Глава девятнадцатая. Операция «anno domini» или как западной Европе удалось спрятать свою неприглядную историю вглубь веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава девятнадцатая. Операция «anno domini» или как западной Европе удалось спрятать свою неприглядную историю вглубь веков



Мусульмане шутят, что Иисус Христос стал богом путем голосования. Официально это произошло на Первом вселенском соборе – Никейском, на котором было рассмотрено два основных вопроса: признание Иисуса Христа богом и осуждение арианства, приверженцы которого не признавали Иисуса Христа богом. Ариане – это и были первые христиане, которые так себя, то есть «арианами», не называли. Так их назвали позднее, по имени Ария Александрийского, который присутствовал на Никейском соборе и был против нового символа веры – Троицы. Они, ариане, не считали Христа богом, но признавали его божьим посланником – пророком, мессией – как иудеи Моисея, как мусульмане Магомеда, как зороастрийцы Заратустру и как буддисты Будду.

 

Догмат о Троице (Боге-Отце, Боге-Сыне и Святом Духе) был совместным политическим проектом протестантов и католиков (но в первую очередь протестантов), призванный сделать Христа не просто пророком, а Богом (Domini), чтобы сдвинуть историю христианства в глубокую старину с помощью датировок anno domini во многочисленных рукописных и печатных источниках.

Реальным отражением Никейского собора 325 года, как мы уже не раз упоминали, был Тридентский собор (1545–1563), или как его еще называли «Триентский» или «Трентский», на котором «был подтвержден Никейский символ веры» – Троица. Вот и невольно закрадываются подозрения: а не назвали ли Трентский собор в честь Троицы («три» по-итальянски – tre или trio – лат.), а итальянский городишко Тренто свое название получил уже в честь этого наиважнейшего для всего христианства собора… Или нашли созвучный названию собора город. Кстати, часть собора по времени проходила в Болонье. Так может быть не только часть, но и весь собор проходил там?..

Так вот, ко времени Тридентского собора типографии Европы отпечатали сотни тысяч, если не миллионы, книг на самые разные темы, главным образом на латыни. Кроме множества отпечатанных книг, еще была масса писем и прочих рукописных документов в государственных и в частных архивах, и просто в семьях. И на всех этих бумажных носителях информации были проставлены даты:

anno M. D. XXXV – в год 1535-й;

или anno domini M. D. XXXV – в год Господень 1535-й (Фото 117);

или anno ab incarnatione domini M. D. XXXV – в год от воплощения Господня 1535-й. (Фото 118).

И с этим надо было что-то делать!


Фото 117. Образец записи даты: anno domini M. D. XLVI – в год Господень 1546-й.


Фото 118. Образец записи даты: anno ab incarnatione domini M. LXXXVIII – в год воплощения Господня 1088-й (все даты ранее «1500» поставлены задним числом или ссылается на события в прошлом).

 

Напомним, что изначальный смысл фразы «в год от воплощения Господня» был таким: в год от воплощения Господа в человеческом теле (в плоти) – в Адаме (в одиннадцатой главе мы подробно это разбирали).

Католикам нужно было отодвинуть вглубь истории массовый геноцид христиан, позднее названных «протестантами»:

Немецкие лютеране, благодаря заключению Аугсбургского религиозного мира, получили гораздо больше, чем мог бы им дать какой бы то ни было собор. Кроме того, они были крайне раздражены, и не без основания, жестокими преследованиями Рима, от которых в это самое время пострадали их единомышленники в Италии. Тот самый папа [Пий IV], который приглашал их к приисканию способа примирения между ними и католической церковью, казнил в том же самом 1561 году несколько сот тысяч несчастных пьемонтцев и тысячи калабрийцев, заподозренных в принадлежности к протестантской вере! (М. Филиппсон. «Религиозная контрреволюция в XVI веке»).

– Сотни тысяч казненных только в 1561 году! И нас хотят заверить, что за папским престолом стояла горстка швейцарских и немецких наемников?! Но так могла работать только Система. И имя этой Системе – Римская империя с римскими же императорами и их легионами. Без всяких отвлекающих внимание приставок «Священная» и «немецкой нации» (до Вестфальской системы мира наций, в том числе и немецкой, не существовало).

 

Но и протестантам тоже нужна была древняя история христианства. Интересы непримиримых сторон совпали, и на Тридентском соборе были приняты следующие основные решения:

1. Первому вселенскому календарю империи, введенному папой Юлием II (или им же, но до своего понтификата под именем Гай Юлий Цезарь Октавиан Август) было решено изменить точку отсчета: вместо «от Адама» (от воплощения Бога в теле Адама, первого человека) вводилась другая точка отчета – «от Иисуса» (от воплощения Господа нашего Иисуса Христа – от Рождества Христова). То есть, происходит подмена смысла и содержания понятия «воплощение»: вместо воплощения Бога в теле первого человека (по образу и подобию Своему) теперь нужно понимать, как воплощение в теле человека (уже не первого человека) Бога-Сына, а не просто Бога. А «просто Бог», теперь еще и «Бог-Отец», у которого есть «Бог-Сын».

2. Чтобы произвести замену летоисчисления «от Адама» на летоисчисление «от Христа», нужно было выполнить еще одно условие: Иисус Христос должен был стать богом, то есть, Domini – Господом (одно из имен Бога). А во избежание причисления христианства к многобожию (двоебожию), была принята сложная для понимания верующих формула «Триединства Бога».

* * *

Для верующих не имело и до сих пор не имеет ровно никакого значения, являлся ли Иисус Христос богом, или сыном бога, пророком или просто святым человеком. А для глав европейских церквей и государств это было важным политическим и историческим решением:

для Ватикана: все неприличные события, связанные с преследованием христиан, отодвигались в глубокое прошлое, а самих христиан теперь можно называть «протестантами».

для протестантов, то есть, для христиан (или евангелистов, как они сами себя называли во времена противостояния с католиками): получили древнюю христианскую религию и, практически, такую же древнюю национальную историю своих государств.

Главными выгодополучателями этого собора были протестанты

3. На Тридентском соборе было принято еще одно важное решение – в состав Священного Писания (Пятикнижия Моисеева) была введена Шестая книга – Евангелие, после чего Пятикнижие Моисеево было названо Ветхим Заветом, а Евангелие – Новым.

Папский престол понимал, что сохранить паству возможно только примирившись с христианами («протестантами») и всеми, кто им сочувствует. Ранее мы рассматривали еще один акт такого единения и примирения с христианами – установление статуй апостолов Петра и Павла на имперские триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия, известных гонителей христиан.

Движение антитринитаристов

Именно на Тридентском соборе впервые были озвучены основы христианского богослужения, а также «Никейский символ веры», который вызвал великое брожение в европейских умах, которое не обошло и Россию:

Зри, Игнатий соловьянин, и веруй в трисущную Троицу. Существо едино на трое равно разделяй: на трое течет источник божества. По Арию не рцы – три существа неравный, а равныя три существа добре, или естества. Не шевели больше того. Несекомую секи, небось, по равенству, едино на три существа, или естества. Комуждо особно седение: Отцу и Сыну и Святому Духу. Не спрятався сидят три цари небесные: яко Петр и Павел и Иоанн Богослов, трое разстоящи, тому же прилично и божественное трое раздельшеся.

– Как видно из этого фрагмента послания Аввакума к диакону Игнатию, в понимании Святой Троицы старец Аввакум сильно плавал. Видимо представления о Троице тогда еще не устоялись. А вот Ария Александрийского Аввакум (вторая половина 17 века) помнил хорошо, хотя со времен Никейского собора прошло более 1300 лет, и упоминания об этом еретике не должны были попасть в церковную и иную литературу еще до эпохи книгопечатания (Святая инквизиция и церковная цензура – это вам не шутки!). Но каким то непостижимым образом старец Аввакум об Арии знал.

Все остальные христианские догматы также были предметом ожесточенных споров. Каждый из представителей церкви понимал их по-своему. Всё это явным образом указывало на то, что эти догматы еще не устоялись и были достаточно свежи для восприятия:

Предметом споров служили весьма важные вопросы, начиная с главнейших христианских догматов. Именно: учение о Святой Троице, о воплощении Бога Слова, о сошествии Святого Духа на апостолов, о сошествии Христа во ад, затем об ангелах, о душе, о пресуществлении святых даров и об основании церкви. Диакон Феодор знал догматы веры твердо и умел излагать их в точных выражениях. Аввакуму и Лазарю недоставало в этом отношении многого и потому они и особенно Аввакум, всякий раз впадали в ошибки. Впрочем, дело не получило бы того исхода, каким оно кончилось, если бы Аввакум меньше надеялся на свои проклятия…

В конце 1669 года была пустозерская казнь. «И после казни нашея вскоре, – продолжает Феодор, – начася у нас размолвка о сошествии Христове во ад и о сошествии Святаго Духа на апостолы во огненных языцех». Заспорили горячо. Уличенный в неправоте, Аввакум настолько уязвился, что поднял и прежние споры, о которых обещался совсем не упоминать, и, не думая долго, стал «проклинать» Феодора, как еретика (Догматические споры. П. С. Смирнов. Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 1150. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.).

Есть еще одно подтверждение, что никакой Святой Троицы до Тридентского собора не было:

В 1516 году Эразм Роттердамский, широко образованный немецкий учёный-гуманист, опубликовал исправленный (! – А. Т.) текст Нового Завета (параллельные тексты на греческом и в латинском переводе), тщательно сверенный с источниками и подробно прокомментированный… Эразм не включил в Новый Завет тринитарную по духу «Иоаннову вставку», сославшись на её отсутствие в самых древних греческих рукописях (под давлением церкви ему пришлось включить вставку в третье издание 1522 года) (Википедия).

– Во-первых, Эразм Роттердамский не был свободен что-либо издавать без церковного контроля и цензуры. Во-вторых, «издание 1522 года» очень смахивает на позднюю вставку, без которой «подтверждение» Никейского символа веры на Тридентском соборе превращается в её «принятие».

Споры о Святой Троице не утихали до XX века:

Чтобы обозначить свои разногласия с традицией, антитринитарии часто называли себя «унитариями», то есть единобожцами. Большинство попыток рационально объяснить догмат Троицы приводило к появлению новых ересей.

Среди известных унитариев XVI века был испанский теолог Хуан де Вальдес и испанский врач Мигель Сервет, открывший малый круг кровообращения. За отрицание Троицы Сервет был сожжён в 1553 году в Женеве. Кальвин выступал за более мягкий приговор – отсечение головы, но городской совет Женевы настоял на сожжении [Кальвин и другие лидеры протестантов тоже были не подарок, и своей жестокостью мало чем отличались от католических властей – А. Т.].

В XVII веке антитринитаризм получил заметное распространение в Англии. Английские антитринитарии также испытали гонения – например, квакер-антитринитарий Уильям Пенн в 1668 году попал в тюрьму за «богохульное» отрицание Троицы. Пенн утверждал: «Троица зародилась спустя более чем триста лет после провозглашения древнего Евангелия; она была зачата невежеством, выращена и поддержана жестокостью». Убеждёнными антитринитариями были философ Джон Локк и великий английский поэт Джон Мильтон, автор поэмы «Потерянный рай». Мильтон также подвергался преследованиям и с трудом избежал казни.

В 1697 году британский парламент принял законодательный акт «О подавлении богохульства и нечестия», согласно которому за отрицание любого из лиц Троицы предусматривалось поражение в гражданских правах, а при повторении данного преступления – ограничение дееспособности и тюремное заключение на три года (в Шотландии аналогичный закон предусматривал даже смертную казнь). Закон был отменён лишь в 1813 году). К примеру, друг Ньютона Уильям Уистон в 1710 году был лишен профессорского звания и изгнан из Кембриджского университета за своё утверждение о том, что вероисповеданием ранней Церкви было арианство. Сам Ньютон был вынужден всю жизнь скрывать свои антитринитаристские взгляды. Даже в конце XVIII века знаменитый британский химик Джозеф Пристли, открывший кислород, в конце жизни был вынужден из-за своих унитаристских религиозных взглядов переселиться, подобно Пенну, в Америку.

В конце XVIII – начале XIX века антитринитарные взгляды начали обретать в западной Европе право на легальное распространение. Вольтер высмеял тринитарный догмат в трактате «Важное исследование милорда Болингброка» (издан под видом перевода с английского в 1767 году). В это же время были опубликованы богословские труды Ньютона, осторожные в выражениях, но по существу антитринитарные. Эдуард Гиббон в «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1781) высказал мнение, что «Иоаннова вставка» образовалась после переноса комментария на полях в основной текст Нового Завета и заключил: «благочестивый обман, которому с одинаковым рвением предавались в Риме и в Женеве [Эдуард Гиббон здесь имеет в виду две противостоящие столицы католиков и протестантов соответственно, намекая на их единомыслие по догмату о Троице – А. Т.], был бесконечно умножен в каждой стране и на всех языках современной Европы».

В США из общины унитариев, основанной упомянутым выше Пристли, вышли пять президентов США: Джон Адамс, Томас Джефферсон, Джон Куинси Адамс, Миллард Филлмор, Уильям Говард Тафт, а также поэты и философы Генри Уодсворт Лонгфелло, Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Торо.

«Бессмысленные высказывания нужно высмеивать. Прежде чем за дело может взяться ум, мысль необходимо четко сформулировать; ни у кого никогда не было четкого определения Троицы. Это просто абракадабра шарлатанов, именующих себя священниками…» – Томас Джефферсон, 3-й президент США.

 

В России в конце XIX века отчётливо антитринитарную позицию заняли Лев Толстой и его последователи (толстовцы), которые рассматривали христианство как этическое учение и отвергали церковную традицию как посторонние многовековые наслоения, искажающие суть христианства (Википедия).

До XX века догмат о Троице волновал умы мыслителей: поэтов, писателей, философов и политических деятелей. Они думали, что это был вопрос веры, и не понимали, что за Святой Троицей стояла большая политика, и что других способов у отцов-основателей христианства исправить Свою Историю не было.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.014 с.)