Глава двадцать первая. Москва – Третий Рим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава двадцать первая. Москва – Третий Рим



Есть исторические вопросы, на которые можно ответить только при одном условии: если считать, что Античность – это эпоха Возрождения. Например, заявление Ивана Грозного, что «мы род свой ведем от Августа кесаря», без исторической формулы «Античность = Возрождение» звучит абсурдно и анекдотично. Так же повисает в воздухе и объявление Москвы в 16 веке Третьим Римом. Историки в XIX веке состряпали два послания игумена Филофея к Великому князю Василию Ивановичу, в которые внесли такую фразу: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». И какие же «два Рима пали», позволю я себе спросить наших историков? В 1527 году было великое разграбление Рима якобы вышедшими из под контроля войсками Карла V. Но, согласно версии наших же историков, концепция «Москва – третий Рим» впервые была сформулирована в конце 1523 года – в начале 1524 (Википедия). То есть, еще до разграбления Рима. Да и не «пал» Рим после своего разграбления. Под падением другого второго Рима надо, видимо, понимать сдачу Константинополя туркам-османам в 1453 году. Но и тут тоже не сходится: на планах Константинополя 1520 и 1572 годов (см. выше) нет ни одного крестово-купольного храма, и даже современного храма Святой Софии, и тем боле нет ни одного минарета и ни одной мечети. Потому что христианство в Константинополе в 16 веке еще не прошло стадию своего рассвета. А, значит, и нет никакого смысла в словах старца Филофея о «падении» восточного Рима-Константинополя, видимо, к «ногам басурманина» имелось виду, потому что «басурманство» в Константинополь пришло намного позже.

А если применить формулу, что «Античность это Возрождение», то все становится на свои места: Москва, точнее Московия, во второй половине 16 века действительно заняла третье место по своему геополитическому значению в Большой Европе. Потому что все государства Европы, Северной Африки и Ближнего Востока в 16 веке были одной большой Римской империей с ТРЕМЯ центрами управления: Рим (Западная и Северо-Восточная Европа, плюс заморские колонии), Константинополь (Юго-Восточная Европа, Ближний Восток, Северная Африка) и Москва, контролировавшая после взятия Казани и Астрахани важнейший водный путь из Азии в Северную Европу «Астрахань – Архангельск».

После Второй мировой войны Москва заняла уже вторую ступеньку в «римской иерархии», и даже с развалом СССР и социалистической системы сохраняет за собой этот номер в мировой политике.

Сейчас Третий Рим – это Китай. Но если Москва стала Вторым Римом вопреки Западу, находясь с ним в постоянном противостоянии, то рассвет Китая – заслуга исключительно самого Запада, который инвестировал в Китай огромные средства, современные технологии и, самое главное, предоставил свои рынки для сбыта китайских товаров, о чем российские производители даже не мечтали.

До взятия Казани и Астрахани Москва входила в орбиту западного папского-императорского Рима на правах младшего партнера (римская табличка на Спасских воротах Кремля), поскольку была еще слаба и не могла проводить самостоятельную внешнюю и даже внутреннюю политику:

После возвращения с Базельского собора и получения известия о смерти митрополита Герасима (1435), Исидор был рукоположен в епископский сан и поставлен на Киевский престол для руководства епископами Черниговской, Полоцкой, Владимирской, Турово-Пинской, Смоленской, Галицкой, Перемышльской, Холмской, Луцкой и Брянской епархий (в Польше и Литве), Новгородской, Тверской и Рязанской епархий (в Новгородской республике, Великом княжестве Тверском и Великом княжестве Рязанском), Ростовской, Владимиро-Суздальской, Коломенской, Пермской епархий (в Великом княжестве Московском). 2 апреля 1437 с ближайшим помощником монахом Григорием и двадцатью девятью родственниками в сопровождении Николая Гуделиса (императорского посла и посла великого князя) и рязанского епископа Ионы прибыл в Москву.

Избранный Московским князем кандидат в митрополиты епископ Рязанский Иона был вынужден довольствоваться обещанием, что будет поставлен на престол после Исидора. Причиной поспешного поставления Исидора была необходимость обеспечить поддержку Киевской Митрополии и Московского князя проведению Флорентийского собора.

В Москве Исидор был неприязненно встречен великим князем московским Василием II Тёмным, как поставленный против его воли (Википедия).

– Так кто же такой этот Исидор, что занял кафедру митрополита всея Руси вопреки воле Великого князя Василия Второго?

Исидор Киевский (1380/1390? Монемвасия – 27 апреля 1463, Рим ) – митрополит Киевский и всея Руси (ок. 1436 – апрель 1458), местоблюститель апостольского престола патриарха Антиохийского Дорофея (в 1439), папский легат Евгения IV для Польши, Литвы и Ливонии (с 16 сентября 1439), кардинал-пресвитер (с 18 декабря 1439) с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро (с 8 января 1440), камерленго Священной Коллегии кардиналов (1450–1451), кардинал-епископ субурбикарной кафедры Сабины (с 7 февраля 1451), Апостольский администратор епархии Червиа (10 июня 1451–15 марта 1455), легат Николая V в Константинополе (1452), архиепископ Никосии (10 мая 1456–27 апреля 1463), апостольский администратор архиепархии Корфу с 1458 по 1459 год, титулярный патриарх Константинопольский (20 апреля 1458–27 апреля 1463), декан Священной Коллегии кардиналов (8 октября 1461–27 апреля 1463), гуманист, богослов, участник Ферраро-Флорентийского собора, активный сторонник унии с Римской католической церковью (Википедия)

В Википедии (Фото 125) есть изображение Исидора и его фамильного герба с папскими ключами и колонной. Так что наш Исидор всея Руси был католиком из знатного римского рода Колонна, и похоронен в Риме в Соборе Святого Петра.


Фото 125. Митрополит Киевский и всея Руси Исидор (1438–1458) из итальянского рода Колонна.

 

Религиозно-политическая идея, что «Москва – Третий Рим» могла появиться никак не раньше 1589 года, когда Москва получила статус патриархии:

В 1589 года московские митрополиты получили достоинство патриархов и формальное признание автокефалии от Константинопольского патриарха Иеремии II и остальных Восточных патриархов (Википедия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.245.137 (0.009 с.)