конце XIX века в очередной раз стали обращаться к общепризнанным историческим стилям: классицизму, барокко и рококо. Вновь в крупных европейских странах происходило использование в архитектуре и интерьерах мотивов стилей неоклассицизма, необарокко и неорококо. Попытки объединить различные стили в одной постройке не всегда венчались успехом. Искусственное сочетание стилей, не всегда гармоничное, а также изменения в европейском обществе в конце XIX века способствовали возникновению совершенно нового стилистического направления в искусстве, именуемого «модерном». Впервые о кризисе в искусстве заговорили в Англии. Причинами его послужили сразу несколько факторов. Во-первых, протест против беспринципного подражания устаревшим, изжившим себя формам. Во-вторых, с развитием индустриального производства в Европе происходило засилье низкокачественной фабричной продукции. Говоря простым языком распространение ширпотреба, товаров широкого потребления. Поэтому началось критическое осуждение однообразных, стандартных товаров, сначала в виде теоретических исследований, а затем и на практике. Впервые свое отрицательное мнение высказал Джон Рёскин. Английский писатель, предложил возрождать наравне с машинным производством ремесленное изготовление, подобно опыту средневековых мастеров. Джон Рёскин был не единственным лидером, призывавшим возвращение ручного труда. Уход от ограниченности стандартного производства к самобытному, уникальному штучному товару поддерживал другой англичанин. Уильям Моррис – художник, писатель и теоретик искусства, также выступал с критикой буржуазной действительности и машинного производства. В конце XIX века он организовал мастерские, где вручную изготавливал обои, ковры, мебель и изделия из тканей. Также как и Джон Рёскин, Уильям Моррис образец для реализации собственных идей находил в средневековом искусстве и вместе с единомышленниками организовал движение «Art and Craft» («Искусство и ремесло»).  Хорошо известное в Европе, направление оказало влияние на формирование стиля «модерн», можно сказать, послужило его фундаментом. Новый стиль стал спасением многих аристократических семей от избавления своих интерьеров от подобия свалки стилей, уподобления жилищ антикварным лавкам.

Хочется остановиться подробнее на изучении особенностей самобытной архитектуры стиля модерн. Источниками нового направления были мотивы открытой на тот момент крито-микенской культуры и японской графики. Можно сказать, что архитектурный модерн сформировался вопреки предыдущему классицизму. Для классицистической архитектуры было характерно следование античному ордеру. Обязательное использование античных элементов: колонн, пилястр и антаблемента. А также ясность планировочного решения и преимущественно симметричность композиции. По конструкции фасада всегда можно было понять принцип планировочного решения здания. Также классическим образцом являлось построение архитектуры преимущественно снаружи вовнутрь. Для модерна же было характерно противоположное построение сооружения. Начиная с того, что архитектурная конструкция развивалась изнутри наружу. Внутренняя планировка задавала форму внешней оболочки здания. Центром внутреннего пространства постройки модерна в основном служил атриум с винтовой лестницей. Помещения располагались вокруг центральной оси и были рассчитаны на восприятие в движении  в отличие от статичной классики. Скульптурный внутренний объем как бы выходил наружу в виде замысловатой лепнины, балконов, террас и других декоративных элементов. Традиционным изобразительным мотивом стиля модерн были цветы, в основном, болотные: лилии, кувшинки, лотосы.

В архитектуре русского модерна различают три основных направления: интернационально-декоративное, национально-романтическое и рационалистическое. Интернациональная ветвь прослеживает связь русского модерна с европейским, и является его адаптацией к русской архитектуре. Родиной модерна принято считать Бельгию. Традиционный бельгийский модерн назывался «Ар-нуво», а классической постройкой этого стиля признано считать особняк Тасселя в Брюсселе. Каковы же характерные приемы стиля «Ар-нуво», послужившего основой формирования интернациональной ветви? Свободное, динамичное, перетекающее внутреннее пространство. Характерный конструктивный элемент – мотив волны, излюбленный архитекторами-модернистами. Образ волны мог раскрываться в интерьере по-разному: в виде винтовой лестнице, волнообразных ограждений и балюстрад, завитков кронштейнов и металлических колонн. В отличие от мраморного и гранитного классицизма, позолоченного барокко, характерным материалом модерна служил кованый металл. Также традиционным мотивом стиля модерн было стилизованное изображение цветка цикламена, больше известного в искусствоведческой среде как «удар бича» Германа Обриста. 

В русском зодчестве в конце XIX века интернационально-декоративному направлению стиля модерн придерживался Федор Осипович Шехтель. Самой известной постройкой, выдержанной в этом стиле считался особняк С.П. Рябушинского в Москве (1902-1906 гг.). В конструкции здания и его интерьере представлены характерные мотивы стиля модерн. Асимметрично сгруппированы вокруг главного холла с лестницей комнаты. Лестница традиционно передавала образ волны, которая как бы выносила из пены морской медузу-светильник. Также в интерьере продолжали раскрываться морские мотивы в виде рельефного украшения морскими звездами, улитками и ракушками. Традиционный декор модерна –рельефы сказочных дев и морских нимф с развевающимися волосами, служили декоративным украшением камина особняка.

Вторая ветвь русского модерна – национально-романтическая также была представлена в постройках Ф.О. Шехтеля,  но больше связана с деятельностью русских художников в имениях Абрамцево (Московской области) и Талашкино (под Смоленском). Абрамцевский кружок, возглавляемый Саввой Ивановичем Мамонтовым, был представлен такими выдающимися мастерами, как Михаил Врубель, Константин Коровин, Василий Васнецов, Василий Поленов и другими художниками. Талашкинский кружок был организован по инициативе Марии Клавдиевны Тенешевой. В него входили такие известные мастера, как Николай Рерих и Сергей Малютин. Деятельность обеих кружков была похожа. Их представители возрождали национальные традиции. Подобно англичанам Рёскину и Моррису, абрамцевцы и талашкинцы ориентировались на русское средневековье. В век начала индустриализации они провозглашали ручной труд, уникальность изделий в противовес стандартному, машинному производству. Возрождая наследие прошлого, русские модернисты строили здания в традициях древнерусского деревянного зодчества. Изготавливали майоликовые изделия по старинным рецептам, украшали фигурной резьбой деревянные постройки.

Рационалистическая ветвь модерна была обусловлена ограничениями в мире, связанными с годами Первой Мировой Войны. Экономия и отказ от декоративности, излишеств, свойственны рационалистическому модерну, как в Европе, так и России.

В Туле к сохранившимся особнякам, построенным в стиле модерн, пожалуй, относится здание (рис.28, 29), в свое время, принадлежавшее купцу-благотворителю Степану Александровичу Ермолаеву-Звереву.  Дом был построен в 1900-е годы и располагался на улице Киевской (в настоящее время, проспект Ленина). Рассматривая здание, сразу же обращаешь внимание на то, что в оформлении фасада нет традиционных классических элементов: колонн с капителями, пилястр, а также антаблемента. Отсутствует симметричность конструктивного объема. В противопоставление этому в постройке используются новые приемы. Внешняя форма сооружения как бы делится на несколько объемов, претендующих на самостоятельность. Начнем изучать здание с угла, расположенного на пересечение улиц проспекта Ленина и Пушкинского проезда (рис.29). Угол представляет собой граненый объем, завершающийся сильно выступающим карнизом, плита которого поддерживается консолями. Среднюю часть плоскости занимают узкие оконные проемы. В углу дома на уровне цокольного этажа находится главный вход в здание, оформленный по бокам фигурными окнами в виде сегментов. Характерные для модерна объемность и динамизм выражаются в  узких выступах ризалитов, завершенных фигурными фронтонами. Два ризалита, расположенных по бокам главного входа украшены массивными балконами, будто вылепленными вручную (рис.30). Бионика была традиционна для русского модерна, развивавшегося по интернационально-декоративной ветви. Дом Степана Александровича Ермолаева-Зверева построен с типичными для этого направлениями особенностями. Асимметричная архитектурная конструкция, динамичность фасада, использование бионичных, скульптурных элементов (балконов) и декоративной лепнины. В материалах Владимира Николаевича Уклейна отмечено, что фасад здания в свое время еще украшали рельефы женских головок с извивающимися прядями длинных волос – мотив, характерный русскому интернациональному модерну. К сожалению, в настоящее время этот декоративный прием мы увидеть на фасаде здания не можем, так как он не сохранился. Единственно, что дошло до наших дней - декоративная лепнина в виде развивающей по ветру матерчатой ленты. Но даже по этим незначительным приемам можно сделать выводы, что их форма соответствует символу модерна – так называемому «удару бича» Германа Обриста. К сожалению, не отразилась в данном особняке традиционная для модерна планировка с овальным холлом и винтовой лестницей. Однако в интерьере до сих пор сохранились уникальные оконные ручки и шпингалеты, выдержанные в едином стиле.

 

Рис.28.Дом Степана Александровича Ермолаева-Зверева (1900-е годы). Модерн (интернационально-декоративное направление)
Рис.28.Дом  Степана Александровича Ермолаева-Зверева (1900-е годы). Угол дома на пересечение улиц: проспекта Ленина и Пушкинского проезда. Модерн (интернационально-декоративное направление)

 

Рис.30. Дом Степана Александровича Ермолаева-Зверева (1900-е годы). Фасад дома украшен узкими ризалитами с массивными балконами, словно вылепленными вручную. Модерн (интернационально-декоративное направление)
Рис.31. Дом  Степана Александровича Ермолаева-Зверева (1900-е годы). Фасад здания украшает декоративная лепнина в виде извивающейся матерчатой ленты, повторяющей для модерна традиционный мотив «удар бича». Модерн (интернационально-декоративное направление)

Другая тульская постройка, правда, относящаяся не к каменному, а деревянному зодчеству, также имеет отношение к интернационально-декоративному направлению стиля модерн. Однако, в отличие от каменного особняка Александра Ермолаева-Зверева, сохранилась до наших дней не в первозданном виде, а реконструированной. Речь идет о деревянной усадьбе, состоящей из главного дома и флигеля, расположенных на улице Бундурина, д.28 (рис. 32). К сожалению, нет сведений о владельце старинной усадьбы. Несмотря на то, что дома реконструированы поверх бревенчатой стены и обшиты деревянными рейками, все-таки черты стиля модерн угадываются. Причем, они повторяются в оформлении главного дома и флигеля. На их фасадах выделяются по три окна (рис.33), украшенные фигурными плоскими наличниками. Использующие в их оформлении характерные для модерна мотивы дуги и полукружия. Во времена исследования усадьбы Владимиром Николаевичем Уклейном еще были целы фигурные ворота, соединяющие главное здание с флигелем. К сожалению, до наших дней они не сохранились.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.009 с.)