Тема: Кариес. Пульпит. Периодонтит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Кариес. Пульпит. Периодонтит



Цели занятия: Изучение этиологии, патогенеза, морфологических проявлений кариеса, пульпита и периодонтита.

УЧЕБНАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

1.Теоретический разбор темы:

Вопросы для подготовки по теме:

1. Определение понятий «кариес», «пульпит», «периодонтит».

2. Классификация, этиология, патогенез кариеса, пульпита, периодонтита.

3. Патоморфологические проявления, осложнения и исходы кариеса, пульпита, периодонтита.

Обучающийся должен знать:

1. Морфологическую характеристику, классификацию кариеса, пульпита и периодонтита.

2. осложнения и исходы кариеса, пульпита и периодонтита.

Обучающийся должен уметь:

1. Диагностировать по макроскопической и микроскопической картине различные виды кариеса.

2. Диагностировать по макроскопической и микроскопической картине различные виды пульпита.

3. Диагностировать по макроскопической и микроскопической картине периодонтит.

 

2.Практическая подготовка:

1.Диагностировать зарисовать микропрепараты, представленные по теме, выполнить обозначения гистологических структур и патологических очагов: средний кариес, глубокий кариес, хронический гранулирующий пульпит, хронический гранулематозный периодонтит. Все препараты окрашены гематоксилином и эозином.

 

Методическое и материально-техническое оснащение:

Макропрепараты: средний кариес, глубокий кариес, хронический гранулематозный периодонтит.

Микропрепараты: средний кариес, глубокий кариес, хронический гранулирующий пульпит, хронический гранулематозный периодонтит. Все препараты окрашены гематоксилином и эозином.

Микроскопы

Фототаблицы и стенды с изображением гистологических препаратов.

Содержание темы

Кариес – это патологический процесс, при котором после прорезывания зубов происходит деминерализация и разрушение твердых тканей с образованием дефекта, который называется кариозной полостью.

Пульпит – воспаление пульпы зуба, возникающее при воздействии различных раздражителей (биологических, химических, физических).

Периодонтит – воспалительный процесс, локализующийся преимущественно в пеиодонтальной связке.

 

Инструкция для самостоятельной работы обучающегося:

1. Изучить и описать макропрепарат "Средний кариес". Обратить внимание на локализацию полости, ее размеры, глубину и форму, вид стенок и дна (стенки полости неровные шероховатые, темно-коричневого цвета) (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.795-96; А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д.Костерина. Клиническая патология орофациальной области и шеи, 1999, С.70-71; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. Патологическая анатомия, 2001, Т.2, Ч.1, С.498; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.410).

 2. Изучить и описать макропрепарат "Глубокий кариес". Обратить внимание на локализацию полости, ее размеры, значительную глубину, форму, вид стенок и дна (стенки полости неровные шероховатые, темно-коричневого цвета) (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.796-97; А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д.Костерина. Клиническая патология орофациальной области и шеи, 1999, С.71; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. Патологическая анатомия, 2001, Т.2, Ч.1, С.498; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.410).

3. Диагностировать гранулематозный периодонтит по макроскопической картине. Найти образование, крепящееся к верхушке корня зуба, оценить его форму, размеры, консистенцию, вид поверхности (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.803; А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д.Костерина. Клиническая патология орофациальной области и шеи, 1999, С.79-82; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. Патологическая анатомия, 2001, Т.2, Ч.1, С.502; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.423).

4. Диагностировать средний кариес по микроскопической картине. Изучить и зарисовать микропрепарат "Средний кариес" (окраска гематоксилином и эозином). При малом увеличении микроскопа найти кариозную полость, расположенную в дентине за пределами дентино-эмалевого соединения. Рассмотреть три слоя в проекции ее дна – слой размягченного дентина, прозрачный дентин и заместительный дентин. При большом увеличении микроскопа выявить расширенные дентинные канальцы, заполненные колониями микроорганизмов в слое размягченного дентина (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.795-96; А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д.Костерина. Клиническая патология орофациальной области и шеи, 1999, С.70-71; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. Патологическая анатомия, 2001, Т.2, Ч.1, С.498; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.410).

5. Диагностировать глубокий кариес по микроскопической картине. Изучить и зарисовать микропрепарат "Глубокий кариес " (окраска гематоксилином и эозином). При малом увеличении микроскопа найти кариозную полость, захватывающую большую часть дентина. Отметить, что дно кариозной полости отделено от пульпы лишь тонким слоем дентина. При большом увеличении микроскопа рассмотреть одонтобласты, подвергшиеся атрофии, а также огрубение ретикулярных и коллагеновых волокон пульпы (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.796-97; А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д.Костерина. Клиническая патология орофациальной области и шеи, 1999, С.71; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. Патологическая анатомия, 2001, Т.2, Ч.1, С.498; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.410).

6. Диагностировать хронический пульпит по микроскопической картине. Изучить и зарисовать микропрепарат "Хронический гранулирующий пульпит" (окраска гематоксилином и эозином). При малом увеличении микроскопа найти пульпарную полость, которая заполнена грануляционной тканью. При большом увеличении рассмотреть грануляционную ткань, содержащую сосуды капиллярного типа, лимфоциты, гистиоциты, группы нейтрофильных гранулоцитов (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.802; А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д.Костерина. Клиническая патология орофациальной области и шеи, 1999, С.78-79; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. Патологическая анатомия, 2001, Т.2, Ч.1, С.501; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.418-19).

7. Диагностировать хронический периодонтит по микроскопической картине. Изучить и зарисовать микропрепарат "Хронический гранулематозный периодонтит" (окраска гематоксилином и эозином). При малом увеличении микроскопа в периодонте в проекции корня зуба найти гранулему и оценить общий план ее строения. Центральная часть гранулемы представлена скоплением клеточных элементов, между которыми расположены капилляры (грануляционная ткань). Видны эпителиальные тяжи, построенные по типу мальпигиевого слоя эпителия полости рта. При большом увеличении оценить клеточный состав грануляционной ткани, содержащей лимфоциты, гистиоциты, плазмоциты, нейтрофильные гранулоциты (А.И.Струков, В.В.Серов. Патологическая анатомия, 2010, С.803; А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д.Костерина. Клиническая патология орофациальной области и шеи, 1999, С.79-82; М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. Патологическая анатомия, 2001, Т.2, Ч.1, С.502; М.А.Пальцев, М.Г.Рыбакова, О.В.Зайратьянц. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов, 2009, С.423).

 

Тема: Болезни пародонта

Цели занятия: Изучить этиологию, патогенез, морфологические проявления болезней пародонта (гингивита, пародонтита, пародонтом, пародонтоза, десмодонтоза), а также одонтогенных воспалительных поражений челюстных костей.

УЧЕБНАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

1.Теоретический разбор темы:

Вопросы для подготовки по теме:

1. Классификация болезней пародонта.

2. Определение понятий «гингивит», «пародонтит», «пародонтомы», «пародонтоз», «десмодонтоз».

3. Основные морфологические проявления болезней пародонта и одонтогенных воспалительных поражений челюстных костей.

4. Значение патологии пародонта для организма человека.

Обучающийся должен знать:

1. Морфологическую характеристику болезней пародонта и остеомиелита челюстных костей.

2. осложнения и исходы болезней пародонта и остеомиелита челюстных костей.

Обучающийся должен уметь:

1. Диагностировать по макроскопической и микроскопической картине болезни пародонта.

2. Диагностировать по макроскопической и микроскопической картине остеомиелит челюстных костей.

 

2.Практическая подготовка:

1.Диагностировать зарисовать микропрепараты, представленные по теме, выполнить обозначения гистологических структур и патологических очагов: хронический гипертрофический гингивит, ангиоматозный эпулис, хронический остеомиелит в фазе обострения. Все препараты окрашены гематоксилином и эозином.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.008 с.)